NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Четверг 28.03.2024 14:15 ast
12:15 msk

Абылай Мырзахметов: "Налоги в Казахстане можно и нужно снизить"
Многие экономисты и финансовые аналитики считают, что в Казахстане экономическая ситуация требует очередных неотлагательных реформ
29.09.2005 / интервью

Евгений РАЧЕНКОВ, "АиФ-Казахстан", 28 сентября

Любое государство, как правило, существует на средства, поступающие от контролируемых секторов экономики, и на деньги налогоплательщиков. Из этих средств и формируется бюджет. Чем он крупнее, тем крепче государство. Поэтому надо всеми силами пополнять казну.

Казалось бы, очевидно, что для этого нужно создать мощный и предельно оптимальный налоговый режим. Что, собственно, мы сегодня и имеем. Однако многие экономисты и финансовые аналитики считают, что в Казахстане экономическая ситуация требует очередных неотлагательных реформ. Так считает и президент Торгово-промышленной палаты РК Абылай МЫРЗАХМЕТОВ.

Конфликт интересов

- Абылай Исабекович, чем вас тревожит экономическая ситуация в стране? Ведь мы по темпам развития чуть ли не "впереди планеты всей".

- На заре зарождения рыночной экономики появилась теория так называемой "невидимой руки". Люди, преследуя максимизацию прибыли в условиях частной собственности, платя налоги, создавая новые производства, невольно производили общественные блага. Задача государства в той ситуации была - не мешать. Спрос и предложение балансировали, экономика работала сама. Но скоро возникли издержки рынка, такие, как безработица, перепроизводство, экологические проблемы. Появилась необходимость государственного регулирования рыночной экономики. За счет различных инструментов - бюджетной, денежно-кредитной, финансовой политики и разрешительной системы - государство начало влиять на экономику.

Но возникли издержки излишнего государственного регулирования. Как правило, госаппарат растет, превращается в некую самостоятельную субстанцию, порождая административные барьеры и бюрократию.

Похожие издержки государственного регулирования видны и у нас. Показателем этого является достигшая 25% доля расходов на государственный аппарат в общем объеме государственных затрат. По статистике, в Казахстане на одного государственного служащего приходится 167 человек населения страны, а в СССР даже в условиях тотального государственного регулирования этот показатель составлял 1 к 338.

Беспокоит административный прессинг на бизнес, особенно на малый и средний. Хотелось бы остановиться на одной из главных нагрузок на малый и средний бизнес - налоговой.

- А как же быть с процветающими компаниями: нефте- , газо- и горнодобывающими? Налоговая нагрузка на них ничуть не меньше.

- Да, сегодня более половины бюджета формируется из поступлений от крупных налогоплательщиков, которые составляют менее одного (!) процента от общего количества. Их можно разбить на четыре подгруппы: это сырьевой сектор - недропользователи; финансовый сектор - банки; акцизная продукция - алкоголь, табак; и крупные нацкомпании. И лишь незначительную часть доходов бюджета формирует малый и средний бизнес. В этом-то и проблема.

Данные говорят о том, что порядка 60 процентов действующих предприятий вообще не платят корпоративный подоходный налог (КПН), показывают убытки. Более 10 тысяч предприятий заплатили КПН в размере 5 тысяч тенге, а 17 тысяч предприятий - в пределах 13 тысяч! Вывод: значительное количество действующих плательщиков в сфере малого и среднего бизнеса либо находятся в тени, либо скрывают налогооблагаемую базу.

- И с чем это связано?

- Торгово-промышленная палата провела в июне текущего года с помощью центра коммуникативных технологий "Репутация" социологический опрос на тему "Проблемное поле малого и среднего бизнеса". Оно проводилось во всех областях, в Алматы и Астане. Было опрошено более 300 респондентов. 76 процентов опрошенных ответили, что главная проблема - административные барьеры. На вопрос "Что необходимо для стимулирования бизнеса?" 38% опрошенных на первое место поставили снижение налогового бремени. На втором месте (23%) - снижение ставок кредитования. Становится ясно, что предпринимателям для расширения бизнеса необходимы свободные средства. И сегодня основная задача государства - помочь им их изыскать.

Лучше меньше, но больше?!

- Вы считаете, что налоги нужно пересмотреть?

- Да. Экономическая ситуация, которая сложилась при доминирующем росте сырьевого сектора, чревата последствиями. И вот почему. Не развивая несырьевой сектор экономики, мы его попросту потеряем. Что уже сейчас демонстрирует наша "импортозависимость". За 2004 год только из Китая (данные таможенной статистики КНР) было завезено, например, текстиля и текстильных изделий на 906 миллионов долларов США (рост на 71% к 2003г.), обуви - на 301 миллион долларов США, то есть готовых потребительских товаров - больше чем на миллиард долларов! Грубо говоря, идет мощный отток финансовых средств, который мы могли бы, и должны, осваивать на внутреннем рынке.

Очень важно сейчас поддержать несырьевой сектор. Конечно, это комплексная задача, но пересмотр налоговой политики для несырьевого сектора мне кажется важным.

- Понижение налоговых ставок нанесет урон бюджету?

- На первых порах - да. Точных данных нет, но усредненные прогнозы есть. В год бюджет может недополучить при максимальном варианте налоговых льгот около 45 миллиардов тенге. При варианте налоговых каникул для представителей малого и среднего бизнеса в производственной сфере (см. "АиФ Казахстан" № 35. - Ред.) речь идет о потерях бюджета в размере 10 млрд. тенге в год. Но не стоит забывать, что эти деньги останутся у предпринимателей с возможностью реинвестирования. За период налоговых каникул малые и средние предприятия получат средства на развитие, притом легальные. Во-вторых, это поспособствует выходу их из тени, и через определенное время государство, потеряв сейчас незначительную сумму из бюджета, получит расширенную налоговую базу в перспективе. Мы увидим, сколько малый и средний бизнес имеет прибыли, каков у него фонд оплаты труда. При этом останутся налоги на имущество, НДС, земельный налог, таможенные пошлины. То есть связь государства с налогоплательщиками сохранится.

Лакомые цифры

- Как я понял, предприниматели ждут понижения корпоративного подоходного налога, социального налога и НДС. Есть ли конкретные цифры, предложения, пути реализации?

- Сегодня обсуждаются три варианта налоговой реформы. Первый - снизить уровень этих налогов. Ставку корпоративного подоходного налога уменьшить для несырьевого сектора с 30 процентов до 20. НДС - с 15 до 7-8 процентов. Я думаю, что оптимально сегодня обсуждать снижение уровня НДС до 12 процентов. Это могло бы устроить всех субъектов малого и среднего бизнеса, недропользователей и государство.

Сырьевики при экспорте получают возмещение по НДС из бюджета. По налоговому кодексу, МФ РК должно возмещать НДС экспортерам в течение 2 месяцев. Это зачастую не делается, фискальные органы придумывают различные способы и затягивают возврат до полугода. То есть снижение НДС выгодно всем, даже государству, имеющему долги перед экспортерами.

Второй вариант - расширение базы так называемой упрощенной системы декларирования, когда вместо КПН и социального налога платится единый налог с оборота. Сегодня он - 4,5 млн. тенге для индивидуальных предпринимателей, 9 млн. тенге - для юридических лиц в квартал. Минэкономики после дебатов с депутатами остановилось на показателе 10 и 25 млн. тенге соответственно с оборота в квартал. Предпринимателей же, судя по опросам, удовлетворила бы сумма оборота в 125 млн. тенге в квартал.

И третий вариант, о котором я уже говорил, это налоговые каникулы для производственного сектора малого и среднего бизнеса. Думаю, что один из этих вариантов будет рассмотрен в ходе осенней сессии в парламенте.

Остается только добавить, что за годы независимости в нашей стране вырос активный и предприимчивый класс людей. Это главное преимущество Казахстана среди стран СНГ, не говоря о Центральноазиатском регионе. И мы должны это преимущество максимально использовать.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Абылай Мырзахметов: "Налоги в Казахстане можно и нужно снизить" 29.09.2005
"Казахстан – моя вторая Родина" 27.09.2005
"Черный пиар" ударит бумерангом 21.09.2005
Поствыборная стратегия президента 21.09.2005
Высшие ценности - мир и согласие 21.09.2005
Воспитатель 15.09.2005
"Уверен, что народ Казахстана сделает правильный выбор в пользу действующего Президента" 14.09.2005
"Армия должна быть освобождена от несвойственных ей функций" 14.09.2005
"Когда мы декларируем свободную экономику, речь идет не только о свободе бизнеса" 09.09.2005
Курултай соберет казахов всего мира в Астане 08.09.2005

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
28.03.24 Четверг
77. САДВАКАСОВ Джаныбек
77. ТУРЕКУЛОВ Абдикарим
76. АБДАКИМОВ Абдижаппар
75. САРИЕВА Рысты
69. ШАЙМАРДАНОВ Жасулан
68. СИНГАЛИЕВА Нурия
67. АБДУЛЛАЕВ Марат
64. ЕРАЛИЕВ Абзал
64. РУСТЕМБАЕВ Базархан
63. КУТКОЖА Парасат
61. БЕЛОГРИВЫЙ Леонид
60. ДОСЖАН Ардак
58. ГАБДУЛИН Канат
55. РАХИЛЬКИН Аркадий
54. БИМЕНДИН Нуржан
...>>>
29.03.24 Пятница
83. МЕДВЕДЕВ Святослав
78. ЖУКОВ Владимир
77. ЕРЖАНОВ Сырымгали
73. НОСОНОВСКИЙ Геннадий
63. МАЗАКОВ Талгат
61. БАЙДАБЕКОВ Ауез
59. АБИШЕВ Азат
59. ЖУМАДИЛЬДАЕВА Наталья
59. ТАБЫЛДИЕВ Коктембек
57. ИМАНТАЕВ Ермек
57. ХАЛИЛИН Ерден
55. ЛАРИЧЕВ Леонид
43. АЙМАГАМБЕТОВ Лашин
43. АХМЕД-ЗАКИ Дархан
42. ХАИРОВА Камилла
...>>>
30.03.24 Суббота
79. КЕРИМБАЕВ Бигали
78. ЗАЙЦЕВА Александра
74. АМАНБАЕВ Кайрат
72. АЙТБЕКОВ Берик
69. ОРДАБАЕВ Галым
67. СЛАБКЕВИЧ Лариса
65. УТЕУЛИНА Ирина
64. ЖУНУСОВ Сарсембек
63. МОМЫНЖАНОВ Каиргали
63. СМАТЛАЕВ Бауржан
61. ПАРФЕНОВ Дмитрий
60. БЕКЕЖАНОВ Сенбай
57. САБДЕНОВ Кайрат
51. ДАРЖИБАЕВ Еренай
42. ЕСИМОВА Анара
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz