Петр КАРАВАЕВ, "Литер", 10 марта
"Литер" следит за становлением нового объединения – Союза предпринимателей "Атамекен" – с момента его рождения на политическом пространстве Казахстана. С именем нового "игрока" связывали разные, порой взаимоисключающие прогнозы. Одни в нем видели будущую крупнейшую политическую партию страны, которая объединит предпринимателей и работодателей, а это большинство населения Казахстана, другие отводили ему роль предвыборного "проекта" президента. На деле оказалось все иначе.
О планах "Атамекена" беседуем с председателем правления союза предпринимателей. Доктор экономических наук, в недавнем прошлом высокопоставленный государственный служащий, Серик Ахметов пришел в большую "государственную" жизнь из бизнеса. Сегодня он возвращается в бизнес, чтобы помочь предпринимателям в их становлении в новом государстве. Это не только преодоление набившего оскомину тихого противостояния чиновника и предпринимателя, но и большая психологическая проблема – бизнесмен должен восприниматься обществом не хапугой, а созидателем и кормильцем.
– Известно, что и до вас были попытки объединить предпринимателей страны в некую "партию малого бизнеса". Расчет очень грамотный – с каждым годом количество людей, занятых в этой сфере, растет, и, очевидно, этот процесс будет только усиливаться. Почему то, что не получилось у других, удалось именно вам?
– Потому что попытки, о которых вы говорите, исходили от номенклатуры, естественно, что в этом случае основной целью было привлечение предпринимателей на свою сторону. "Атамекен" объединил предпринимателей на совершенно иной основе – ни в коем случае не забывая о своей социальной ответственности перед государством, предприниматели решили, что и государство должно в корне изменить свое отношение к малому и среднему бизнесу, который объявлен главным стратегическим ресурсом страны. Главное, что наше объединение строится не на том принципе, что все существующие политические партии – "актив" в центре и "мертвые души" на местах. У нас все иначе. В состав "Атамекена" вошли 17 областных и 45 республиканских отраслевых ассоциаций различных секторов экономики. Для нас одинаково важны и актуальны как общие проблемы предпринимателей, которые можно решить на законодательном уровне, так и частные проблемы конкретных бизнесменов на местах.
– Знаете, то же самое может сказать о себе любая политическая партия страны. Давайте поговорим о деле…
– Пожалуйста, но при этом учтите наш "юный" возраст в сравнении со всеми существующими в стране партиями и движениями. Союз "Атамекен" провел огромную работу по подготовке и внесению предложений, направленных на совершенствование нормативных документов, в органы законодательной и исполнительной власти различных уровней. Конкретно – это разработанный при нашем активном, и я бы сказал, доминирующем участии проект "Программы ускоренных мер по развитию малого и среднего предпринимательства в Республике Казахстан на 2005–2007 годы". Именно мы инициировали пересмотр пресловутого постановления правительства № 820, в результате чего было принято новое постановление, значительно сократившее перечень подлежащих лицензированию видов предпринимательской деятельности. Совместно с предпринимателями, работающими в фармакологическом бизнесе, мы убедили Агентство по регулированию естественных монополий внести изменения в приказ, благодаря чему утверждены новые ставки цен на экспертизу лекарственных средств при их регистрации. Мы предметно работаем над пересмотром механизма ежегодного подтверждения лицензий, например, в строительстве, на основе обязательного экспертного аудита частных консалтинговых фирм по завышенным ценам и т.д.
– В Казахстане впервые за долгие годы принят закон "О частном предпринимательстве". Как к этому относится "Атамекен"? Это прорыв или номенклатурная заготовка?
– Все бизнес-сообщество Казахстана с воодушевлением восприняло этот закон. По нашему твердому убеждению, он станет основой создания реальных и эффективных механизмов государственной политики поддержки предпринимательства, расширения и укрепления малого и среднего бизнеса. Более того, при внимательном рассмотрении документа приходишь к выводу, что он позволит использовать преимущества региональной и глобальной экономики для выхода Казахстана на международные рынки за счет повышения конкурентоспособности национальных товаров и услуг.
Эту редакцию закона мы не подвергаем сомнению. Более того, мы участвовали в его подготовке. Поэтому видим перед нашим союзом, особенно перед его разветвленной филиальной сетью, задачу активного продвижения и разъяснения основных положений и механизмов реализации закона в регионах. Эта работа уже началась. В то же время предела совершенству не существует, и мы не скрываем, что у союза есть ряд поправок в принятый закон, в частности, касающихся вопроса о членских взносах. В рамках законодательной инициативы мы продолжим работу по совершенствованию этого закона.
– Пожалуйста, подробнее, что это опять за членские взносы?
– Законом предусматривается создание вертикальной, так называемой "зонтичной" структуры экспертных советов, выполняющих в первую очередь экспертизу нормативно-правовых актов всех уровней государственной власти, а также оказывающих методологическую и юридическую помощь предпринимателям в становлении их бизнеса. Но по старой привычке не обошлись без уравниловки. Экспертные советы, если не внести изменений в данный закон, выступают едва ли не в роли "добровольных" помощников предпринимателей. Но бизнесмен, даже "мелкий" или "средний", – это не "дистрофик" (афоризм, вошедший в свое время в нашу среду, кстати, из интервью "Литеру" Берика Имашева.). Поэтому мы и предлагаем ввести членские взносы. Мы твердо убеждены, и мировая практика это доказывает, что реальная работа в экспертных советах невозможна без привлечения профессионалов, на чье содержание и оплату услуг потребуются определенные средства. Экспертиза законодательных актов в экспертных советах не должна стать фикцией – нам завтра жить и трудиться по этим законам. Мы находим понимание по этому вопросу у предпринимателей Казахстана. Это было видно и на съезде.
– Существуют различные оценки состоявшегося съезда. Многие говорят о неком "столкновении" консерваторов и реформаторов…
– Это, наверное, заметили те, кому было не под силу оценить основное содержание форума. Целью съезда было в том числе и обсуждение механизмов реализации закона "О частном предпринимательстве". Безусловно, у многих участников есть свое, личное мнение относительно характера и проблем реализации этого акта, но эффективность наших действий возможна лишь в том случае, если мы объединимся. Все согласились, что союзу предстоит огромный объем работы. Кому-то это покажется непосильной ношей, но мы поставили перед собой задачу проанализировать и в конечном счете изменить все действующее законодательство, включая законы и подзаконные нормативно-правовые акты, касающиеся взаимоотношений государства и бизнеса. Многие из них противоречивы, многие являются источниками возникновения пресловутых искусственных административных барьеров.
А что касается разногласий, то на съезде, конечно же, не случайно был принят устав союза "Атамекен", который позволит дисциплинировать, оптимизировать организационную структуру. Принятый устав закрепит и усилит работу региональных структур союза уже на легитимной основе, четко структурирует взаимоотношения отраслевых и региональных бизнес-ассоциаций, входящих в состав союза.
– Вы уверены, что сможете преодолеть сопротивление чиновничества, которое живет за счет этих "административных барьеров"?
– Вообще, все должны привыкнуть к мысли, что "Атамекен" – это очень серьезно, это беспрецедентно серьезно. Президент нашей страны Нурсултан Назарбаев четко определил курс на ускоренную модернизацию экономики, общества и государства. В соответствии с мартовским посланием главы государства народу Казахстана для государства и общества в течение обозримого периода времени стоит задача вхождения в число 50 развитых стран мира. А это ведь не только лозунг. Для достижения поставленной цели необходимо привести в соответствие с обозначенным уровнем и законодательство, и общественные отношения, особенно возникающие во время диалога предпринимателя и чиновника. Все мы прекрасно понимаем, что малый бизнес в развитых странах является локомотивом экономики, основным поставщиком средств в государственный бюджет. Для этого созданы все условия, главное из которых – искоренение произвола государства в лице нечистоплотных чиновников по отношению к бизнесу.
Поэтому на съезде мы определили не только тактические, но и стратегические задачи. Теперь у нас есть единая платформа бизнес-сообщества республики. Наша стратегическая цель – создание в Казахстане такой деловой среды, которая бы максимально приблизилась по своим основным параметрам к лучшим мировым стандартам. Внимательно изучая опыт развитых стран мира, разумно используя его для внедрения на казахстанской почве, союз "Атамекен" будет выстраивать свою модель действий, соответствующую задачам, поставленным президентом в ежегодном послании.
– Вы говорите о себе как об одном из основных субъектов большой политики. В то же время не всем казахстанцам еще известно о существовании вашего союза. По крайней мере, бренды даже декоративных политических партий раскручены гораздо сильнее…
– Это временное явление. В наших рядах около двух с половиной миллионов граждан страны. Имея четкую структуру, "Атамекен" стал реальной и стабильной организацией. У нас нет необходимости активно пропагандировать свою деятельность. На данном этапе важна практическая работа, на которой и строится доверие сторонников. Члены союза активно участвуют в работе над совершенствованием законодательной базы путем участия в рабочих депутатских группах. Мы сформировали стабильную и постоянно действующую "линию" диалога с правительством, парламентом и другими государственными органами, от которых в той или иной степени зависят интересы казахстанского бизнеса. Если говорить о конкретных ближайших планах, то это работа по совершенствованию государственной налоговой политики, городских земельных отношений и принципов регулирования строительного рынка, законодательства в области лицензирования, государственных закупок, Таможенного кодекса и, наконец, закона о рекламе, затрагивающего интересы всех субъектов бизнеса.
– Справедливо ли вас считать политической силой, защищающей интересы исключительно малого и среднего бизнеса?
– Не совсем так. Наша задача – добиться гармоничных взаимоотношений между государством, предпринимателями, работодателями и работниками всех сфер частного бизнеса. Поэтому деятельность союза "Атамекен" распространяется на горнорудную, металлургическую, нефтегазовую, легкую и пищевую промышленности, сельское хозяйство, финансовый сектор, стройиндустрию, машиностроение, торговлю. Представление столь разнообразных интересов – дело нелегкое. Поэтому, кстати, в отличие от политизированных структур, мы стараемся опираться на научные методы работы. Вначале надо определиться с критериями самого определения предпринимательства и статистикой, на основе которой строятся соответствующие государственные программы. Это, в частности, сбор, анализ и обработка информации, полученной из опросов предпринимателей в различных регионах, через сеть филиалов союза, а также через запросы, направленные специалистами в многочисленные отраслевые ассоциации. В комитет по статистике союзом будет направлен подготовленный пакет предложений по изменению критериев сбора первичной информации, который позволит определить реальную картину предпринимательской среды в Казахстане.
Вообще, относительно нашего "классового" приоритета могу сказать, что стратегическая задача союза – это формирование социально ответственного бизнеса путем активного участия в социальных программах государства, направленных на поддержку малообеспеченных слоев населения, улучшение здоровья граждан, развитие образования, укрепление межнационального согласия в республике.
– Но это мы можем найти в программных документах любой политической партии страны. То же самое можно сказать и о любой правительственной программе или стратегии. Но фактически реальное улучшение социальной политики последовало лишь из реализации содержания двух последних президентских посланий…
– Я ведь говорю о стратегическом характере поставленной задачи. Сейчас мы создаем основу для проведения такой политики. Региональные подразделения поставили на постоянную основу чествование ветеранов, подписан меморандум о сотрудничестве между союзом "Атамекен" и Конгрессом молодежи Казахстана, мы провели серию "круглых столов" "Женщина и бизнес" и т.д., провели международную конференцию "Социальная ответственность бизнеса: теория и практика". В середине марта этого года подобная конференция состоится уже в Астане, в ней примут участие первые руководители министерств и ведомств, заинтересованных в продвижении данного процесса в Казахстане. Одним из последних проектов в данном направлении союза станет презентация книги "Семь чудес Казахстана" – это подтверждение того факта, что бизнесу небезразлично историческое наследие нашего народа.
Наша принципиальная позиция – приобщение казахстанского предпринимательства к мировому опыту в области формирования социально ориентированного бизнеса. Мы намерены присоединиться к глобальному Договору ООН и войти в Международную организацию труда. |