NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Вторник 23.04.2024 23:29 ast
21:29 msk

Армия и деньги
Экономить бюджетные средства в стране становится не выгодно...
29.11.2005 / интервью

Владимир СЕВЕРНЫЙ, "Мегаполис", 28 ноября

Объем финансирования Министерства обороны Казахстана пока остается на прежнем уровне – 1% от ВВП. Сумма приличная. В 2005 году она составила более 62-х млрд тенге. Деньги бурной рекой не льются, но надо признать – поступают в силовые "закрома" бесперебойно, без проволочек и длительных задержек, поскольку президент страны Нурсултан Назарбаев поставил предельно четкую задачу: создать в Казахстане немногочисленную, но мобильную и хорошо оснащенную современными видами вооружения и военной техники армию, а теперь следит за этим лично. Эта его стратегическая установка госчиновниками выполняется неукоснительно. Другой вопрос: насколько эффективно используются эти "армейские миллиарды"? Не транжирятся ли генералами и их подчиненными без толку и пользы? За ответом на этот вопрос специальный корреспондент "Мегаполиса" Владимир СЕВЕРНЫЙ обратился к доктору экономических наук Козы-Корпешу ДЖАНБУРЧИНУ, заместителю министра обороны по экономике и финансам.

* * *

ДЖАНБУРЧИН Козы-Корпеш Есимович

Родился 2 июля 1960 года. В 1982 г. окончил Московский экономико-статистический институт. Трудовую деятельность начал инженером научно-исследовательского института. В дальнейшем занимал должности экономиста, старшего экономиста научно-исследовательского института при Госплане Казахской ССР. В 1990 году окончил аспирантуру при Московском экономико-статистическом институте. После окончания аспирантуры назначен главным специалистом в Государственном экономическом комитете Казахской ССР. С 1992 по 1994 гг. занимал должности консультанта Высшего экономического совета при Президенте Республики Казахстан, экономического советника при Президенте РК, заместителя руководителя Совета экономических консультантов Президента Республики Казахстан. С 1994 по 1996 гг. – национальный директор Бюро ТАСИС в РК, с 1996 по 1997 гг. – председатель Комитета экономики Алматы, с 1997 по 2003 гг. – заместитель акима Алматы. В сентябре 2003 года распоряжением главы государства назначен заместителем министра обороны РК по экономике и финансам. Доктор экономических наук.

* * *

Диалог был конкретным, хотя без философии и общих слов все равно не обошлось. Вместе с тем, надо заметить, заместитель министра обороны генеральскими погонами не обременен, возможно, именно поэтому ответы Козы-Корпеша Джанбурчина были весьма откровенными. Как профессионал он старался говорить по существу.

– Уже сегодня мы имеем четкую Программу перехода на контрактный принцип комплектования Вооруженных Сил, которая одобрена и поддержана правительством, – говорит Козы-Корпеш Джанбурчин. – Мы также имеем три варианта прогнозного развития Вооруженных Сил в зависимости от объемов финансирования и целей, которые будут поставлены перед ними. На стадии завершения находится Программа по ремонту, модернизации и приобретению вооружения и военной техники, реализации инвестиционных проектов, в которой полностью, по всем структурным подразделениям, видам и родам войск рассчитаны потребности в приобретении, ремонте и модернизации вооружения и военной техники. Причем программа эта разработана в трех вариантах: при высоком, среднем и низком уровнях финансирования. На стадии завершения работа по созданию оптимальной инфраструктуры Вооруженных Сил. Это очень большая работа. Мы ее не афишируем, поэтому со стороны ее не видно, но, когда мы ее закончим, процесс бюджетного планирования в Вооруженных Силах станет намного эффективней. Мы будем четко знать: что нам нужно и в каких количествах. В зависимости от уровня финансирования и приоритетов мы будем в состоянии расставить и определить наши потребности. Дальше включится в работу специально созданное подразделение в структуре Главного управления материально-технического обеспечения, осуществляющее мониторинг цен на основные виды продукции, товаров и услуг, приобретаемых Министерством обороны…

– В общем, понятно… Козы-Корпеш Есимович, извините, что приходится перебивать, но скажите: удалось ли Министерству обороны освоить запланированные бюджетные средства? Насколько эффективно, на ваш взгляд, они были использованы?

– Думаю, нашему оборонному ведомству удается осваивать выделенные бюджетные средства довольно успешно. Уверен, что по итогам года все сто процентов финансовых ресурсов, выделенных Министерству обороны на 2005 год, будут реализованы. Что касается эффективности освоения, то здесь действительно есть над чем задуматься. Очень сложно оценивать эффективность освоения бюджетных средств после того, как эти средства были спланированы. Постараюсь пояснить свою мысль. Предположим, что если на приобретение того или иного товара или услуги в паспорте бюджетной программы уже заложена определенная сумма, то ее я обязан освоить. В противном случае у меня как администратора, который не обеспечил освоение бюджетных ресурсов, возникнут проблемы. Получается, я поставлен в такие условия, что должен быть не заинтересован в том, чтобы ту или иную продукцию купить по цене меньшей, чем указано в паспорте бюджетной программы. Что я должен во что бы то ни стало потратить все выделенные деньги и при этом ни в коем случае не допустить экономии. Иначе буду вынужден искать, на что в короткие сроки потратить сэкономленные средства. И эта проблема касается не только Министерства обороны. Это очень серьезная проблема, решению которой, как мне кажется, в нашей стране уделяется недостаточно внимания. Поэтому, добиваясь эффективности в освоении бюджетных средств, необходимо в первую очередь обеспечить эффективное бюджетное планирование. Во-вторых: необходимо внести серьезные коррективы в законодательство о госзакупках. Как специалист должен сказать, что механизм госзакупок, действующий в Казахстане, нуждается в серьезном реформировании.

– А в чем, на ваш взгляд, заключается несовершенство законодательной базы и руководящих документов в этой сфере деятельности?

– Не освоение бюджетных средств на сегодняшний день является одним из самых больших недостатков в деятельности любого министерства или ведомства. За неполное либо нецелевое и неэффективное освоение бюджетных средств ответственные должностные лица очень часто и серьезно наказываются. Но если вникнуть в причины этого не освоения, то видно, что они кроются в несовершенстве самого механизма проведения госзакупок. Основным недостатком действующего механизма госзакупок, на мой взгляд, является то, что он слишком зарегулирован. Процедура госзакупок чрезвычайно детализирована. А это, в свою очередь, является причиной того, что орган, проводящий госзакупки на тендерной основе, имеет максимум возможностей для определения и объявления победителем того, кто субъективно ему более предпочтителен. Потому что провести тендер по закупке, не нарушив, скажем, ни одного из требований законодательства, НЕВОЗМОЖНО. На практике я могу на эти нарушения, как говорится, закрыть глаза, а могу и воспользоваться этим нарушением для того, чтобы того или иного претендента на бюджетные средства убрать. Еще один не очень понятный момент. Почему уполномоченный госорган – Комитет по закупкам и финансовому контролю – наделен такими огромными полномочиями? Ни глава государства, ни парламент, ни правительство, ни Минфин не имеют права отменить тендер, а этот комитет имеет. На каком основании?! На мой взгляд, только суд должен иметь право отменить тендер. Но это опять же мое мнение, и оно может быть спорным. Хотя, где бы я ни высказывался на эту тему, со мной никто не спорит. Потому что для тех, кто с этими проблемами каждый день сталкивается, все, о чем я говорю сегодня, является очевидным фактом. Еще одна большая проблема – это необходимость проводить тендеры, подводить их результаты и осваивать разыгранные бюджетные средства в течение одного и того же бюджетного года. Я абсолютно убежден, что тендеры следующего года необходимо проводить в предыдущем году, чтобы весь год остался только на освоение бюджетных средств. Можно как угодно пытаться провести все тендеры в течение месяца, однако все равно 15, 20 или 50 процентов проведенных тендеров будет либо отменяться, либо переноситься по тем или иным причинам, а часть тендеров может вообще не состояться… То есть процесс проведения конкурсов обязательно затянется минимум на полгода. Зато потом, в оставшиеся полгода мы (ответственные исполнители и администраторы бюджетных программ) будем вынуждены идти на различные ухищрения ради освоения этих средств. Все, кто в своей деятельности имеет дело с тендерами, в один голос утверждают, что эта проблема существует и ее надо решать. Необходимо вносить соответствующие изменения в законодательство. И если с грамотным, аргументированным обоснованием обратиться к парламентариям, то, я думаю, они нас поддержат. Тем более сейчас, когда финансовые ресурсы Казахстана достаточно большие и с каждым годом объем необходимых к освоению бюджетных средств растет. Оптимальным же механизмом проведения тендеров являются электронные закупки. Потому что злоупотребления в системе госзакупок, особенно когда речь идет об очень больших суммах, были, есть и будут до тех пор, пока существует субъективный фактор, пока право выбора остается за человеком. Что касается приобретения специфичной продукции – вооружения и военной техники, то есть Постановление № 205, которое позволяет при определенных условиях силовым ведомствам приобретать отдельные товары, услуги способом "из одного источника", не согласовывая с уполномоченным органом. Я считаю, что это очень правильное постановление, но оно опять же нуждается в определенной корректировке. Сейчас я могу сказать, что со стороны Комитета по госзакупкам и финансовому контролю существует нормальное понимание, и мы в рабочем порядке готовим свои предложения, чтобы при определенных условиях способом "из одного источника" приобретать продукцию и услуги, которые напрямую влияют на боеготовность войск, состояние обороноспособности страны.

– Каковы результаты деятельности созданной внутри МО РК Главной финансовой инспекции?

– Главная финансовая инспекция была создана летом 2004 года и за период своей деятельности провела серьезную работу. Во-первых, сам факт существования инспекции, основной задачей которой является проверка финансово-хозяйственной деятельности, уже повышает ответственность исполнителей бюджетных программ. Во-вторых, Главная финансовая инспекция может осуществлять проверки финансово-хозяйственной деятельности любого подразделения Министерства обороны РК и в состоянии вскрыть любые недостатки в финансово-хозяйственной деятельности на любом уровне Вооруженных Сил РК. Главной финансовой инспекцией выявлены нарушения более чем на 2 млрд 089,7 млн тенге, из них практически 90 % нарушений были устранены, а виновные наказаны. Помимо Главной финансовой инспекции нами создана Финансовая комиссия, основная задача которой заключается в коллегиальном рассмотрении итогов проверок Главной финансовой инспекции, принятии решения по каждому из выявленных нарушений и подготовка соответствующих документов министру обороны для принятия окончательного решения. Финансовая комиссия обладает достаточно широкими полномочиями, ее решения обязательны для исполнения любым военнослужащим любого ранга в системе Министерства обороны. Конечно же, задачи и Главной финансовой инспекции, и Финансовой комиссии заключаются не столько в том, чтобы наказывать за выявленные нарушения, как в том, чтобы не допускать эти нарушения. Создав эти структуры, мы тем самым даем своего рода сигнал военнослужащим, что лучше все делать по закону, потому что любые нарушения, допущенные в системе Министерства обороны, будут рано или поздно выявлены. Сегодня военнослужащие, особенно те, которые являются материально-ответственными должностными лицами, понимают, что безнаказанным не останется ни один проступок, ни одно нарушение. Главная финансовая инспекция и Финансовая комиссия работают на повышение боеготовности и эффективности деятельности Вооруженных Сил. Поэтому мы нацеливаем наших ревизоров на то, чтобы в процессе работы в случае выявления каких-либо недостатков ими указывались меры по устранению и недопущению подобных ошибок в будущем.

– Как Министерство обороны строит работу с такими "закрытыми" организациями, как "Казспецэкспорт" и ОАО НК "Казахстан инжиниринг"? Удается ли реализовывать устаревшую военную технику с пользой? Получает ли от подобных сделок какой-либо экономический эффект военное ведомство страны?

– Работу с этими структурами Министерство обороны строит в соответствии с законодательством и установленными процедурами. В частности, АО "Казахстан инжиниринг" для нас является отечественным хозяйствующим субъектом, и наши отношения с ними строятся так же, как и с другими хозяйствующими субъектами. Мы объявляем тендеры на приобретение товаров или услуг, и если АО "Казахстан инжиниринг" является производителем того, в чем мы нуждаемся, оно на общих основаниях участвует в этих тендерах. Уверен, что в перспективе это будет очень серьезная хозяйствующая структура, с которой у нас сложатся нормальные рабочие взаимоотношения. Что касается "Казспецэкспорта", то это предприятие выполняет очень специфичные функции. Это единственное предприятие в Казахстане, через которое Министерство обороны имеет возможность реализовывать излишки вооружения и военной техники либо иное имущество, которое находится на балансе учреждений Министерства обороны и потребности в которых не испытывает. Говорить о том, что деятельность "Казспецэкспорта" не вызывает у нас вопросов, было бы слишком оптимистично. Претензии к деятельности этого предприятия есть. Но, учитывая, что "Казспецэкспорт" подчиняется Министерству обороны, претензии надо адресовать не столько этому предприятию, сколько самим себе, потому что от нас зависит, как будет работать это предприятие. А относительно пользы… Да, мы можем сказать, что ежегодно в бюджет Министерства обороны поступает несколько сот миллионов тенге, которые мы получаем в результате реализации излишков военной техники. Другой вопрос, что объем продаж через "Казспец-экспорт" ежегодно уменьшается. Это связано с рядом факторов: во-первых, мировой рынок продажи вооружения и военной техники давно поделен и на нем играют серьезные игроки, в частности, Россия, США, Франция, КНР и другие страны, которые давно и успешно на этом рынке работают. Для них лишний конкурент не нужен, и они разными способами пытаются ограничить объем наших продаж. Вторая причина – вооружение и военная техника, которые мы реализуем на рынке через "Казспецэкспорт", как правило, советская техника устаревших образцов, часто находящаяся в разукомплектованном виде. С каждым годом качество этой военной техники, понятное дело, не улучшается. Конкурентоспособность падает. Третья причина – потребность в этой технике тоже уменьшается, потому что многие страны, в частности, те из них, которые раньше были потребителями нашей продукции, переходят на стандарты НАТО и, разумеется, в приобретении бывшего советского вооружения и военной техники уже не заинтересованы. Есть еще ряд факторов, которые указывают на то, что возможности реализации этой техники с каждым годом будут уменьшаться.

– По вашей инициативе в прошлом году, как минимум, 5 РГП (две строительные компании, "Военторг", Военный санаторий и "Казвоенпроект") были переданы из ведения МО в так называемую конкурентную среду. Что изменилось в связи с этим к лучшему для личного состава?

– Прежде чем ответить на вопрос о республиканских государственных предприятиях, хотел бы напомнить, что по большому счету Министерство обороны, Вооруженные Силы должны заниматься боевой подготовкой, то есть постоянно повышать свой профессиональный воинский уровень в соответствии с еже-дневно усиливающимися требованиями и нести боевое дежурство, обеспечивая контроль воздушного пространства, чтобы защищать территорию нашей страны от несанкционированного проникновения. Республиканские госпредприятия мы передали в конкурентную среду, чтобы освободить Вооруженные Силы от несвойственных им функций. Например, строительство у нас уже давно считается конкурентной средой. Наличие в системе Министерства обороны РГП, занимающихся строительством, – нонсенс. Поэтому мы и отдали наши стройкомпании в рыночную среду. То же самое справедливо в отношении таких предприятий, как "Военторг", Военный санаторий, "Казвоенпроект". Во всех сферах, где функционировали эти юридические лица, существует конкурентная среда, и они должны работать там. От того, что "Военторг" либо "Военпроект" были в нашем подчинении, откровенно говоря, наши прямые, а особенно косвенные затраты были намного выше, чем сейчас. В то же время могу абсолютно точно сказать, что Министерство обороны очень выиграло от того, что избавилось от этих предприятий. Хотя бы потому, что ни министр обороны, ни его замы не занимаются ежедневно анализом деятельности хозяйствующих субъектов, которые, честно говоря, к Министерству обороны, в широком смысле, никакого отношения не имеют.

– Прокомментируйте, пожалуйста, вопросы, связанные с ипотечным кредитованием военнослужащих.

– В рамках Программы перехода Вооруженных Сил на контрактную систему комплектования в разделе, касающемся мер по повышению престижности воинской службы и внедрению социального пакета, Министерством обороны была разработана и представлена на рассмотрение в правительство Программа решения жилищной проблемы в Вооруженных Силах. Прежде чем говорить об этой программе, я хотел бы сделать небольшой комментарий: в соответствии с действующим законодательством военнослужащий, прослуживший более 20 лет, имеет право на бесплатную приватизацию квартиры в любом населенном пункте Казахстана. Понятно, что на сегодняшний день данная норма, к сожалению, не действует из-за недостатка финансирования. Поэтому военнослужащие, которые в соответствии с действующим законодательством имеют право на приватизацию жилплощади в любом населенном пункте Казахстана, судятся с Министерством обороны. Разумеется, суды выносят решения в пользу военнослужащих. Это, конечно, правильно. Но плохо то, что военнослужащим приходится судиться с родным Министерством обороны, чтобы получить положенное. Мы же предлагаем другой вариант. При существующей системе для того, чтобы решить эту проблему, Министерство обороны вынуждено либо строить новое жилье, либо приобретать его на вторичном рынке. Мы же предлагаем отказаться от системы распределения, от системы строительства и выкупа квартир. Мы предлагаем сделать эту систему по следующему принципу: молодые офицеры, которые придут в Вооруженные Силы после принятия решения о реализации данной Программы, а я думаю, что данная Программа рано или поздно будет поддержана, будут ежемесячно получать на свой накопительный счет в Жилстройсбербанке определенную сумму, чтобы через 20 лет появилась возможность за счет денег, которые военнослужащим, с одной стороны, дает Министерство обороны, а с другой стороны, банк в виде процентов, набегающих на их накопления, приобрести нормальную благоустроенную квартиру… Хорошее предложение, но, к сожалению, у этой позиции Минобороны есть противники, которые считают, что военнослужащие – это такие же государственные служащие, как и другие категории, поэтому они должны пользоваться той жилищной Программой, которая была разработана и принята в 2003 году. Спору нет: реализуемая правительством программа очень эффективна и дает огромный социальный эффект. В то же время мы считаем, и Верховный Главнокомандующий на Всеармейском совещании в Шымкенте особо это подчеркнул, что военнослужащие – это не просто государственные служащие. Военнослужащие – это люди, которые в определенный момент должны будут выполнить приказ любой ценой, даже ценой собственной жизни. Поэтому государство добросовестным военнослужащим должно предоставить определенные гарантии: в социальной защите, в денежном обеспечении, в вопросах защиты здоровья и обеспечения военнослужащих и их семей. В этой связи мы считаем, что военнослужащий, прослуживший 20 и более лет, должен получить от государства по истечении этого срока определенные преимущества, материальные выгоды, в частности квартиру. Данная Программа сейчас в стадии согласования. В основном она находит поддержку среди банковских работников, среди финансистов, различных министерств и ведомств.

– Козы-Корпеш Есимович, у вас великолепное экономическое образование и огромный опыт работы в области точных наук. С таким образованием и практическим опытом работы, как, например, в Совете экономических консультантов президента, не "тесно" ли вам в "военных рамках"?

– В этой связи мне на память приходят слова Кеннеди: "Не думай, что страна может сделать для тебя, а думай, что ты можешь сделать для страны". Я патриот своей страны и не выбираю место, где мне "не тесно". Я буду работать с максимальной отдачей там, куда меня направит президент нашей страны.

– Удовлетворены ли вы нынешней работой в военном ведомстве? Что считаете особенным в военной финансовой деятельности по сравнению, скажем, с гражданскими структурами?

– Удовлетворение наступает тогда, когда твои планы, задумки, идеи реализуются. И в этом смысле за два года работы, как мне кажется, кое-что удалось сделать. В частности, на протяжении последних двух лет мы обеспечиваем 100 % освоения бюджетных средств. Это, по-моему, неплохой результат. За этим стоит большая, каждодневная кропотливая работа. Создание Финансовой комиссии и Главной финансовой инспекции, результатом деятельности которых стало выявление и устранение различного вида нарушений более чем на 2 млрд тенге. Это тоже неплохо. Также нам удалось систематизировать деятельность Бюджетной комиссии, в результате чего повысилась эффективность и обоснованность планирования бюджета по сравнению с тем, что было раньше. Нами разработаны и реализуются много программ, в числе которых: Программа перехода на контрактную систему комплектования Вооруженных Сил; Программа по решению проблемы обеспечения военнослужащих жильем; Финансово-математическая модель развития Вооруженных Сил; Программа по страхованию военнослужащих и военной техники; Программа по внедрению современных информатизационных технологий, созданию автоматизированных систем учета призывников, материальных ценностей; Программа по внедрению социального пакета; Программа по определению и созданию оптимальной инфраструктуры Вооруженных Сил; Программа определения потребности Вооруженных Сил в вооружении и военной технике. Кроме того, нам удалось решить проблему так называемых "полигонных денег", когда буквально за два года мы вместе с моими коллегами из Минэкономики, Минфина разработали реально действующий и работающий механизм по оплате Российской Федерацией "живыми деньгами" услуг за пользование военно-испытательными полигонами. Цена вопроса почти 3 млрд тенге. Был повышен статус военных финансистов. Например, с нового года будет введена должность заместителя командира бригады по финансовым вопросам. Ранее они занимали должность помощника командира бригады по финансовым вопросам. Мы освободили армию от несвойственных ей функций, то есть передали республиканские государственные предприятия в конкурентную среду, привлекли коммерческие структуры для организации питания военнослужащих. Разработали нормы снабжения военнослужащих различными видами довольствия, а также нормы обеспечения техники горюче-смазочными материалами и утверждение их постановлением правительства. Если все это в совокупности дает положительный эффект для Вооруженных Сил нашей страны, то можно считать, что я получаю удовлетворение от сделанного. К сожалению, не все пока удается реализовать, но это особенность жизни, ее закон. Существует по этому поводу пословица: "Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается". Что касается особенностей в финансовой деятельности… Военное ведомство – специфический социальный организм, где очень большую роль играет приказ. Это, с одной стороны, хорошо, но ведь с другой-то и нет. Если я даю указание выполнить поручение, то мне его, конечно, выполнят к конкретному сроку, но как выполнят?! Это уже другой вопрос. К сожалению, качество профессиональной финансовой подготовленности многих офицеров, правовой подготовленности военнослужащих остается крайне низким, особенно на низовом уровне. Как следствие этой неподготовленности – приказы вышестоящих руководителей выполняются любой ценой, часто с нарушением закона. Но справедливости ради надо отметить, что ситуация меняется в лучшую сторону.

– Как вы думаете, целесообразнее было бы военным ведомством руководить гражданскому человеку, а не сугубо военному? Насколько это необходимый шаг или, наоборот, неприемлемый для нашей страны?

– Вообще споры о том, кому целесообразнее руководить военным ведомством – гражданскому или военному лицу – идут давно. Однозначно ответить на этот вопрос, наверное, невозможно. Ведь существует масса примеров, когда военные лица достаточно умело управляли оборонным ведомством, так же, как гражданские лица управляли военным ведомством бездарно. Также существуют примеры, когда военные лица из рук вон плохо руководили военным ведомством и, наоборот, хорошо управляли гражданские лица. Я думаю, что, опираясь только на опыт других стран, решать данный вопрос нельзя. Очень много, конечно, зависит от личных качеств конкретного министра обороны, а также от целей и задач, которые стоят перед Министерством обороны. Конечно, то обстоятельство, кто возглавляет Министерство обороны – военный или гражданский человек, – накладывает отпечаток на деятельность Вооруженных Сил. В частности, военный министр обороны – это не просто министр обороны. Это самый старший генерал и по определению считается, что он главный и лучший генерал Вооруженных Сил. Разумеется, исходя из менталитета военных, любое распоряжение, любой приказ военного министра обороны подлежит беспрекословному исполнению. Гражданский же министр обороны считается представителем гражданского общества в Вооруженных Силах. И в случае, если гражданский министр обороны будет отдавать приказ, который, скажем, не соответствует закону, то военным, думаю, легче будет обосновать неисполнение этого приказа. Эти аргументы достаточно двойственные, но тем не менее при обсуждении данного вопроса такая аргументация присутствует. Еще один момент: дело в том, что министр обороны, по сути, не должен руководить войсками. Войсками должен управлять Комитет начальников штабов, который определяет угрозы, принимает меры для адекватного реагирования на эти угрозы, контролирует ход боевой подготовки, ставит боевые задачи, организует и проводит учения. А министр обороны должен осуществлять политику государства в Вооруженных Силах. Военное ведомство – это наиболее организованное, структурированное и, объективно, достаточно консервативная часть общества. Если министр не будет иметь достаточных личных качеств, харизмы, полномочий, то военное ведомство незаметно может втянуть его в орбиту своих ведомственных интересов и сделать своим заложником. Руководитель, сам того не замечая, станет через некоторое время отстаивать интересы военного ведомства, нежели будет осуществлять контроль со стороны гражданского общества. Споры идут давно. Хотя все сказанное мной – рассуждения вслух, не более того.

– В России главные финансовые структуры силовых ведомств возглавляют женщины. В свое время Жаннат Ертлесова встряхнула Минобороны по полной программе. Может, в этом есть здоровая логика: женщины кропотливы, расчетливы, усидчивы, упорны…

– Прежде всего хочу сказать о своих предшественниках. Жаннат Жургалиевна Ертлесова и Госман Каримович Амрин сделали очень много для Вооруженных Сил, в частности для финансово-экономических подразделений Вооруженных Сил. Я иногда в шутку говорю, что они прошли по минному полю первыми и проторили дорожку для тех, кто пришел после них. Что касается мысли о том, что финансовые структуры силовых ведомств в обязательном порядке должны возглавлять женщины, то с этим утверждением я соглашусь лишь в том случае, если это будут в первую очередь красивые женщины (смеется). А если серьезно, то, конечно же, все зависит от конкретного человека, его деловых, человеческих, профессиональных качеств. Нельзя говорить, должна быть на должности женщина или должен быть мужчина. В каждом конкретном случае надо смотреть на профессиональные, деловые, человеческие качества. Хотя при прочих равных условиях, согласитесь, с женщиной работать все-таки приятнее. Особенно, если ты сам – мужчина (смеется).

– На Всеармейском совещании в Шымкенте Президент страны Нурсултан Назарбаев поставил перед силовиками ряд задач, в том числе и в сфере экономики. Какая работа проводится по выполнению поручений Верховного Главнокомандующего?

– Думаю, ответы на предыдущие вопросы показали, что нами уже проводится определенная работа по выполнению поручений Верховного Главнокомандующего, исполнению задач, стоящих перед оборонным ведомством. Однако после выступления Нурсултана Абишевича Назарбаева на Всеармейском совещании вся наша деятельность критически переоценена, и работа по всем направлениям, указанным в его выступлении, резко активизировалась. Все поручения Верховного Главнокомандующего будут нами безусловно выполнены. Точно и в срок…

От редакции

В следующем номере газеты начатая тема будет продолжена. Заместитель министра обороны по экономике и финансам Козы-Корпеш Джанбурчин раскроет причины задержек по выплатам премий военнослужащим за период 1997-1998 годов. Расскажет, на каком этапе разработки находится "социальный пакет" военнослужащих, включающий страхование их жизни и здоровья, а также коснется судьбы скандально известных РГП "Колдау" и РГП "Военно-техническая школа"…


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Армия и деньги 29.11.2005
Чиновник с ружьем 28.11.2005
"Перестраивать систему Андропов не собирался" 25.11.2005
"Украина показала всему миру, как промыть мозги" 25.11.2005
"Стабильность политики и финансов - главное, что мы должны сохранить и приумножить" 21.11.2005
Умирзак Сарсенов: Многие состояния имеют еще советские корни 18.11.2005
Ни дать, ни взять! 17.11.2005
"Я уверен в коренном переломе в борьбе с коррупцией" 11.11.2005
"Я не забываю соратников и не предаю друзей" 09.11.2005
"Президент Назарбаев хочет и сделает глубокие демократические преобразования. Я верю…" 07.11.2005

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
23.04.24 Вторник
88. БАЙМУХАМЕТОВ Сергазы
66. БАЛЖАНОВ Аскар
65. ИРСАЛИЕВ Серик
64. УМУРЗАКОВ Берик
63. АЛИАСКАРОВ Турысбек
63. НУРМАГАНБЕТОВ Дулат
62. СМАГУЛОВ Мейрам
61. БАБАЕВ Ислам
60. АРИПБАЕВ Нурлан
58. КЕСЕБАЕВА Балаим
58. СУЛТАНКУЛОВ Ерик
53. КАРИМБАЕВ Даулет
52. БЕГИМБЕТОВ Ергали
41. МАХАЕВ Дастан
40. САДЫКОВ Рамазан
...>>>
24.04.24 Среда
85. МИНДАГУЛОВ Алькен
85. ХАФИЗОВА Клара
79. САРМУРЗИНА Раушан
71. ХАЛБАЕВА Анипа
66. ИКСАНОВА Гульнар
65. КУЗЬМЕНКО Сергей
65. СУХОРУКОВА Наталья
65. ТОЛСТУНОВ Александр
63. ТЫНЫБЕКОВ Сериккали
62. ЖУНУСОВ Назымбек
61. АБДРАХМАНОВ Мурат
60. АБДУЛЛАЕВ Сакен
59. БЕЙСЕНБЕКОВ Женис
53. ЖЕТПИСБАЕВ Арман
53. ТОРЕБАЙ Канат
...>>>
25.04.24 Четверг
83. НОВИКОВ Никита
82. АЯПОВ Калкаман
79. КУРАКБАЕВ Куралбай
79. ШВАЙЧЕНКО Юрий
76. ДОСАЕВ Тасбулат
75. ЕЛЕМИСОВ Еркебулан
69. ДЖУРГЕНОВ Биржан
68. УТЕПОВ Болат
66. ТЕМИРХАНОВ Ерканат
64. УТЕУЛИНА Хафиза
63. КУЗЯКОВ Евгений
58. АУБАКИРОВ Каныш
56. АХТАМБЕРДИЕВ Ержан
55. КОЖАМКУЛОВ Мурат
55. ОМАРОВ Мурат
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz