NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Пятница 29.03.2024 20:06 ast
18:06 msk

"Одной строгостью наказаний ничего добиться нельзя"
Б.Имашев: Уже освобождены заместитель акима Караганды Сарсенбаев, заместитель Жамбылской области Демеш, аким Октябрьского района Эссе и аким города Усть-Каменогорск Быстров. И ряд других акимов…
25.08.2006 / интервью

"Жеты кун" // "Хабар", 20 августа

Ленты информационных агентств на прошедшей неделе снова были заполнены сообщениями о разоблачении чиновников разного уровня, пойманных на взятках.

Многие эксперты признают, что эффективно противостоять коррупции невозможно без политической воли и жестких решений руководства страны. После июньского совета безопасности, на котором по указанию президента была создана специальная контрольная комиссия, возглавляемая Маратом Тажиным, стало ясно, что противодействие коррупции обретает характер важнейшей государственной задачи и для ее выполнения будут предприняты беспрецедентные усилия.

Разумеется, одних лишь репрессивных методов в борьбе с коррупцией явно недостаточно. Задача стоит иная – вытравить коррупцию из ткани социальных отношений, изменить отношение людей к взяткам, создать в обществе атмосферу нетерпимости к любым проявлениям коррупционных действий.

Речь идет о многосторонних системных мерах, которые включают в себя не только жесткие оперативные решения, но и административно-кадровые реформы, пропаганду образа жизни без взяток и ревизию действующих законов.

Особое внимание будет уделено комплексной экспертизе действующего законодательства, в котором есть еще немало "узких мест", создающих благоприятную среду для злоупотреблений.

Ведь "живучесть" коррупции во многом подпитывается несовершенством и непрозрачностью существующих контрольно-разрешительных механизмов. Для многих людей взятка - это быстрый способ устранения препятствий, преодолеть которые в "законном порядке" дольше и сложнее.

Более обстоятельно о борьбе с коррупцией мы поговорим сегодня с гостем программы - заместителем руководителя администрации президента Бериком Имашевым.

Его собеседник в студии – журналист Тимур Мухамадеев.

- Берик Мажитович, на последнем заседании Совета Безопасности был рассмотрен вопрос о работе государственных органов по борьбе с коррупцией. Создана специальная группа, деятельность которой достаточно подробно освещается средствами массовой информации. Ограничивается ли борьба с коррупцией деятельностью только этой группы или есть еще иные направления? Что Вы можете добавить по данной проблеме?

- Ну, действительно, Вы правильно говорите, что работа нашей специальной группы, созданной по указанию Президента, внимательно и разносторонне освещалась в средствах массовой информации. И Вы абсолютно правильно ставите вопрос. Разумеется, борьба с коррупцией не должна ограничиваться деятельностью только в рамках этой группы. И в этой части, я думаю, было бы уместно заявить, что работа этой группы является продолжением той целенаправленной, системной работы, которая проводится уже в течение ряда лет в Республике Казахстан по указанию Президента нашей страны. А именно хотел бы напомнить, что мы, Республика Казахстан, впервые в странах СНГ в 98-ом году первыми приняли Закон "О коррупции". Нами уже реализуется вторая Государственная программа борьбы с коррупцией, проводится децентрализация органов власти, и ряд функций уже передано на местный уровень, как Вам известно. Продолжается административная реформа, в рамках которой рассматривается вопрос повышения заработной платы и повышения, в то же время, ответственности государственных служащих. Принят Кодекс чести госслужащих, в Закон "О коррупции" внесены изменения о том, что лица, замеченные в нарушениях, в дальнейшем на государственную службу приниматься не будут. Более того, есть и Государственная программа, утвержденная Правительством, по борьбе с "теневой" экономикой, которая является источником коррупции, как известно. Поэтому, я хотел бы сказать, что не только деятельностью рабочей группы, но и государством в течение ряда лет проводится последовательные и системные мероприятия по борьбе с коррупцией и, прежде всего, они направлены на сужение поля этой коррупции и создания условий для коррупции.

- Что касается результатов работы этой группы, что Вы можете сказать?

- Результаты, как я уже говорил, в средствах массовой информации уже освещались, но я могу сказать о тех вопросах, которые освещались в средствах массовой информации и рассмотрены на нашей группе. Уже освобождены заместитель акима Караганды Сарсенбаев, заместитель Жамбылской области Демеш, аким Октябрьского района Эссе и аким города Усть-Каменогорск Быстров. И ряд других акимов, которые были замечены в злоупотреблении служебным положением и ненадлежащем исполнении своих обязанностей.

- К вопросу о наказании. Во всем мире с коррупцией пытаются бороться самыми разными способами, но если резюмировать международный опыт, то все сводится к традиционным "кнуту" и "прянику", т.е. либо очень жесткое наказание – вплоть до расстрела, либо серьезные финансовые стимулы – высокие зарплаты, льготы и т.д. В некоторых восточных странах, например, в Тайване, активно практикуются еще и "моральные экзекуции" - это когда фотографии проворовавшихся чиновников публикуются во всех главных газетах страны.

Какой из этих методов или их комбинация представляется Вам более действенным?

- В истории криминологии, науке о причинах преступности, вопрос соразмерности один из наиболее разработанных и, в то же время, дискутируемых. Т.е. где найти ту грань соразмерности, чтобы не было перегиба в суровости наказания, и где бы ни было проявления мягкости.

С другой стороны, однозначно история тысячелетий доказала, что одной строгостью наказаний ничего добиться нельзя. Мы помним, если мы говорим о восточных странах, как в средневековье на площадях ворам и казнокрадам, кстати, коррупционерам тем же, отрубали руки прилюдно и тому подобное. Но в то же время, совершались кражи другими ворами, которые считали себя неуязвимыми. Что же касается коррупции, то международная практика выработала уже однозначный подход, в том плане, что борьбе с непосредственно самими фактами коррупции и сужение поля для создания условий появления коррупции должно идти параллельно. Именно работа только в этих двух направлениях даст системные, положительные результаты. Действительно, жесткая, принципиальная ответственность должностных лиц за злоупотребления, но, с другой стороны, направления работы всех государственных органов на то, чтобы устранять те или иные причины, которые могут создавать условия для коррупции. Вообще, в мире такую организацию борьбы с коррупцией и принято называть Стратегией системного устранения причин коррупции.

- В соседней России недавно был обнародован шокирующий по результатам доклад, подготовленный сразу несколькими социологическими компаниями, из которого следовало, что только 6% бизнесменов занимают "активную антикоррупционную позицию", т.е. не платят никому и никогда. Все остальные дают взятки, считая, что этим спасают свой бизнес. Можно предположить, что аналогичным образом рассуждают и многие казахстанские бизнесмены. Как, на Ваш взгляд, можно переломить эти порочные установки в менталитете деловых кругов?

- То, что характерно для России, характерно, наверное, и для нас. Ведь все мы родом из Советского Союза и, разумеется, менталитеты наших граждан в этом плане, наверное, схожи. Что касается того, как переломить эту ситуацию? Как я говорил, в этой части очень важна пропаганда осуждения взяток, с другой стороны развитие рыночных отношений и демократии, как раз таки, постепенно сформирует новую плеяду молодых, да и наших граждан, которые привыкли относиться с совковым менталитетом к этому. Действительно, и бизнесменов, которые первого этапа нашего становления капитализма дикого, которые привыкли раздавать взятки, не неся ответственности. Я думаю, что вот именно само развитие общества позволит сузить к нетерпимым фактам, с другой стороны, важно в этой части сама деятельность правоохранительных органов, которые должны были выявлять не только взяточников, но и факты дачи взятки, потому что у нас уголовная ответственность в этой части имеется. И я могу показать, что вот если говорить о статистике, то за семь месяцев текущего года выявлено уже 1254 коррупционных преступления, это на 24% больше, чем за аналогичный период прошлого года, т.е. налицо активизация деятельности в этом направлении. При этом такой же динамике процента роста выявлено фактов получения взяток, т.е. 211 по стране и вот если просмотреть факты дачи взяток, выявлено 120, что на 76%, почти в два раза увеличено выявление количества фактов дачи взяток. Т.е. в этом плане сама практика правоохранительных органов тоже будет показывать, что как раз таки стремится к преломлению ситуации в этой части. Поэтому, я думаю, что именно эти обратные меры системные со стороны государства и правоохранительных органов по конкретным фактам смогут переломить ситуацию, я думаю.

- Всемирно известный американский экономист, лауреат Нобелевской премии по экономике Василий Леонтьев утверждал, что коррупция начинается не с чиновников, а с законов. Он даже ввел специальный термин – "взяткоемкость законодательства". Леонтьев считал, что пока законы наделяют различные государственные ведомства правом распределять, квотировать, лицензировать – коррупция непобедима. Быть может, действительно, стоит внимательно присмотреться к нашим законам и существенно сократить в них регулирующе-разрешительные компоненты, которые создают питательную среду для коррупции?

- Ну, безусловно, лауреат Нобелевской премии Леонтьев, по сути, прав. Действительно, это определение, оно, наверное, больше общественно-политическое, хотя имеет и юридическое значение. Оно давно известно и в практике нашей страны давно применяется. Так, в прошлом году во исполнение Указа Главы государства от 14 апреля "О мерах по усилению борьбы с коррупцией, укреплению дисциплины и порядка в деятельности государственных органов и должностных лиц" была проведена ревизия действующих подзаконных нормативных правовых актов на предмет наличия в них норм, создающих условия для коррупционных правонарушений. Это Вы помните, в тот период, когда готовился закон о частном предпринимательстве. Правительством были созданы различные группы. И ревизией были охвачены более 5 тыс. действующих подзаконных нормативных правовых актов, принятых в период с 1991 по 2004 годы и зарегистрированных в органах юстиции. В ходе ревизии выявлены 230 нормативных правовых актов, в том числе 35 постановлений Правительства, 41 ведомственный приказ и 154 постановления и решения местных государственных органов, в которых содержались нормы, создающие условия для коррупционных правонарушений или несоответствующие действующему законодательству Республики. И, разумеется, они были отменены и вот как раз мы говорим, что если применять термин, который употребил Леонтьев "взяткоемкость законодательства". С другой стороны, я хотел бы обратно вернуться к нашей Программе по борьбе с коррупцией, то там отдельный есть раздел – совершенствование нормативно-правовой базы и там предусмотрено, что все правовые акты должны проходить антикоррупционную экспертизу. Разумеется, элементы проведения антикоррупционной экспертизы у нас присутствуют в рамках той научной экспертизы, которая проводится по любому законопроекту в рамках криминологической экспертизы, а затем - антикоррупционной экспертизы. Сейчас мы в Администрации Президента совместно с Правительством обсуждаем вопросы, как подходить к совершенствованию этой антикоррупционной экспертизы. Сейчас на практике у нас больше проводят экспертизы юристы и зачастую общего профиля. По нашему же мнению, тому, что сложилось в Администрации Президента, на соответствующий нормативно-правовой акт должны приниматься комплексные специалисты со всех отраслей. Вот Леонтьев, будучи экономистом, тем не менее, дал определение о том, что те или иные законы могут нести условия. Т.е. как экономист выразил свое мнение. Поэтому в экспертизе должны принимать участие разные специалисты, а не только юристы. И я думаю, что по результатам совершенствования нашей антикоррупционной экспертизы в Республике Казахстан мы в этой части проблему решим, и законодательство Республики Казахстан сведет эту проблему к минимуму.

- Берик Мажитович, пользуясь случаем, хотел бы узнать Ваше мнение о проводимой сейчас в Казахстане легализации имущества. У Вас нет опасения, что эта акция – в силу определенных пробелов в информационном освещении – может оказаться не столь эффективной как легализация капиталов? Вам не кажется, что многие люди рассматривают легализацию имущества как тотальную и безоговорочную амнистию любых теневых активов и, столкнувшись с требованиями закона, могут испытать большое разочарование?

- Тема легализации, Вы знаете, сложная тема. Она вызывает неоднозначную реакцию в обществе и разные отклики. Разумеется, есть разные оценки. Легализацию капитала проводили разные страны и в разное время, начиная с таких, как Италия, Германия, Ирландия и заканчивая странами Востока, такими, как Пакистан, Индия и т.д.

Вопросы эффективности той или иной легализации вызывают еще более разные оценки. Если говорить об Индии, в свое время проводилась там легализация, было легализовано 2,5 миллиарда. И считалось, что это вполне эффективная легализация. Вы понимаете, на страну с таким населением и всего 2,5 миллиарда. А когда в Италии проводили легализацию, там был легализован 61 миллиард. Какая разница в цифрах и тоже считается, что легализация была проведена успешно. Т.е., мне кажется, каждая страна решает для себя не в суммах, которые были легализованы, мне кажется, важно здесь подходить с другой позиции - той или человеческой судьбы. И у нас же фактически данная легализация больше направлена на то, что будет легализовано имущество. И говорили о том, что это касалось, прежде всего - малого бизнеса. Я помню, когда проводилась первая легализация, тогда именно малый бизнес ставил вопрос о том, что необходимо легализовывать имущество. С другой стороны, мы говорили о сельском населении. О том, что сельское население будет иметь в этом плане. Поэтому я думаю, что если рассматривать с позиции семьи и сейчас я знаю, что Правительство активно стало заниматься массовой пропагандой этого закона, хотя, фактически, это должно было делаться на местах с самого начала, коль закон принят, его надо исполнять в этой части. Вы же помните, сколько было дебатов, мне кажется, те темпы, которые сейчас говорят, что вроде недостаточные при полученных заявлениях. Мне кажется, что это еще связано с некоторой инерцией, которая преобладает у нашего населения. Вы знаете, по тому же техосмотру, вроде весь год есть возможность, но все равно, за последние десять дней очереди скапливаются… С другой стороны, я еще скажу, что большой процент сельского населения – а оно достаточно инертно по сравнению с городским, поэтому, мне кажется, темпы не такие, как ожидалось с самого начала. Но, с другой стороны, эти факты говорят о том, что нужна, действительно, я это признаю, адекватная массовая пропаганда и организаторская работа местных исполнительных органов, налоговых органов, органов юстиции о том, что как можно шире создать условия для тех наших граждан, для кого распространяется закон реализовать свои права, предоставленные этим нормативно-правовым актом.

- Я благодарю Вас за интервью, спасибо.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
"Конституция должна соответствовать реалиям жизни" 31.08.2006
Как будут выбирать районных и городских акимов? 30.08.2006
Анатолий Матюхин: Мировой опыт учтен основательно 30.08.2006
Экспансия "Казына" во благо 30.08.2006
Кенжебек Укин: Нельзя затевать серьезные проекты в неустойчивое время 30.08.2006
Александр Бородин: "Чиновник" - обидное для меня слово… 30.08.2006
Бауржан Мухамеджанов: Я против общих фраз! 28.08.2006
"Отан" рассчитывает существенно расширить свое представительство в корпусе акимов городов и районов 25.08.2006
"Одной строгостью наказаний ничего добиться нельзя" 25.08.2006
"Элизабет Тейлор, конечно, эталон, но моя жена лучше" 22.08.2006

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
29.03.24 Пятница
83. МЕДВЕДЕВ Святослав
78. ЖУКОВ Владимир
77. ЕРЖАНОВ Сырымгали
73. НОСОНОВСКИЙ Геннадий
63. МАЗАКОВ Талгат
61. БАЙДАБЕКОВ Ауез
59. АБИШЕВ Азат
59. ЖУМАДИЛЬДАЕВА Наталья
59. ТАБЫЛДИЕВ Коктембек
57. ИМАНТАЕВ Ермек
57. ХАЛИЛИН Ерден
55. ЛАРИЧЕВ Леонид
43. АЙМАГАМБЕТОВ Лашин
43. АХМЕД-ЗАКИ Дархан
42. ХАИРОВА Камилла
...>>>
30.03.24 Суббота
79. КЕРИМБАЕВ Бигали
78. ЗАЙЦЕВА Александра
74. АМАНБАЕВ Кайрат
72. АЙТБЕКОВ Берик
69. ОРДАБАЕВ Галым
67. СЛАБКЕВИЧ Лариса
65. УТЕУЛИНА Ирина
64. ЖУНУСОВ Сарсембек
63. МОМЫНЖАНОВ Каиргали
63. СМАТЛАЕВ Бауржан
61. ПАРФЕНОВ Дмитрий
60. БЕКЕЖАНОВ Сенбай
57. САБДЕНОВ Кайрат
51. ДАРЖИБАЕВ Еренай
42. ЕСИМОВА Анара
...>>>
31.03.24 Воскресенье
76. СЕРКЕБАЕВ Алмас
71. РАИМЖАНОВ Абдыхапар
70. ЧЕСНОКОВ Анатолий
67. МИНЕЕВА Ирина
65. АКМОЛДАЕВА Елена
65. КУБЕЕВ Еркин
63. КЕРИМХАНОВА Гульнара
62. КИМ Марина
62. МЕНДЕКИНОВА Гульжан
56. ЖАНЖУМЕНОВ Талгат
53. АББАС Бауыржан
52. АЛПЫСБАЕВ Канат
50. БЕККАЛИ Мухтар
46. ДЖАУХАНОВ Руслан
46. ЖАКУПОВ Нурлан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz