NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Пятница 19.04.2024 16:06 ast
14:06 msk

Александр Павлов: Мы не можем позволить себе роскошь постепенного развития!
"Как мне кажется, детальная "расшифровка" первых двух экономических приоритетов Послания связана с неудовлетворенностью Президента страны тем, как реализуется Стратегия индустриально-инновационного развития, поскольку сегодня не происходит структурной перестройки нашей экономики"
27.03.2006 / интервью

Нуржан МУНАЙТПАСОВ, "Страна и мир", 24 марта

Партия "Отан" всегда выделялась среди прочих политических партий страны талантом рождать креативные идеи и программы, способностью активно защищать интересы простых казахстанцев. Сейчас она уделяет все большее внимание проблемам отечественной экономики. 28 февраля парламентская фракция "Отана" ("СиМ" писала об этом в №8) заслушивала членов Правительства по вопросам роста тарифов на коммунальные и прочие услуги, в скором времени готовится аналогичное мероприятие по вопросам цен на потребительские товары. Анализируется деятельность районных и городских акимов в плане борьбы с инфляцией и безработицей. В общем, крупнейшая партия республики демонстрирует свою способность разбираться в сложнейших экономических проблемах в масштабах всей страны. И это неудивительно, учитывая кадровый потенциал "Отана"! Сегодня "СиМ" представляет своим читателям заместителя председателя партии, известного государственного деятеля Александра ПАВЛОВА.

За строкой Послания Президента

- Александр Сергеевич, мы хотим начать беседу с такого тревожного, как нам кажется, симптома: Правительство каждый раз бодро рапортует Президенту и народу о бурном росте отечественной экономики и словно не замечает "скачущей" инфляции - растущих цен на продукты и товары?! А каково ваше мнение о текущем моменте в экономике страны?

- Прежде всего хотел бы успокоить ваших читателей: казахстанская экономика действительно демонстрирует высокие темпы роста - в среднем около 10% в год начиная с 2000 года. И это объективно хороший показатель!

Но, безусловно, надо задаться и таким вопросом - устраивает ли нас качество этого роста? И здесь пока возникает больше вопросов, чем ответов. Я думаю, Глава государства не случайно в нынешнем Послании народу Казахстана сделал на этом вопросе особый акцент. Ну а рецепт был "выписан" практически в первых строках документа: "Мы должны сделать ставку на создание и развитие производств, ориентированных на экспорт конечных продуктов, создание совместных предприятий в области нефтегазового, транспортного и других подотраслях машиностроения, металлургии, химии, агропромышленной сферы".

Как мне кажется, детальная "расшифровка" первых двух экономических приоритетов Послания связана с неудовлетворенностью Президента страны тем, как реализуется Стратегия индустриально-инновационного развития, поскольку сегодня не происходит структурной перестройки нашей экономики. Если говорить о качестве роста, то это в основном ценовой рост - за счет нефтяных доходов, улучшения мировой конъюнктуры на основные продукты нашего экспорта: нефть, металлы, зерно. К сожалению, какой-то высокотехнологичной, сложной продукции, с которой мы могли бы выйти на мировой рынок, как не было, так и нет.

Между тем в Стратегии, принятой более трех лет назад, ставилась задача по производству именно экспортоориентированной продукции в обрабатывающей промышленности, и подчеркивалось, что она является главной в экономической политике. На сегодня эта задача не достигнута. Более того, доля несырьевых товаров в общем экспорте - вместо планировавшегося роста - из года в год снижается. Если в 2000 году она составляла 6,1%, то в 2004 - упала до 4,1, а в 2005 составила 5,3%.

- Как можно понять, недавнее создание холдинга "Самрук" и фонда "Казына" призвано упорядочить и улучшить работу в этом направлении?

- Холдинг "Самрук", в который вошли основные национальные компании - "Казпочта", "Казтелеком", КЕГОК, "КазМунайГаз", РГП "Казахстан темир жолы" и который наверняка будет прирастать другими предприятиями, находящимися в госсобственности или имеющими госдоли, должен улучшить использование этой самой государственной собственности. Мы даже затянули с созданием этого холдинга. Президент ставил задачу по созданию такой структуры еще 2,5 года назад.

Что касается Фонда устойчивого развития "Казына", созданного указом Президента на прошлой неделе, то он призван решать те задачи, которые Глава государства ставил в части управления инвестиционными процессами и совершенствования деятельности институтов развития - Банка развития Казахстана (БРК), Инновационного фонда Казахстана (ИФК), Национального инвестиционного фонда (НИФ), Центра маркетингово-аналитических исследований и Фонда малого предпринимательства. Этот вопрос также давно стоял на повестке дня.

Качественная модернизация экономики - важнейшее условие для вхождения Казахстана в число 50 наиболее конкурентоспособных стран мира. А если учесть, что наша страна стоит на пороге вступления во Всемирную торговую организацию (ВТО), но при этом имеет очень маленькую и очень открытую экономику, это условие становится жизненно значимым. Естественно, мы не сможем выступать каким-то серьезным игроком на мировом рынке, если не будем иметь востребованной рынком продукции.

- Александр Сергеевич, позвольте тогда "наивный" вопрос: а зачем нам в данный момент больше добывать нефти или больше зарабатывать на тех же госактивах? Зачем "лишние" деньги, если мы не нарастили обрабатывающую промышленность, не создали высокотехнологичные отрасли?

- Ну, во-первых, денег никогда лишних не бывает. Ни в хозяйстве, ни тем более в государстве. Во-вторых, я считаю абсолютно правильным решение, благодаря которому средства от сырьевых доходов будут аккумулироваться в Национальном фонде…

У нас периодически возникают разговоры, что необходимо вложить эти деньги в производство или даже увеличить бюджетные расходы и т.д. Но денег в бюджете и без того хватает, другое дело - эффективность использования этих денег. Мне, например, непонятно, когда инвестиционный проект, финансируемый из бюджета, вместо положенных 6-8 месяцев реализуется 1,5-2, а то и 3 года. Когда по итогам каждого года десятки миллиардов бюджетных средств остаются неосвоенными, а Счетный комитет постоянно трубит тревогу по поводу разбазаривания бюджета.

Что касается вложения денег в реальную экономику, в том числе в обрабатывающую промышленность, то напомню, что согласно Программе индустриально-инновационного развития с 2003 года созданы все необходимые для ее реализации институты, на капитализацию которых направлено более 140 млрд. тенге, то есть более 1 млрд. долларов. Но, к сожалению, серьезной отдачи мы пока от них не наблюдаем. Ежегодно институтами развития недоосваиваются значительные средства, и тем не менее увеличение их капитализации идет из года в год. К примеру, за 2004 год остались недоиспользованными 32 млрд. тенге, но в том же году им было направлено на дополнительную капитализацию 24 млрд., в 2005 году - еще 39,2 млрд. и в бюджете текущего года запланировано еще 38 млрд. тенге. За время существования институтами развития уже "проедено", то есть потрачено на становление, развитие, зарплату и прочее, более 4,7 млрд. тенге, что составляет почти 7% от профинансированных ими проектов. При этом качество, масштабы и количество выбранных проектов пока не соответствуют индустриально-инновационным целям развития экономики: размещение средств хаотично - проекты не связаны в "технологические цепочки", многие проекты не инфраструктурны и могли бы быть профинансированы частным бизнесом. Из серьезных капитальных проектов можно вспомнить разве что строительство завода "Казахстан кагазы" и создание мощностей по производству биоэтанола за счет кредитов БРК, строительство железнодорожной ветки Шар - Усть-Каменогорск (проект ИФК) - и, практически, все.

К сожалению, коренного качественного перелома ни в структуре промышленности, ни в структуре ВВП не произошло. Скажем, с нашей нынешней энергоемкостью нам точно "не светит" пробиться в 50 конкурентоспособных стран. На производство 1 доллара ВВП мы затрачиваем 2,81 кВт/ч электроэнергии, в то время как в Великобритании этот показатель равен 0,23 кВт/ч, в Германии - 0,27, в США - 0,3, в Турции - 0,56, в Китае - 1,22. В Стратегии индустриально-инновационного развития ставилась задача снижения энергоемкости в 2 раза и повышения производительности труда в 3 раза. Но пока этого, к сожалению, не происходит. Сейчас в Правительстве готовится программа сокращения энергоемкости, но темпы подготовки документов, внедрение энергосберегающих технологий, как впрочем и движение по остальным векторам экономического развития, должны быть более быстрыми. Мы не можем позволить себе роскошь длительного эволюционного развития. Нужен скачок - и только в этом случае Казахстан, повторюсь, со своей небольшой экономикой, может стать действительно серьезным игроком на мировом рынке.

- Александр Сергеевич, уж вам-то не занимать правительственного опыта! Каким образом можно совершить такой скачок?

- А Президент как раз очень хорошо сказал об этом в своем Послании, и здесь ничего изобретать не надо: привлечение технологий, участие, в том числе и через институты развития, в финансировании новых инновационных программ с привлечением зарубежных партнеров… Поиск серьезных инвестиционных проектов - это большая проблема. Но если таких проектов нет внутри страны, то надо их привлекать из-за рубежа - об этом Президент и говорит в своем Послании.

Держать инфляцию!

- Александр Сергеевич, не знаю как вас, но меня сейчас больше всего настораживает тот факт, что в последние годы Правительство демонстрирует неспособность контролировать инфляцию в запланированных им же рамках. А рост цен, с учетом некоторых факторов, возможно, происходит даже быстрее, чем утверждает официальная статистика. Как вы считаете, насколько этот вопрос актуален?

- Я бы сказал, что это вообще самая актуальная задача, которая стоит перед Нацбанком и Правительством! Тем более, что и прошлогодние показатели по инфляции были "перевыполнены" и нынешний год начался очень неудачно. А если помнить, что "инфляция - это налог на бедных", то данный вопрос получает и нехорошую социальную окраску.

Пугает то, что за первые два месяца года инфляция составила 2,4% - при таких темпах мы можем выйти на двузначную цифру по итогам года. Здесь надо предпринимать решительные, экстраординарные меры для удержания инфляции!

Правда, здесь есть и нюансы. К примеру, мы говорили об энергоемкости наших товаров. Если тарифы на электроэнергию не будут включать в себя возможность обновления основных фондов, то и продвижения в энергосбережении не будет. Здесь необходимы солидные инвестиции в электроэнергетику, поскольку наши основные мощности сильно изношены, а каких-то новых серьезных мощностей, кроме энергоблока на Экибастузской ГРЭС-2, не вводилось. Растут расходы на производство киловатт-часа электроэнергии, на обслуживание сетевого хозяйства, до сих пор нет серьезного учета расхода энергоресурсов. Если учесть, что на некоторых РЭКах коммерческие (даже не технологические!) потери достигают 30-40% - понятно, что стоимость электроэнергии будет расти и дальше.

Но это лишь одна из составляющих инфляции, в ней много и других факторов, как, например, пресловутые цены на овощи и фрукты, рост тарифов на коммунальное хозяйство и т.д. Мне кажется, что у нас просто до последнего времени не было системной работы по борьбе с инфляцией. И здесь первым "тревожным звонком" для Правительства стало заслушивание этих проблем на заседании парламентской фракции "Отана" в конце февраля. Состоялся серьезный и откровенный разговор с министрами энергетики, индустрии и торговли, руководителями Агентства по регулированию естественных монополий, Комитета по конкуренции. Меня удивило, что в ходе этого заслушивания сами министры поднимали вопрос о необходимости внесения изменений в законодательство. Спрашивается, что им мешало выйти с такой инициативой раньше?! Тем более, что Парламент в этом отношении работает очень продуктивно с Правительством, всегда поддерживает инициативу и по ограничению деятельности субъектов естественных монополий, и по улучшению конкурентной ситуации в стране.

- Александр Сергеевич, а министры точно осознали, что это для них был "звонок" и "Отан" будет строго спрашивать за волнующий народ вопрос?

- Я считаю, что у нашей фракции большой политический вес в Парламенте. И численность наших депутатов позволяет, если рекомендации фракции не будут услышаны, поставить вопрос о доверии тому или иному руководителю ведомства. Но не хотелось бы до этого доводить - гораздо полезнее, если министры сделают соответствующие выводы…

"Хрущевско-брежневские времена прекрасно помню!"

- Александр Сергеевич, недавно один ностальгирующий по союзным временам пожилой товарищ заявил мне, что в периоды руководства Сталина, Хрущева, Брежнева, когда с экономикой все было хорошо, повсеместно понижались цены и "всему народу было хорошо"… Возможны ли сейчас, при рынке, такие политические приемы, ведь экономика у нас на большом подъеме? Взять и разом сделать, чтобы буханка хлеба стоила, к примеру, 15 тенге!

- Ну, это будет означать, что между 15 тенге и…

- Буханка хлеба сейчас стоит 30…

- Почему 30?! Я вчера в магазине по 35 покупал. Но ладно. Так вот, разницу между 15 тенге и сегодняшней ценой будет дотировать бюджет. Надо ли сегодня это делать?! Мы как раз-таки начинали новую экономическую политику с того, что отпускали цены на хлеб и другие продукты первой необходимости. Это был, конечно, шок, и слава Богу, что мы его пережили.

Понятно, когда растут цены - растет и недовольство людей. Но здесь я согласен с Президентом: нельзя ориентировать всех людей на помощь государства, питать иждивенческие настроения. Такая помощь должна и будет оказываться тем категориям людей, которые или уже не могут работать, или еще не могут работать - пенсионеры, инвалиды, студенты, дети… Вы помните, какой большой комплекс этих вопросов в прошлогоднем Послании был решен? Он получил продолжение и в нынешнем Послании.

К счастью, наверное, я не застал сталинские времена и соответствующие понижения цен, но хорошо помню хрущевские времена: как появились талоны на хлеб, как в плановом директивном порядке росли (а не снижались!) цены на хлеб, масло, молоко и даже водку. Помню, как родители меня поднимали в шесть утра и отправляли занимать очередь, поскольку просто невозможно было что-то купить… И поэтому отставку Хрущева на октябрьском пленуме ЦК КПСС 1964 года народ, по-моему, воспринял с облегчением. Помню, конечно, и времена брежневского правления: замечательно мы себя чувствовали в середине 70-х годов и как было не очень комфортно в застойное время в конце 80-х, когда опять вернулись к талонам. Я в то время работал одним из руководителей Павлодарской области, так вот у нас было 23 вида талонов: хлеб, мыло, молоко, сигареты…

Нормальная рыночная экономика предполагает изобилие всяких товаров, цены должны быть свободными. Но если это еще и социальное государство, что оговорено нормами Конституции, то все люди, которые, как говорится, оказались "за бортом", должны в индивидуальном порядке субсидироваться государством. Экономические реалии сегодня позволяют это делать.

Кто родит "базарную мафию"?

- Вы знаете, Александр Сергеевич, меня всегда поражало следующее "рыночное" проявление: везде, где возникают какие-то очереди, дефициты, бюрократические препоны , обязательно появляются какие-то "жучки", которые за вознаграждение "все делают". Хороший это рынок или плохой - сейчас не суть важно, главное - предприимчивость. Но вот что меня удивляет: который год мы жалуемся на дороговизну овощей и фруктов, а народ в эту отрасль почему-то все не идет. Значит, этому что-то еще мешает?

- В любой, в том числе и рыночной, экономике существует, к сожалению, такой фактор, как коррупция. И борьба с этим социальным злом должна, по моему мнению, стать основным приоритетом в нашей стране как для госорганов, так и для институтов гражданского общества. Коррупция влияет на развитие бизнеса, причем не только малого и среднего, но и крупного. Она же может влиять даже на такую проблему, как цены овощей и фруктов, мяса, молока. Ведь сегодня в ценнике на базаре реальная стоимость товара составляет лишь половину. А все остальное - это накрутки за всевозможные виды контроля, за выдачу халатов, весов, за аренду торгового места и т.д. Я считаю, что это абсолютно "кривая экономика", когда стоимость продукта составляет лишь половину от цены товара. С этим надо бороться!

- Какими способами?

- Должно быть много каналов реализации продукции. Кроме того, это не секрет - во многих регионах за рынками и базарами стоят структуры, приближенные к местным акимам. Это, к сожалению, тоже факт. Так называемая "базарная мафия" очень сильно влияет на цены. Попробуйте, к примеру, здесь тушу коровы продать по какой-то другой цене, чем та, которую она диктует…

- Но ведь это дело правоохранительных органов…

- Несомненно. Но мы ведь в свое время и рэкет на рынках победили - помните, ходили тогда ребята в китайских "адидасах" и с торговцев на рынках собирали мзду?! Почему же невозможна борьба с более цивилизованными способами "отъема денег" у торговцев на рынках?! Кстати, сегодня они и сами консолидируются - недавно было объявлено о создании профсоюза. Это же не от хорошей жизни - люди на рынке понимают, что так жить нельзя. Государство, к сожалению, оказывается не очень эффективным борцом с "базарной мафией" …
- Когда люди начинают сами бороться, это иногда чревато…

- Надо, чтобы эти формы борьбы носили осмысленный, легитимный характер. В конце концов так и формируется гражданское правосознание. И, конечно, власть, прежде всего местная, должна сказать свое веское слово в этой борьбе с коррупцией и с инфляцией. Поэтому с акимов должен быть учинен особый спрос. Сейчас, кстати, партия "Отан" решила серьезно взяться за вопрос контроля за деятельностью районных акимов.

Каких-то прочих экономических причин - почему крестьяне не идут в овощеводство - я не вижу. Знаю, что у моих земляков в бывшем совхозе "Черноярский" на Павлодарщине поливное овощеводство возрождается: сегодня уже ни одного гектара свободной земли здесь нет… Рынок не терпит пустоты: будет выгодно - люди будут заниматься овощами!

Парадоксы рынка

- Один из самых рекордных показателей роста демонстрирует строительная отрасль…

- Да, более 5 млн. кв. м сданного жилья за 2005 год - это впечатляющая цифра. Но здесь мне хотелось бы сделать акцент на Государственной программе жилищного строительства. К сожалению, не решена главная задача, которая в ней ставилась, - доступность жилья для людей. Госпрограмма нуждается в серьезной корректировке. Во-первых, если мы хотим обеспечить дешевым, пусть относительно менее комфортным, жильем тех, кто сам не в состоянии его приобрести, то надо расширять масштабы строительства социального жилья для бюджетников, молодых специалистов, социально незащищенных категорий людей. Это жилье должно оставаться навсегда в собственности государства. Допустим, молодая семья, получив крышу над головой, имеет возможность спокойно работать, и через некоторое время, увеличив свои доходы, она перейдет, условно говоря, в нижний слой среднего класса. Теперь уже она может стать участником системы жилстройсбережений. Парламентом принят специальный закон о таких сбережениях, создан Жилстройсбербанк, который наделен дешевыми, практически бесплатными бюджетными ресурсами для строительства жилья. Эта система для тех, кто не может сразу взять ипотечный кредит. Накопив в этом банке определенную сумму, человек сможет рассчитывать на решение своих жилищных проблем. К сожалению, в 99 случаях из 100 люди не знают об этой системе.

Выявившиеся сейчас перекосы в жилищной программе произошли из-за неверно расставленных акцентов: рассчитывали, что бюджетники смогут выкупить жилье по 350 долларов за 1 кв.м, понастроили домов - но люди еще не располагают такими деньгами. Ипотека - это для тех, кто уже имеет приличные доходы…

- А вот объясните со своих рыночных позиций такие явления нашей жизни: больше добываем нефти - бесконечно дорожает ГСМ; миллионами квадратных метров строим жилье - дорожает недвижимость…

- Сначала по ГСМ. У нас либеральная экономика, а потому она не может не учитывать конъюнктуру мировых цен на рынке. И совершенно очевидно, что когда нефть за границей дорожает, то любой наш ее добытчик будет стараться отдать свой товар туда, где больше заплатят. Это естественный закон рынка…

- Но ведь даже когда цены на мировом рынке падают, как уже бывало, у нас внутри цены на ГСМ не снижаются…

- А здесь мы сталкиваемся с другим вопросом - проблемами "фиктивной" конкуренции и ценовых сговоров. У нас три нефтеперерабатывающих завода, но попробуйте зайти со своей нефтью для переработки на какой-нибудь из этих НПЗ! Я думаю, это не получится, а если получится, то…

- …будет стоить гораздо дороже?

- Абсолютно верно… Второй момент - развитие сети АЗС. "КазМунайГаз" как вертикально интегрированная компания имеет 200-250 АЗС. Когда у нее будет 400-450 АЗС, я думаю, у государства появятся реальные шансы серьезно влиять на розничный рынок ГСМ - это одна из стратегических задач "КМГ".

Что касается недвижимости. Да, к счастью, растут масштабы жилищного строительства, но и цены не отстают. Почему? Потому что сегодня доходы населения растут, причем довольно быстро. Появляются свободные деньги, и люди выбирают куда их вкладывать. В депозиты при существующей инфляции - не очень выгодно. Я знаю не один десяток человек, которые имеют несколько квартир, сами там не живут, а сдают в аренду или перепродают, потому что сохраняется тенденция роста цен на жилье. Понятно, что до бесконечности такое продолжаться не может… Выходом здесь было бы развитие рынка ценных бумаг, чего, к сожалению, у нас до сих пор не происходит. Избыточная масса денег на руках у населения будет искать точку своего приложения. Сегодня ею является недвижимость…

ПЕРСОНАльный вопрос

- Александр Сергеевич, вы только что вспоминали о своем детстве… Тогда вы предполагали, кем станете?

- Нет, конечно. Вообще, можно сказать, что я совершенно случайно стал экономистом-финансистом. В стране после пленума ЦК по так называемой косыгинской экономической реформе всерьез заговорили о необходимости реформирования экономики, ее важности в развитии государства. Профессия финансиста тогда была не столь популярна, как сегодня. Наверное, перечитал я тогда газет! Семья у меня самая простая, экономистов у нас никогда не было, но родители меня поддержали.

- Александр Сергеевич, известно, что вы около 12 лет проработали на Павлодарском тракторном заводе, в непростые перестроечные и постперестроечные времена - в руководстве Павлодарской области… Но затем годы работы в правительстве, наверное, все же были сложнее?

- Каждая работа требовала самоотдачи. Хотя, конечно, середина 90-х годов, когда Президент назначил меня сначала на пост начальника Главной государственной налоговой инспекции, а потом министром финансов… Помните, 2258% годовой инфляции в 1994 году, полный развал всех финансовых, экономических и прочих хозяйственных связей, одномоментное лишение дотаций из союзного бюджета, а мы больше чем на треть финансировались за счет союзных дотаций… И при этом - необузданные аппетиты депутатского корпуса! Тот Верховный Совет хоть и был демократически избранным, но по сути оставался советским, коммунистическим. Принималось все больше всяких популистских решений и социальных законов, правительству поручалось их исполнять, а возможностей финансовых, экономических (да даже технических!) для этого не было. Рыночное законодательство, напротив, торпедировалось. В результате экономика падала, росли нагрузка на бюджет и социальное недовольство. И я всегда вспоминаю отчаянную смелость Президента, который не побоялся в той ситуации, после роспуска Верховного Совета в 1995 году, подписать более 100 рыночных законов, которые стали основой наших реформ. Президент, я считаю, проявил гражданское мужество в той ситуации. Именно тогда сформировалось банковское законодательство. Был принят впервые на постсоветском пространстве Налоговый кодекс, отвечающий рыночным реформам. Менялось бюджетное законодательство, система планирования и управления государством. Проведена жилищно-коммунальная реформа. Очень активно начали с 1996 года двигать пенсионную реформу, была проведена монетизация льгот, приватизация собственности и реформа электроэнергетики. Казахстан намного дальше продвинулся, чем наши собратья по СНГ, в вопросах экономики и социального развития. Это, как говорится, факт, не требующий доказательств.

Но фактом является и то, что в условиях мировой глобализации конкуренция по всем направлениям развития становится все более ожесточенной. И значит, надо ускоренно двигаться вперед. Президент в своем Послании народу Казахстана определил основной вектор этого движения. А партия "Отан" как ведущая политическая сила страны должна сделать все возможное для реализации Послания.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Александр Павлов: Мы не можем позволить себе роскошь постепенного развития! 27.03.2006
Максут Нарикбаев: Без денег в судах делать нечего 27.03.2006
Законотворчество любит консервативный подход 24.03.2006
"Как это было на самом деле" 24.03.2006
Генерал КНБ Абсаметов: Спецслужбы - атрибут любого государства 22.03.2006
Партия в ответе 21.03.2006
Загипа Балиева: Я обычная женщина 14.03.2006
Бизнес должен быть ориентирован на наукоемкие производства 14.03.2006
Серик Ахметов: "Атамекен" – это беспрецедентно серьезно! 13.03.2006
Не во власти счастье? 09.03.2006

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
19.04.24 Пятница
76. ДЖАЛМАГАМБЕТОВА Светлана
75. ЖУКЕЕВ Тулеген
74. КАН Виктор
72. ТУМАРБЕКОВ Мурат
71. ЛЕСКЕВИЧ Иван
70. НЕСИПБАЕВ Рахимбек
67. АУБАКИРОВА Жания
67. БЕКИШЕВ Хамит
66. БАЙТЕЛЕСОВ Жигиткер
66. КАСЫМБЕКОВ Бактыбай
58. КИЯСБАЕВА Патима
55. МАНАСБАЕВА Бахыт
53. ШАТЕКОВ Асет
52. ТУРЛЫХАНОВА Гульмира
50. ГЛУХИХ Дмитрий
...>>>
20.04.24 Суббота
82. НАБИЕВ Жаугашты
76. МУЖЧИЛЬ Татьяна
74. КЕНЖЕТАЕВ Есенгельды
72. ДАРИНОВ Ауезхан
65. КИРГИЗАЛИЕВ Нуралы
65. СУЛЕЙМЕН Усен
63. УМИРСЕИТОВ Бахыт
62. БЕКТАЕВ Али
62. КУРМАНАЛИЕВ Каримбек
59. САТИМБЕКОВ Канат
58. ДУЗЕЛЬБАЕВ Ерлан
55. АШИМБАЕВ Самат
55. ТУРТАЕВ Алмат
54. КУРУМБАЕВ Руслан
52. ШАБЕНОВ Канат
...>>>
21.04.24 Воскресенье
79. РАИСОВ Толеген
76. ПЛЯЦУК Владимир
75. ХАЛИЛА Абдилак
71. АЙМАГАМБЕТОВ Сабит
71. ТОБАЯКОВ Бахытжан
67. БАДАНОВ Мейрам
67. ЖАРКЕНОВ Аскар
67. ШАЛАБАЕВ Сейтжан
65. БАЛАБАТЫРОВ Нурлан
62. МУКАТОВ Кажгалей
61. ТОТАЕВ Бауржан
61. ЯБРОВ Владимир
60. АБДРАХМАНОВ Кайрат
58. АКУЛОВ Григорий
51. ТУРТКАРИН Алимжан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz