NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Четверг 28.03.2024 18:27 ast
16:27 msk

Омархан Оксикбаев: На меня ни разу не пытались давить
"За последние годы доля дивидендов на госпакет акций и поступлений чистого дохода РГП сократилась с 0,7 до 0,1%, или с 3 до 1,5 млрд. тенге. За этими цифрами - политика советов директоров наших нацкомпаний…"
06.10.2006 / интервью

Виктор Верк, "Время", 5 октября

Что стоит за вспышкой СПИДа в Южном Казахстане?

Только ли названных президентом на скандальном заседании Совета безопасности топ-менеджеров национальных компаний следует наказывать за их баснословные зарплаты?

Почему в стране до сих пор не налажен эффективный контроль за использованием выделяемых из государственной казны средств?

Свою версию ответов на эти и другие вопросы предлагает в беседе с обозревателем газеты "Время" Виктором ВЕРКОМ председатель Счетного комитета Омархан ОКСИКБАЕВ.

- Омархан Нуртаевич, один ответственный работник республиканской прокуратуры в интервью утверждал: Южно-Казахстанскому департаменту здравоохранения денег выделено достаточно. Другое дело, как они использовались. Прокуратура обещает в этом разобраться. А что скажете вы? Ведь ваш комитет уже проводил проверку использования бюджетных средств?

- Мы ежегодно даем оценку исполнения республиканского бюджета в своем заключении по отчету правительства. Действительно, сегодняшний бюджет республики располагает достаточными ресурсами. Использование этих ресурсов департаментом здравоохранения ЮКО не оставалось без внимания со стороны Счетного комитета.

В ходе наших проверок установлены серьезные нарушения, в том числе и неэффективное использование средств, выделенных на приобретение вакцин. Непригодными, например, остались вакцины БЦЖ на сумму 24 млн. тенге. На начало года в лечебных учреждениях остались неиспользованными медпрепараты на сумму 2,5 млн. тенге.

Трансферты в сумме 119 млн. тенге, выделенные департаменту на проведение профосмотра, были израсходованы на закуп изделий медицинского назначения.

И еще один серьезный факт по ЮКО. До сегодняшнего дня не завершено строительство роддома в Туркестане, хотя планировали сдать его в 2003 году. При строительстве этого объекта проектировщиком было предусмотрено и фактически закуплено медицинское оборудование 70-х годов, которое на практике уже не применяется. Аналогичная ситуация сложилась с противотуберкулезным диспансером. С такими фактами не приходится говорить о соответствующем качестве медицинского обслуживания.

Что касается конкретной ситуации в Южном Казахстане, то причин этой трагедии несколько…

- Подождите, но экс-министр здравоохранения Ерболат Досаев упоминал в качестве главной причины халатность медиков, допустивших многоразовое использование одноразовых шприцев…

- Винить во всем средний медперсонал я бы не стал. Здесь я должен отметить наличие комплекса проблем, в том числе низкая зарплата (10-20 тыс. тенге), увод лекарственных препаратов.

Но поскольку за многоразовым использованием шприцев стоят жизни наших детей, эту ситуацию нельзя было допускать.

Все помнят последствия прививок БЦЖ. Очень плачевно, что "стражи здоровья в белых халатах" не учатся на уже допущенных ошибках. Из-за преступной халатности врачей, которые допустили переливание крови одного донора нескольким детям, а также использование инъекционных растворов из одного флакона для нескольких пациентов, поломаны судьбы детей и их родных.

- Так кто же виноват в случившемся? Экс-глава Минздрава? Прежний аким области?

- Кто конкретно виноват, полагаю, ответит комиссия, которая проводит расследование. В данной ситуации ни с кого нельзя снимать ответственность. Также, я считаю, виновата порочная система распределения финансовых потоков. Минздрав выделяет регионам трансферты на закуп медицинских препаратов, а проверить, кто и как их закупает, не имеет возможности. Хотя по действующему Бюджетному кодексу именно Минздрав как администратор программ по своему профилю должен отвечать за целевое использование средств. Но реально он только "перегоняет" деньги, а взамен получает от региональных департаментов здравоохранения только отчет - закуплено столько-то на такую-то сумму. В регионах этих трансфертов ждут как манны небесной...

-…потому что на местах знают: эти деньги всегда можно прокрутить по своему усмотрению, "отбить" свой интерес, не так ли?

- Я понимаю, куда вы клоните… Но недопустимо, чтобы закуп медицинских препаратов производился департаментом архитектуры, градостроительства и строительства, как это делалось в Восточно-Казахстанской области. Причем на основании распоряжения акима, которое противоречит постановлению правительства да и простой логике вещей.

- Вы хотите сказать, что шымкентская трагедия может повториться в Усть-Каменогорске?

- После случившегося, к сожалению, нет никаких гарантий.

И возвращаясь к проблеме ЮКО, я хочу сказать, что нами проблема СПИДа поднималась еще в 2004 году. Тогда нами была дана оценка: многие задачи Программы противодействия эпидемии СПИДа не будут решены.

Только один факт. Правительством данная программа была принята без определения источников ее финансирования в размере 20 млрд. тенге. Со стороны Минздрава не были выполнены обязательства перед Глобальным фондом (который оказывает безвозмездную помощь) на 0,4 млн. долларов США, а 0,5 млн. долларов вообще не были освоены. А ведь претендентами на получение этой помощи являлись многие другие страны мира. Мы ее получили, но не воспользовались ею.

- Омархан Нуртаевич, в том, насколько "эффективно" умеют деньги использовать первые лица в государственных структурах, мы все убедились, наблюдая по телевизору сенсационное заседание Совета безопасности, на котором президент назвал ошеломляющие цифры ежемесячных доходов некоторых руководителей нацкомпаний. Это ведь тоже ваша епархия, не так ли?

- Проблему с нацкомпаниями и в целом с управлением активами государства я как председатель Счетного комитета поднимал задолго до этого заседания.

В докладе перед парламентариями по итогам работы Счетного комитета за 2005 год я обозначил такие вопросы, как размещение целевых бюджетных средств нацкомпаниями и институтами развития в депозиты банков второго уровня. Получается так, что основная часть доходов от использования бюджетных средств формируется за счет вознаграждений по депозитам. Вместе с тем нацкомпании должны работать на реальный сектор экономики.

Тогда я внес предложение вернуться к практике установления жестких нормативов распределения чистой прибыли нацкомпаний. Это же активы государства, и мы должны четко регламентировать, на какие цели должна расходоваться полученная государством прибыль. А она должна направляться в фонд развития и модернизации производства, фонд науки и техники и потом только в фонд материального поощрения. К сожалению, это предложение осталось без внимания.

На недавней встрече с главой государства я также отмечал низкую эффективность управления нацкомпаниями и госпредприятиями, многие из которых несут убытки от основной деятельности. Уменьшается их участие в формировании доходов бюджета. За последние годы доля дивидендов на госпакет акций и поступлений чистого дохода РГП сократилась с 0,7 до 0,1%, или с 3 до 1,5 млрд. тенге. За этими цифрами - политика советов директоров наших нацкомпаний…

- … а в советы директоров входят министры и первые руководители правительства. Значит, первопричина астрономических зарплат топ-менеджеров - политика нашего правительства?

- Я с вами абсолютно согласен: ответственность за обоснованность принятых решений должен нести и совет.

Но, на мой взгляд, ситуация с необоснованно высокими доходами руководителей нацкомпаний связана не только с советом директоров. Одна из главных причин - это отсутствие четкой системы контроля за деятельностью нацкомпаний либо контроль - но в кавычках - аудиторских организаций. Как вы понимаете, при проведении такого аудита во главу угла не ставится оценка эффективности использования госактивов с точки зрения интересов государства. А если учесть, что многие нацкомпании работают в высокодоходных отраслях, то вполне объективно аудиторы дают положительную оценку их работы.

А реальный финконтроль со стороны государства отсутствует, так как Счетному комитету функции контроля за госактивами вменены только с 2005 года. Кроме того, наше ресурсное обеспечение не позволяет охватить комплексными проверками все нацкомпании, что в определенной степени развязало руки топ-менеджерам.

- Как по-вашему, почему скандал разразился только сейчас?

- На мой взгляд, связано это с тем, что президентом взят бесповоротный курс на борьбу с коррупцией и наведение порядка в финансовой сфере, которая наиболее подвержена коррупционным правонарушениям. А эта проблема становится наиболее острой, когда в государстве увеличиваются размеры денежных потоков. И если с этим не бороться сейчас, то все наши усилия по развитию экономики сойдут на нет.

И здесь надо отметить, что именно Счетный комитет, работа которого осуществляется по принципу независимости и гласности, является одним из действенных инструментов борьбы с коррупцией.

- Иначе говоря, вы вполне довольны своим положением, не так ли?

- Нам предстоит проделать большую работу для того, чтобы повысить результативность деятельности как Счетного комитета, так и всей системы госфинконтроля в целом. Ведь ситуация с теми же нацкомпаниями наглядно продемонстрировала низкую эффективность действующей системы внутреннего контроля и доказала необходимость ее кардинального изменения.

Внешний финансовый контроль должен осуществляться исключительно Счетным комитетом и ревизионными комиссиями маслихата, а внутренний - службами внутреннего контроля госорганов. Следуя демократическим принципам, мы должны укреплять институты внешнего контроля, которые представляют информацию о работе исполнительной власти общественности. Одновременно мы должны повышать требования к службам внутреннего контроля, то есть повышать ответственность руководителей госорганов.

Однако сейчас мы не находим понимания со стороны исполнительной власти. Но работу в этом направлении будем продолжать.

- А почему сошел на нет знаменитый скандал с "байконурским аккредитивом"?

- Позвольте не согласиться с тем, что история эта сошла на нет. В бюджет были возвращены 65 млн. тенге, а по фактам правонарушений все материалы по ним нами переданы в финполицию. Думаю, что, обратившись в эти органы, вы получите исчерпывающий ответ на этот вопрос.

- И вы хотите сказать, что никто из заинтересованных участников этой истории не захочет ее замять? Кстати, на вас не пытались давить?

- Повторяю, я надеюсь, что наши компетентные органы во всем разберутся. Что касается Счетного комитета, то я могу с чистой совестью сказать: мы свою задачу выполнили.

За все время моей работы председателем Счетного комитета на меня ни разу не пытались оказывать давление. Тем не менее я прекрасно осознаю,что нужно еще работать над повышением независимости Счетного комитета. В частности, в проект закона о Счетном комитете мы включаем все аспекты для максимально независимого проведения нами внешнего контроля.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Ермухамет Ертысбаев: "Культура и информация - это моя жизнь. И я хочу жить..." 30.10.2006
Министерство образования обрезает "сухие ветки" 30.10.2006
Бексултан Туткушев: Мы привыкли обвинять всех, кроме себя 30.10.2006
Посол Казахстана в ФРГ: "Нашей нефти хватит на всех" 24.10.2006
Зачем нам ОБСЕ 23.10.2006
По принципу неотвратимости 20.10.2006
Какие акимы нам нужны 19.10.2006
Мухтар Алтынбаев: Армия должна быть немногочисленной и мобильной 18.10.2006
Заначка для страны 16.10.2006
"Казахстанских специалистов забрал бы с руками и ногами!" 16.10.2006

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
28.03.24 Четверг
77. САДВАКАСОВ Джаныбек
77. ТУРЕКУЛОВ Абдикарим
76. АБДАКИМОВ Абдижаппар
75. САРИЕВА Рысты
69. ШАЙМАРДАНОВ Жасулан
68. СИНГАЛИЕВА Нурия
67. АБДУЛЛАЕВ Марат
64. ЕРАЛИЕВ Абзал
64. РУСТЕМБАЕВ Базархан
63. КУТКОЖА Парасат
61. БЕЛОГРИВЫЙ Леонид
60. ДОСЖАН Ардак
58. ГАБДУЛИН Канат
55. РАХИЛЬКИН Аркадий
54. БИМЕНДИН Нуржан
...>>>
29.03.24 Пятница
83. МЕДВЕДЕВ Святослав
78. ЖУКОВ Владимир
77. ЕРЖАНОВ Сырымгали
73. НОСОНОВСКИЙ Геннадий
63. МАЗАКОВ Талгат
61. БАЙДАБЕКОВ Ауез
59. АБИШЕВ Азат
59. ЖУМАДИЛЬДАЕВА Наталья
59. ТАБЫЛДИЕВ Коктембек
57. ИМАНТАЕВ Ермек
57. ХАЛИЛИН Ерден
55. ЛАРИЧЕВ Леонид
43. АЙМАГАМБЕТОВ Лашин
43. АХМЕД-ЗАКИ Дархан
42. ХАИРОВА Камилла
...>>>
30.03.24 Суббота
79. КЕРИМБАЕВ Бигали
78. ЗАЙЦЕВА Александра
74. АМАНБАЕВ Кайрат
72. АЙТБЕКОВ Берик
69. ОРДАБАЕВ Галым
67. СЛАБКЕВИЧ Лариса
65. УТЕУЛИНА Ирина
64. ЖУНУСОВ Сарсембек
63. МОМЫНЖАНОВ Каиргали
63. СМАТЛАЕВ Бауржан
61. ПАРФЕНОВ Дмитрий
60. БЕКЕЖАНОВ Сенбай
57. САБДЕНОВ Кайрат
51. ДАРЖИБАЕВ Еренай
42. ЕСИМОВА Анара
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz