NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Четверг 18.04.2024 19:09 ast
17:09 msk

Бакытжан Жумагулов: Игроки еще не адаптировались к новым условиям
Подоплека объединения крупнейших политических партий страны
21.06.2006 / интервью

Иван ПЕРТОВ, "Литер", 20 июня

В результате на партийном поле самым активным игроком оказался только "Отан", который, вопреки прогнозам аналитиков, продолжил работать в прежнем предвыборном ритме. Мы могли наблюдать, как происходит усиление региональных организаций "Отана": в каждом областном центре строятся отдельные офисы партии, некоторые акимы областей становятся руководителями парторганизаций.

– С чем связана активность партии "Отан" в столь не подходящий для этого период политического затишья?

– Для нас, как партии парламентского большинства, никакого затишья быть не может.

Вы знаете, сколько системных инициатив выдвинуто президентом. В прошлом году – создание инновационной экономики, представленное в Послании народу Казахстана, кардинальная программа политических реформ, озвученная на открытии сессии парламента, наконец, мощный блок экономических и социальных инициатив, выдвинутый на VIII съезде партии "Отан". В этом году – беспрецедентно амбициозная "Стратегия вхождения Казахстана в число 50 самых конкурентоспособных стран мира".

Сейчас только работать и работать. Ведь для того, чтобы запустить механизмы реализации этих инициатив, только в этом году нужно принять не менее 50 законопроектов, причем 20 из них – еще до парламентских каникул.

Много предстоит сделать и на "общественном фронте". Чтобы реализовать столь масштабные проекты, нужно на полную мощь запустить весь творческий, интеллектуальный, трудовой потенциал страны. Здесь наша задача – через наши партийные организации и актив, через печать донести политику президента буквально до каждого казахстанца.

Так что ни после выборов, ни сейчас мы никак не можем позволить себе снизить обороты.

– А как с этим вяжется процесс избрания акимов председателями областных филиалов партии "Отан"?

– Новые задачи, которые предстоит решать в ближайшем будущем, требуют кардинального усиления партийной работы, самой эффективной координации на всех уровнях, и прежде всего – на уровне областных парторганизаций.

Так что выборы председателями наших областных филиалов ряда акимов, являющихся не только членами партии "Отан", но и талантливыми организаторами крупного масштаба, мы рассматриваем как важный шаг в организационном укреплении партии.

При этом ни о каком слиянии административных и партийных структур не может быть и речи. Мы очень аккуратно относимся к этому вопросу. Наша цель – не командовать исполнительной властью, а добиться повышения моральной ответственности членов партии "Отан" в исполнительных органах за реализацию политической линии нашей партии – партии президента страны. Такой подход полностью отвечает практике работы правящих партий в развитых демократических странах мира.

Есть и другая сторона проблемы. Нашу партию все чаще называют общенародной, и для этого есть все основания – и по массовости самой партии, и по направленности ее политической программы, и по уровню поддержки населением страны. Так что поддержку нашей партии можно рассматривать как отражение народной поддержки.

Назначение акима на пост – свидетельство доверия ему главы государства, а избрание руководителем филиала – знак доверия партии, а значит, и народа. Думаю, что такая двойная поддержка существенно укрепит общественный статус акимов.

– Бакытжан Турсынович, в прошлом интервью мы сошлись на том, что "шуметь" – это не стиль "Отана", и вот произошло очень громкое событие. Вас уже можно поздравить? Полку "Отана" прибыло?

– Не совсем так. Если вы имеете в виду "Асар", то наши две партии идут навстречу друг другу, есть определенное понимание на уровне руководства, но решение об объединении могут принять только съезды партий, и "шуметь" по этому поводу, действительно, пока рано.

– Можете назвать авторов этого политического решения?

– Предложение исходит от руководителей и исполнительных органов партий.

– И все-таки: это происходит по объективным или по субъективным причинам?

– Особой сенсации или каких-то субъективных причин здесь искать не стоит. Еще накануне президентских выборов обе партии объединились в "Народную коалицию Казахстана". Обе партии активно работали на победу нашего кандидата Нурсултана Назарбаева. Вполне естественно, что теперь настало время объединить усилия, ресурсы и направить их на то, чтобы в стране была претворена в жизнь "Стратегия вхождения Казахстана в число 50 конкурентоспособных стран мира". Это огромная работа, ведь каждый из озвученных Нурсултаном Назарбаевым проектов является глобальным. Если говорить об экономике, то стратегия – беспрецедентная в мировой истории инициатива. Конечно, здесь можно поспорить – много говорят об "азиатских тиграх". Но не было в современной истории страны, решившейся заявить о таких грандиозных планах, когда всего лишь 15 лет назад ее экономика была полностью разрушена.

Далее. Возьмем президентскую программу в области социальной политики. Ни в одном государстве постсоветского пространства проекты такого масштаба сегодня даже не обсуждаются. Но наша задача – не только пропагандировать планы, но и реально следить за ситуацией. А на последнем заседании правительства с участием президента выяснилось, что на пути этой программы возникли серьезные угрозы, как объективные, так и субъективные: инфляция, коррупция, "перегрев" экономики и чиновники, не щадящие республиканский бюджет. А это значит, что, помимо исполнительной власти, президенту необходимо опереться на массовую политическую силу, заинтересованную в реализации его программы и имеющую солидный парламентский потенциал.

И, конечно же, отдельная тема – уже начавшийся процесс модернизации политической системы. Обращу ваше внимание на то, что государственную комиссию, которая занимается предметной разработкой программы демократических реформ, возглавил сам глава государства. Но реформу такого огромного масштаба осуществить без консолидации заинтересованных в этих изменениях сил невозможно. Поэтому объединение усилий политических партий – объективная необходимость.

– Создание межпартийных альянсов в истории казахстанского партийного строительства – достаточно привычное явление, связанное, правда, лишь с электоральными процессами. И в то же время поглощение одной партии другой или объединение двух партий в одну – это нечто новое...

– Все верно. Партийных альянсов, блокировок общественных объединений в истории независимого Казахстана было предостаточно.

Давайте посмотрим на политическую карту страны сегодня. Сколько у нас существует партий в настоящее время? А сколько из них реально работает?

Подобные процессы мы изучили в период становления нашей экономики, ее реального сектора. Немногие бизнес-структуры смогли удержаться на плаву в условиях жесткой конкурентной борьбы с четко прописанными правилами игры. Многие были вынуждены объединяться.

Так и в политике. У нас очень хорошие правила игры для политических партий. Но вот игроки еще не адаптировались к новым условиям. Прошедший трехгодичный электоральный цикл – выборы в маслихаты, мажилис, президентские выборы – это продемонстрировал достаточно ярко. Выход лишь один – необходимо объединяться для создания более работоспособного элемента политической системы. Чтобы наше общество подтянулось к условиям глобальной конкуренции, внутри него должна произойти перегруппировка тех сил, которые смогут повести страну вперед.

– А какими методами политического руководства правительством обладает партия? Я имею в виду вашу роль в экономических процессах и социальных программах... Речь идет о сращивании партии и исполнительной власти?

– Нет, наша партия будет воздействовать на экономические процессы цивилизованным путем: через законодательную ветвь власти и через принятие региональных программ с помощью наших депутатов в маслихатах. Имея самую многочисленную фракцию в парламенте, мы можем влиять на решения правительства через законы, бюджетные инструменты и инициирование подготовки государственных программ.

Реализация "Общенациональной программы демократических реформ" позволит расширить полномочия представительных органов власти. Это предоставляет хорошую возможность политическим партиям, которые добились солидного представительства в парламенте, реализовать свои предвыборные программы. На мой взгляд, даже такая перспектива должна побудить мелкие партии к объединению, если они всерьез претендуют на власть. А объединение таких тяжеловесов, как "Отан" и "Асар", подтолкнуло бы к созданию противовеса этому гиганту на партийном поле, иначе все остальные разрозненно будут довольствоваться единицами мест в местных представительных органах и в парламенте.

– А не следует ли ждать дальнейшего процесса формирования двухпартийной политической системы с включением в ваши ряды Гражданской, Аграрной и других партий?

– Еще раз повторяю, наше стремление к объединению – добровольное и логичное. Но не все в демократическом обществе могут разделять нашу логику: у каждого политического субъекта свои цели, приоритеты и свой электорат. Конечно, после некоторых "объединительных" намерений и шагов на оппозиционном фланге многие расценили бы укрепление "Отана" как тенденцию к формированию двухпартийности. Но я замечу, что политика – это в большей степени объективный процесс. Здесь каждый имеет свою логику, свой расчет, и выигрывает тот, кто правильно предвидит развитие ситуации. Время покажет.

– Говоря об оппозиции, вы имеете в виду формирование коалиции между "Ак жолом" и незарегистрированной партией "Алга"? Но в качестве претендентов на роль "третьей силы" называют и другие персоны, имеющие влияние на отдельные политические партии, не только оппозиционного толка. Что вы можете сказать о такой перспективе?

– О загадочной "третьей силе" обычно говорят, когда необходимо объяснить те явления в политике, которым трудно найти более обоснованное объяснение. Это из области конспирологии, политической пинкертонщины, для поклонников всевозможных "теорий заговора". Никакой "третьей силы" попросту нет. Есть люди, которые пытаются расшатать прочные основы казахстанской стабильности. Для чего? Они, эти люди, сами по себе силой не являются, повести за собой страну "третьим путем" неспособны, да и нет у них никакого "третьего пути", кроме личного вхождения во власть. Это авантюризм. Всем кандидатам на роль "третьей силы" я рекомендую вспомнить результаты выборов.

Что же касается объединенной оппозиции, набравшей на выборах смешные проценты, то она просто не может рассматриваться как реальный политический субъект, тем более что она, по-моему, уже и необъединенная. К тому же они сами себя выталкивают из политического пространства неучастием в работе госкомиссии, в которую их, тем не менее, пригласили, а также невыразительными политическими акциями, в основе которых – самолюбование, а не стремление улучшить жизнь своего народа.

– Хорошо, но в вашем "сердечном союзе" ведь тоже было достаточно недоразумений. Интересующиеся политикой помнят несогласованные действия и откровенно нелицеприятные заявления в адрес "Отана" со стороны ваших новых партнеров.

– На сегодняшний день эта лексика еще годится. Но если решение съезда состоится, то после него уже не будет коллег и партнеров. Будет единая партия, руководствующаяся единым уставом и программой.

А что касается прошлого – кто старое помянет, тому глаз вон. Справедливости ради замечу, что речь идет только об отдельных случаях, в которых партия "Отан" вела себя всегда корректно, поскольку видела перед собой одну цель: способствовать воплощению в жизнь воли президента. И какие-то выпады против нас мы рассматривали как обычную для демократического общества практику конкурирующих между собой политических партий.

– Тогда последний вопрос на эту тему: кто же будет доминировать в новом политическом партнерстве?

– Доминировать всегда будет политика президента!

– Лаконично. То есть, по известной аналогии с телевидением, этот процесс в некотором смысле стоит рассматривать как "восстановление государственного контроля" над политическим пространством, занятым пропрезидентскими партиями?

– Догадываюсь, к чему вы клоните, но думаю, что в данном случае так ставить вопрос неправомерно. Ведь слухи и даже достаточно обоснованные мнения о возможности и целесообразности объединения "Отана" и "Асара" появились еще в прошлом году, задолго до президентских выборов. Тогда ни о каких аналогиях с телевидением еще и речи быть не могло.

Обе наши партии фактически работают на одну идеологическую платформу – платформу главы государства. В прошлом году мы апробировали коалиционный механизм объединения, и он показал эффективность совместной работы. Сегодня мы ищем новые пути объединения усилий. Так что логика этого процесса проистекает из самой сущности наших партий, но никак не из каких-то недавних событий.

– К слову, о лоббизме. Недавно участники "круглого стола", организованного партиями "Отан" и "Адилет", призвали к скорейшему принятию закона о лоббировании в целях борьбы с коррупцией. Кроме того, вы считаете, что для предотвращения коррупции необходимо "изучить зарубежный опыт и разработать транспарентные процедуры принятия решений в институтах власти". На кого рассчитано такое обращение? Его можно расценить как диалог власти с самой собой. Кого вы видите в числе ваших сторонников в этой борьбе?

– Наше обращение адресовано всем политическим партиям, всем гражданам страны. Коррупция – это враг, в борьбе с которым мы готовы к самому широкому союзу. Несмотря на то что мы в этом документе не призываем огульно "рубить головы", на мой взгляд, в нем изложено именно то, чего нам не хватает. Имея достаточно высокий уровень развития экономической и политической системы, мы предпочитаем искоренять коррупцию пока что исключительно репрессивными методами. Но решение системной задачи невозможно без системного подхода. У нас есть хорошее законодательство в организации государственной службы, и в сочетании с упорядочением нецивилизованной на сегодняшний день лоббистской деятельности, повышением прозрачности принятия решений и консолидацией общества борьба с коррупцией получила бы более эффективную основу.

С другой стороны, конечно же, все либеральные рассуждения нужно отставлять в сторону, когда речь идет о вопиющих случаях: преступник "с биографией" является одним из руководителей ключевого департамента в правоохранительных органах!

Поэтому мы и призываем всех граждан не быть безучастными в этой борьбе, воспринимать коррупцию как угрозу собственной безопасности, собственной жизни, если хотите.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Бауржан Мухамеджанов: МВД в шоколаде не бывает 30.06.2006
"Кто не знает прошлого, тот не узнает будущего" 26.06.2006
"Если есть деньги и их хочется на что-то потратить, их надо тратить" 26.06.2006
Нурбулат Масанов: В политику не вернусь 26.06.2006
Гольфу в Казахстане - 10 лет! 26.06.2006
Безотлагательная охрана окружающей среды 26.06.2006
Сергей Терещенко: К большой цели надо идти мелкими шажками 23.06.2006
Тени исчезают в полдень 23.06.2006
Бакытжан Жумагулов: Игроки еще не адаптировались к новым условиям 21.06.2006
"Тот кредит доверия от Главы государства, который я имею - я буду реализовывать - чего бы мне это не стоило" 20.06.2006

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
18.04.24 Четверг
74. ЕРЖАНОВ Мухтар
72. ЗИЯБЕКОВ Бейсенбек
71. ПОЛТОРАЦКИЙ Сергей
70. ТВЕРДОХЛЕБОВ Анатолий
67. КАЧАЛО Станислав
67. ФИЛИППОВ Федор
65. ДЮСЕМБИНОВ Султан
64. АТЫХАЕВ Султангали
64. ЕЛЕУСИНОВ Кайрбек
63. БЕКЕШЕВ Бауржан
62. АМАНБАЕВ Саламат
61. АРИПОВ Ерден
60. ПЕРМЯКОВ Валерий
59. АЛПЫСБАЙ Адилбек
54. СЕКЕНОВ Алгазы
...>>>
19.04.24 Пятница
76. ДЖАЛМАГАМБЕТОВА Светлана
75. ЖУКЕЕВ Тулеген
74. КАН Виктор
72. ТУМАРБЕКОВ Мурат
71. ЛЕСКЕВИЧ Иван
70. НЕСИПБАЕВ Рахимбек
67. АУБАКИРОВА Жания
67. БЕКИШЕВ Хамит
66. БАЙТЕЛЕСОВ Жигиткер
66. КАСЫМБЕКОВ Бактыбай
58. КИЯСБАЕВА Патима
55. МАНАСБАЕВА Бахыт
53. ШАТЕКОВ Асет
52. ТУРЛЫХАНОВА Гульмира
50. ГЛУХИХ Дмитрий
...>>>
20.04.24 Суббота
82. НАБИЕВ Жаугашты
76. МУЖЧИЛЬ Татьяна
74. КЕНЖЕТАЕВ Есенгельды
72. ДАРИНОВ Ауезхан
65. КИРГИЗАЛИЕВ Нуралы
65. СУЛЕЙМЕН Усен
63. УМИРСЕИТОВ Бахыт
62. БЕКТАЕВ Али
62. КУРМАНАЛИЕВ Каримбек
59. САТИМБЕКОВ Канат
58. ДУЗЕЛЬБАЕВ Ерлан
55. АШИМБАЕВ Самат
55. ТУРТАЕВ Алмат
54. КУРУМБАЕВ Руслан
52. ШАБЕНОВ Канат
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz