NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Четверг 25.04.2024 17:23 ast
15:23 msk

Имангали Тасмагамбетов: Город - это живой организм
"Сейчас, когда мы в Алматы запустили такие системные программы, рассчитанные на 3-4, на 5 лет, то, думается, я просто обязан реализовать их. Если мой профессионализм и доверие главы государства ко мне совпадут, то мое личное желание - продолжать работать на этой должности"
16.06.2006 / интервью

"Вечерний Алматы", 15 июня

На днях в эфире телеканала "Алматы" аким города Алматы Имангали Тасмагамбетов дал обширное интервью о происходящих и ожидающих мегаполис преобразованиях, высказал свое мнение о ситуации в различных сферах жизнедеятельности Алматы. Вел беседу с главой города генеральный директор ТРК "Алматы" Санжар Мустафин. Для тех, кто не успел увидеть это выступление, но кому интересно мнение главы города по самым разным животрепещущим вопросам, мы предлагаем эту телевизионную беседу в газетном варианте.

- Я алматинец, человек, которому не безразлично прошлое, настоящее, будущее родного города. Поэтому мне, как и остальным полутора миллионам алматинцев, особенно интересна эта встреча, беседа с акимом города Алматы Имангали Нургалиевичем Тасмагамбетовым.

Первый вопрос напрашивается сам собой. Сейчас, спустя полтора года со дня вашего вступления на пост акима, какие все же из выполненных задач вы можете записать себе в актив, а какие ситуации оказались несколько сложнее, чем представлялись на первый взгляд?

- Я хотел бы отметить, что любой город имеет свою индивидуальность, эмоции, свои подъемы и спады. Город, в моем понимании, - это скорее живой организм, чем механизм. Поэтому мы с коллегами в самом начале нашей работы проанализировали все болевые проблемы мегаполиса. Таким образом были приняты 10 городских программ. К примеру, это Программа реконструкции и модернизации энергокомплекса до 2020 года, Программа снижения транспортной нагрузки, программа "Алматинские дворы", Программа экологии…

Результаты очевидны. Так, за прошлый год было отремонтировано более 170 км магистральных дорог, более 600 дворовых территорий, свыше половины школьных дворов города. Если говорить о макроэкономических показателях, то мы перешли очень значимый рубеж - по итогам прошлого года валовый региональный продукт составил 1 триллион 135 миллиардов тенге, это более 10 миллиардов долларов. И сегодня на душу населения приходится более 7 тысяч долларов ВРП. Очень серьезный показатель - объем инвестиций, которые привлекаются в наш город. Он составил более 360 миллиардов тенге. Тоже достаточно высокий показатель для нашего города.

- Хотелось бы начать с одной из самых сложных и важных тем, о которых вы упомянули, - это энергокомплекс. Вы затронули тему модернизации теплосетей, инженерных коммуникаций. Каким образом происходит эта модернизация, и какие позитивные уроки можно извлечь из ошибок прошлого?

- Для любого города очень важны генерирующие мощности по тепло- и электроэнергетике. АПК, действительно, - очень сложный участок жизнеобеспечения нашего города. В силу многих факторов. Может быть, потому, что в прошлые годы не было возможности инвестировать достаточно финансовых средств в серьезное развитие энергокомплекса. А тот объем мощностей, который закладывался еще в 60-х годах, за сорок лет практически выработан. Поэтому была разработана Программа реконструкции и модернизации энергетического комплекса АПК до 2020 года, которая предполагает привлечение инвестиций порядка 430 миллиардов тенге, только до 2010 года - 200 миллиардов тенге.

Нам необходимо в течение этого и 2007 года построить 16 новых подстанций, провести реконструкцию и модернизацию 27 подстанций. На сегодняшний день 5 новых уже строятся, 17 - в состоянии реконструкции. Кроме того, в 2007 году предполагается реконструкция ТЭЦ-1. В настоящее время ведутся проектные работы по строительству тепломагистрали, соединяющей ТЭЦ-1 и ТЭЦ-2, которая даст нашему городу порядка 300 дополнительных гигакалорий. Идет строительство котельной "Орбита", которую мы планируем сдать к 2008 году. Это также дополнительно около 300-350 гигакалорий. То есть, можно сказать, мы сегодня находимся в активной фазе инвестирования для того, чтобы энергокомплекс очень устойчиво обеспечивал теплом и электроэнергией наш город.

Могу привести еще несколько цифр: максимальное потребление электроэнергии по нашему городу зафиксировано на отметке в среднем 1300 мегаВатт, что на 430 мегаВатт больше, чем генерирует АПК. Это говорит о дефиците электроэнергии.

- Факт налицо, 70 подстанций перегружены.

- Да, практически все подстанции сегодня перегружены. Поэтому понятно, насколько назрела необходимость в программе, о которой я говорил выше, - строительство новых подстанций и модернизация существующих подстанций, которые должны работать не в полную мощность, а иметь определенный ее резерв.

- Ваша позиция в отношении тарифов? Есть ли необходимость в повышении тарифов во избежание дальнейшего отключения электроэнергии?

- В принципе, рост тарифов должен происходить, это закономерность рыночной экономики. Но он, безусловно, должен соотноситься с платежеспособностью населения. Это однозначно.

- Какова ваша позиция в отношении приватизации АПК, которую, по слухам, предполагает провести государство?

- Надо понять в принципе, что такое приватизация и какую цель она преследует. Приватизация преследует две цели: прежде всего найти эффективного собственника, во-вторых, привлечь достаточно инвестиций для модернизации того или иного предприятия, чтобы оно соответствовало современным требованиям. Если приватизация решит задачу нахождения эффективного собственника, эффективного менеджера, а также привлечет достаточные финансовые средства, которые предусмотрены нашей программой по модернизации АПК, при том что тарифы будут соотноситься с платежеспособностью населения, то я - за такую приватизацию. Если нет, - безусловно, против.

- Вопрос номер один для алматинцев - это, наверное, реализация Генерального плана. Ведь от того, в каком районе находится их недвижимость, зависит их ближайшее будущее.

- Действительно, Генеральный план развития Алматы предусмотрен и утвержден до 2020 года. Генплан - это своего рода кодекс, в котором прописаны градостроительные нормы и порядки, преследующие цель создания благоприятной, социально удобной среды. Основными параметрами градостроительного плана являются несколько показателей. Первое - это обеспеченность жильем населения. На сегодняшний день у нас приходится по 17 квадратных метров на одного человека. Мы же предполагаем увеличить этот показатель до 22 квадратных метров. Что, безусловно, потребует строительства большого количества жилья, и самое главное, качественного жилья. Территория же Алматы ограничена примерно 32 тысячами гектаров. Это небольшой участок. И значит, необходимо развиваться в этих границах.

Если говорить о конкретных цифрах, то в городе более 7 тысяч многоэтажек и более 88 тысяч одноэтажного ветхого аварийного жилья постройки середины прошлого века. И нужно решать, как развиваться дальше Алматы. Исходя из этого, город разделен на 6 планировочных зон, историческая часть города и так далее. По каждой планировочной зоне определены соответствующие градостроительные нормы. Если говорить о деловой части города, об исторической его части, то здесь застройка будет производиться не выше 9 этажей. Вы знаете, что в прошлом году мы приняли решение на территории выше аль-Фараби не строить высотные здания, ограничили их шестью этажами. Это не прихоть, а необходимость, и очень жесткая необходимость. Мы живем в сейсмоопасной зоне, исходя из этих соображений, и приняты такие нормы.

Понятно, что какие-то "высотки" в городе, безусловно, будут, и некоторые из них уже строятся. Я говорю о гостинице "Мэрриот", высота которой по проекту - более 30 этажей. Всего же в городе возводятся порядка 20 "высоток". Город не может развиваться на каком-то фиксированном этажном уровне. Безусловно, для того чтобы архитектура была более привлекательной и красивой, должны присутствовать различные доминанты, в том числе и "высотки", хотя я лично не сторонник высотных домов.

- Насколько сейсмическая безопасность позволяет?

- И не только сейсмическая безопасность. Я считаю, что наш город уникальный, он формировался еще в советское время как город- курорт - пышная зелень, красота окружающей его природы. Нет никакого резона превращать его в некий Нью-Йорк. Поэтому каждую субботу заседает Градостроительный совет, который рассматривает все проекты потенциальных застройщиков, инвесторов, и, естественно, реализация Генерального плана развития города Алматы ведется с позиции установленных градостроительных норм.

- Расскажите, пожалуйста, о планах застройки микрорайона "Тастак", в котором формируется новый жилой комплекс. А также инвест-проекте "Сайран", вокруг которого много слухов, а информация в основном, неполная и разрозненная.

- Алматы, как многие советские города, - образец градостроительной политики того времени. То есть делится на ярко выраженный деловой центр, так называемые спальные районы, промышленные зоны. И получается, что по утрам массы горожан устремляются в деловой центр, а вечером расходятся из него в разные стороны. Что создает большие проблемы как для города, так и для самих людей. Исходя из этого, Генеральным планом развития города Алматы принята концепция полицентричного города, то есть в городе должно появиться несколько прекрасных современных деловых центров, которые должны создать инвестиционную привлекательность не только центра, но и различных частей мегаполиса.

Первый проект в районе "Тастака" - это достаточно большой участок в 228 гектаров в квадрате улиц Толе би, Розыбакиева и Абая. Мы считаем, что точечная застройка для Алматы на сегодняшний день уже неэффективна, она практически не затрагивает проблему обновления инженерных подземных коммуникаций, застройщик, грубо говоря, просто "садится" на существующие сети. Нужна комплексная застройка. Здесь на 228 гектарах подземные инженерные коммуникации будут полностью по-новому построены за счет инвесторов. Это первое. Второе - комплексная застройка предполагает, что появится новый деловой центр со всей инфраструктурой, т.е. это и бизнес-центры, и гостиницы, и жилье очень хорошего класса, и торгово-развлекательные центры.

- Появятся и рабочие места…

- Безусловно. И надо сказать: достаточно большое количество рабочих мест. Кроме того, будет создана вся социальная инфрастуктура - соответствующее количество школ, детских садиков, пункты первичной медико-санитарной помощи, вплоть до пожарной части. И это все по договору с инвестором будет осуществляться за счет средств застройщика, после завершения строительства - передано городу.. Создается практически новый район, новый деловой центр.

- А по какому признаку будет децентрализовываться город? К примеру, где-то будет экономическая зона, где-то - культурный центр или стратегический политический центр, например, в районе центральной площади.

- Нет, политический центр уже существует, он им и останется. А что касается других центров, то, безусловно, исходя из той или иной деловой активности, которая там складывается, мы просто будем развивать его, доводить до кондиции, соответствующей современным градостроительным требованиям.

- Жителей наверняка в большей степени интересует вопрос компенсации за их прежнее жилье, как они будут расселяться?

- Прежде всего, я хочу напомнить вспомнить небольшую предысторию этого вопроса. В советское время мы все владели жильем на правах аренды: хотя граждане получали квартиру, жили в ней, но это была государственная собственность. На сегодняшний день жилье практически является собственностью каждого конкретного владельца, так же, как и земля. И это уже не просто крыша над головой, это товар. И компенсация будет, безусловно, прежде всего осуществляться на основе законодательства Республики Казахстан. Вопрос лишь в оценке стоимости квадратного метра жилья и одной сотки земли, на которой находится то или иное строение. В разных участках города различная цена. И назвать какую-то общую - просто невозможно. Но, безусловно, компенсироваться все это будет, исходя из рыночной стоимости.

- Понятно, что застройка центра "Манхэттен Казахстан" является сегодня одной из ключевых тем. А что будет дальше? Какие подобные комплексы планируются в других районах города?

- К примеру, такой же в принципе комплекс уже формируется в районе строящегося мегацентра, в районе "Орбиты".

- По Розыбакиева?

- Да. Там тоже формируется очень хороший деловой центр. И нам кажется, что как раз таки эти два участка, которые практически уже в процессе строительства, станут привлекательными районами города, оттянут на себя определенную часть деловой активности и, безусловно, разгрузят историческую часть Алматы.

- И будут способствовать разгрузке некоторых транспортных коммуникаций…

- Безусловно.

- С учетом децентрализации скоро и спальные микрорайоны могут стать одними из ключевых районов города.

- В принципе, такой проект рассматривается. Он связан с модернизацией всех 12 микрорайонов. Но концепция здесь очень жесткая. Задача ставится таким образом, чтобы отселение жильцов в этом микрорайоне происходило не по принципу, того, что в "Тастаке", то есть они получают денежную компенсацию или же жилье в другом районе и выезжают. А концепция по модернизации микрорайонов такова: человек, который живет в этом микрорайоне, должен получить жилье именно в этом районе.

- Вопрос о мансардах. Во-первых, как вы вышли на эту идею, строительства мансард над старыми домами? И какие плюсы в этом?

- Плюсов очень много. В центральной части города очень много домов 60-х годов постройки, которые дороги алматинцам, и создали своеобразный облик исторической части города. Понятно, что здание со временем приходит в такое состояние, что его или надо кардинально реконструировать, или сносить. Многие алматинцы очень категоричны в этих вопросах, желая, чтобы старые здания все-таки сохранялись. Поэтому выход только один - провести реконструкцию. Сделать это за счет государственных средств мы не можем, потому что все квартиры в этих домах приватизированы. Дома являются коллективной собственностью домовладельцев. Значит, надо привлечь инвесторов, причем таким образом, чтобы они провели сейсмоусиление, заменили все инженерные коммуникации, привели в порядок подъезды, подвалы, обновили фасады для соответствия их современному архитектурному дизайну нашего города.

Предлагаемый вариант придуман не нами. В Европе его очень активно используют. Инвестор-застройщик оправдывает свои затраты, надстраивая над такими домами один этаж или два этажа мансардного типа и продавая их. Это, я повторю еще раз, включает сейсмоусиление, восстановление инженерных сетей, улучшение облика этого дома. Поэтому плюсы здесь очевидны. Если сегодня квадратный метр в таком доме до реконструкции оценивался в одну сумму, то понятно, что после ее реконструкция цена возрастет в несколько раз.

- Обратимся к теме транспорта. Ваша четкая политика в этом направлении - это развитие сети многоярусных автопаркингов. По какому принципу было выбрано место для возведения пяти ключевых автопаркингов, строительство которых находится на начальном этапе?

- Если говорить о транспортной нагрузке на город, то ключевым является не просто строительство автопаркингов, а целый комплекс мероприятий, который позволит в последующем снять эту напряженность. Это и реконструкция дорог, и строительство развязок, и автопаркингов. Пять ключевых мест определены с учетом напряженного графика движения и парковки автотранспорта в тех или иных участках нашего города. Если взять одну только Старую площадь, там можно наблюдать огромное сосредоточение различных учреждений, начиная от учебных заведений и заканчивая крупными торговыми точками. С утра до вечера практически вся проезжая часть улицы заставлена припаркованными машинами, что сужает ее и, естественно, создает проблемы по продвижению автотранспорта. Если там сегодня не построить многоярусный подземный автопаркинг, то решить эту проблему другими способами просто невозможно.

Поэтому принята программа, которая предполагает в течение трех лет строительство подземных и наземных многоярусных парковок на 260 тысяч автомобилей. Я думаю, что это действительно снимет определенный ряд проблем.

- А на каких условиях передавались эти места застройщикам?

- Эти места передаются в аренду.

- Вы с большим энтузиазмом подошли к строительству дорожных развязок, впрочем, как в принципе и к решению других важных вопросов. Но здесь вы лично посещаете каждую стройку, смотрите, как в каком районе движется строительство, каково качество работ. Насколько эффективны будут развязки в плане разгрузки транспортных артерий города? И где в ближайшее время появятся новые транспортные развязки?

- Необходимость их очевидна: у нас в городе существуют две развязки, и они показали свою эффективность. Для того же, чтобы снизить транспортную нагрузку на город, надо построить 18 развязок. В прошлом году мы ставили задачу ежегодно начинать строительство трех развязок и тем самым в течение 5 лет постараться решить эту проблему. Но нагрузка за этот год настолько возросла, что графика, который мы для себя установили, явно недостаточно. Поэтому мы изыскали, кроме бюджетных, дополнительные внебюджетные средства, т.е. привлекли инвесторов для строительства в общей сложности 8 развязок.

Из них две уже строятся на Рыскулова, еще две на подготовительном этапе. В районе развязки на Рыскулова - Кудерина уже осуществляется, снос строений, которые подпадают в зону строительства. Буквально через неделю начнем забивать сваи. В районе Рыскулова - Бокейханова идут подготовительные работы, которые потребуют еще некоторого времени.

В принципе, началось строительство развязки на Аль-Фараби - Есентай, напротив строящейся гостиницы "Мэрриот". Вы, наверное, заметили, что там уже поставили ограждение, ведутся подготовительные работы. Само строительство начнется буквально на днях. Мы планируем завершить его к концу года.

Следующая развязка - это Аль-Фараби - Сейфуллина. Сложно, наверное, представить, потому что проспект Сейфуллина до Аль-Фараби еще не пробит. Но эта работа продолжается, осталось всего два дома, сейчас уже ведется пробивка улицы от Тимирязева до Аль-Фараби. Параллельно с завершением пробивки начнется строительство развязки на Сейфуллина - Аль-Фараби. И, естественно, коль Сейфуллина выходит на Тимирязева, уже буквально на днях мы начнем строительство развязки на Сейфуллина - Тимирязева.

И восьмая развязка начнет строиться, наверное, где-то в августе-сентябре на пересечении проспекта аль-Фараби и улицы Фурманова.

- Планы грандиозные, а какие дороги еще помимо этого будут увеличены?

- Буквально через несколько дней мы, наверное, откроем движение по пробитой улице Шаляпина на запад в сторону Калкамана. Единственная сегодня дорога на Каменку перегружена до невозможности, и, я думаю, новая дорога свою роль сыграет. Кроме этого, сейчас идут работы по пробивке улицы Западный Желтоксан, тоже до Аль-Фараби и ряду других улиц.

- Объездные пути - это реализуемые проекты или пока они лишь в перспективе?

- Вы имеете в виду АБКАД? Что касается этой кольцевой дороги, то проектные работы практически завершены, в последней фазе - подготовительная работа. Строительство АБКАД начнется в 2007 году.

- А срок окончания?

- 2009 год.

- Имангали Нургалиевич, метрополитен - это, наверное, самый значимый долгострой в Алмате, который существовал и до сих пор существует. Хотя сейчас строительство метрополитена идет семимильными шагами, и, если я не ошибаюсь, в декабре следующего года должна быть запущена первая его линия. Какие меры принимаются муниципалитетом для ускорения строительства, и самое главное, какой эффект, по вашему мнению, он принесет городу?

- Действительно, метрополитен сейчас активно строится благодаря прежде всего поддержке Президента. Вы помните, в прошлом году он посетил стройку, дал конкретное, четкое поручение правительству и непосредственно нам завершить строительство первой очереди в 2008 году. Естественно, были выделены соответствующие финансовые средства, мы в прошлом году закупили, а в этом году уже смонтировали и запустили в работу очень серьезное проходческое оборудование. Это роторный комбайн, который позволяет осуществлять проходку 320 метров в месяц. Для сравнения: до сегодняшнего дня мы проходили в месяц 50, максимум 80 метров. И эта техника удешевляет строительство почти на 70 процентов: если стоимость 1 км обходилась в сумму порядка 100 миллионов долларов, то сегодня роторный комбайн позволяет удешевить проходку до 30 миллионов. Эффективность очевидна.

Работа идет полным ходом, нет сомнений в том, что мы реализуем задачу, поставленную перед нами Президентом. Первая очередь метрополитена протяженностью 8,3 км к концу 2008 года будет сдана в эксплуатацию.

- Нельзя обойти вниманием такие больные проблемы, как самовольное строительство, захват земель. При акимате создана мобильная группа, которая уже произвела снос ряда незаконных строений в различных районах. Какие меры, по вашему мнению, могут защитить государственный земельный фонд?

- Предыстория такова. В начале 90-х годов социальная напряженность в Алматы достигла такого состояния, когда власти вынуждены были просто отдавать земельные участки тем, кто требовал. Так возникли известные поселки Шанырак-1, Шанырак-2, Шанырак-3. К 1998 году появилось в общей сложности 28 стихийно застроенных населенных пунктов, так называемых присоединенных территорий. Проблема заключается в том, что практически во всех из них отсутствуют блага цивилизации. Никаких инженерных сетей, водоснабжения, электроснабжения, централизованного теплоснабжения централизованного в этих населенных пунктах фактически. Это, безусловно, вызывает социальную напряженность, которая выливается в различные акции.

Рассмотрев все проблемы этих поселков, мы в прошлом году разработали дополнение к Генеральному плану развития Алматы. Исходя из возможностей города, мы приняли программу, по которой планируется в течение трех лет во все эти населенные пункты провести воду, обеспечить их электроэнергией и газом. Работа уже начата, в бюджете этого года соответствующие средства предусмотрены, и, естественно, задача будет решена.

Тем не менее захват земель продолжается до сегодняшнего дня. Алматы - очень притягательный город, сюда едут из всех регионов Казахстана, желая найти работу, обосноваться, но не имея практически плацдарма для того, чтобы переехать и прижиться в этом городе. Поэтому кое-кто идет по пути наименьшего сопротивления, находит какой-то свободный участок, столбит его и объявляет, что это его территория, попирая тем самым все законы. Но эти свободные, на первый взгляд, территории на сегодня лишь зарезервированы для последующего расширения строительства. К примеру, для реализации Государственной жилищной программы по ипотечному кредитованию. Вы знаете, что мы разрозненно застраиваем разные участки города, хотя было бы целесообразнее строить в одном месте новые микрорайоны. Отсутствие земли не позволяет нам это осуществлять, поэтому приходится выбирать те свободные пятна, которые есть в городе. Это во-первых. Во-вторых, - всем присоединенным к Алматы населенным пунктам необходима социальная инфраструктура - школы, детские сады, больницы и прочее. Если будут захвачены зарезервированные места, то поселки останутся без этой социальной инфраструктуры. Поэтому допустить стихийного, варварского отношения к земельным участкам в виде захватов мы не можем. И, естественно, очень жестко подходим к данным фактам.

- Маслихатом была единогласно утверждена программа "Безопасный город". В ней, в частности, есть пункт о размещении в Алматы трехсот видеокамер. Какие еще дополнительные меры принимаются в отношении обеспечения безопасности города и горожан? Хотелось бы также получить более четкое понимание этой меры, насколько реальна эффективность установки этих видеоустройств?

- Вы правы, маслихат действительно единогласно принял эту программу. Хочу только уточнить, что речь идет не только о названных вами 300 видеокамерах. Их установят гораздо большее, когда будет реализована вся программа, а она рассчитана на три года. На этот год мы выделили 100 млн. тенге: 80 - на пилотный проект, установку 100 камер и 20 млн. тенге - на разработку всей проектно-сметной документации. В принципе, мы предполагаем, что на данную программу будет затрачено около 3 млрд. тенге. Но после ее реализации практически все магистрали города, начиная от въезда и заканчивая центром города, будут под контролем.

- Алматинские дворы - тема, о которой много сказано, но интерес к ней не угасает. В прошлом году были благоустроены 600 дворов, в этом году запланировано обустройство около 1000. Насколько эта работа, по вашему мнению, влияет в целом на облагораживание облика города?

- Действительно, в городе более 2400 дворовых территорий. Исходя из того что дворовые территории являются местом общего пользования и собственностью города, мы приняли городскую программу, которая предусматривает в течение 3 лет реконструкцию всех этих дворовых территорий. Действительно, программа пришлась по душе алматинцам. Работа продвигается, сегодня порядка 500 дворов уже в работе. Средства выделены на реконструкцию 1000 дворов, то есть всех запланированных. Я думаю, что где-то к началу сентября работа по всем этим дворам будет завершена.

- Наверное, я буду субъективен, но как молодой отец уже сейчас начинаю задумываться об образовании своего ребенка в ближайшем будущем. Не секрет, что за рубежом образование начинается с дошкольного периода, а у нас налицо дефицит детских садов. Я уверен, что вы задумывались над этим. Какие действия вы намерены предпринять?

- Ежедневно в Алматы рождается от 90 до 110 новых граждан, новых горожан, и проблема нехватки мест в детских дошкольных учреждениях на сегодняшний день очень актуальна. Естественно, финансовых возможностей для строительства максимального числа необходимых детских садов у нас сегодня нет, а значит, мы должны искать другие варианты. Вы знаете, что в середине 90-х годов, когда многие детские сады экономически не окупались, а у государства не хватало средств для обеспечения нормального их функционирования, многие из них были приватизированы или переданы в аренду. Мы тщательно рассмотрели весь перечень детских садов, которые находятся в аренде. В настоящее время мы расторгаем соответствующие договора с арендаторами, вносим необходимые финансовые средства для реконструкции, ремонта зданий и вновь запускаем их в эксплуатацию как функциональные детские сады. На этот год у нас предусмотрено возродить порядка 10 детских садов.

- Следующий вопрос относится, наверное, и к медицине, и к экологии. Как у любого большого города, у нас существует такая глобальная и в то же время банальная проблема - автомобильные выхлопы. Какие меры принимаются, чтобы улучшить общую экологическую ситуацию?

- Когда-то в середине 80-х годов писал кандидатскую диссертацию на тему "Мировоззренческие аспекты экологической проблематики на примере Алматы". Я не предполагал тогда, что мне придется реально работать в этой сфере. Так вот, тогда исследования показывали, что 80 процентов проблем воздушного бассейна Алматы создают транспорт, автомобильные выхлопы. Ситуация не изменилась. Только тогда в городе было 48 тысяч единиц автотранспорта, сегодня почти уже полмиллиона. И, естественно, во столько же раз возросли объемы выхлопных газов, которые создают экологическую проблему, напрямую влияющую на здоровье наших горожан.

Что в этой связи можно сделать? Наши предложения понятны, очевидны, они уже направлены в правительство. Во-первых, мы предлагаем экономическими санкциями запретить въезд, ввоз в страну автомобилей старше 7 лет. То есть не просто запретить, а поднять ввозные пошлины, и тогда это будет просто экономически невыгодно.

- А куда девать их тем, у кого они уже есть?

- С одной стороны можно понять желание всех сесть за руль автомобиля, а с другой - надо помнить: на чаше весов - здоровье алматинцев.

Это первое. Второе - конечно же, я не считаю, что надо с завтрашнего дня принимать это решение и очень жестко контролировать, но в любом случае через какое-то время мы придем к необходимости требовать наличия каталитических нейтрализаторов. Без этого просто невозможно радикально ограничить объемы выхлопных газов, выбрасывающихся в атмосферу.

И третий аспект - это безусловно сертифицирование качества ввозимых в город нефтепродуктов и ГСМ. У нас на каждом шагу немало проблем, связанных с тем, что для увеличения октанового числа пользуются различными присадками, различными химическими добавками. И это еще один фактор, который увеличивает вредность выхлопных газов и концентрацию в них вредных веществ. Только эти меры, комплекс этих мер могут оздоровить экологическую ситуацию в нашем городе.

- Перейдем от экологии к медицине. Чего позитивного мы можем ожидать от деятельности муниципалитета в области медицинского обслуживания в ближайшее время?

- Во-первых, напомню, что 30 процентов средств бюджета направляется на здравоохранение.

- Серьезная доля.

- Да. И 30 процентов у нас идет на образование. То есть 60 процентов средств расходуются непосредственно в двух сферах - образовании и здравоохранении. В соответствии с государственной программой по охране здоровья населения, которая принята в стране, еще в прошлом году у нас разработана соответствующая городская программа. Она реализуется, на мой взгляд, очень успешно, например, подушевой расход по гарантированному объему медицинских услуг у нас вырос со 136 тенге до 196 тенге, то есть рост на 40 % очевиден. Это дает возможность сегодня предоставлять населению гарантированный объем медицинских услуг практически в полном объеме. В этом году мы очень жестко подошли к разграничению платных и бесплатных медицинских услуг в лечебных учреждениях. Во многих поликлиниках, в клиниках эта работа сейчас активно проводится, думаю, что к концу года мы ее полностью завершим. Впервые, наверно, за последние двадцать лет мы приступили к строительству многопрофильной больницы в городе Алматы, то есть предусмотрели соответствующие финансовые средства в бюджете этого года и начинаем уже строительство такой больницы на 350 коек. Это очень хорошие показатели, особенно по сравнению с предыдущими годами.

- Раз уж мы затронули одновременно два сектора - и медицину, и образование, то предлагаю подробнее остановиться на сфере образования. Совсем недавно вы встречались со студентами КазНУ. Я помню, как вы серьезно готовились к ней, и сам факт этой встречи показал ваше внимание к сектору образования. Каким вы видите образовательную систему, в частности, в Алматы?

- Алматы - это студенческий город, 260 тысяч студентов обучаются в наших вузах. Действительно, несколько дней тому назад я выступал в Казахском Национальном университете имени аль-Фараби. Выступление было посвящено Посланию главы государства. Задача по вхождению Казахстана в число 50 наиболее конкурентоспособных стран мир стоит перед обществом и прежде всего перед молодежью, которая через какое-то время войдет во взрослую жизнь. Именно им предстоит реализовывать эту масштабную задачу. Конкурентоспособность любого государства зависит прежде всего от уровня знаний, потому что если мы раньше говорили о плановой экономике, потом говорили о рыночной экономике, то теперь надо говорить об экономике знаний.

Конкурентоспособность - это прежде всего конкурентоспособность творчески мыслящего общества. Величие государства, я люблю повторять, зависит не от наличия атомной бомбы, величие государства зависит не от огромной территории и не от количества населения, которое проживает в той или иной стране, величие государства определяется образованностью и информированностью общества, поэтому инновационное образование крайне важно для нашего государства и для нашего общества.

- Как вы считаете, наше образование сможет конкурировать с иностранным?

- Почему не может, конечно, может конкурировать. Вот, например КИМЭП, я считаю, это учебное заведение, которое практически соответствует европейским стандартам.

- Безусловно, вопрос, который обсуждается в последнее время в различных кругах, - это Олимпиада. Никто никогда не верил, что у нас в городе возможно проведение мероприятий такого грандиозного масштаба. Конечно, вопрос об Олимпиаде пока еще не решен, но шанс у нас безусловно, есть. А вот то, что Азиада пройдет здесь, - это уже факт. Давно доказано, что такие мероприятия - один из самых эффективных методов улучшения имиджа страны в мировом масштабе. Как идет процесс подготовки к первому грандиозному спортивному событию для Алматы?

- Вы правы, по Азиаде документы подписаны, мы уже, скажем так, в режиме подготовительной работы. Что она в себя включает? Мы готовим проектно-сметную документацию по тем объектам, которые должны быть построены. Правительство нам выделяет 1 млрд. тенге на разработку проектно-сметной документации, эта работа должна быть завершена где-то к концу лета. После вхождения в бюджетную программу следующего года как по республиканскому, так и по местному бюджету, с 2007 года начнется строительство спортивных объектов. Нам надо построить порядка 8 объектов - это ледовый дворец на 20 тысяч зрителей, бобслейная трасса, трамплины К-90, К-120 и т.д. Строительство займет порядка 2-3 лет, то есть если мы начнем строительство в 2007 году, то в 2010 завершим. И в январе 2011 года уже должно состояться открытие зимних Азиатских Олимпийских игр. Что касается Олимпиады, могу сказать, что у Алматы пока неплохие шансы.

- Ваше общение с городом обычно происходит в достаточно жестком режиме, то есть вы, четко понимая проблему, иногда решаете ее практически на месте. Это ваш личный стиль работы - решать все на месте?

- Я бы не сказал, что что-то новое привнесено моим стилем работы. Просто, как я уже говорил, город - это живой организм, не механизм, и к нему надо подходить таким образом. Если самому не объезжать, самому воочию не убедиться в том, как та или иная работа осуществляется, как реализовывается тот или иной проект, то дальнейшее решение вопросов будет протекать, наверное, не совсем в правильном русле. Поэтому лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать, поэтому существует еженедельная практика объезда объектов, тех проектов, которые осуществляются.

Могу рассказать об одном запомнившемся моменте встречи с жителями. Я приехал в один из дворов, где только что завершили ремонт. Хорошие дорожки, детская площадка, выходят жители, некоторые из них благодарят, кто-то просит еще что-то доделать. А одна возмущенная женщина мне говорит: "Вот три месяца здесь проводили работу, пыль столбом, создали такую обстановку нервозную". Я ее спрашиваю: "Сколько лет вы в этом доме живете?" Она отвечает: "Восемнадцать". "И все эти восемнадцать лет проводилась работа по ремонту этого двора?" Она говорит: "Нет, впервые". Спрашиваю: "Неужели три месяца нельзя было потерпеть, понять и создать необходимые условия для этих работников?". К сожалению, разные эмоции бывают. Но в большей степени, конечно, если говорить об алматинских дворах, то это благодарность, понимание и стремление самих жителей сделать что-то очень хорошее для своего двора. И это тоже поощряется и поддерживается акиматом.

- Скажем, с коллегами чиновниками, например, на внутренних заседаниях вы достаточно жестко обсуждаете деятельность того или иного муниципального органа. Часто ли вы применяете крайние меры, то есть насколько серьезными бывают наказания муниципальных сотрудников?

- Во время вашего назначения большинство алматинцев были уверены, что срок вашей деятельности на посту акима завершится сразу же в январе текущего года, то есть, якобы, Тасмагамбетов пришел на пост акима для сохранения стабильности в электоральный и постэлекторальный период. Прошло уже полтора года. Строите ли вы долгосрочные планы? И насколько серьезной вы считаете для себя работу в качестве мэра Алматы?

- Вы знаете, я в курсе таких настроений, что я, мол, всего на год назначен акимом, но это не соответствует действительности. Я занимал много должностей в государстве. Моя искренняя благодарность главе государства за то доверие, которое он постоянно мне оказывает. Сейчас, когда мы в Алматы запустили такие системные программы, рассчитанные на 3-4, на 5 лет, то, думается, я просто обязан реализовать их. Если мой профессионализм и доверие главы государства ко мне совпадут, то мое личное желание - продолжать работать на этой должности.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Бауржан Мухамеджанов: МВД в шоколаде не бывает 30.06.2006
"Кто не знает прошлого, тот не узнает будущего" 26.06.2006
"Если есть деньги и их хочется на что-то потратить, их надо тратить" 26.06.2006
Нурбулат Масанов: В политику не вернусь 26.06.2006
Гольфу в Казахстане - 10 лет! 26.06.2006
Безотлагательная охрана окружающей среды 26.06.2006
Сергей Терещенко: К большой цели надо идти мелкими шажками 23.06.2006
Тени исчезают в полдень 23.06.2006
Бакытжан Жумагулов: Игроки еще не адаптировались к новым условиям 21.06.2006
"Тот кредит доверия от Главы государства, который я имею - я буду реализовывать - чего бы мне это не стоило" 20.06.2006

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
25.04.24 Четверг
83. НОВИКОВ Никита
82. АЯПОВ Калкаман
79. КУРАКБАЕВ Куралбай
79. ШВАЙЧЕНКО Юрий
76. ДОСАЕВ Тасбулат
75. ЕЛЕМИСОВ Еркебулан
69. ДЖУРГЕНОВ Биржан
68. УТЕПОВ Болат
66. ТЕМИРХАНОВ Ерканат
64. УТЕУЛИНА Хафиза
63. КУЗЯКОВ Евгений
58. АУБАКИРОВ Каныш
56. АХТАМБЕРДИЕВ Ержан
55. КОЖАМКУЛОВ Мурат
55. ОМАРОВ Мурат
...>>>
26.04.24 Пятница
83. САРСЕКЕНОВ Тулен
81. АГИБАЕВА Мая
78. БАЕШОВ Абдуали
76. ОМАРОВ Кадыр
74. МАНКЕЕВА Жамал
73. ТАТАЕВ Бахыт
72. АТШАБАР Бакыт
70. АК-КУОВА Галия
68. ДЖЕКЕБАЕВ Крым
66. АБДЫГУЛОВА Найля
66. СЕРИКБАЕВ Ержан
66. СУЛЕЙМЕНОВ Нурислам
64. САКТАГАНОВ Максат
61. САПАРГАЛИЕВ Мухат
61. ТАИМБЕТОВ Багбан
...>>>
27.04.24 Суббота
77. ИСИН Нурлан
72. ЖАПАРОВ Жаксылык
71. ВЕРБНЯК Александр
71. КОЗЛОВ Александр
69. ОМАРОВ Жанай
68. ДОЛГИХ Сергей
67. КОШКИМБАЕВ Сапар
65. МАКСИМОНЬКО Василий
65. УРИНБАСАРОВ Тулеп
65. ХАМИТОВ Азат
63. ГУМАРОВА Майра
62. ДЕРЕВЯНКО Аида
62. ДУСИПОВ Еркин
61. КЛЕБАНОВ Александр
58. СЫЗДЫКОВ Марат
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz