NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Среда 24.04.2024 15:29 ast
13:29 msk

"Тот кредит доверия от Главы государства, который я имею - я буду реализовывать - чего бы мне это не стоило"
Н.Коржова: На самом деле - борьба с коррупцией это: первое - административная реформа плюс электронное правительство – вот формула искоренения коррупции. Теперь я хочу расшифровать: Коржова ли работает министром или кто-то другой – система не должна давать сбой
20.06.2006 / интервью

"Жеты кун" / "Хабар", 18 июня

Министр финансов республики – Наталья Коржова – готовит в своем ведомстве масштабную административную реформу, которая, по замыслу министра, должна привести в порядок систему внутреннего взаимодействия всех комитетов и подразделений и искоренить коррупцию. До прихода Натальи Коржовой у Минфина была не лучшая репутация в правительственных структурах. Ранее в интервью разным изданиям, Наталья Коржова говорила, что с удивлением обнаружила расбалансироанность системы управления комитетами министерства, которые фактически существовали как отдельные "государства в государстве", самостоятельно формируя нормы регулирования деятельности субъектов рынка. При таком раскладе создавалась благодатная почва для самых многообразных проявлений коррупции. Как именно Наталья Коржова намерена бороться с "сепаратизмом" ведомственных комитетов и в чем суть предлагаемой реформы? Об этом с министром финансов беседует Данил Москаленко.

- Наталья Артемовна! В одном из своих недавних интервью Вы заявили о том, что в структуре министерства будет проведена серьезная административная реформа, которая коснется - в том числе - и распределения полномочий среди подразделений министерства. И добавили, что недовольны чрезмерной "автономией" комитетов Минфина - Таможенного, Налогового, Финконтроля и некоторых других. Поясните, пожалуйста, в чем суть Ваших претензий и требований к этим структурам и какие меры по реформированию управленческой системы Минфина Вы предлагаете?

- Задача состоит в следующем. Мы обязаны реализовать указание Главы Государство о том, чтобы в течение 10 лет страна вошла в 50 конкурентноспособных государств. Для того, чтобы это сделать, комиссия, возглавляемая вице-премьером господином Масимовым, наращивает темпы административной реформы. Суть задачи заключается в том, чтобы понять - какое министерство, какое ведомство чем занимается. Насколько то, чем занимается министерство или ведомство, соответствует тем нормам, которые указаны в законах Казахстана.

- Поговорим о Минфине. Как будут проводиться административная реформа в вашем министерстве?

- Если взять наше конкретное министерство то, к великому сожалению, не все функции, которые выполняет наше министерство зарегламентированы таким образом, чтобы искоренить коррупцию. Дело в том, что произошло механическое слияние Минфина, Мингосдоходов и Агентства таможенного контроля. При этом министр финансов факультативно пока управляет этими двумя вошедшими в состав Минфина комитетами. Мы сейчас вносим в Парламент проект поправок в соответствующие документы и после этого все функции таможенного, налогового комитета, комитета по банкротству, Казначейства и госфиннадзора объединим таким образам, что минимизируем возможность контакта юридических и физических лиц с потребителями. Для того, чтобы этого добиться, нельзя сейчас узаконивать тот хаос, который есть, не должно быть дублирующих функций, не должно быть так, чтобы вспомогательных функций было больше, чем профильных функций, поэтому будет единый Минфин с одинаковыми функциями для всех комитетов, это будет единый электронный Минфин, когда вся информация, которая поступает на таможню, тут же отражается на сервере Минфина - здесь же налоговики четко понимают, какой груз вошел в страну, какая номенклатура этого груза, какая цена. Мы, таким образом, будем отсекать контрабанду, мы будем бороться за чистоту статистики и мы будем знать цену ввезенного груза в страну.

- Вы не боитесь противодействия, начиная такие масштабные реформы?

- Тот кредит доверия от Главы государства, который я имею - я буду реализовывать - чего бы мне это не стоило. Потому что, на самом деле, нужно искоренить коррупцию в святая святых, в том органе в который пронизал всю экономику страны своими функциями и при этом надо наделить его, как старое тело, по сути, новой нервной системой, для этого нужно мощную команду – это как в футболе - и команду единомышленников, помимо команды специалистов, а также тот административный ресурс, который Президентом дан, его политическая поддержка. Не воспользоваться этим, растянуть на долгие годы – это просто будет безнравственно, а все, ради кого мы работаем, будут знать, что к нему не придут нечаянно-негаданно, не потребуют мзду и не будут говорить - иди и плати деньги, потому что это надо новой команде… Понимаете, мы это все знаем и не надо думать, что если сегодня не предпринимаются репрессивные меры, то руководство Минфина не в курсе того, что на самом деле продолжаются поборы на таможне. Мы все это знаем! Другое дело, чтобы все искоренить надо принять комплекс законов, о которых сказал Глава государства - в том числе и на Совете безопасности. Я думаю, что мы сделаем все и мы знаем, как добиться этой цели.

- Вот вы сейчас упомянули Налоговый комитет, мне хотелось подробнее поговорить об этом, как обстоят дела с автоматизацией налоговых органов? Я знаю, что был серьезный сбой в серверах. Вы недавно сказали, что министерство будет закупать новое современное оборудование. Это обещание в силе остается?

- Мы сначала проведем функциональный анализ - чем мы занимаемся и узаконим наши функции. А вот после этого мы выстроим работу налогового комитета так, чтобы не повадно было идти и проверять тех, в кого попали методом "тыка" и решили проверить. Всем налоговым проверкам должен предшествовать глубокий анализ, предшествовать проверка отчетности. Почему? Потому что Глава государства уже многие годы говорит о том, что нельзя проверять бизнес таким образом, чтобы та курица, которая несет золотые яйца либо перестала нести вообще, либо думала о том как бы уйти из страны. И не создавать комфортные условия для бизнес среды мы не можем. Поэтому мы делали ревизию всех контрольных функций и теперь все контролирующие органы будут четко писать, что они должны проверять, с какой периодичностью, что является основанием для проведения проверки, какая периодичность и в конечном итоге в административном кодексе должны найти отражения те санкции, которые все должны уважать. Контролер – таможенник, налоговик, финконтроль - должны понимать, что его субъективное желание пойти и проверить больше не пройдет. А вот кого проверяли - тоже должен знать, если он добросовестный налогоплательщик, если правильно задекламировал товар (без контрабанды, искажения стоимости), эти люди должны быть уверены в том, что презумпция невиновности – это то, что стоит во главе угла государства и если в законе написано - то свято должны фискалы выполнять.

- Правильные тенденции вы исповедуете, и тем не менее - на последнем совете безопасности под шквал критики попали и сотрудники подразделений, которые структурно входят в Минфин. Особенно на слуху "подвиги" руководителей ряда таможенных постов. Есть ли у Вас cвое видение того, как можно бороться с коррупцией в вашем ведомстве?

- Вы знаете я хочу сказать, что лучшего противоядия, чем административная реформа - просто нет. Пусть меня простит классик, хочу сказать такую фразу. На самом деле - борьба с коррупцией это: первое - административная реформа плюс электронное правительство – вот формула искоренения коррупции. Теперь я хочу расшифровать: Коржова ли работает министром или кто-то другой – система не должна давать сбой. Что такое административная реформа? Это когда функции каждого рабочего чиновника на рабочем месте конкретно зарегламентаированы и они же потом переложены на электронный формат и тогда никто не может принимать субъективных решений. Необходима большая работа с персоналом - потому что 60% сменяемости таможенников в год - это просто нонсенс, который мы сейчас имеем. Почему это есть? Потому что закон о госслужащих на таможенников не распространяется изначально, и это неправильно. К 1 сентября мы будем готовы с пакетом документов прийти в Парламент, который приведет весь регламент работы комитетов к единому знаменателю и выстроит такой Минфин, когда одно подразделение Минфина будет контролировать другое подразделение Минфина и в целом информация, которая собирается на центральном сервере Минфина будет посылать сигнал руководству о том, что в таких-то отдельных подразделениях, на таких-то постах, в подразделениях и ведомствах – не все ладно и самое главное - что группа профессионалов, та группа специалистов, которая пришла в министерство финансов, понимает цель, поставленную Главой государства и знает, как этого достичь.

- Хорошо, давайте теперь поговорим на другую тему. Вы говорили о том, что в этом году будет проведена инвентаризация всех активов государства, в том числе непрофильных активов госкомпаний. И в дальнейшем какая-то их часть будет передана в конкурентную среду. Как именно будет проходить этот процесс? Как сделать так, чтобы все это – через подставные фирмы - снова не оказалось под контролем крупных компаний?

- Этого не может быть. Потому что здесь будет системный подход. На самом деле, в соответствии с указом Главы государства мы создали "САМРУК" и "Казыну" – два института, которые будут управлять: один - госкомпаниями, другой - институтами развития. Все, что остается сейчас в поле зрения правительства – это инвентаризация собственности, которая включает в себя республиканскую и коммунальную собственность. Проинвентаризировав, мы поймем: первое - не продажа ради продажи. Когда-то было время - не было денег в бюджете и мы вынуждены были продавать госсобственность, чтобы укрепить бюджет и помочь предприятиям, которые в одночасье остановились и легли на бог. Второе - мы в зоне инвентаризации поймем, что необходимо из собственности оставить для реализации непосредственно государственных функций, а вот все остальное войдет в – СПК (социально-производственные корпорации).

Поэтому работать будем системно.

- На расширенном заседании правительства два с половиной месяца назад прозвучала такая цифра - в прошедшем году было не освоено почти 14 миллиардов бюджетных средств. Причина – слабое администрирование, т.е. иначе говоря неумение правильно использовать выделенные деньги. Как Вам кажется, не пора ли уже ввести персональную ответственность бюджетных администраторов за непрофессиональное управление финансовыми ресурсами?

- Я лично за то, чтобы была либеральная экономика и при этом - совсем не либеральные санкции по отношению к тем чиновникам, которые вольно распоряжаются доходами и расходами и имуществом страны. Дисциплину надо повышать и заниматься подготовкой такой нормативно-правовой базы, которая не оставит лазеек для чиновников.

- Усиливать ответственность будете?

- Усиливать ответственность надо, но мы считаем, что, если концептуально поменять закон о госзакупках, деньги начнут осваиваться быстрее. Поменяв бюджетный Кодекс – это то, с чем мы сейчас находимся в парламенте - и продлевая исполнение бюджета по проектам развития – строительства, образования и другие крупные проекты, срок по которым не будет ограничиваться финансовым годом, а будут идти столько сколько положено. И мы считаем, что уточнение бюджета не станет чем-то…

- Из ряда вон выходящим..

- Да, из ряда вон выходящим, совершенно верно, то есть нормальная практика, когда мы работаем и видим, что по какой-то программе надо уточнить. Поэтому все в комплексе. На сегодня мы понимаем, что коррупция по исполнению бюджета она может быть искоренена, когда общественность и НПО будут привлечены на этапе формирования бюджета, при планировании. И тогда исполнение каждой программы может оценить не сам чиновник, который планировал, а именно общественные организации. Это наш подход - искоренить коррупцию на стадии исполнения, формирования и контроля за бюджетными средствами.

- Давайте теперь подробнее поговорим все-таки о системе государственных закупок, которая всеми признается как громоздкая, негибкая и затрудняющая освоение бюджетных денег. Вы сказали, что будете все менять. Как?

- Принципы здесь такие же, как в международных институтах развития. Во-первых, двухэтапные конкурсы. Сначала выбирается проект на предмет соответствия техническим параметрам, то есть не цена самое главное. Раньше цену прятали от всех. Но нужные люди все равно узнавали, какая цена в конверте и начинались сговоры, приглашение искусственных фирм, и все равно выигрывал тот, кто подсуетился крепче всех. Мы теперь наоборот – скажем, что цена вопроса такая, какая указана в законе о бюджете, причем цену не будем скрывать, а выбор за тем будет, кто в рамках этой цены предложил более качественную услугу, либо товар – вот так работают международные институты развития. Именно такой будет новая концепция закона о госзакупках.

- Когда стоит ожидать внесения поправок в Парламенте?

- В настоящее время мы работаем над тем, чтобы поправки в Налоговый кодекс, Таможенный кодекс, закон о госзакупках, были внесены в Парламент к сентябрю, имея в виду, что во всех законах будут прописаны правила игры, которые мы начнем обсуждать с бизнес-сообществом, с депутатами буквально в течении следующего месяца. Учитывая то, что Глава государства еще зимой дал известную оценку Минфину и его отдельных комитетов, общественность поверила в то, что новая команда, которая пришла в Минфин, всерьез возьмется за то, чтобы процедуры налоговые, таможенные и по госзакупкам были предельно понятны всем. Поэтому мы создали три группы и совместно со Всемирным банком, собрав предложения общественности, смотрим поправки. Здесь я хочу отметить следующее. Если ранее всеми этими поправками занимались и Таможенный, и Налоговой комитет, то отныне все таможенные поправки делает Минфин, центральный аппарат вместе с Минэкономики и бюджетного планирования. Потому что не может сам проверяющий для себя самого писать правила и законы! Министерства разрабатывают правила единые для всех, а комитеты будут реализовывать и если в ходе реализации здесь или там остаются элементы коррупции - мы сразу будем вносить поправки и менять правила игры. Равно как гаишник не пишет под себя правила дорожного движения, так и таможенник и налоговик не могут сами себе писать правила. В противном случае мы никогда не закроем брешь, которая имеет место быть.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Бауржан Мухамеджанов: МВД в шоколаде не бывает 30.06.2006
"Кто не знает прошлого, тот не узнает будущего" 26.06.2006
"Если есть деньги и их хочется на что-то потратить, их надо тратить" 26.06.2006
Нурбулат Масанов: В политику не вернусь 26.06.2006
Гольфу в Казахстане - 10 лет! 26.06.2006
Безотлагательная охрана окружающей среды 26.06.2006
Сергей Терещенко: К большой цели надо идти мелкими шажками 23.06.2006
Тени исчезают в полдень 23.06.2006
Бакытжан Жумагулов: Игроки еще не адаптировались к новым условиям 21.06.2006
"Тот кредит доверия от Главы государства, который я имею - я буду реализовывать - чего бы мне это не стоило" 20.06.2006

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
24.04.24 Среда
85. МИНДАГУЛОВ Алькен
85. ХАФИЗОВА Клара
79. САРМУРЗИНА Раушан
71. ХАЛБАЕВА Анипа
66. ИКСАНОВА Гульнар
65. КУЗЬМЕНКО Сергей
65. СУХОРУКОВА Наталья
65. ТОЛСТУНОВ Александр
63. ТЫНЫБЕКОВ Сериккали
62. ЖУНУСОВ Назымбек
61. АБДРАХМАНОВ Мурат
60. АБДУЛЛАЕВ Сакен
59. БЕЙСЕНБЕКОВ Женис
53. ЖЕТПИСБАЕВ Арман
53. ТОРЕБАЙ Канат
...>>>
25.04.24 Четверг
83. НОВИКОВ Никита
82. АЯПОВ Калкаман
79. КУРАКБАЕВ Куралбай
79. ШВАЙЧЕНКО Юрий
76. ДОСАЕВ Тасбулат
75. ЕЛЕМИСОВ Еркебулан
69. ДЖУРГЕНОВ Биржан
68. УТЕПОВ Болат
66. ТЕМИРХАНОВ Ерканат
64. УТЕУЛИНА Хафиза
63. КУЗЯКОВ Евгений
58. АУБАКИРОВ Каныш
56. АХТАМБЕРДИЕВ Ержан
55. КОЖАМКУЛОВ Мурат
55. ОМАРОВ Мурат
...>>>
26.04.24 Пятница
83. САРСЕКЕНОВ Тулен
81. АГИБАЕВА Мая
78. БАЕШОВ Абдуали
76. ОМАРОВ Кадыр
74. МАНКЕЕВА Жамал
73. ТАТАЕВ Бахыт
72. АТШАБАР Бакыт
70. АК-КУОВА Галия
68. ДЖЕКЕБАЕВ Крым
66. АБДЫГУЛОВА Найля
66. СЕРИКБАЕВ Ержан
66. СУЛЕЙМЕНОВ Нурислам
64. САКТАГАНОВ Максат
61. САПАРГАЛИЕВ Мухат
61. ТАИМБЕТОВ Багбан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz