Игорь ХЕН, "Литер", 22 июня
Еврейский вопрос всегда был, есть и, как не прискорбно, еще долгое время будет существовать во всем мире. Между тем казахстанские евреи, как и многие другие национальные меньшинства в суверенном Казахстане, имеют все возможности для того, чтобы вернуть то, что они потеряли, – язык, религию, литературу и искусство. О том, как обстоят дела у еврейской диаспоры в Казахстане, об антисемитизме и постсоветской иммиграции "ЛИТЕРУ-Неделе" рассказывает глава Ассоциации евреев Казахстана "Мицва" Александр Иосифович Барон.
ЛИТЕР-Неделя: Александр Иосифович, расскажите, сколько сейчас евреев проживает в нашей стране, каким образом и когда они попали в Казахстан?
А.Б.: На сегодняшний день на территории Казахстана проживает не менее пятидесяти тысяч евреев. Как они попали сюда? Это очень интересный вопрос. Я был косвенно связан с очень интересной историей, с которой соприкоснулся, будучи в Америке. Находясь в одной синагоге, я увидел экспозицию, посвященную иудаистским общинам в Китае. Причем эти общины существовали довольно длительное время. Естественно, возникает вопрос: каким образом в Китае оказались иудаистские общины и, более того, как им удавалось из поколения в поколение передавать учение? Ведь люди жили по Пятикнижию, как истинные евреи. Оказалось, что евреи, принесшие Тору в Китай, пришли по Шелковому пути, который, как известно, проходил через территорию современного Казахстана. Поэтому мы находим развалины синагоги в Туркестане, видим там Тору XI века. Таким образом, понятно, что евреи существовали здесь с тех пор, как был открыт Великий Шелковый путь. Кроме того, на территории Казахстана жили хазары, у которых было иудейское вероисповедание.
ЛИТЕР-Неделя: А если говорить о современной истории?
А.Б.: Если говорить о современной истории, то первые евреи-ашкенази, то есть европейские евреи, появились на территории Казахстана в середине XIX века. Это были в первую очередь солдаты, служившие в царской армии. По окончании двадцатипятилетнего срока службы им разрешалось оставаться на земле, где они служили. Также это были ремесленники и купцы, которые приезжали сюда из Восточной Европы. Далее. В городе Верном, современном Алматы, первая синагога появилась в 1882 году. Она находилась в районе перекрестка улиц Макатаева и Панфилова, где сейчас находится наша ассоциация. С тех пор в южной столице всегда была и функционировала синагога. Кроме того, синагоги находились во всех крупных городах Казахстана. К примеру, в Семипалатинске мы нашли два двухэтажных здания, которые были построены еще до Октябрьской революции – в них также располагались синагоги.
Переезд евреев на территорию Казахстана в советский период был осуществлен несколькими волнами. Первая волна была связана с индустриализацией, когда на земле нашей республики стали развиваться мощные индустриальные центры и необходим был приток рабочей силы. Вторая волна, к сожалению, стала репрессивной. Среди тех, кого репрессировали и выслали, было довольно много евреев. Сталинские репрессии стали импульсом для переезда евреев в Казахстан. Самая большая волна переселений была во время Великой Отечественной войны. C оккупированных территорий переехало огромное количество евреев – из Белоруссии, Молдавии, Украины, Польши, Румынии. Это была волна, которую гнали фашистские захватчики. Следующая волна тоже была репрессивной, связанной с разгоном антифашистского еврейского комитета, с расстрелом его руководителей, а также с так называемым "делом врачей". Это 1946-1953 годы, когда много людей было выслано в Казахстан и очень многие из них осели здесь. Последняя волна, не очень, правда, большая, была связана с освоением целинных и залежных земель, которое предпринял Никита Хрущев. Госрезервы у нас были пустыми, и на Казахстан возложили важнейшую функцию – дать Союзу хлеб. Приехало очень много специалистов. В то время, мы думаем, в Казахстане жило не менее ста пятидесяти тысяч евреев.
ЛИТЕР-Неделя: А потом?..
А.Б.: А потом, слава Богу, пришла перестройка. Открылись ворота в Израиль, и те, кто хотел уехать на историческую родину, покинули страну. Многие эмигрировали в Соединенные Штаты Америки и в Германию.
ЛИТЕР-Неделя: Какое количество евреев выехало в Израиль за период независимости Казахстана?
А.Б.: Мне трудно говорить о конкретных цифрах. В Израиль из Казахстана уехало около двадцати пяти тысяч человек.
ЛИТЕР-Неделя: Были ли факты массового возвращения в Казахстан?
А.Б.: Массового – нет. Единичные случаи, конечно, имели место. Но это вполне нормально. Люди едут куда-то, живут, возвращаются. Но чтобы массово – нет. Возвращаются единицы.
ЛИТЕР-Неделя: Как известно, вы член совета Ассамблеи народов Казахстана. Как сейчас обстоят дела в Ассоциации евреев Казахстана "Мицва", возглавляемой вами? Чем занимаетесь, какие проекты осуществляете?
А.Б.: Хотелось бы расширить вопрос и углубиться в то время, когда еще не было Ассамблеи народов Казахстана. Ассамблея была создана в 1995 году, а мы начали работу в 1989 году. В 1988 году было постановление ЦК КПСС о создании национальных культурных центров. В числе первых был зарегистрирован Еврейский культурный центр в тогда еще Алма-Ате и несколько культурных центров в Чимкенте, Уральске и Караганде. В 1992 году образовалась ассоциация. Она была создана как объединение юридических лиц для дальнейшего развития национального движения. Целью было создание в каждом городе страны национального культурного центра, который дал бы возможность удовлетворять все национальные потребности. На сегодняшний день во всех городах есть такие центры, в обязанности которых входят представительские функции (представление еврейской общины областей, городов в малых ассамблеях и администрациях). С первого дня создания Ассамблеи народов Казахстана я являюсь членом совета, и нужно сказать, что наше членство в ассамблее приносит огромные плоды. Ведь ассамблея – передняя линия работы за национальную стабильность в нашем государстве. Ведь все национальные лидеры имеют возможность собираться и обсуждать, анализировать и предлагать. И к нам прислушиваются.
ЛИТЕР-Неделя: Некоторые ваши коллеги хотят видеть другую модель Ассамблеи, которая могла бы иметь реальный политический вес в стране и влиять на политическую ситуацию в Казахстане. Как вы относитесь к подобного рода высказываниям?
А.Б.: Я думаю, что здесь можно рассматривать вопрос по-разному. Так же как и значения слов. Что считать политическим, а что – нет? Однако, со своей позиции, я считаю, что национальные культурные центры на сегодняшний день в Казахстане – это такие общественные объединения, которые должны заниматься общественной деятельностью. Брать на себя какие-то политические функции, я считаю, еще очень рано. Для того чтобы идти в политику, нужно иметь цели государственного значения – построить что-то новое. Мы в нашем центре считаем, что ни о какой политике речи быть не может. У нас политических целей нет. Мы строим национальную общность. Возвращаем то, что потеряли, – это язык, религия, культура, искусство, литература. Для нас этот фактор является определяющим наряду с благотворительностью.
ЛИТЕР-Неделя: Встречаются ли сегодня в Казахстане факты антисемитизма на бытовом уровне?
А.Б.: Знаете, очень хорошие слова сказал когда-то Альберт Эйнштейн: "Антисемитизм – это тень еврейства". То есть бытовой антисемитизм как был, так и остался. Разговор же идет об очень серьезном государственном антисемитизме. Если Советский Союз был страной государственного антисемитизма, то современный суверенный Казахстан никоим образом таковым не является. Здесь нет ничего государственно-антисемитского. Казахстан стремительно идет к зениту своего развития, в том числе и в отношениях между людьми.
ЛИТЕР-Неделя: Можно ли говорить о том, что в России антисемитизм – явление государственное?
А.Б.: Я не политический аналитик, не обозреватель, поэтому не могу ответить на этот вопрос. Тем более касающийся другого государства.
ЛИТЕР-Неделя: А как вы думаете, все ли делается в Казахстане для того, чтобы искоренить бытовой антисемитизм?
А.Б.: Я бы рассматривал вопрос шире. Нашу огромную территорию населяют мусульмане разных толков, христиане разных направлений, есть буддисты, представители других религиозных ответвлений. О национальностях даже говорить не будем, общеизвестно, что в Казахстане проживают представители более ста наций. В такой ситуации чрезвычайно важно уважать соседа, не глядя на религиозную, расовую или национальную принадлежность. Мы делаем в этом направлении очень много. Провели уже два семинара, которые назывались "Толерантность" и "Уроки холокоста". Мы учим людей не с точки зрения простых слов, а с точки зрения исторических примеров – к чему приводит отсутствие толерантности. А оно приводит к страшным трагедиям. Откройте любой учебник истории: как только начинается притеснение какого-то нацменьшинства – проливается море крови. Мы говорим об этом и на своем примере – на примере холокоста, когда человек должен был умереть только за то, что он еврей. Таким образом было уничтожено более 6 миллионов евреев. Или взять войну Алой и Белой розы в Англии, когда христиане резали друг друга. И таких примеров множество. По нашей инициативе в Казахстане проводился конкурс, в котором принимали участие ученики старших классов всех школ страны. Дети писали сочинения, эссе и рассказы на тему "Толерантность: уроки истории". Итоги конкурса были подведены в начале мая. Призеры получили сувениры и грамоты. Но главное – каждый из них понял, что нужно с глубоким пониманием относиться к другим людям, стараться понять их, а не судить.
ЛИТЕР-Неделя: Скажите, как обстоят дела у еврейской молодежи? Постигла ли ее участь молодых людей многих других депортированных народов, которые стали маргиналами, утратили свой язык и традиции?
А.Б.: Да, еврейская молодежь в Казахстане очень сильно маргинализировалась. Многое было утеряно. Однако уже сегодня еврейские детишки могут спокойно приходить к нам в центр и изучать язык, народные танцы и искусство. В среднем у нас в центре занимается сорок человек каждый день. Что касается языка, то учат именно иврит. На идише уже фактически никто не говорит.
ЛИТЕР-Неделя: В чем отличие вашей ассоциации от Еврейского конгресса Казахстана, возглавляемого Александром Машкевичем?
А.Б.: У них другие цели. Они занимаются серьезными проектами. К примеру, строительством синагог. Ведь Еврейский конгресс построил совершенно замечательную синагогу в Астане. Он активно участвует в строительстве синагоги в Алматы. Построена синагога в Павлодаре. Они вкладывают средства в религиозную деятельность. Кроме того, Еврейский конгресс Казахстана дает гранты на поддержание каких-либо проектов. Например, мы провели большой фестиваль детского музыкального творчества в Караганде, который открылся 16 июня. Были представители Кыргызстана, Узбекистана, России, почти всех городов Казахстана. И две трети финансирования приходится на Еврейский конгресс Казахстана. Кроме того, на их счету очень много добрых и славных дел.
ЛИТЕР-Неделя: Поддерживаете ли вы какие-либо отношения с Еврейским конгрессом Казахстана?
А.Б.: Безусловно. Мы очень близкие партнеры.
ЛИТЕР-Неделя: Ходили слухи, что лично вы конфликтуете с Александром Машкевичем…
А.Б.: Ни о каких конфликтах разговоров быть не может. Скажу больше: в последний раз я видел Александра Антоновича года полтора назад. То есть никаких противоречий не было и нет. Более того, он нас поддерживает.
ЛИТЕР-Неделя: Сотрудничаете ли вы с еврейскими центрами других бывших союзных республик? Может быть, проводите какие-то мероприятия, семинары…
А.Б.: Несомненно, мы сотрудничаем. Вообще, еврейская община Казахстана получила мировую известность. Примером тому является приглашение представителя нашей общины на встречу с Генеральным секретарем ООН. 1 мая прошлого года представители 24 стран с разных материков были приняты Генеральным секретарем, и я имел честь представлять еврейскую общину Казахстана. Я имел возможность говорить о том, что в Казахстане нет государственного антисемитизма и что нам никто не мешает развивать национальную культуру. Кроме того, еврейская община Казахстана активно участвует в работе Всемирного конгресса русскоязычных евреев. Также мы участвуем в работе Евроазиатского еврейского конгресса. Извините, что отвлекся. Мы контактируем с еврейскими общинами других государств, особенно государств СНГ. Не всегда это получается, конечно, но мы стараемся поддерживать отношения. Все-таки у нас общая история, общий русский язык и общие интересы.
ЛИТЕР-Неделя: Имеют ли казахстанские евреи свою точку зрения по поводу постоянных арабо-израильских конфликтов и конкретно о сегодняшней ситуации в Палестине?
А.Б.: Израиль нам очень близок. Потому что нет еврейской семьи, у кого не было бы знакомых или родственников в Израиле. Ведь уехавшие 25 тысяч человек, которые жили в Казахстане, дружили со многими людьми. Нас заботит безопасность этих людей. И мы хотим, чтобы они жили в безопасности, благополучии, чтобы у них все было хорошо. Думаю, что выражу общее мнение, когда скажу: мы хотим, чтобы у них был мир. Это самое главное, что я хочу сказать.
ЛИТЕР-Неделя: Вопрос немного личного характера. В Интернете на одном из известных сайтов Казахстана появилась статья, выставляющая вас в совершенно неприглядном свете. Что вы-де и гранты воруете, и Туякбая на выборах финансировали, и называли Казахстан антисемитской страной. Что вы можете на это ответить?
А.Б.: Во-первых, я не собираюсь отвечать на этот гнусный пасквиль. Человеку заказали статью, чтобы кого-то столкнуть между собой, человек написал с юмором, и я его оценил. Но отвечать на подобного рода бредни – ниже моего достоинства. А во-вторых, у меня есть личная благодарственная грамота от президента. Думаю, что вопросов больше не возникает? Я всегда говорил и сейчас могу сказать, что мы не участвовали никогда ни в одном мероприятии, связанном с оппозицией. И мы считаем, что у нас замечательный президент. Мы практически все отдали свои голоса за Нурсултана Назарбаева. Вы ведь понимаете: когда в доме светло и уютно, всегда найдется человек, который хочет всем испортить настроение. Это нормальное явления. Все понимают, что всегда найдутся силы, которые будут пытаться очернить нас из-за того, что мы движемся вперед. Что ж… Жаль. Но не более того.
P.S. Редакция выражает искренние соболезнования Александру Иосифовичу Барону в связи с кончиной отца.
КСТАТИ
Еврейская диаспора делится на ашкеназов и сефардов. Ашкеназ – это еврейское наименование Германии, а ашкеназами, говорившими на идише, называют евреев-выходцев из стран Западной Европы, исключая Испанию и Португалию, а также переселенцев в Восточную Европу и их потомков. Также ашкеназами называют потомков евреев, переселившихся на Американский континент и говорящих на идише. Название "сефарды" произошло от слова "Сфарад" – Испания. Языком евреев-выходцев из Испании и Португалии, позднее переселившихся в Турцию, другие страны Средиземноморья и арабские страны, является ладино.
Самая крупная еврейская община в мире – ашкеназийская. Как минимум, до тридцатых годов ХХ века для евреев этой общины "домашним" языком был идиш – некий конгломерат иврита и немецкого языка. Число людей, говоривших на идише накануне Второй мировой войны, оценивалось в 11 млн человек. Оно резко сократилось в связи с уничтожением миллионов европейских евреев и позднейшим вытеснением идиша языками окружающих народов, а в Израиле – ивритом. |