NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Пятница 19.04.2024 12:02 ast
10:02 msk

Тени исчезают в полдень
"Тени еврейства" в Казахстане не существует
23.06.2006 / интервью

Игорь ХЕН, "Литер", 22 июня

Еврейский вопрос всегда был, есть и, как не прискорбно, еще долгое время будет существовать во всем мире. Между тем казахстанские евреи, как и многие другие национальные меньшинства в суверенном Казахстане, имеют все возможности для того, чтобы вернуть то, что они потеряли, – язык, религию, литературу и искусство. О том, как обстоят дела у еврейской диаспоры в Казахстане, об антисемитизме и постсоветской иммиграции "ЛИТЕРУ-Неделе" рассказывает глава Ассоциации евреев Казахстана "Мицва" Александр Иосифович Барон.

ЛИТЕР-Неделя: Александр Иосифович, расскажите, сколько сейчас евреев проживает в нашей стране, каким образом и когда они попали в Казахстан?

А.Б.: На сегодняшний день на территории Казахстана проживает не менее пятидесяти тысяч евреев. Как они попали сюда? Это очень интересный вопрос. Я был косвенно связан с очень интересной историей, с которой соприкоснулся, будучи в Америке. Находясь в одной синагоге, я увидел экспозицию, посвященную иудаистским общинам в Китае. Причем эти общины существовали довольно длительное время. Естественно, возникает вопрос: каким образом в Китае оказались иудаистские общины и, более того, как им удавалось из поколения в поколение передавать учение? Ведь люди жили по Пятикнижию, как истинные евреи. Оказалось, что евреи, принесшие Тору в Китай, пришли по Шелковому пути, который, как известно, проходил через территорию современного Казахстана. Поэтому мы находим развалины синагоги в Туркестане, видим там Тору XI века. Таким образом, понятно, что евреи существовали здесь с тех пор, как был открыт Великий Шелковый путь. Кроме того, на территории Казахстана жили хазары, у которых было иудейское вероисповедание.

ЛИТЕР-Неделя: А если говорить о современной истории?

А.Б.: Если говорить о современной истории, то первые евреи-ашкенази, то есть европейские евреи, появились на территории Казахстана в середине XIX века. Это были в первую очередь солдаты, служившие в царской армии. По окончании двадцатипятилетнего срока службы им разрешалось оставаться на земле, где они служили. Также это были ремесленники и купцы, которые приезжали сюда из Восточной Европы. Далее. В городе Верном, современном Алматы, первая синагога появилась в 1882 году. Она находилась в районе перекрестка улиц Макатаева и Панфилова, где сейчас находится наша ассоциация. С тех пор в южной столице всегда была и функционировала синагога. Кроме того, синагоги находились во всех крупных городах Казахстана. К примеру, в Семипалатинске мы нашли два двухэтажных здания, которые были построены еще до Октябрьской революции – в них также располагались синагоги.

Переезд евреев на территорию Казахстана в советский период был осуществлен несколькими волнами. Первая волна была связана с индустриализацией, когда на земле нашей республики стали развиваться мощные индустриальные центры и необходим был приток рабочей силы. Вторая волна, к сожалению, стала репрессивной. Среди тех, кого репрессировали и выслали, было довольно много евреев. Сталинские репрессии стали импульсом для переезда евреев в Казахстан. Самая большая волна переселений была во время Великой Отечественной войны. C оккупированных территорий переехало огромное количество евреев – из Белоруссии, Молдавии, Украины, Польши, Румынии. Это была волна, которую гнали фашистские захватчики. Следующая волна тоже была репрессивной, связанной с разгоном антифашистского еврейского комитета, с расстрелом его руководителей, а также с так называемым "делом врачей". Это 1946-1953 годы, когда много людей было выслано в Казахстан и очень многие из них осели здесь. Последняя волна, не очень, правда, большая, была связана с освоением целинных и залежных земель, которое предпринял Никита Хрущев. Госрезервы у нас были пустыми, и на Казахстан возложили важнейшую функцию – дать Союзу хлеб. Приехало очень много специалистов. В то время, мы думаем, в Казахстане жило не менее ста пятидесяти тысяч евреев.

ЛИТЕР-Неделя: А потом?..

А.Б.: А потом, слава Богу, пришла перестройка. Открылись ворота в Израиль, и те, кто хотел уехать на историческую родину, покинули страну. Многие эмигрировали в Соединенные Штаты Америки и в Германию.

ЛИТЕР-Неделя: Какое количество евреев выехало в Израиль за период независимости Казахстана?

А.Б.: Мне трудно говорить о конкретных цифрах. В Израиль из Казахстана уехало около двадцати пяти тысяч человек.

ЛИТЕР-Неделя: Были ли факты массового возвращения в Казахстан?

А.Б.: Массового – нет. Единичные случаи, конечно, имели место. Но это вполне нормально. Люди едут куда-то, живут, возвращаются. Но чтобы массово – нет. Возвращаются единицы.

ЛИТЕР-Неделя: Как известно, вы член совета Ассамблеи народов Казахстана. Как сейчас обстоят дела в Ассоциации евреев Казахстана "Мицва", возглавляемой вами? Чем занимаетесь, какие проекты осуществляете?

А.Б.: Хотелось бы расширить вопрос и углубиться в то время, когда еще не было Ассамблеи народов Казахстана. Ассамблея была создана в 1995 году, а мы начали работу в 1989 году. В 1988 году было постановление ЦК КПСС о создании национальных культурных центров. В числе первых был зарегистрирован Еврейский культурный центр в тогда еще Алма-Ате и несколько культурных центров в Чимкенте, Уральске и Караганде. В 1992 году образовалась ассоциация. Она была создана как объединение юридических лиц для дальнейшего развития национального движения. Целью было создание в каждом городе страны национального культурного центра, который дал бы возможность удовлетворять все национальные потребности. На сегодняшний день во всех городах есть такие центры, в обязанности которых входят представительские функции (представление еврейской общины областей, городов в малых ассамблеях и администрациях). С первого дня создания Ассамблеи народов Казахстана я являюсь членом совета, и нужно сказать, что наше членство в ассамблее приносит огромные плоды. Ведь ассамблея – передняя линия работы за национальную стабильность в нашем государстве. Ведь все национальные лидеры имеют возможность собираться и обсуждать, анализировать и предлагать. И к нам прислушиваются.

ЛИТЕР-Неделя: Некоторые ваши коллеги хотят видеть другую модель Ассамблеи, которая могла бы иметь реальный политический вес в стране и влиять на политическую ситуацию в Казахстане. Как вы относитесь к подобного рода высказываниям?

А.Б.: Я думаю, что здесь можно рассматривать вопрос по-разному. Так же как и значения слов. Что считать политическим, а что – нет? Однако, со своей позиции, я считаю, что национальные культурные центры на сегодняшний день в Казахстане – это такие общественные объединения, которые должны заниматься общественной деятельностью. Брать на себя какие-то политические функции, я считаю, еще очень рано. Для того чтобы идти в политику, нужно иметь цели государственного значения – построить что-то новое. Мы в нашем центре считаем, что ни о какой политике речи быть не может. У нас политических целей нет. Мы строим национальную общность. Возвращаем то, что потеряли, – это язык, религия, культура, искусство, литература. Для нас этот фактор является определяющим наряду с благотворительностью.

ЛИТЕР-Неделя: Встречаются ли сегодня в Казахстане факты антисемитизма на бытовом уровне?

А.Б.: Знаете, очень хорошие слова сказал когда-то Альберт Эйнштейн: "Антисемитизм – это тень еврейства". То есть бытовой антисемитизм как был, так и остался. Разговор же идет об очень серьезном государственном антисемитизме. Если Советский Союз был страной государственного антисемитизма, то современный суверенный Казахстан никоим образом таковым не является. Здесь нет ничего государственно-антисемитского. Казахстан стремительно идет к зениту своего развития, в том числе и в отношениях между людьми.

ЛИТЕР-Неделя: Можно ли говорить о том, что в России антисемитизм – явление государственное?

А.Б.: Я не политический аналитик, не обозреватель, поэтому не могу ответить на этот вопрос. Тем более касающийся другого государства.

ЛИТЕР-Неделя: А как вы думаете, все ли делается в Казахстане для того, чтобы искоренить бытовой антисемитизм?

А.Б.: Я бы рассматривал вопрос шире. Нашу огромную территорию населяют мусульмане разных толков, христиане разных направлений, есть буддисты, представители других религиозных ответвлений. О национальностях даже говорить не будем, общеизвестно, что в Казахстане проживают представители более ста наций. В такой ситуации чрезвычайно важно уважать соседа, не глядя на религиозную, расовую или национальную принадлежность. Мы делаем в этом направлении очень много. Провели уже два семинара, которые назывались "Толерантность" и "Уроки холокоста". Мы учим людей не с точки зрения простых слов, а с точки зрения исторических примеров – к чему приводит отсутствие толерантности. А оно приводит к страшным трагедиям. Откройте любой учебник истории: как только начинается притеснение какого-то нацменьшинства – проливается море крови. Мы говорим об этом и на своем примере – на примере холокоста, когда человек должен был умереть только за то, что он еврей. Таким образом было уничтожено более 6 миллионов евреев. Или взять войну Алой и Белой розы в Англии, когда христиане резали друг друга. И таких примеров множество. По нашей инициативе в Казахстане проводился конкурс, в котором принимали участие ученики старших классов всех школ страны. Дети писали сочинения, эссе и рассказы на тему "Толерантность: уроки истории". Итоги конкурса были подведены в начале мая. Призеры получили сувениры и грамоты. Но главное – каждый из них понял, что нужно с глубоким пониманием относиться к другим людям, стараться понять их, а не судить.

ЛИТЕР-Неделя: Скажите, как обстоят дела у еврейской молодежи? Постигла ли ее участь молодых людей многих других депортированных народов, которые стали маргиналами, утратили свой язык и традиции?

А.Б.: Да, еврейская молодежь в Казахстане очень сильно маргинализировалась. Многое было утеряно. Однако уже сегодня еврейские детишки могут спокойно приходить к нам в центр и изучать язык, народные танцы и искусство. В среднем у нас в центре занимается сорок человек каждый день. Что касается языка, то учат именно иврит. На идише уже фактически никто не говорит.

ЛИТЕР-Неделя: В чем отличие вашей ассоциации от Еврейского конгресса Казахстана, возглавляемого Александром Машкевичем?

А.Б.: У них другие цели. Они занимаются серьезными проектами. К примеру, строительством синагог. Ведь Еврейский конгресс построил совершенно замечательную синагогу в Астане. Он активно участвует в строительстве синагоги в Алматы. Построена синагога в Павлодаре. Они вкладывают средства в религиозную деятельность. Кроме того, Еврейский конгресс Казахстана дает гранты на поддержание каких-либо проектов. Например, мы провели большой фестиваль детского музыкального творчества в Караганде, который открылся 16 июня. Были представители Кыргызстана, Узбекистана, России, почти всех городов Казахстана. И две трети финансирования приходится на Еврейский конгресс Казахстана. Кроме того, на их счету очень много добрых и славных дел.

ЛИТЕР-Неделя: Поддерживаете ли вы какие-либо отношения с Еврейским конгрессом Казахстана?

А.Б.: Безусловно. Мы очень близкие партнеры.

ЛИТЕР-Неделя: Ходили слухи, что лично вы конфликтуете с Александром Машкевичем…

А.Б.: Ни о каких конфликтах разговоров быть не может. Скажу больше: в последний раз я видел Александра Антоновича года полтора назад. То есть никаких противоречий не было и нет. Более того, он нас поддерживает.

ЛИТЕР-Неделя: Сотрудничаете ли вы с еврейскими центрами других бывших союзных республик? Может быть, проводите какие-то мероприятия, семинары…

А.Б.: Несомненно, мы сотрудничаем. Вообще, еврейская община Казахстана получила мировую известность. Примером тому является приглашение представителя нашей общины на встречу с Генеральным секретарем ООН. 1 мая прошлого года представители 24 стран с разных материков были приняты Генеральным секретарем, и я имел честь представлять еврейскую общину Казахстана. Я имел возможность говорить о том, что в Казахстане нет государственного антисемитизма и что нам никто не мешает развивать национальную культуру. Кроме того, еврейская община Казахстана активно участвует в работе Всемирного конгресса русскоязычных евреев. Также мы участвуем в работе Евроазиатского еврейского конгресса. Извините, что отвлекся. Мы контактируем с еврейскими общинами других государств, особенно государств СНГ. Не всегда это получается, конечно, но мы стараемся поддерживать отношения. Все-таки у нас общая история, общий русский язык и общие интересы.

ЛИТЕР-Неделя: Имеют ли казахстанские евреи свою точку зрения по поводу постоянных арабо-израильских конфликтов и конкретно о сегодняшней ситуации в Палестине?

А.Б.: Израиль нам очень близок. Потому что нет еврейской семьи, у кого не было бы знакомых или родственников в Израиле. Ведь уехавшие 25 тысяч человек, которые жили в Казахстане, дружили со многими людьми. Нас заботит безопасность этих людей. И мы хотим, чтобы они жили в безопасности, благополучии, чтобы у них все было хорошо. Думаю, что выражу общее мнение, когда скажу: мы хотим, чтобы у них был мир. Это самое главное, что я хочу сказать.

ЛИТЕР-Неделя: Вопрос немного личного характера. В Интернете на одном из известных сайтов Казахстана появилась статья, выставляющая вас в совершенно неприглядном свете. Что вы-де и гранты воруете, и Туякбая на выборах финансировали, и называли Казахстан антисемитской страной. Что вы можете на это ответить?

А.Б.: Во-первых, я не собираюсь отвечать на этот гнусный пасквиль. Человеку заказали статью, чтобы кого-то столкнуть между собой, человек написал с юмором, и я его оценил. Но отвечать на подобного рода бредни – ниже моего достоинства. А во-вторых, у меня есть личная благодарственная грамота от президента. Думаю, что вопросов больше не возникает? Я всегда говорил и сейчас могу сказать, что мы не участвовали никогда ни в одном мероприятии, связанном с оппозицией. И мы считаем, что у нас замечательный президент. Мы практически все отдали свои голоса за Нурсултана Назарбаева. Вы ведь понимаете: когда в доме светло и уютно, всегда найдется человек, который хочет всем испортить настроение. Это нормальное явления. Все понимают, что всегда найдутся силы, которые будут пытаться очернить нас из-за того, что мы движемся вперед. Что ж… Жаль. Но не более того.

P.S. Редакция выражает искренние соболезнования Александру Иосифовичу Барону в связи с кончиной отца.

КСТАТИ

Еврейская диаспора делится на ашкеназов и сефардов. Ашкеназ – это еврейское наименование Германии, а ашкеназами, говорившими на идише, называют евреев-выходцев из стран Западной Европы, исключая Испанию и Португалию, а также переселенцев в Восточную Европу и их потомков. Также ашкеназами называют потомков евреев, переселившихся на Американский континент и говорящих на идише. Название "сефарды" произошло от слова "Сфарад" – Испания. Языком евреев-выходцев из Испании и Португалии, позднее переселившихся в Турцию, другие страны Средиземноморья и арабские страны, является ладино.

Самая крупная еврейская община в мире – ашкеназийская. Как минимум, до тридцатых годов ХХ века для евреев этой общины "домашним" языком был идиш – некий конгломерат иврита и немецкого языка. Число людей, говоривших на идише накануне Второй мировой войны, оценивалось в 11 млн человек. Оно резко сократилось в связи с уничтожением миллионов европейских евреев и позднейшим вытеснением идиша языками окружающих народов, а в Израиле – ивритом.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Бауржан Мухамеджанов: МВД в шоколаде не бывает 30.06.2006
"Кто не знает прошлого, тот не узнает будущего" 26.06.2006
"Если есть деньги и их хочется на что-то потратить, их надо тратить" 26.06.2006
Нурбулат Масанов: В политику не вернусь 26.06.2006
Гольфу в Казахстане - 10 лет! 26.06.2006
Безотлагательная охрана окружающей среды 26.06.2006
Сергей Терещенко: К большой цели надо идти мелкими шажками 23.06.2006
Тени исчезают в полдень 23.06.2006
Бакытжан Жумагулов: Игроки еще не адаптировались к новым условиям 21.06.2006
"Тот кредит доверия от Главы государства, который я имею - я буду реализовывать - чего бы мне это не стоило" 20.06.2006

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
19.04.24 Пятница
76. ДЖАЛМАГАМБЕТОВА Светлана
75. ЖУКЕЕВ Тулеген
74. КАН Виктор
72. ТУМАРБЕКОВ Мурат
71. ЛЕСКЕВИЧ Иван
70. НЕСИПБАЕВ Рахимбек
67. АУБАКИРОВА Жания
67. БЕКИШЕВ Хамит
66. БАЙТЕЛЕСОВ Жигиткер
66. КАСЫМБЕКОВ Бактыбай
58. КИЯСБАЕВА Патима
55. МАНАСБАЕВА Бахыт
53. ШАТЕКОВ Асет
52. ТУРЛЫХАНОВА Гульмира
50. ГЛУХИХ Дмитрий
...>>>
20.04.24 Суббота
82. НАБИЕВ Жаугашты
76. МУЖЧИЛЬ Татьяна
74. КЕНЖЕТАЕВ Есенгельды
72. ДАРИНОВ Ауезхан
65. КИРГИЗАЛИЕВ Нуралы
65. СУЛЕЙМЕН Усен
63. УМИРСЕИТОВ Бахыт
62. БЕКТАЕВ Али
62. КУРМАНАЛИЕВ Каримбек
59. САТИМБЕКОВ Канат
58. ДУЗЕЛЬБАЕВ Ерлан
55. АШИМБАЕВ Самат
55. ТУРТАЕВ Алмат
54. КУРУМБАЕВ Руслан
52. ШАБЕНОВ Канат
...>>>
21.04.24 Воскресенье
79. РАИСОВ Толеген
76. ПЛЯЦУК Владимир
75. ХАЛИЛА Абдилак
71. АЙМАГАМБЕТОВ Сабит
71. ТОБАЯКОВ Бахытжан
67. БАДАНОВ Мейрам
67. ЖАРКЕНОВ Аскар
67. ШАЛАБАЕВ Сейтжан
65. БАЛАБАТЫРОВ Нурлан
62. МУКАТОВ Кажгалей
61. ТОТАЕВ Бауржан
61. ЯБРОВ Владимир
60. АБДРАХМАНОВ Кайрат
58. АКУЛОВ Григорий
51. ТУРТКАРИН Алимжан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz