NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Вторник 10.12.2024 06:50 ast
04:50 msk

Серик Ахметов: "Атамекен" – это беспрецедентно серьезно!
"Теперь у нас есть единая платформа бизнес-сообщества республики. Наша стратегическая цель – создание в Казахстане такой деловой среды, которая бы максимально приблизилась по своим основным параметрам к лучшим мировым стандартам"
13.03.2006 / интервью

Петр КАРАВАЕВ, "Литер", 10 марта

"Литер" следит за становлением нового объединения – Союза предпринимателей "Атамекен" – с момента его рождения на политическом пространстве Казахстана. С именем нового "игрока" связывали разные, порой взаимоисключающие прогнозы. Одни в нем видели будущую крупнейшую политическую партию страны, которая объединит предпринимателей и работодателей, а это большинство населения Казахстана, другие отводили ему роль предвыборного "проекта" президента. На деле оказалось все иначе.

О планах "Атамекена" беседуем с председателем правления союза предпринимателей. Доктор экономических наук, в недавнем прошлом высокопоставленный государственный служащий, Серик Ахметов пришел в большую "государственную" жизнь из бизнеса. Сегодня он возвращается в бизнес, чтобы помочь предпринимателям в их становлении в новом государстве. Это не только преодоление набившего оскомину тихого противостояния чиновника и предпринимателя, но и большая психологическая проблема – бизнесмен должен восприниматься обществом не хапугой, а созидателем и кормильцем.

– Известно, что и до вас были попытки объединить предпринимателей страны в некую "партию малого бизнеса". Расчет очень грамотный – с каждым годом количество людей, занятых в этой сфере, растет, и, очевидно, этот процесс будет только усиливаться. Почему то, что не получилось у других, удалось именно вам?

– Потому что попытки, о которых вы говорите, исходили от номенклатуры, естественно, что в этом случае основной целью было привлечение предпринимателей на свою сторону. "Атамекен" объединил предпринимателей на совершенно иной основе – ни в коем случае не забывая о своей социальной ответственности перед государством, предприниматели решили, что и государство должно в корне изменить свое отношение к малому и среднему бизнесу, который объявлен главным стратегическим ресурсом страны. Главное, что наше объединение строится не на том принципе, что все существующие политические партии – "актив" в центре и "мертвые души" на местах. У нас все иначе. В состав "Атамекена" вошли 17 областных и 45 республиканских отраслевых ассоциаций различных секторов экономики. Для нас одинаково важны и актуальны как общие проблемы предпринимателей, которые можно решить на законодательном уровне, так и частные проблемы конкретных бизнесменов на местах.

– Знаете, то же самое может сказать о себе любая политическая партия страны. Давайте поговорим о деле…

– Пожалуйста, но при этом учтите наш "юный" возраст в сравнении со всеми существующими в стране партиями и движениями. Союз "Атамекен" провел огромную работу по подготовке и внесению предложений, направленных на совершенствование нормативных документов, в органы законодательной и исполнительной власти различных уровней. Конкретно – это разработанный при нашем активном, и я бы сказал, доминирующем участии проект "Программы ускоренных мер по развитию малого и среднего предпринимательства в Республике Казахстан на 2005–2007 годы". Именно мы инициировали пересмотр пресловутого постановления правительства № 820, в результате чего было принято новое постановление, значительно сократившее перечень подлежащих лицензированию видов предпринимательской деятельности. Совместно с предпринимателями, работающими в фармакологическом бизнесе, мы убедили Агентство по регулированию естественных монополий внести изменения в приказ, благодаря чему утверждены новые ставки цен на экспертизу лекарственных средств при их регистрации. Мы предметно работаем над пересмотром механизма ежегодного подтверждения лицензий, например, в строительстве, на основе обязательного экспертного аудита частных консалтинговых фирм по завышенным ценам и т.д.

– В Казахстане впервые за долгие годы принят закон "О частном предпринимательстве". Как к этому относится "Атамекен"? Это прорыв или номенклатурная заготовка?

– Все бизнес-сообщество Казахстана с воодушевлением восприняло этот закон. По нашему твердому убеждению, он станет основой создания реальных и эффективных механизмов государственной политики поддержки предпринимательства, расширения и укрепления малого и среднего бизнеса. Более того, при внимательном рассмотрении документа приходишь к выводу, что он позволит использовать преимущества региональной и глобальной экономики для выхода Казахстана на международные рынки за счет повышения конкурентоспособности национальных товаров и услуг.

Эту редакцию закона мы не подвергаем сомнению. Более того, мы участвовали в его подготовке. Поэтому видим перед нашим союзом, особенно перед его разветвленной филиальной сетью, задачу активного продвижения и разъяснения основных положений и механизмов реализации закона в регионах. Эта работа уже началась. В то же время предела совершенству не существует, и мы не скрываем, что у союза есть ряд поправок в принятый закон, в частности, касающихся вопроса о членских взносах. В рамках законодательной инициативы мы продолжим работу по совершенствованию этого закона.

– Пожалуйста, подробнее, что это опять за членские взносы?

– Законом предусматривается создание вертикальной, так называемой "зонтичной" структуры экспертных советов, выполняющих в первую очередь экспертизу нормативно-правовых актов всех уровней государственной власти, а также оказывающих методологическую и юридическую помощь предпринимателям в становлении их бизнеса. Но по старой привычке не обошлись без уравниловки. Экспертные советы, если не внести изменений в данный закон, выступают едва ли не в роли "добровольных" помощников предпринимателей. Но бизнесмен, даже "мелкий" или "средний", – это не "дистрофик" (афоризм, вошедший в свое время в нашу среду, кстати, из интервью "Литеру" Берика Имашева.). Поэтому мы и предлагаем ввести членские взносы. Мы твердо убеждены, и мировая практика это доказывает, что реальная работа в экспертных советах невозможна без привлечения профессионалов, на чье содержание и оплату услуг потребуются определенные средства. Экспертиза законодательных актов в экспертных советах не должна стать фикцией – нам завтра жить и трудиться по этим законам. Мы находим понимание по этому вопросу у предпринимателей Казахстана. Это было видно и на съезде.

– Существуют различные оценки состоявшегося съезда. Многие говорят о неком "столкновении" консерваторов и реформаторов…

– Это, наверное, заметили те, кому было не под силу оценить основное содержание форума. Целью съезда было в том числе и обсуждение механизмов реализации закона "О частном предпринимательстве". Безусловно, у многих участников есть свое, личное мнение относительно характера и проблем реализации этого акта, но эффективность наших действий возможна лишь в том случае, если мы объединимся. Все согласились, что союзу предстоит огромный объем работы. Кому-то это покажется непосильной ношей, но мы поставили перед собой задачу проанализировать и в конечном счете изменить все действующее законодательство, включая законы и подзаконные нормативно-правовые акты, касающиеся взаимоотношений государства и бизнеса. Многие из них противоречивы, многие являются источниками возникновения пресловутых искусственных административных барьеров.

А что касается разногласий, то на съезде, конечно же, не случайно был принят устав союза "Атамекен", который позволит дисциплинировать, оптимизировать организационную структуру. Принятый устав закрепит и усилит работу региональных структур союза уже на легитимной основе, четко структурирует взаимоотношения отраслевых и региональных бизнес-ассоциаций, входящих в состав союза.

– Вы уверены, что сможете преодолеть сопротивление чиновничества, которое живет за счет этих "административных барьеров"?

– Вообще, все должны привыкнуть к мысли, что "Атамекен" – это очень серьезно, это беспрецедентно серьезно. Президент нашей страны Нурсултан Назарбаев четко определил курс на ускоренную модернизацию экономики, общества и государства. В соответствии с мартовским посланием главы государства народу Казахстана для государства и общества в течение обозримого периода времени стоит задача вхождения в число 50 развитых стран мира. А это ведь не только лозунг. Для достижения поставленной цели необходимо привести в соответствие с обозначенным уровнем и законодательство, и общественные отношения, особенно возникающие во время диалога предпринимателя и чиновника. Все мы прекрасно понимаем, что малый бизнес в развитых странах является локомотивом экономики, основным поставщиком средств в государственный бюджет. Для этого созданы все условия, главное из которых – искоренение произвола государства в лице нечистоплотных чиновников по отношению к бизнесу.

Поэтому на съезде мы определили не только тактические, но и стратегические задачи. Теперь у нас есть единая платформа бизнес-сообщества республики. Наша стратегическая цель – создание в Казахстане такой деловой среды, которая бы максимально приблизилась по своим основным параметрам к лучшим мировым стандартам. Внимательно изучая опыт развитых стран мира, разумно используя его для внедрения на казахстанской почве, союз "Атамекен" будет выстраивать свою модель действий, соответствующую задачам, поставленным президентом в ежегодном послании.

– Вы говорите о себе как об одном из основных субъектов большой политики. В то же время не всем казахстанцам еще известно о существовании вашего союза. По крайней мере, бренды даже декоративных политических партий раскручены гораздо сильнее…

– Это временное явление. В наших рядах около двух с половиной миллионов граждан страны. Имея четкую структуру, "Атамекен" стал реальной и стабильной организацией. У нас нет необходимости активно пропагандировать свою деятельность. На данном этапе важна практическая работа, на которой и строится доверие сторонников. Члены союза активно участвуют в работе над совершенствованием законодательной базы путем участия в рабочих депутатских группах. Мы сформировали стабильную и постоянно действующую "линию" диалога с правительством, парламентом и другими государственными органами, от которых в той или иной степени зависят интересы казахстанского бизнеса. Если говорить о конкретных ближайших планах, то это работа по совершенствованию государственной налоговой политики, городских земельных отношений и принципов регулирования строительного рынка, законодательства в области лицензирования, государственных закупок, Таможенного кодекса и, наконец, закона о рекламе, затрагивающего интересы всех субъектов бизнеса.

– Справедливо ли вас считать политической силой, защищающей интересы исключительно малого и среднего бизнеса?

– Не совсем так. Наша задача – добиться гармоничных взаимоотношений между государством, предпринимателями, работодателями и работниками всех сфер частного бизнеса. Поэтому деятельность союза "Атамекен" распространяется на горнорудную, металлургическую, нефтегазовую, легкую и пищевую промышленности, сельское хозяйство, финансовый сектор, стройиндустрию, машиностроение, торговлю. Представление столь разнообразных интересов – дело нелегкое. Поэтому, кстати, в отличие от политизированных структур, мы стараемся опираться на научные методы работы. Вначале надо определиться с критериями самого определения предпринимательства и статистикой, на основе которой строятся соответствующие государственные программы. Это, в частности, сбор, анализ и обработка информации, полученной из опросов предпринимателей в различных регионах, через сеть филиалов союза, а также через запросы, направленные специалистами в многочисленные отраслевые ассоциации. В комитет по статистике союзом будет направлен подготовленный пакет предложений по изменению критериев сбора первичной информации, который позволит определить реальную картину предпринимательской среды в Казахстане.

Вообще, относительно нашего "классового" приоритета могу сказать, что стратегическая задача союза – это формирование социально ответственного бизнеса путем активного участия в социальных программах государства, направленных на поддержку малообеспеченных слоев населения, улучшение здоровья граждан, развитие образования, укрепление межнационального согласия в республике.

– Но это мы можем найти в программных документах любой политической партии страны. То же самое можно сказать и о любой правительственной программе или стратегии. Но фактически реальное улучшение социальной политики последовало лишь из реализации содержания двух последних президентских посланий…

– Я ведь говорю о стратегическом характере поставленной задачи. Сейчас мы создаем основу для проведения такой политики. Региональные подразделения поставили на постоянную основу чествование ветеранов, подписан меморандум о сотрудничестве между союзом "Атамекен" и Конгрессом молодежи Казахстана, мы провели серию "круглых столов" "Женщина и бизнес" и т.д., провели международную конференцию "Социальная ответственность бизнеса: теория и практика". В середине марта этого года подобная конференция состоится уже в Астане, в ней примут участие первые руководители министерств и ведомств, заинтересованных в продвижении данного процесса в Казахстане. Одним из последних проектов в данном направлении союза станет презентация книги "Семь чудес Казахстана" – это подтверждение того факта, что бизнесу небезразлично историческое наследие нашего народа.

Наша принципиальная позиция – приобщение казахстанского предпринимательства к мировому опыту в области формирования социально ориентированного бизнеса. Мы намерены присоединиться к глобальному Договору ООН и войти в Международную организацию труда.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Александр Павлов: Мы не можем позволить себе роскошь постепенного развития! 27.03.2006
Максут Нарикбаев: Без денег в судах делать нечего 27.03.2006
Законотворчество любит консервативный подход 24.03.2006
"Как это было на самом деле" 24.03.2006
Генерал КНБ Абсаметов: Спецслужбы - атрибут любого государства 22.03.2006
Партия в ответе 21.03.2006
Загипа Балиева: Я обычная женщина 14.03.2006
Бизнес должен быть ориентирован на наукоемкие производства 14.03.2006
Серик Ахметов: "Атамекен" – это беспрецедентно серьезно! 13.03.2006
Не во власти счастье? 09.03.2006

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
10.12.24 Вторник
80. АМРЕКУЛОВ Сагинхан
79. АЛТЫНБАЕВ Мухтар
78. СУПРУН Виктор
74. ЖУНИСБАЕВ Несип
74. ИБАДУЛЛАЕВ Серикбай
74. НАСЫРОВ Асуат
69. АМИРКУЛОВ Ардак
69. НУКЕНОВ Мараткали
68. ЖАЗЫЛБЕКОВ Нурлан
65. БАРКИНХОЕВ Магомед
65. МАРАТУЛЫ Жалгасбек
64. РЫСПАЕВ Асхат
64. ТЕЛЕУОВ Мурат
61. СЕЙТОВ Нурдилла
60. КЕРИМКУЛОВ Куаныш
...>>>
11.12.24 Среда
84. ГАЛИМОВ Фарит
70. СЫЗДЫКОВ Елкаир
69. САРПЕКОВ Рамазан
67. ТАШМАКОВ Серикбай
66. БАЙЗАТОВ Талгат
66. КАРМАЗИНА Лидия
64. СОТНИКОВА Галина
63. РАХМЕТОВ Бауржан
63. ЧЕКАЕВА Елена
61. ДАНБАЙ Шухрат
61. СУЛТАНОВ Нуркен
60. ОСПАНОВ Куат
60. ПЕРМИНОВ Виктор
59. БУСЫГИН Константин
59. ЗАКЕНОВ Сембигали
...>>>
12.12.24 Четверг
87. БАЗЫЛОВ Казыкен
87. БАЙЗАКОВ Сайлау
82. САППАЕВ Мендыгали
78. МОСКАЛЕНКО Борис
71. ИОВОВ Эдуард
70. ШАМКЕНОВА Роза
67. БЕКМАГАМБЕТОВА Куролай
67. ИСКАКОВ Саулебек
66. АБУОВ Мирбулат
64. КУЛ-МУХАММЕД Мухтар
58. НУРБАЕВ Орман
53. ИСКАКОВ Марлен
51. КИСИКОВ Бекнур
49. АХМЕТЖАНОВ Ануар
49. САДАНОВ Арман
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz