NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | правительство Мамина | правительство Сагинтаева | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050









Опросы:

Кто человек №2 в Казахстане (май 2020)
За какую партию Вы проголосуете на выборах?








Поиск  
Среда 12.08.2020 11:41 ast
08:41 msk

Булат Утемуратов: Никто не сможет "разменять" реформы для народа
Национальная комиссия по вопросам демократии и гражданского общества при Президенте Республики Казахстан всего за один год существования стала весьма важным фактором политической жизни в стране…
17.10.2005 / интервью

Олег КВЯТКОВСКИЙ, "Казахстанская правда", 15 октября

Национальная комиссия по вопросам демократии и гражданского общества при Президенте Республики Казахстан всего за один год существования стала весьма важным фактором политической жизни в стране. Ее представители провели обсуждение основных положений программы демократических реформ во всех областях РК. Комиссией создано несколько законопроектов, концепций и программ по различным направлениям демократизации государства и общества. Сегодня у нее в повестке дня проект Общенациональной программы демократических реформ. В четверг, на шестом заседании комиссии, Глава государства дал высокую оценку ее деятельности, подчеркнув эффективность и важность этой уникальной диалоговой площадки. С такого рубежа работы Нацкомиссии началась наша беседа с ее председателем, секретарем Совета безопасности РК Булатом Утемуратовым.

- Булат Джамитович, расскажите подробнее о шестом заседании, о встрече членов Нацкомиссии с Президентом страны.

- Участие Президента страны в работе Нацкомиссии ощущается постоянно и многогранно. И это заседание прошло в приподнятом, активном, очень деловом формате. Мы подробно рассказывали Нурсултану Абишевичу Назарбаеву о своих выездных заседаниях, о встречах с казахстанцами во всех регионах страны. Руководители рабочих групп комиссии в деталях проинформировали Главу государства о проделанной за год работе. И, в частности, о подготовленных предложениях по развитию местного самоуправления, поддержке институтов гражданского общества, усилению полномочий Парламента.

Вообще, могу прямо сказать: выездные заседания НКВД в регионах оказались эффективными по всем параметрам. Нам, к явному неудовольствию лидеров оппозиции, удалось установить контакты почти со всеми региональными руководителями их политических объединений. Глава государства дал хорошую оценку деятельности Национальной комиссии. И одновременно поставил ряд задач на ближайшую перспективу. Среди них - глубокий анализ итогов прошедших в начале осени экспериментальных выборов акимов районов, подготовка нового законопроекта о СМИ...

- Нацкомиссия провела много встреч и бесед в регионах республики. "Казахстанская правда" рассказывала о них. Но хочется все же услышать от вас, так сказать, резюме: что в самую первую очередь волновало людей, живущих в глубинке?

- В первую очередь, конкретные проблемы их поселка, городка, аула, реальная возможность самоуправления - на деле. Повсюду на местах бизнесмены, чиновники и хозяйственники озабочены проблематикой привлечения дешевых кредитов, создания новых рабочих мест. Нельзя не отметить, что эти вопросы поднимались со ссылкой на февральское Послание Главы государства народу республики, на те основные направления политической реформы, которые были изложены в этом документе. Мы встречались с научной и творческой интеллигенцией, предпринимателями, представителями НПО, политических партий, с молодежью и ветеранами. И постоянно отмечали активную гражданскую позицию казахстанцев, их искреннее желание участвовать в дальнейших реформах.

- Это важно! Ведь можно услышать порой разговоры о том, что граждане мало интересуются политическими проблемами...

- На самом же деле во всех регионах страны люди имеют свое видение политических процессов, политических реформ, имеют конкретные мысли по этому поводу и конкретные предложения, искренне радуются происходящим демократическим преобразованиям и вместе с тем критически оценивают отдельные, не совсем удачные, шаги в этом направлении. И это действительно важно. Ведь в целом политические реформы не являются самоцелью. Они осуществляются в интересах общества, всех жителей республики. Поэтому участники Национальной комиссии старались с особым вниманием выслушать каждое мнение, чтобы лучше понять наиболее актуальные проблемы на местах, оценить самую первую реакцию в регионах на готовящиеся документы. Ведь можно разрабатывать различные программы и стратегии, не выходя из теплых и уютных кабинетов в Астане. Но это еще вопрос, будут ли такие концепции работать на региональном уровне. Считаю, что наши поездки в глубинку имели большое практическое значение, они дали заметный эффект и послужат хорошим подспорьем при подготовке реалистичных и, главное, работоспособных предложений в сфере политической реформы.

- Иначе говоря, вы укрепляли и налаживали "обратную связь" между объектом и субъектом политических реформ...

- Да, именно так. Мы провели очень полезные, результативные "круглые столы" во всех областных центрах. "Прокачали" на них ряд идей, касающихся введения местного самоуправления, совершенствования системы местного государственного управления, выборности акимов. Обсудили пути оптимального сочетания систем местного государственного управления и местного самоуправления, проекты законов "О местном самоуправлении", "О суде присяжных заседателей". Все предложения граждан и общественных объединений, высказанные в ходе выездных встреч, обобщены, проанализированы и используются Национальной комиссией в рамках подготовки Общенациональной программы демократических реформ.

- Можем ли мы говорить о том, что для казахстанцев сейчас политические реформы являются главным приоритетом?

- Я бы сказал, одним из приоритетов. Понятно, что людей прежде всего беспокоят повседневные, текущие проблемы: рост цен, вопросы занятости, заработной платы, качество медицинских услуг... В то же время необходимость политических реформ, дальнейшей демократизации постоянно подчеркивалась в ходе наших встреч со стороны представителей самых разных слоев населения.

Обобщая предложения граждан, можно сделать такие основные выводы.

Во-первых, политические реформы следует проводить поэтапно, особое внимание уделяя сохранению стабильности и межнационального согласия в стране. Этот несколько "банальный" тезис постоянно звучал на встречах. Но за этой "банальностью" стоит трезвое понимание казахстанцами политической ситуации в стране и рисков, связанных с политической реформой. Люди видят, что сейчас происходит в Украине, Кыргызстане... Поэтому так часто отмечалась во время наших встреч необходимость эволюционного развития в Казахстане.

Во-вторых, постоянно подчеркивалась необходимость усиления человеческого измерения в политической реформе. Реформы должны делаться не для узкого круга внутриэлитных групп, а для обычных людей. Реформы не должны стать инструментом или "разменной монетой" в ходе политической борьбы между различными политическими силами. Все предложения по демократизации политической системы нужно пропускать через сито интересов обычного, среднего казахстанца. Неотвратимость политических реформ очевидна. Это реформы для народа Казахстана. Их "разменять" уже никто не сможет.

В-третьих, по мнению граждан, одной из ключевых проблем сейчас является реформа системы местного государственного управления. Практически всех волнует вопрос, как избавиться от проблем, связанных с бюрократизмом, коррупцией, взяточничеством. Людей в регионах особенно интересовали вопросы обеспечения доступности местных властей, их регулярная отчетность перед жителями. Отмечали не всегда эффективную работу акимов, их закрытость, а порой и оторванность от насущных забот людей.

В-четвертых, возросшая гражданская активность населения объективно требует адекватных мер по усилению полномочий и роли представительных органов на местном уровне, укреплению маслихатов, децентрализации государственного управления и развитию местного самоуправления. Казахстанцы ждут конкретных шагов в этом направлении.

- Насколько все же мы готовы к внедрению местного самоуправления? Ведь кроме правовой базы необходимы и экономические рычаги...

- Абсолютно верно. Внедрение местного самоуправления является важной частью политической и административной реформы, реализуемой в стране. В рамках Национальной комиссии определенная работа в этом направлении проведена. В частности, подготовлен проект закона "О местном самоуправлении". Но это только начало большой и сложной работы.

Сегодня все соглашаются, что в Казахстане необходимо вводить местное самоуправление. Но как это сделать наиболее эффективным образом? Здесь еще очень много открытых вопросов. Поэтому нужно двигаться поэтапно. Нельзя одним законом ввести местное самоуправление в масштабах всего Казахстана. Необходимо апробировать различные модели, провести ряд экспериментов. Понятно, что модели, работающие, к примеру, в Южно-Казахстанской области, не обязательно будут работать в Восточно-Казахстанской области. Нужен индивидуальный подход к каждому региону.

Президентом страны дано поручение по подготовке государственной программы развития местного самоуправления в Казахстане. Для организации всей этой работы по инициативе Национальной комиссии планируется создать Комитет по делам местного самоуправления. Другой большой вопрос - это децентрализация системы государственного управления, которая должна идти одновременно с введением местного самоуправления.

Действительно, в первый период казахстанской государственности существовала настоятельная необходимость в концентрации властных полномочий. Это характерно для любого транзитного периода и с точки зрения обеспечения управляемости, и с точки зрения национальной безопасности.

Сегодня Казахстан стал перспективным государством со стабильной внутриполитической обстановкой и динамично развивающейся рыночной экономикой. Поэтому все более важно наделить большими полномочиями регионы, местные власти.

- Насколько нам известно, Правительство готовит предложения в этом направлении.

- Да, Правительство в последний год активно работает над вопросом разграничения полномочий между уровнями государственного управления. Цель - разгрузить центральные органы от чрезмерных функций, одновременно предоставив часть управленческих рычагов местным органам. Мы не раз заслушивали руководителей соответствующих министерств на заседаниях Национальной комиссии. Но здесь тоже очень много открытых вопросов. Правительство само до конца не определилось в концептуальном плане. Я беседовал на эту тему с акимами. Честно говоря, они не в восторге от дополнительных полномочий. Ими резонно поднимаются вопросы финансового и иного обеспечения этих полномочий. Децентрализация системы государственного управления - это очень серьезный вопрос, необходимо все тщательно взвесить.

- Наша газета в июле опубликовала проект концепции развития гражданского общества на 2006-2011 годы, который затем рассматривался на Гражданском форуме. Какова дальнейшая судьба этого документа, что даст его реализация нашим общественным объединениям?

- Готовя данный документ, мы исходили из того, что без развитого гражданского общества не может быть стабильно функционирующей демократической политической системы. К работе были привлечены представители неправительственных организаций, ученые, эксперты. Мы ставили цель попробовать сформулировать концептуальное видение развития гражданского общества в стране. В проекте изложены основные принципы взаимоотношений власти и институтов гражданского общества, модель гражданского общества в Казахстане, а также те направления, где государство может оказать поддержку НПО, профсоюзам, различным общественным объединениям, ассоциациям и другим институтам гражданского общества на этапе становления.

Члены Национальной комиссии провели широкое обсуждение проекта среди институтов гражданского общества. В целом документ встречен положительно. Понятно, что идеальных, устраивающих всех подходов не бывает. Мы слышали и критику концепции. Некоторые, к примеру, считают, что государство не должно в любой форме вмешиваться в дела институтов гражданского общества, ибо это приведет к ограничению их деятельности, дискредитирует саму идею развития гражданского общества.

Но в концепции мы и не претендуем на регулирование этой сферы или вмешательство в дела НПО. Речь идет о том, чтобы создать на первоначальном этапе условия для становления институтов гражданского общества, тех же НПО, профсоюзов, политических партий. Помочь им. В частности, в концепции поднимаются вопросы о принятии законов "О социальной работе", "О благотворительной деятельности", "Об омбудсмене" и других, создающих соответствующие правовые условия для работы НПО. Поднимаются вопросы внесения изменений в Налоговый кодекс в части налогообложения некоммерческого сектора. Поднимаются вопросы социальной ответственности бизнеса. В целом, я думаю, мы подошли достаточно корректно к вопросу поддержки институтов гражданского общества и не перешагнули ту грань, за которой помощь трансформируется в патронат. Кстати, мы одни из первых на пространстве СНГ подняли вопросы системного развития гражданского общества.

Проект концепции рассмотрен и в целом одобрен на недавно прошедшем Гражданском форуме. Мы надеемся, что концепция будет утверждена Президентом страны, и в дальнейшем на базе подходов, изложенных в данном документе, будут выстраиваться конструктивные взаимоотношения власти и институтов гражданского общества.

- Не раз члены Национальной комиссии в средствах массовой информации поднимали вопросы реформирования судебной системы. Не могли бы вы о них рассказать подробнее?

- В течение этого года рабочими группами Национальной комиссии прорабатывались вопросы по судебному санкционированию ареста и поэтапному введению суда присяжных заседателей. Когда мы обсуждали на одном из своих заседаний тему санкционирования ареста судом, для участия в дискуссии были специально приглашены председатель Верховного суда и Генеральный прокурор. Свое видение излагали эксперты правозащитных организаций. Дискуссия развернулась очень острая. Объясню вкратце, почему Нацкомиссия так активно занималась этой проблемой.

Арест или заключение под стражу - наиболее суровая мера уголовно-процессуального принуждения. Как верно отмечают правозащитники, под арест попадает человек, вина которого еще судом не доказана, возможно, не будет она и в дальнейшем доказана. Находясь под стражей, человек ощутимо ограничивается в своих правах. Судьбы многих людей - не секрет - покалечены как раз на этом этапе. В демократических системах существуют механизмы, защищающие граждан от необоснованного, произвольного ареста. В частности, таким механизмом является санкционирование судом решения о заключении обвиняемого под стражу. Сегодня почти все страны мира перешли на судебное санкционирование ареста.

Глава государства поддержал позицию Национальной комиссии и в выступлении первого сентября на открытии сессии Парламента дал поручение о поэтапном введении судебного санкционирования ареста в Казахстане. Депутаты Мажилиса также поддержали такой подход в ходе обсуждения и ратификации международного Пакта о политических и гражданских правах.

Кроме того, с точки зрения усиления правовой защищенности граждан важной задачей является обеспечение справедливого судебного разбирательства. Известно, что достаточно серьезные проблемы имеются и в этой области. Национальной комиссией подготовлен законопроект "О суде присяжных заседателей". Мы уверены, что судопроизводство с участием присяжных окажет положительное воздействие на всю систему уголовного судопроизводства в части ее гуманизации, демократизации и усиления законности.

- В какой стадии сейчас работа над проектом Общенациональной программы демократических реформ?

- Она весь год не прекращалась. Работали несколько групп Нацкомиссии. Мы обобщили результаты своих поездок по регионам, систематизировали все поступившие предложения. Как отмечено Главой государства, политическая реформа в предстоящие годы будет осуществляться в два этапа. Первый этап - 2006-2008 годы. Второй - 2009-2011 годы. Я полностью поддерживаю данный подход. Считаю, что в рамках этого периода мы сможем провести все необходимые политические преобразования - без излишней поспешности и в то же время не затягивая процесс. В целом, на наш взгляд, в рамках политической реформы на первый план выдвигается несколько направлений на современном этапе. Среди них -усиление полномочий и роли представительной ветви власти; децентрализация государственного управления и развитие местного самоуправления; укрепление роли и функций политических партий; борьба с коррупцией. По каждому из этих направлений целесообразно реализовать комплекс мер.

В частности, мы предлагаем усилить контрольные полномочия Парламента, наделить высший представительный орган дополнительными функциями. Предлагается увеличить количество депутатов Мажилиса и формировать его по принципу: 50 процентов депутатов избирается по одномандатным округам, 50 процентов - по партийным спискам. Предлагается снизить порог прохождения политических партий в Мажилис с семи до пяти процентов. Вносится предложение перейти к системе выборности акимов через маслихаты. Есть конкретные предложения по дальнейшей реформе судебной системы. Не буду перечислять все наши предложения, скажу только, что мы обобщили предложения политических партий. В результате, как кажется, смогли выйти на сбалансированные, конструктивные предложения. Планируем уже в ближайшее время завершить работу над проектом Общенациональной программы демократических реформ.

- Что, по вашему мнению, даст Казахстану реализация этой программы?

- В результате реализации этой программы политическая система Казахстана, на наш взгляд, должна стать более сбалансированной, гибкой и устойчивой, произойдет перераспределение полномочий между ветвями власти, между центральными и местными органами. Произойдет укрепление представительных органов. Усилятся роль и влияние политических партий. Будут созданы некоторые механизмы для цивилизованного решения существующих в обществе проблем и согласования интересов различных политических сил.

В целом для нас политические реформы не являются данью моде или красивыми лозунгами для получения голосов избирателей. Суть демократии - это не митинги и не шествия. В Казахстане политические реформы, демократизация в конечном счете должны обеспечить решение двух стратегических задач: обеспечить долгосрочную стабильность в стране и за счет создания современной, прозрачной и демократической политической системы способствовать дальнейшему динамичному социально-экономическому развитию страны.

- Известные события в Украине и Кыргызстане проходили под демократическими лозунгами. Обязательно ли развитие демократии на пространстве СНГ должно быть сопряжено с революционными потрясениями?

- Конечно, нет. У стран СНГ есть все возможности и условия для эволюционного развития, и необходимо именно таким образом развиваться. То, что произошло в Украине, Кыргызстане, Грузии, - результат влияния ряда факторов. Несколько упрощенным является подход к ним как к "революциям, инициированным исключительно внешними силами".

Сегодня в этих государствах идут сложные внутриполитические процессы. Их достаточно подробно освещают средства массовой информации. В то же время не вижу причин драматизировать ситуацию, в первую очередь - в Украине. Потенциал этой страны очень большой. Понятно, что внутри страны имеются различные интересы, различные политические группы. После так называемой "оранжевой революции" идет естественное размежевание внутри разнородного блока, выступавшего в свое время единым фронтом против Кучмы. Идет жесткая борьба за власть между различными политическими силами. Но в то же время, что более важно, одновременно идет процесс выработки общих правил игры, легитимизация роли оппозиции в политическом процессе, обеспечивается прозрачность при принятии важных государственных решений, формируется система баланса между различными политическими силами, усиливается роль представительных органов, формируется культура согласования интересов и так далее. Другими словами, в результате жесткой и открытой борьбы между политическими силами складываются предпосылки для формирования демократической политической системы. Этот транзитный путь, со своими специфическими особенностями, прошли многие страны, и Украина здесь не исключение. Не сомневаюсь, что эта страна в ближайшие годы создаст стабильную демократическую политическую систему, сплотит все общество вокруг идеи превращения Украины в демократическое, процветающее государство.

- А что вы скажете насчет нашего соседа - Кыргызстана?

- Там несколько иная ситуация. В этой стране очень большую роль играет социальный фактор. Достаточно острые проблемы имеются в социальной сфере, в частности безработица, бедность. Но ситуация не безнадежная. При правильной линии новой власти многие противоречия и проблемы могут быть решены. Это, впрочем, не значит, что я поддерживаю способы, которыми осуществлялась смена власти в Украине, Грузии и Кыргызстане. Тем более не рассматриваю такие "революции" как приемлемую модель для других стран СНГ.

- Сейчас в Казахстане действует множество политических партий и общественных объединений, в том числе оппонирующих нынешней власти. Как именно должна власть вести с ними диалог и нужно ли это ей?

- Диалог всегда важен, и, больше того, он всегда обязателен. Рост количества политических партий, общественных объединений - закономерный результат нашего развития. Различные слои общества, группы населения стремятся реализовать свои интересы, создают для того политические объединения. Политическое многообразие, альтернативные позиции, оппозиция - неотъемлемые части нормальной демократической политической системы.

Но имеются в нашем обществе и общие интересы, которые связаны с развитием Казахстана как единого целого. Сейчас нам особенно важна консолидация общества, так как Казахстан переживает ответственный этап в становлении государственности. Цена ошибок сейчас исключительно высока. Поэтому свою задачу Национальная комиссия видит в том, чтобы отразить и сформулировать эти интересы, найти общие знаменатели, объединяющие казахстанцев, и выработать предложения, которые будут консолидировать все основные политические силы.

Вы знаете, что в состав Национальной комиссии были включены лидеры оппозиционных политических партий. Члены Национальной комиссии и я лично, как ее руководитель, неоднократно обращались к ним с предложением участвовать в совместной работе. Я никогда не скрывал своего уважительного отношения к некоторым представителям оппозиции, независимо от их нахождения во власти или же в оппозиции. Считаю их политиками, которые могут достаточно много сделать для нашей страны. Но, к сожалению, если не считать участия ряда региональных руководителей оппозиции в выездных мероприятиях Национальной комиссии, с центральным руководством поработать совместно так и не удалось. Но возможность диалога сохраняется. В том числе - в рамках Государственной комиссии под председательством Президента страны, которая создается на базе Национальной комиссии. Я искренне надеюсь, что в ближайшем будущем будет налажено активное и конструктивное взаимодействие различных политических сил, включая оппозиционные, в рамках реализации политической реформы.

- Каковы же дальнейшие перспективы Национальной комиссии? Будут ли ее наработки использоваться Государственной комиссией?

- Вопрос о прекращении деятельности Нацкомиссии не стоит. Речь идет о реорганизации. На основе Нацкомиссии будет создана Государственная комиссия, в которую дополнительно будут включены видные политические и общественные деятели Казахстана. Создание Государственной комиссии демонстрирует, что вопросам дальнейшей демократизации уделяется все более приоритетное внимание. Наша страна вышла на новый этап развития, для которого необходимо принятие стратегических решений по реформированию политической системы. Вот поэтому Глава государства на столь ответственном для страны этапе будет лично возглавлять Государственную комиссию. Что касается наработок Национальной комиссии, могу с уверенностью сказать, что они наверняка будут востребованы. Более того, часть из них уже воплощена в жизнь.

- Как вы в целом оцениваете работу комиссии за почти годовой период ее деятельности? Достигла ли она поставленных перед ней целей?

- Думаю, мы смогли сделать многое. Одним из наиболее важных результатов нашей деятельности является подготовка проекта Общенациональной программы демократических реформ, о которой я говорил. В результате реализации этой программы политическая система страны, на наш взгляд, должна стать более сбалансированной, гибкой и устойчивой. Мы надеемся, что эта программа будет одобрена. Я считаю работу над ней главным вкладом Национальной комиссии в демократизацию политической системы Казахстана.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Умирзак Сарсенов: Казахстанская оппозиция – это братья по несчастью, вылетевшие из коридоров власти 31.10.2005
"Хотелось бы вернуться в Россию" 31.10.2005
Ради Марса - никакого секса! 31.10.2005
Передозировка 28.10.2005
Двигаясь вперед, улучшить качество жизни людей 22.10.2005
"Оценивать себя - дело неблагодарное" 20.10.2005
О гендере в американской политике и тайных агентах оппозиции 19.10.2005
Куаныш Султанов: Мы открыты для сотрудничества 19.10.2005
Булат Утемуратов: Никто не сможет "разменять" реформы для народа 17.10.2005
Справедливость всегда относительна 17.10.2005

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
12.08.20 Среда
68. АКБЕРДИЕВ Фарид
66. АБДИКУЛОВ Созакбай
63. МУСИНОВ Серикбол
62. АБДРАХМАНОВ Керимтай
62. МУКАШЕВА Кулянда
60. КАРПИШЕВ Орал
60. МУСАБАЕВ Тиллабек
56. АБЖАНОВ Алимхан
55. ТЛЕУХАН Наркес
54. КАРБОЗОВ Ардак
51. МУРЗАБАЕВ Ержан
50. КВАШУК Дмитрий
47. ОРЫНБАЕВ Марат
43. МЕЛДЕБЕКОВ Азамат
41. НУРКИЯНОВ Куаныш
...>>>
13.08.20 Четверг
90. ПАК Иван
82. АТКЕШЕВ Жумагали
72. АХМЕДЖАНОВ Мейрам
68. БАЙТУКБАЕВ Джаксылык
66. ЕСЕНБЕРЛИН Козыкоpпеш
66. СЫЗДЫКОВ Аскар
63. ТЕЛЕБАЕВ Газиз
62. ОМУРЗАКОВ Турсунбек
59. УТЕСИНОВ Бекмурат
55. АКТАЕВА Лязат
54. АЛЬЧЕКЕНОВ Лут
54. КУЗЕМБАЕВА Маржан
53. ГУБАШЕВ Асланбек
52. ГИЛИМОВ Абилмажен
52. КОЖАГАПАНОВ Ерлан
...>>>
14.08.20 Пятница
91. ЖУМАГУЛОВ Шакен
81. ОВЕРКО Валерий
78. ТЕМЕШЕВ Телагис
72. САМОЙЛЕНКО Александр
69. БЕЛОГЛАЗОВ Алексей
67. БОБРОВ Владимир
64. ИТЕГУЛОВ Марат
64. АРТЫГАЛИЕВ Муса
63. АЛАНОВ Жаксылык
62. ДЮСЕМБАЕВ Еркын
61. ТОКСАНБАЕВ Амиржан
60. ДАУМОВА Батима
60. НАБИЕВ Ерсаин
60. САЛИМГЕРЕЕВ Малик
59. ОМАРБЕКОВА Жанат
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Top.Mail.Ru
zero.kz