Дмитрий Ким, "Новый вестник", 20 сентября
Неделю назад глава государства заявил о планируемом сокращении чиновников. Приведет ли к качественной работе государственных служащих? Внештатный советник акима Караганды Дмитрий Бойко обеими руками за сокращение. В интервью "без протокола" Дмитрий Макарович рассуждает о том, как с умом претворить в жизнь идею президента. Чтобы грядущее сокращение вопреки ожиданиям не обернулось очередным увеличением численности госслужащих.
"ВЫСОЧАЙШИЙ НЕПРОФЕССИОНАЛИЗМ"
- В одном из радиоэфиров любят повторять шутку: чиновники – прекрасный пример размножения людей не половым путем. Согласитесь с этим остроумным замечанием?
- (Смеется – авт.) Еще бы! Полностью! В 1991 году из областного бюджета финансировалось 8 областных управлений, комитетов, отделов. Сейчас их количество перевалило за 30. Хочу напомнить, что в Советском Союзе один госслужащий приходился на 150 человек, сейчас один на 46. Однако вопреки законам общественного развития количество не перешло в качество. Сейчас в области более 50 департаментов, управлений, комитетов, отделов, многие из которых дублируют друг друга. Два управления по труду, два управления сельского хозяйства. Зачем?
- Вы хотели бы стать акимом города?
- Сам бы я не пошел. Во-первых, мне не нравится сама система нынешнего управления. В ней нет демократизма. Акимы, которые не подотчетны народу – это не акимы. Я вообще против назначения. Во всех стран существует цивилизованный порядок избрания граждан на этот пост. Только избираемый человек будет служить тем, кто его избирает. А поскольку всем акимам дает полномочия вышестоящий аким, то те и исполняют его волю. Выборность акимов, которую скоро планируют начать, я считаю, абсолютно не нужна. Это пустая трата времени. Мы знаем, какой у нас депутатский корпус. Большинство – это представители партии "Отан", в основном бюджетники и чиновники. Это отдел областного акимата по легитимизации его предложений. Избирать надо прямым тайным голосованием. Так, как это делается во всем цивилизованном мире.
- Однако если бы вы стали акимом города, каким было бы ваше первое решение, Дмитрий Макарович?
- Я назначен советником акима 1 февраля. После этого моего назначения в городе уже третий аким. И первым что я предложил и г-ну Литвинову, и г-ну Чиркову, и г-ну Тогайбаеву – изучить мнение людей о нынешнем составе государственных служащих, провести мониторинг суждений о том, кого они содержат. После этого нужно принимать решение по кадровым проблемам. Причем не так, как это делают сейчас. Ведь то, что делают сейчас – это фикция. Проверки знаний трех-четырех законов на компьютере, а потом чиновники конкретного ведомства сами же себя отбирают из претендентов – это имитация подбора людей. Я четыре года работал в райкоме партии и принимал непосредственное участие в подборе кадров для здравоохранения, образования и культуры. Тогда это делалось совершенно по-другому. Я приходил в организацию и просил: дайте я посмотрю этим людям в глаза. Будьте добры напишите отзывы о них. При мне человек писал, его никто не обрабатывал. Кроме того, очень жестко в те времена ставился вопрос об обращении граждан. Не дай бог просрочил ответ на один - два дня, моментально принимались жесточайшие меры, вплоть до увольнения с работы. Сейчас чиновники, по-моему, не выдерживают никакой критики. Мало того, что они расплодились. По статистике сейчас 330 тысяч органов госуправления в Казахстане, которые стоят налогоплательщикам 400 миллиардов тенге. То есть каждый налогоплательщик отстегивает из своего бюджета 5 тысяч тенге на содержание чиновников. Кроме того, большая их часть пронизана черствостью, бездушием, не соблюдением законодательства, работой по понятию, а не по закону, высочайшим непрофессионализмом, стремлением воспользоваться моментом и решить свои финансовые проблемы. Поэтому я считаю, что тревога поднята президентом абсолютно правильная. Надо помнить слова Суворова, который говорил, что дело надо делать не числом, а умением. Платить людям нормальную заработную плату и очень жестко спрашивать. Я считаю, если даже просто засветился в коррупционном правонарушении, нет тебе больше дороги на государственную службу. Сейчас люди не верят чиновникам. А государство без веры вряд ли имеет будущее. Веру нужно восстанавливать.
- По-моему, управленческий аппарат в Советском Союзе тоже был не идеален. Были и коррупция, и бюрократия, и тащили все, что плохо лежало.
- Да, тащили. Но брали что? Конфеты, водку, ехали в баню, чтобы ублажать своих подруг. Но миллионами-то не воровали. Во всяком случае, в Карагандинской области я такого не припомню. В Союзе - было. Однако масштабы все равно были другие. По признанию премьер-министра, теневая экономика страны – третья часть бюджета. Бюджет Казахстана 2 триллиона 100 миллиардов тенге, то есть около 700 миллиардов осели в чьих-то карманах. С них не берутся налоги, деньги отвозятся в оффшорные зоны. Кроме того, я не могу сказать, что тогда был раздутым чиновничий аппарат, хотя дури было предостаточно, особенно - на нижнем уровне исполнительной власти. Но в 90-м году на весь Советский Союз, то есть на 285 миллионов человек приходились 1 миллион 100 тысяч органов госуправления. Сейчас их 330 тысяч на 15 миллионов казахстанцев. Чиновнику ж нужно чем-то заниматься, оправдывать свою заработную плату. Он сидит и думает, чтобы еще такое придумать, чтобы меня начальство похвалило, чтобы премию дало. Вот и получается, чтобы получить одну бумагу, взамен нужно отдать 15 других.
- Сокращение государственных служащих проводилось уже не раз. Однако всякий раз это приводило к тому, что управлений и департаментов, а следовательно, чиновников становилось только больше…
- Я и боюсь, как бы не получилось так, что 30 процентов чиновников сократили, а потом они начали самовоспроизводиться, создавая другие департаменты и управления. Сравните: сейчас в Казахстане 330 тысяч органов госуправления, в 2002-м их было 280 тысяч. То есть за три года добавилось 50 тысяч управленцев. А ведь каждому нужно платить зарплату хотя бы 35 тысяч тенге. А зарплата в фонде всех расходов на органы управления занимает примерно 35-40 процентов, следовательно, на эту сумму надо добавить еще 60 процентов на содержание чиновника. На водителя, техничку, секретаря и прочих. В 2004 году российские социологи опросили около двух тысяч россиян: что они думают об органах госуправления. Современный чиновник России в 4,5 раза уступает по качественным параметрам своим коллегам из западных стран и в 3 раза советскому. Ему свойственны равнодушие к людям – 64 процента, продажность – 58 процентов, безразличие к интересам страны – 45 процентов, непослушание законам – 70 процентов. Эту статистику оставлю без комментариев. В Казахстане есть сопереживающие, честные, добросовестные чиновники. Но, увы, их мало. Сейчас 3-5 процентов чиновников - это профессионалы высокого качества, остальные, к сожалению, подобраны не по профессиональному признаку. И если не будет изменена сама система подбора кадров – то, что предлагает президент, вряд ли сработает.
"ПОСТАВИЛ БЫ СЕБЕ ТРОЙКУ"
- Какую оценку вы – советник акима города - поставили бы работе городского акимата по пятибалльной шкале, Дмитрий Макарович?
- Ислам Уакитович, если мне память не изменяет, работает с июня. Еще не прошло ста дней, а по сложившейся традиции, оценку дают только после этого срока. Но скажу вот что: акимат начал работать более открыто. На аппаратных совещаниях аким жестко ставит вопрос о повышении ответственности. Аким Тогайбаев, думается, обладает аналитическим умом. Он умеет выделить главное из всего потока проблем. А для управленца – это чрезвычайно важно. В частности, говорю о том, что раньше в земельном отделе работали всего 8 человек, а туда чаще всего обращаются люди. Он засек, что специалисты не справляются с объемом работы, укрепил отдел и, думаю, ситуация выправится. Более того, введена электронная база данных, - когда люди могут придти в акимат и узнать, что происходит с их жалобами. В акимате стало больше гласности. Это позитивные тенденции. Отрицательно то, что низкий уровень профессионализма наблюдается примерно у 70-75 процентов служащих. Ведь порой эти люди даже отчитаться толком перед акимом не могут. Им не достает критического отношения к собственной деятельности. Ведь говорят так: у нас все хорошо, за исключением некоторых недостатков и через запятую - о них. И это все? А где анализ, почему не подумали над тем, где просчитались, как это будет устранено и когда? Чиновники боятся идти в народ! Я не раз говорил: ну пойдите вы на завод, пообщайтесь там с людьми, расскажите о положении в городе, узнайте, что они думают о вас. На одной из сессий областного маслихата это мое предложение было услышано. Чиновники согласились заранее публиковать в газетах объявления, дескать, такой-то едет туда-то, сбор в кинотеатре, граждане, записывайтесь и приходите. Увы! Сначала вроде дело пошло, а потом приостановилось. Хорошо, что начались отчеты акимов. Но эти встречи слишком заорганизованы. То есть туда заставляют идти бюджетников, ну а те народ подневольный – это я знаю точно. Они боятся сказать правду, потому что их могут уволить. Этот страх за свое будущее, за последствия – тоже показатель работы органов управления. Развиваться будет то общество, где нет страха. Боязнь – не союзник прогресса.
- После увольнения Юрия Литвинова, должность акима занял Владимир Чирков. Это назначение для многих стало неожиданностью. Но, не проработав и двух месяцев, Владимир Николаевич также внезапно освободил кресло городского акима. На место г-на Чиркова пришел первый заместитель акима области Ислам Тогайбаев. Три акима в течение каких-то двух месяцев. Что это было?
- Думаю, что руководству области не понравилась медлительность г-на Чиркова. Потому что потенциал у Владимира Николаевича был. Но он должен был придти и быстрее дело делать. Я разговаривал с Владимиром Николаевичем, он не мог вникнуть в дело за то время, что ему было дано. Чтобы войти в управление, необходимо узнать ситуацию. А чтобы узнать ее, ему нужно было хотя бы недели две без отрыва посидеть с документами, побеседовать с людьми. А он на совещаниях проводил процентов 15-20 своего времени. Человеку, чтобы что-то сделать, надо осмыслить, продумать механизм. Мне кажется, что областной акимат выбрал очень быстрый темп работы, к которому наши чиновники просто не приучены. Что же касается последнего назначения, то г-на Тогайбаева я знаю уже давно – лет 15-20. Но я сторонник того, чтобы давать оценку где-то через полгода работы. Не надо спешить. Требовательность, принципиальность, умение выделить главное – это то, что он сделал верно. Но существует еще и кадровая проблема, и проблема с обращениями граждан – медлительность аппарата, бюрократизм, черствость и бездушие. И с этим нужно что-то делать. Медлить больше нельзя. По этому вопросу я тоже хочу встретиться с акимом.
- Бытует мнение, что г-на Тогайбаева кинули в городской акимат, чтобы спасти Караганду от кризиса. И кадрового, и финансового. Ведь к тому времени оказалось, что в казне нет денег на отпускные учителям, потому как не были своевременно проведены земельные аукционы. Это действительно так?
- В какой-то степени, да. Потому что г-н Литвинов вообще был не управленец. У него не было собственного мнения, воли, самолюбия – в хорошем понимании этого слова. Он выполнял то, что ему велели в областном акимате. То есть, по сути, сейчас г-н Литвинов будет отдуваться (против бывшего градоначальника Юрия Литвинова возбуждено уголовное дело – авт.) за свою бесхарактерность, не принципиальность и за то, что он слепо выполнял указания. А главные виновники земельного кризиса в Караганде были в областном акимате, они раздавали земли.
- Г-н Литвинов заслуженно понесет наказание?
- По закону отвечает тот, кто подписывает документ. И судебная система основана на документальном доказательстве действий. Боюсь, что нет, ни одного документа, указывающего на то, что кто-то давал указания г-ну Литвинову в областном акимате. Я ему говорил: ну попросите вы бумажечку у тех, кто дает такие установки. Нет этих следов. Зато есть решения акимата, часто сфальсифицированные, к сожалению, задним числом, как было сказано в прокуратуре, которые подписывал г-н Литвинов. И за это ему придется ответить. А мужества у тех, кто водил г-ном Литвиновым, не хватает, чтобы признать и свою вину. И боюсь не хватит. А г-н Литвинов в этой ситуации скорее жертва.
- Какую оценку вы б поставили себе – советнику акима города?
- Тройку. Я достаточно амбициозный человек и любое дело, за которое берусь, стараюсь выполнить с максимальной отдачей. Тройку я бы поставил себе не потому, что не хочу работать, а потому, что мой опыт не востребован. Мне не дают возможности работать. Я считаю, что у нас с акимом должна быть выработана какая-то система совместной работы: к примеру, один раз в неделю мы в течение часа обсуждаем какую-то проблему. Я полагаю, что должен иметь возможность смотреть, анализировать и править, где надо, проекты постановлений акимата. Мне документов на заседаниях акимата не дают. Говорят, что по инструкции не положено. Но моя должность вообще уникальная. Назначение на должность внештатного советника произошло с подачи акима области, он предложил, я согласился. Думал, чем-то помогу. Земельный вопрос мы с места сдвинули. И все. Но ведь я могу большее. Я даже ни разу еще не встречался с акимом так, чтобы серьезно обменяться с ним мнением по существующим проблемам. Я сам для себя разработал должностную инструкцию и пока не знаю, утверждена она или нет. |