NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Пятница 26.04.2024 20:30 ast
18:30 msk

Ануарбек Султангазин: Мы сводим счеты
У комитета финконтроля и госзакупок стало больше полномочий
26.04.2006 / интервью

Бауыржан АЛТЫНБЕКОВ, "Литер", 25 апреля

Деньги счет любят. Эта нехитрая истина приобретает совершенно конкретное звучание, когда речь заходит о государственных деньгах и стремлении комитета финансового контроля и государственных закупок разобраться с их расходованием.

И если за соблюдение налоговой дисциплины в нашей стране отвечает Налоговый комитет, то за состояние бюджетной – комитет финансового контроля и госзакупок.

О том, как контролируются казенные средства, рассказал руководитель ведомства Ануарбек Султангазин.

– Когда-то фраза "К нам едет ревизор" вызывала страх. В общественном сознании ревизор был строгим, неподкупным радетелем государственных интересов. По каким критериям подбираются сотрудники вашего комитета?

– Действительно, для работы в комитете финансового контроля и госзакупок необходимо иметь определенный багаж знаний и опыта. Понятно, если проверяющий окажется по своей квалификации ниже проверяемого, доверия к государственному органу не будет. Поэтому когда мы объявляем конкурс на замещение вакантных должностей, то, в соответствии с законом "О государственной службе", разрабатываем адекватные квалификационные требования к соискателям.

Согласно закону, комитет объявляет конкурс на занятие вакантных административных государственных должностей, а желающие принять в нем участие проходят соответствующее тестирование в Агентстве по делам государственной службы и собеседование на заседании конкурсной комиссии. Мы широко используем институт перевода, когда государственные служащие из других ведомств могут перевестись к нам на работу без конкурсного отбора с согласия уполномоченного органа. Но, в первую очередь, они должны подходить по квалификационным требованиям.

Практикуем и трудоустройство специалистов из кадрового резерва. Только в этом месяце в комитет были трудоустроены три молодых специалиста из штатного резерва Агентства по делам государственной службы.

– Бытует мнение, что комитет финансового контроля – наследие советских времен и что на республиканском уровне должен работать укрепленный институт независимого внешнего контроля. На местном уровне – ревизионные комиссии маслихатов в качестве обособленных государственных органов с собственным аппаратом профессиональных ревизоров. Вы согласны с этим?

– Интересно... На мой взгляд, говорить о том, что комитет финансового контроля – наследие советских времен, ошибочно. Во многих развитых странах внутренний контроль осуществляется правительственным органом. Но в любом случае надо исходить из исторически сложившейся организации государственного финансового контроля и национальных особенностей государственного устройства.

Согласно Конституции нашей республики, в единую систему исполнительных органов страны входят местные исполнительные органы. Так что внутренний государственный контроль в лице комитета финансового контроля и государственных закупок – совсем не лишнее звено в системе государственных органов.

– В интервью нашей газете председатель Счетного комитета Омархан Оксикбаев заметил, что не согласен с тем, что комитет финансового контроля имеет право перепроверять деятельность его ведомства. Ибо этим ставится под сомнение его независимость. И это противоречит основным положениям Лимской декларации, принятой в 1997 году, к которой присоединился и Казахстан. Хотелось бы узнать ваше мнение.

– Речь идет не о главенстве одного над другим, хотя в законе прописано, что Счетный комитет является высшим финансовым надзорным органом.

Сегодня в Казахстане сформирована система взаимоотношений между органами внешнего и внутреннего контроля, и уже многие вопросы взаимодействия законодательно решены. Это и согласование планов работы, чтобы исключить дублирование проверок, и взаимное признание актов, что делает более эффективной работу органов финконтроля. И самое главное – мы направляем результаты контроля в Счетный комитет, что позволяет им контролировать соблюдение стандартов государственного финансового контроля и анализировать акты внутреннего контроля.

Вот эти проблемы надо решать совместно. А оттого, что мы сейчас будем спорить, кто кого выше или кто лучше или хуже работает, дело не изменится. Глава государства поставил четкую задачу – повысить состояние финансовой, бюджетной дисциплины. И мы, образно говоря, два крыла одной птицы. Значит, вместе и будем работать.

Возвращаясь к вашему вопросу. В настоящее время бюджетным законодательством определено, что Счетный комитет является, как и другие администраторы бюджетных программ, объектом контроля нашего комитета так же, как и мы являемся объектом контроля Счетного комитета. И поэтому только по одному этому признаку я бы не стал говорить о покушении на независимость Счетного комитета.

Пользуясь случаем, хочу поздравить своих коллег из Счетного комитета с юбилеем. Возможно, это и небольшой срок, но за это время институт финансового контроля в нашей стране состоялся и доказал свою жизнеспособность. Хочу поздравить и ветеранов госфинконтроля. Именно они стояли у истоков становления системы финансового контроля в нашей республике.

– Часто результаты ревизий, проведенных вашим ведомством, указывают на вопиющие нарушения в действиях госслужащих. Не стараются ли обиженные вами применять так называемые скрытые механизмы воздействия на вас?

– Да, из года в год рост финансовых нарушений увеличивается. В прошлом году количество проверенных объектов и сумма выявленных нарушений по сравнению с позапрошлым годом выросли на 8 процентов – более чем в два с половиной раза.

По итогам прошедшего года бюджет был восполнен на 35 процентов от суммы, подлежащей возмещению. В 2004 году этот показатель составлял 23 процента. Кроме того, в течение первого квартала этого года по прошлогодним финансовым нарушениям в бюджет поступило 70 млн тенге. Таким образом, возмещение по материалам контроля минувшего года составляет 36 процентов. И впредь эта работа будет продолжена.

Рост выявления нарушений очевиден. Число должностных лиц, привлеченных к административной и дисциплинарной ответственности, возросло на 85 и 8 процентов соответственно. Этому также способствовала активная работа правоохранительных органов. Судите сами: четверть из всех заявлений поступила от правоохранительных органов.

Что касается давления со стороны объектов контроля… За то время, что я возглавляю ведомство, ничего такого не было.

– Вступление в силу Бюджетного кодекса РК как-то отразилось на вашей работе? Изменились ли компетенция финансового контроля, правила проведения внутреннего контроля? Какая конкретная польза от всего этого?

– До вступления в силу Бюджетного кодекса комитет осуществлял только контроль за целевым и эффективным использованием средств республиканского и местных бюджетов, что значительно сужало деятельность комитета в вопросах защиты экономических интересов государства.

В настоящее время наши полномочия значительно расширены, как результат – возросло число раскрытых финансовых нарушений. Это, прежде всего, связано с законодательными новшествами. Теперь мы можем контролировать эффективность использования бюджетных средств, внесение неналоговых поступлений, а также проводить ревизии за целевым и эффективным использованием гарантированных государством займов, связанных грантов и активов государства. Добавлю, что существенно расширились наши функции в отношении юридических лиц с участием государства и получателей бюджетных средств. Это позволило в значительной мере осуществлять полномасштабный контроль за использованием финансовых ресурсов государства.

– Какие нарушения наиболее часто допускаются? Почему не заводятся громкие дела с участием государственных служащих, залезших в карман государства? Несут ли ответственность государственные служащие, допускающие нецелевое и неэффективное расходование бюджетных средств? Какие меры принимаются вами по итогам проверок?

– Нарушения бывают самые разные. В основном это неэффективное использование бюджетных средств и активов государства, как и необоснованное и незаконное их списание. Бывает так, что средства расходуют сверх утвержденных нормативов, нарушается порядок оплаты труда и при назначении и выплате пенсий и социальных пособий.

Отдельная проблема – нецелевое использование бюджетных средств и кредитов. Вот за это мы можем наложить административные взыскания на нарушителей. А что касается неэффективного и необоснованного использований – здесь мы не правомочны. Тут следует направлять совместные усилия вместе со Счетным комитетом, чтобы в законодательстве мы четко прописали виды нарушений. И чтобы за каждым нарушением следовало определенное наказание.

В прошлом году в соответствии с кодексом "Об административных правонарушениях" наложены административные взыскания на 434 должностных лица в сумме 3,9 млн тенге, из них поступило в бюджет – 3,2 миллиона. К дисциплинарной и материальной ответственности привлечено 1 453 работника проверенных объектов.

Мы передаем материалы в правоохран

ительные органы, они и проводят дальнейшие расследования. В тех же структурах определяется ответственность объектов контроля. Громкие дела предаются огласке органами финансовой полиции. Конечно, не без нашего содействия.

– В скором времени наше правительство станет электронным. Будете ли вы внедрять систему электронных госзакупок? И насколько прозрачнее станет от этого процесс?

– Организация электронных госзакупок станет одной из базовых услуг электронного правительства. В послании глава государства уделил особое внимание построению эффективной системы взаимодействия между государством и гражданами.

Поэтому мы и работаем над внедрением системы электронных госзакупок. И согласно сетевому графику правительства планируем ввести ее в эксплуатацию в марте следующего года. Преимущества, которые несет внедрение информационной системы по электронным государственным закупкам, достаточно очевидны. Исчерпывающая информация о проводимых конкурсах и об их результатах в Интернете делает этот важнейший сектор деятельности государства открытым для каждого казахстанца.

К тому же электронные торги будут способствовать снижению коррупции и бюрократизма, поскольку сведено до минимума личное общение с чиновником. Сама информационная система при этом будет построена так, что лицо, заинтересованное в итогах тендера, не сможет повлиять на его исход. Этому будут служить системы защиты: конфиденциальные электронные ключи, электронная подпись, выдачу которых будет производить удостоверяющий центр.

Но есть обратная сторона этой медали. Сейчас мы составляем реестр субъектов государственных закупок. В стране насчитывается 24 тысячи субъектов, из них девять тысяч мы уже вбили в реестр. Однако не все наши субъекты технически готовы. Ведь для того, чтобы участвовать в электронных торгах, необходим доступ к Интернету. А вы знаете, что в отдаленных районах и селах республики с этим дела обстоят туго. Элементарно, нужно иметь компьютер и человека, который может с ним работать. Мы считаем, что в бюджете нужно предусмотреть средства для обеспечения всем необходимым организации электронных торгов на местах. Если мы хотим начать такие торги со следующего года. А то получится, что только центр электронной коммерции работает, а в регионах даже не будут знать о его существовании. Какой тогда от этого толк?

– Нынче среди казахстанских чиновников модно играть в гольф, ходить на рыбалку, а некоторые даже любят поохотиться. Есть у вас любимое хобби? Расскажите, пожалуйста, о себе – где учились, работали?

– Вообще-то, я не отношусь к числу охотников. (Смеется.) Мне даже утку жалко подбить, не говоря уже о крупных животных. Так получилось, что всю жизнь я посвятил науке и по сей день занимаюсь ею. Все-таки прошлое обязывает – до государственной службы преподавал в КарГУ, где и начал научную деятельность.

Мое хобби – чтение научной литературы. Занимаюсь обобщением своих научных исследований. Ну и конечно, если удается выкроить чуточку свободного времени, стараюсь выехать на природу с семьей. Воспитываю двух сыновей.

В системе госорганов работаю уже 15 лет. Начинал с заместителя главы городской администрации Караганды. Потом возглавлял облфинуправление, был заместителем акима Карагандинской области по финансам. До вступления в нынешнюю должность пять лет был членом Счетного комитета. Уверен, что на новом месте реализую на все сто накопленный солидный профессиональный опыт.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Только вперед! 28.04.2006
Ануарбек Султангазин: Мы сводим счеты 26.04.2006
Рауан Шаекин: Мы не стали "бомбить" Ертысбаева 24.04.2006
Калык Абдуллаев: У нас идет противостояние личностей 20.04.2006
В системе общих координат 17.04.2006
"Новые президентские инициативы стали своеобразным "детектором дееспособности" для всех политических структур" 17.04.2006
Экс-"ВИА Гра" Кристина Коц-Готлиб: Мой контракт еще не расторгнут! 17.04.2006
Нурбах Рустемов: Почему нельзя обсуждать в парламенте то, что обсуждают на кухне? 12.04.2006
Ерболат Досаев: здоровый оптимизм 11.04.2006
Омархан Оксикбаев: Мы контролируем деньги, куда бы они ни направлялись 10.04.2006

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
26.04.24 Пятница
83. САРСЕКЕНОВ Тулен
81. АГИБАЕВА Мая
78. БАЕШОВ Абдуали
76. ОМАРОВ Кадыр
74. МАНКЕЕВА Жамал
73. ТАТАЕВ Бахыт
72. АТШАБАР Бакыт
70. АК-КУОВА Галия
68. ДЖЕКЕБАЕВ Крым
66. АБДЫГУЛОВА Найля
66. СЕРИКБАЕВ Ержан
66. СУЛЕЙМЕНОВ Нурислам
64. САКТАГАНОВ Максат
61. САПАРГАЛИЕВ Мухат
61. ТАИМБЕТОВ Багбан
...>>>
27.04.24 Суббота
77. ИСИН Нурлан
72. ЖАПАРОВ Жаксылык
71. ВЕРБНЯК Александр
71. КОЗЛОВ Александр
69. ОМАРОВ Жанай
68. ДОЛГИХ Сергей
67. КОШКИМБАЕВ Сапар
65. МАКСИМОНЬКО Василий
65. УРИНБАСАРОВ Тулеп
65. ХАМИТОВ Азат
63. ГУМАРОВА Майра
62. ДЕРЕВЯНКО Аида
62. ДУСИПОВ Еркин
61. КЛЕБАНОВ Александр
58. СЫЗДЫКОВ Марат
...>>>
28.04.24 Воскресенье
89. МЕЗГИЛЬБАЕВ Мухамед
76. КУДАМАНОВ Бакытжан
75. ЕСЕНБАЕВ Мажит
69. АБДИКАЗИМОВ Кабдулкарим
69. КИРТАЕВ Бахытжан
67. МИРЧЕВ Александр
65. ИДРИСОВ Ерлан
61. КАПЕНОВ Бауржан
60. ЖАКАНОВ Болат
59. КОЧУБЕЙ Александр
51. ЕСЕНГАЗЫ Руслан
50. КРУЗ Пенелопа
50. МЕНДЫГАЛИЕВ Ерлан
49. ИГЕМБАЕВ Толеген
48. БАЙБАКИРОВ Серикжан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz