Иван ПЕРТОВ, "Литер", 23 сентября
Президентом страны дан старт началу политического сезона. Насколько готова к предстоящей борьбе доминирующая на политическом поле страны партия – обновленный "Отан", рассказывает исполняющий обязанности председателя партии Бакытжан Жумагулов. – Бакытжан Турсынович, после летних отпусков политические силы казахстанского общества по-разному начали политический сезон. Кто-то до сих пор не появился на горизонте, а другие в это же время проводят учредительные съезды, пытаются заявить о себе. А чем занят основной игрок партийного поля – "Отан"? – Для нашей партии понятие "политический сезон" – чисто условное. Ведь мы не просто политическая партия, а партия, имеющая убедительное большинство во всех представительных органах власти – и в парламенте, и в маслихатах. Так что мы ответственны за многие процессы, происходящие в стране. Эта работа не прерывается ни на один день, ведь надо оправдывать доверие избирателей, претворять в жизнь те системные задачи, которые мы сами поставили перед собой и республикой в целом. После IX съезда в течение двух месяцев мы проводили объединительный процесс двух ведущих политических партий. И как раз к началу, как вы говорите, "политического сезона" подошли, практически завершив этот процесс. В первичных партийных организациях проведены собрания по решениям съезда, во всех областных филиалах прошли партийные конференции, на которых на уровне регионов были обсуждены основные задачи и намечены конкретные пути и методы их решения. Избраны новые составы руководящих органов партийных организаций на всех уровнях, включая областные филиалы. При этом в состав этих органов избирались уже не отановцы или асаровцы, не молодые или пожилые, а самые авторитетные члены нашей общей партии, настоящие профессионалы партийной работы. Эта работа проводится не для "галочки", а для того, чтобы партия на деле смогла выполнить принципиально новые политические задачи, поставленные перед ней Нурсултаном Абишевичем Назарбаевым. Эти задачи гораздо более ответственны и масштабны, чем за всю историю суверенного Казахстана. Речь идет о постепенном превращении "Отана" в реально правящую партию, как это принято в развитых демократических странах мира. В этих государствах в рамках уже десятилетиями апробированной и надежно действующей демократии правящие партии являются одним из важнейших факторов, стабилизирующих и стимулирующих политическое, экономическое и социальное развитие. – А были проблемы при объединительном процессе? – Принципиальных проблем не было и быть не могло. Ведь обе наши партии главной своей задачей считают поддержку стратегического курса президента Республики Казахстан Н. А. Назарбаева. Определенные локальные трудности и шероховатости, конечно, были. Ведь объединились две сильные команды, опирающиеся на поддержку более половины политической элиты Казахстана. При этом каждая команда имеет свой стиль работы и амбиции, свой электорат, свой опыт политических баталий. Были и психологические, и методологические вопросы. Но мы поняли друг друга. В ходе поездок по регионам я убедился в четкой и осознанной поддержке такого объединения на местах, и не только членами наших партий, но и простыми людьми. Именно это – самое главное. А процесс взаимной "притирки" неизбежен и объективен, и он проходит совершенно безболезненно, как бы ни хотелось нашим оппонентам увидеть обратное. В настоящее время идет согласованная работа по совершенствованию организационной и идеологической работы объединенной партии. – Некоторые оппозиционные деятели начали критиковать президента за активную поддержку партии "Отан". Как бы вы могли прокомментировать эти заявления? – Критики обычно ссылаются на 43-ю статью Конституции, где говорится, что "на период осуществления своих полномочий президент республики приостанавливает свою деятельность в политической партии". Но таким критикам я бы хотел посоветовать внимательно анализировать деятельность нашей партии и президента. Если подойти непредвзято, то станет ясно, что глава государства работает не в партии, а с партией в целом, как с одной из важнейших политических сил, представляющей интересы подавляющего большинства жителей Республики Казахстан. Опора Нурсултана Абишевича на партию "Отан", не только выдвинувшую его кандидатуру на пост президента республики, но и всецело поддерживающую его стратегический курс и имеющую подавляющее парламентское большинство, создает необходимые условия для полномасштабного законодательного обеспечения намеченных реформ, единодушно поддержанных казахстанцами на выборах президента страны. В любой демократической стране такая опора лидера и правительства на определенную политическую силу, на партию считается вполне естественной и закономерной. Что же касается работы внутри партии, то Нурсултан Абишевич, являющийся председателем РПП "Отан", в полном соответствии с законодательством возложил свои партийные полномочия на одного из заместителей председателя. Так что данное положение Конституции страны наша партия строго соблюдает. – Ваши коллеги – "единороссы" в России заговорили о партийном правительстве. Даже наметили определенную дату. А как обстоят дела в Казахстане с партийным правительством? – Прежде всего, давайте договоримся о терминах. "Партийное правительство" не обязательно означает правительство из членов только одной, правящей партии. Это правительство, формируемое установленным законами страны механизмами по предложению партии, в него могут входить и представители других политических сил и беспартийные руководители. Это вполне легитимный демократический процесс. В Казахстане этот вопрос обсуждается в рамках работы Государственной комиссии по демократическим реформам. И речь здесь идет не только о партиях, как таковых, но в первую очередь – об усилении функций и полномочий парламента, увеличении его состава. Недавно рабочая группа госкомиссии внесла предложение об увеличении числа депутатов мажилиса до 134, из которых 67 предлагается избирать по одномандатным округам, 67 – по партийным спискам. В этом случае роль политических партий в парламенте и обществе резко повышается, ведь сейчас по партийным спискам избирается только 10 из 77 депутатов мажилиса, это меньше 13 процентов, а будет 50 процентов. И та партия, которая по итогам выборов добьется большинства в парламенте, сможет реально участвовать в формировании правительства и в рамках полномочий парламента контролировать его деятельность. Сейчас детально обсуждается несколько вариантов и механизмов такого участия. По результатам обсуждения, возможно, будет принята рекомендация внести необходимые изменения в Конституцию. – Многие эксперты говорили, что президент на открытии осенней сессии парламента озвучит предстоящие кардинальные политические реформы. Но речь шла только об административных реформах. Каково ваше мнение? – Что касается предстоящих и, действительно, кардинальных политических реформ, то они уже не только системно озвучены президентом, в частности на открытии осенней сессии парламента в прошлом году, но и активно претворяются в жизнь. Огромную роль в этом процессе играет Государственная комиссия по демократическим реформам, возглавляемая Нурсултаном Абишевичем. И план работы госкомиссии, и достигнутые уже результаты широко известны. Среди них можно отметить такие принципиальные политические решения, как поддержка концепции развития гражданского общества в Казахстане, доработка и передача на рассмотрение парламента проекта закона о введении местного самоуправления, проработка ключевых вопросов о совершенствовании судебно-правовой системы и многие другие. На открытии осенней сессии парламента в этом году президент сосредоточил свое внимание на реформировании системы государственного управления, или, как вы говорите, на административных реформах. На сегодня это – одна из важнейших предпосылок и составных частей тех политических изменений, которые запланировано реализовать в ближайшие годы. Совершенно ясно, что политическую либерализацию можно эффективно проводить только тогда, когда налажена и четко работает административная система. Поэтому реформу административной системы можно назвать необходимой прелюдией к намеченным политическим реформам. Административная система, которая действует в настоящее время, несмотря на свои недостатки, провела в жизнь много хороших идей. Но теперь меняется сама философия государственной службы. И в выступлении президента прозвучала мысль о разработке и внедрении стандартов предоставления государственных услуг. Если вникнуть в суть выражения "государственные услуги" и добиться реализации данной концепции, то мы перейдем на качественно новый уровень отношений между обществом и государством, гражданином и государственным служащим. Приоритетом при этом становится действенное удовлетворение запросов населения, снятие искусственных бюрократических барьеров. Такие отношения станут основой постепенного перехода к демократической общественной саморегуляции, к становлению гражданского общества, когда это общество заинтересовано в контроле над государственной службой и имеет действенные механизмы такого контроля. Это не только обеспечит повышение эффективности системы государственного управления, но и послужит мощной базой для искоренения коррупции. – Недавно состоялись учредительные съезды партии "Алга" и социал-демократической партии, возглавляемой Ж. Туякбаем. Как вы оцениваете их шансы на регистрацию? – Меня удивляет, как много внимания уделяется прессой в последнее время вопросам, связанным именно с процессом регистрации партий. А ведь это, на самом деле, очень частный и во многом чисто технический вопрос, достаточно четко регламентированный законодательством. Уверяю вас, что любая партия, полностью соблюдающая требования закона и пользующаяся документально оформленной поддержкой достаточно серьезных групп населения, в состоянии пройти этот процесс, как говорится, без потерь. И уже после этого можно и нужно говорить о самой сути и конкретном содержании политических платформ и работы партий – это самое главное. Пока же создается впечатление, что вопрос о политической деятельности ряда партий искусственно подменяется "смакованием" проблем с их регистрацией. Может быть, это просто "имитация бурной деятельности", а за душой у таких объединений ничего серьезного нет? На этот вопрос может ответить только реальная работа на политическом поле страны. Что же касается регистрации партий, о которых вы сказали, то, если представленные документы будут в порядке, я думаю, проблем с регистрацией у обеих инициативных групп не должно быть. – Партия, создаваемая Жармаханом Туякбаем, называется социал-демократической. Как вы думаете, будет ли конкуренция между ней и партией "Отан", ведь ваша партия тоже называется социал-демократической? – Появление новых партий – это один из показателей развития гражданского общества, работы конституционных норм и демократических свобод, так что этот процесс должен приветствоваться. Другой вопрос – какую реальную политическую нишу займет эта партия. И до этого и сейчас у нас были и есть социал-демократические партии, и это не только "Отан", но и, к примеру, партия "Ауыл". Как показывает и наш, и мировой опыт, социал-демократические программы целого ряда партий могут быть весьма схожи друг с другом, базируясь на единстве поддержки рыночных реформ при сильной социальной политике государства, но различаясь механизмами достижения целей, ресурсами, темпами и направленностью этапов реформ и многими другими, по большому счету, вторичными признаками. Так что ничего страшного в создании еще одной партии социал-демократической ориентации мы не видим. А насчет конкуренции хочу сказать, что новая партия пока еще только заявляет о своих намерениях. – Скоро состоятся выборы районных акимов, но почему политические партии не имеют права выдвигать на них своих кандидатов? – Действующим законодательством, и прежде всего Конституцией страны, пока установлен порядок, при котором политические партии могут непосредственно выдвигать своих кандидатов только в депутаты мажилиса парламента по партийному списку. Но это не означает, что партии не обладают никакими другими возможностями оказывать влияние на выборный процесс. В Казахстане уже несколько лет в порядке эксперимента проводятся выборы местных и районных акимов, отрабатываются и совершенствуются избирательные механизмы. В этом году масштаб таких выборов резко возрастает. К примеру, если в прошлом году выборы прошли в четырех районах, то в этом году они пройдут в 49 районах и 10 городах областного подчинения. А уже в следующем году этот процесс может охватить и все остальные территории. Право выдвижения кандидатов на этих выборах (не менее двух на каждую должность) предоставлено акимам областей, и они, в принципе, могут выдвинуть как представителей любых политических партий, так и беспартийных. Но каждый аким заинтересован, чтобы, по крайней мере, одна из его кандидатур выиграла выборы, на которых голосовать будут депутаты соответствующего маслихата. Поэтому аким объективно будет склоняться к выдвижению кандидатур, способных получить поддержку большинства депутатов. И если это большинство представляет какую-либо партию, то именно этот механизм обеспечивает ее фактическое влияние не только на исход выборов, но и на процес выдвижения кандидатов. Правда, влияние это опосредованное, но полностью легитимное в рамках действующего законодательства. И партия "Отан" будет максимально активно использовать все предоставляемые им возможности. – На встрече в Актобе вы говорили, что обсуждается вопрос об объединении других пропрезидентских партий... – Я думаю, что присоединение партии "Асар", которое произошло на IX съезде партии "Отан", – это только начало очень большой работы. Перед страной стоят самые грандиозные задачи. Прежде всего, это выдвинутая главой государства стратегия вхождения Казахстана в число пятидесяти наиболее конкурентоспособных стран мира. Эта инициатива по своей масштабности и охвату буквально всех сторон жизни может претендовать на роль нашей общенациональной идеи. И главная задача партии "Отан" – консолидировать общество и все ведущие политические силы страны вокруг этой идеи, и не только консолидировать, но и на всех уровнях, с использованием всех партийных механизмов содействовать ее претворению в жизнь. После объединения "Отан" по очень многим показателям лидирует на партийном поле страны, но процесс консолидации сил, поддерживающих курс главы государства, на этом не заканчивается. Не буду скрывать, есть мысли о возможном присоединении к "Отану" и других партий пропрезидентского блока, естественно, на сугубо добровольной основе. Почему бы и нет? Ведь чем больше политических сил мы сумеем собрать в единой партии, тем большее влияние она получит, но и тем большая ответственность за будущее Казахстана ляжет на ее плечи. |