АСТАНА. 13 марта. КАЗИНФОРОМ /Назым Шаханова/
За последние несколько лет Казахстан сумел успешно провести ряд радикальных реформ во всех сферах общества, ставших основой для стабильного экономического и политического развития республики. Новые задачи, направленные на дальнейшее процветание страны, обозначил Глава государства в ежегодном Послании народу "Казахстан на пороге нового рывка вперед в своем развитии" 1 марта текущего года.
Основные положения данного документа, затрагивающие экономические вопросы, прокомментировал в интервью корр. Казинформа президент Союза товаропроизводителей и экспортеров Казахстана Николай Радостовец.
- Пожалуй, впервые в Послании столь четко обозначены конкретные задачи, реализация которых определяет дальнейшее развитие Казахстана. И, что особенно важно, документ не просто раскрывает тенденции развития страны на современном этапе, он учитывает возможности республики на предстоящий период. Тем самым определяется общий курс развития. Я уверен, что на подготовку данного документа затрачено немало труда. И не раз в течение года каждый из нас еще будет возвращаться к нему, сверяя свои текущие дела с общими задачами государства.
Безусловно, ключевой в Послании является задача вхождения Казахстана в число 50 наиболее развитых и конкурентоспособных стран мира. Названы и основные условия ее реализации: максимальное снижение уровня коррупции, наличие слаженной кредитной системы, повышение благосостояния населения, сдерживание уровня инфляции и др.
- В качестве основной цели денежно-кредитной политики страны в Послании определено обеспечение сдерживания инфляции. Данная проблема была ключевой в Вашем докладе на республиканском совещании по вопросам разработки Среднесрочного плана социально-экономического развития РК на 2007-2009 годы. Вы выражали обеспокоенность тем, что уже к середине текущего года в Казахстане может проявиться галопирующая инфляция…
- Да, сегодня проблема сдерживания инфляции является самой главной для нашей страны. Этот вопрос не без основания начинает сильно тревожить не только Правительство, но и представителей бизнеса, неправительственных организаций и, конечно, население. Уже за первые два месяца этого года уровень инфляции в несколько раз превысил индикативный план. Так, с первого января на 28 процентов повысились тарифы на услуги АО "Локомотив" (по подаче локомотивов), на 20 процентов – на услуги АО "Желдортранс" (по подаче вагонов). И, как следствие, на 8,6 процента подорожали услуги по перевозке грузов.
В ближайшее время могут быть повышены тарифы и АО "КЕГОК" - на 11 процентов. А его услуги лежат в основе производства электроэнергии по всей стране. В свою очередь электроэнергия – это мультипликатор, который отражается в цене каждого товара. По прогнозам, электроэнергия может подорожать в отдельных регионах в 1,5 раза. В пяти областях республики почти на 20 процентов подорожал газ, поставляемый из России и Туркменистана. Более того, существует реальная угроза того, что российский газ для Казахстана может подорожать еще в несколько раз. Все мы знаем, по какой цене получает сегодня газ из России Украина. В этой связи Казахстану необходимо четко разработать свою позицию, предусмотреть политические и экономические противовесы во взаимоотношениях с названными государствами.
В связи со вступлением Казахстана в ВТО в самое ближайшее время может произойти значительное повышение тарифов и на внутренние перевозки. Соответствующая заявка уже поступила со стороны АО "НК КТЖ", по которой тарифы могут подорожать на 30 процентов, в том числе и на перевозку угля. А цену угля, перевозимого на дальние станции, на 75 процентов составляют транспортные расходы. В данном случае нам необходимо учитывать, что территория Казахстана очень большая, и, хотя страна нефтяная, уголь потребляет большая часть населения. В энергетическом балансе страны более 70 процентов занимает уголь. На нем работают тепловые энергетические станции, все жители сел пользуются углем.
Мы, члены Ассоциации товаропроизводителей и экспортеров выступаем категорически против резкого повышения тарифов на внутренние перевозки. Этого нельзя допускать, по крайней мере, в данный момент, когда инфляция набирает обороты. Ведь это послужит раскручиванию нового витка инфляции. Нельзя, впрочем, утверждать заявки и других монополистов, повышающих тарифы более чем на 20 процентов. Мы понимаем, что повышение должно произойти в любом случае. Однако рост цен не должен происходить одномоментно и сразу во всех сферах. Можно обещать некоторым монополистам гарантированное повышение тарифов на определенный процент, например, к концу года. Такая мера поможет хотя бы частично сбалансировать ситуацию.
В индикативном плане на 2006 год были заложены показатели роста инфляции в размере 5-6 процентов. Но, повторюсь, уже с начала года эти показатели превышены в разы. Индикативный план в данном случае не смог стать инструментом регулирования экономики. Мы не приветствуем современную систему регулирования цен. Тарифы у нас утверждает Агентство по регулированию естественных монополий, а комитет по защите конкуренции согласовывает цены на услуги доминирующих участников газового рынка, находясь при Министерстве индустрии и торговли. Причем одно из этих ведомств находится в Правительстве, другое – нет. При этом Министерство экономики и бюджетного планирования никаких рычагов влияния на процесс ценообразования не имеет. Такой порядок не может не беспокоить. И, поскольку в Законе "О Правительстве РК" сказано, что именно оно вырабатывает ценовую политику, мы предлагаем создать при Правительстве единую комиссию, которая занималась бы всеми вопросами ценовой политики – регулированием тарифов и защитой конкуренции.
Кстати, и в Послании Главы государства отмечено, что Правительство несет ответственность за обеспечение сдерживания инфляции. Я думаю, нам нельзя забывать опыт прошлых лет. В Правительстве раньше существовала комиссия по ценовой политике, это было примерно 1,5 года назад. И практика показывает, что это был оптимальный вариант для нашей системы.
- В Послании Глава государства уделяет особое внимание социальной политике. Как, на Ваш взгляд, инфляция может сказаться на реализации социальных программ?
- Повышение тарифов на электроэнергию и другие услуги может негативно сказаться на многих бюджетных программах – резкого роста цен некоторые из них могут просто не выдержать. В данном случае необходимо провести широкую разъяснительную кампанию среди населения, встречаться с предпринимателями, занимающими на рынках лидирующее положение, работать с ними по заключению меморандумов. Но при этом, еще раз повторю, главное – удержать цены на электроэнергию, газ и уголь. Поскольку остальные товары и услуги находятся в большей конкурентной среде.
- В начале нашей беседы Вы отмечали, что главной задачей страны на ближайшие годы является повышение конкурентоспособности отечественных товаров и услуг. А между тем, как отмечено в Послании, объем экспорта готовой продукции в Казахстане составляет лишь 2 млрд. долларов США в год, и на этом уровне он находится уже больше 10 лет…
- Вопрос развития экспорта довольно сложный. И рассматривать его необходимо с разных ракурсов. Продавать продукцию на внешних рынках, на самом деле, очень сложно, тем более - учитывая тот факт, что Казахстан находится в очень жесткой конкурентной среде. И сегодня, надо отметить, Правительство Казахстана в недостаточной степени поддерживает отечественных экспортеров. Во многих странах экспорт считается важнейшей составляющей всей экономики в целом. Поэтому для его поддержки и развития на правительственном уровне вырабатывается целый комплекс мер. К примеру, если иностранные граждане вывозят из Германии продукцию местного производства, им выплачивается часть налога. Данная система направлена на увеличение товарной массы, вывозимой из страны. И в зарубежных странах существует до 20 различных форм поддержки экспорта.
Союз товаропроизводителей и экспортеров совместно с объединением "Атамекен" разработали программу развития экспорта в РК, и в ближайшее время она будет представлена на рассмотрение Правительству. Нам бы хотелось, чтобы Министерство экономики приняло участие в обсуждении и доработке программы, поскольку там есть моменты, предусматривающие привлечение бюджетных средств. Предположительно, уже в конце весны проект программы будет обсуждаться в Министерстве индустрии и торговли. В программе обобщен опыт зарубежных стран.
- На какие результаты Вы рассчитываете, если программа будет не только утверждена в Правительстве, но и должным образом реализована? Насколько может увеличиться объем экспорта?
- Вопрос очень хороший, но многое будет зависеть от основных и сопутствующих факторов. В первую очередь – от того, как будет развиваться производство в Казахстане. Точных цифр относительно роста объемов экспорта вам никто сегодня назвать не сможет. Но однозначно ясно, что в случае реализации мер, предусмотренных программой, объем экспорта может увеличиться в разы. Рост, конечно, произойдет не в течение 2-3 лет. Но при этом хочу подчеркнуть, что Казахстан обладает большим экспортным потенциалом. За рубежом пользуются высоким спросом казахстанские ферросплавы, металлургические изделия. Но нам нужно развивать экспорт в сферах, где затрачено больше человеческих ресурсов, использованы инновации. Необходимо создать условия, при которых ученым было бы выгодно разрабатывать и продавать свои изобретения, а предпринимателям – использовать их в производстве и экспортировать новый товар. Пока же нашим бизнесменам выгодней завозить дешевые тапочки и телевизоры из Китая. Надо предпринять все меры, чтобы бизнес был ориентирован на наукоемкие производства. Просто так никто не станет заниматься, к примеру, разработкой микросхем.
- В целях стимулирования диверсификации экономики и привлечения иностранного капитала и ноу-хау Глава государства предложил реформировать налоговую политику в стране. Как Вы считаете, насколько в данном случае будет результативной мера по снижению налоговых ставок?
- Снижение налогов всегда оказывает положительный эффект. Сейчас в теневом обороте вращается больше средств, чем зафиксировано в официальной статистике. Мелкие и средние предприятия зачастую ведут двойную бухгалтерия. Им выгоднее некоторые вопросы решать на месте "традиционными" способами. Снижение ставок НДС и корпоративного налога позволит предпринимателям не только обеспечивать себя и свою семью, но и вкладывать инвестиции в новые производства. Сегодня фальсификация документов через налоговые органы стала нормой. И снижение налоговых ставок будет способствовать не только развитию предпринимательства, но и снижению уровня коррупции в стране. |