NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Четверг 28.03.2024 19:47 ast
17:47 msk

На третьей волне демократизации
Б.Жумагулов: По результатам проведенного анализа мы выделили наиболее неблагополучные районы и рекомендовали областным акимам не выдвигать на выборы 16 действующих районных акимов, которые за это время не исправили положение с безработицей
13.10.2006 / интервью

Максут ШАРИПОВ, "Казахстанская правда", 12 октября

В Казахстане близится к завершению кампания по выборам районных акимов. Хотя в правилах их проведения и нет механизмов прямого влияния политических сил, партии, и в особенности "партия власти", не могли остаться в стороне от столь знакового в жизни республики события. О предстоящих выборах размышляет исполняющий обязанности председателя РПП "Отан" Бакытжан ЖУМАГУЛОВ.

- На предстоящие выборы районных акимов необходимо смотреть шире. И воспринимать их следует как один из важных этапов политической модернизации казахстанского общества. Эта модернизация является частью общемирового процесса, который принято называть "третьей волной демократизации". И как все страны, которые находятся на стадии перехода от коммунистического к посткоммунистическому этапу развития, от жестко централизованной государственной власти к децентрализованной. Казахстан тоже завершает данный переходный период. Проведены глубокие и принципиальные реформы, касающиеся основ государственного строительства, и теперь наши усилия направлены на совершенствование политической системы.

Поэтому наша партия воспринимает эти выборы не как эксперимент, а как составную часть масштабного процесса децентрализации и демократизации государственной власти. Принятие по этому вопросу специального указа Президента означает фактическое введение в республике выборности органов исполнительной власти на уровне районов и городов областного значения. Этот процесс дает толчок к усилению роли представительных органов власти - маслихатов. Ведь их депутаты до сих пор избирали только сенаторов, а теперь будут избирать еще и акимов. Этот процесс, безусловно, активизирует и деятельность политических партий в регионах, работает, в конечном итоге, на усиление их роли в жизни общества и государства.

Начавшаяся кампания еще раз подтверждает, что все намечаемые Главой государства нововведения реализуются в срок. Если помните, еще на VII внеочередном съезде нашей партии в 2004 году Нурсултан Абишевич заявил, что "выборность акимов городов, районов, других нижестоящих уровней вводится не позднее 2006-2007 годов. К этому времени выборы акимов должны стать логическим завершением процесса децентрализации государственной власти, становления системы местного самоуправления. Все вышесказанное можно проводить в рамках действующей Конституции. Выполнив эти задачи, мы должны приступить к следующему этапу развития общества".

И, как видим, за словом опять последовало дело - в стране идет целенаправленная, четко спланированная и поэтапная политическая реформа, демократическая направленность которой несомненна.

Но порой раздаются голоса, что из выборного процесса чуть ли не исключен важнейший институт гражданского общества - политические партии. Да, прямое их влияние, к примеру, на выдвижение кандидатов на посты акимов не предусмотрено, нет никаких "партийных списков" и предвыборных партийных программ. На данном этапе, когда выборный процесс еще только апробируется, мы считаем это оправданным. Думаю, что в будущем, на следующих этапах развития системы выборности руководителей местной исполнительной власти, мы придем, наверное, и к возможности выдвижения кандидатов политическими партиями, общественными объединениями и другими институтами гражданского общества, может быть, вплоть до самовыдвижения.

Однако и сегодня в распоряжении партий имеется ряд достаточно серьезных механизмов влияния на процесс выборов. Главный из них - это разъяснительная работа среди избирателей, которыми, как известно, являются депутаты маслихатов. Это довольно близкий аналог агитационной работы партии с населением в ходе всеобщих электоральных кампаний. Ведь у нас никто не отменял свободу слова и выражения мнений. В том числе и о конкретных кандидатурах, выдвинутых к избранию акимами.

Кроме того, по итогам прошлых выборов в число депутатов маслихатов прошли представители ряда политических партий, в том числе и "Отана", завоевавшего убедительное большинство в местных представительных органах. Вот второй механизм влияния - непосредственно через депутатов - членов партийных групп в маслихатах. И этот механизм может достаточно эффективно работать не только в самом процессе избрания, но и опосредованно, даже на стадии выдвижения кандидатур акимами областей.

Ведь каждый региональный руководитель объективно заинтересован в выдвижении кандидатов, способных на выборах получить поддержку большинства депутатов. И если это большинство представляет определенную партию, то именно ее интересы будут, пусть даже не прямо, а косвенно, учитываться при подборе кандидатов.

Оба приведенных механизма полностью легитимны в рамках действующего законодательства, и партия "Отан" максимально активно использует все их возможности. Как партия парламентского большинства, мы считаем своей главной обязанностью и ответственностью перед гражданами страны реальную и полную реализацию предвыборной программы нашей партии, строгое выполнение обещаний, данных избирателям.

А для этого мы должны иметь необходимые властные инструменты, содействовать тому, чтобы и в Правительство, и в местные исполнительные органы прошли люди, способные и в масштабах республики, и на уровне регионов обеспечить выполнение этой программы. Наша цель - ориентировать на ее реализацию всю цепочку "партия - представительные органы - исполнительная власть". Только в этом случае партия сможет оправдать доверие, оказанное ей народом.

К предстоящим выборам акимов мы подготовились заранее и весьма тщательно. К примеру, провели детальный анализ социально-экономического развития всех районов страны, проанализировали итоги отчетов акимов перед населением. Еще весной прошлого года обратились ко всем руководителям местной власти с предупреждением о том, что особое внимание будет обращаться на уровень безработицы в регионах. Было принято официальное обращение партии о необходимости сокращения безработицы с предупреждением, что в противном случае РПП будет ставить перед соответствующими органами власти вопрос о соответствии акимов занимаемым должностям.

По результатам проведенного анализа мы выделили наиболее неблагополучные районы и рекомендовали областным акимам не выдвигать на выборы 16 действующих районных акимов, которые за это время не исправили положение с безработицей. Хотя почти все они являются членами партии "Отан", мы не поддержали их кандидатур.

- И какова польза от подобной рекомендации?

- По завершении регистрации кандидатов Центральной избирательной комиссией мы убедились, что акимы областей прислушались к нашему предложению.

- А почему за критерий эффективности деятельности районных акимов взят только уровень безработицы?

- Во-первых, не только он один - мы учитывали и другие социально-экономические критерии, к примеру, выполнение программ снабжения населения питьевой водой, развитие здравоохранения, транспорта, другие социально значимые программы. Но безработица среди них занимает особое место - она "выбивает" из потенциала страны людей, которые могли бы обеспечить и свою жизнь, и рост отечественной экономики, но не имеют практической возможности для этого. На сегодня это один из важных вопросов в ряде районов Казахстана.

Должен сказать, что в последние годы у нас меняется философия государственной службы. Внимание все больше акцентируется на том, что одна из главных задач органов государственной власти - оказывать услуги гражданам. Такой услугой является и создание благоприятных условий для развития малого и среднего бизнеса, помощь людям в открытии собственного дела. Это одна из реальных возможностей сокращения и ликвидации безработицы. И от того, насколько она будет реализована, прежде всего на региональном уровне, зависит общая ситуация с занятостью в масштабах республики, и в конечном итоге - экономический потенциал страны.

Поэтому мы и включили в предвыборную программу партии "Казахстанский путь-2009" положение об оценке деятельности акимов районов по количеству безработных.

- Однако акимов будут выбирать депутаты районных маслихатов по представлению акимов областей. А почему не проводятся их прямые выборы непосредственно населением?

- Полную демократию нельзя ввести одномоментно. Она должна вызреть, быть выстраданной и полностью осознанной самим обществом, а не навязанной ему искусственно. Поэтому Глава государства и говорит, что "демократия - это наша цель, а не начало пути".

В качестве первого этапа развития выборности местной исполнительной власти введение косвенных выборов, думаю, вполне оправданно. Тем более что такие выборы широко практикуются и в зарубежных странах с достаточно давними демократическими традициями.

Ведь депутаты маслихатов являются полноправными представителями населения, они должны чутко прислушиваться к мнению избирателей и будут перед ними отчитываться.

В дальнейшем, с развитием системы местного государственного управления и самоуправления, когда мы накопим необходимый опыт, в повестку дня, может быть, и встанет вопрос о целесообразности перехода к прямым выборам, в которых участвовали бы все избиратели.

Что касается механизма косвенных выборов, то он был апробирован и доказал свое право на существование в ходе проводившихся в 2001 году выборов акимов 28 сельских округов, а в 2005-м - экспериментальных выборов акимов четырех районов.

- А почему же некоторые оппозиционные деятели постоянно твердят, что мы отстаем в реформировании исполнительных органов власти? Как прошла децентрализация в постсоветских и посткоммунистических обществах?

- Видите ли, общепризнанной международной нормы и стандартов выборности исполнительной власти нет. Если говорить о странах Восточной Европы, которые входили в соцлагерь, и о постсоветских республиках, то в Венгрии, Литве, Польше, Словакии, Чехии и Эстонии, где уже обеспечена значительная децентрализация государственной власти, сохраняется целый ряд проблем. Например, в Чешской и Словацкой республиках еще не проведена передача полномочий государственным органам районного звена. В обеих странах, а также в Венгрии и Эстонии отмечается, что разрозненные органы местной власти в сельских районах слишком мелкомасштабны, чтобы получить в свое распоряжение и эффективно использовать какие-либо существенные ресурсы. А в Эстонии были приняты даже некоторые меры к тому, чтобы вновь централизовать ряд государственных функций.

Но на уровне местных органов самоуправления этим странам удалось достичь заметных успехов в решении вопросов децентрализации. В Восточной и Центральной Европе об этом свидетельствует создание органов местного самоуправления в деревнях, поселках и городах, три раунда "критических" выборов в местные органы власти (в 1990, 1994 и 1998 годах), повышение электоральной и политической активности населения, а также общее улучшение отношения граждан к новым местным органам власти. Социологические исследования показывают, что в целом там преобладают доверие к ним и удовлетворение тем, как они работают.

С другой стороны, во многих странах еще, видимо, остается спорным вопрос о правильном определении и организационном закреплении органов власти среднего звена. Это не должно вызывать удивления, поскольку во времена коммунистического правления районный административный уровень (типа нашей области) был основой системы централизованного управления. Поэтому после ее изменения в 1989-1990 годах это звено было либо ликвидировано (например, в Венгрии и Чехословакии), либо заменено на иные формы выборных органов самоуправления.

Например, в Чешской Республике создание промежуточного (провинциального) звена органов власти, предусмотренного конституцией этой страны, считается самым важным, но пока отсутствующим компонентом реформы, направленной на децентрализацию. Его отсутствие является существенным недостатком как с функциональной, так и с нормативной точки зрения. Существует ряд проблем районного уровня (например, многие вопросы экологии и районного планирования), которые невозможно удовлетворительным образом решать только на центральном уровне, и поэтому здесь нужно промежуточное территориальное звено.

- Кстати, Бакытжан Турсынович, напрашивается вопрос к вам, как к руководителю рабочей группы по введению местного самоуправления Государственной комиссии по разработке и конкретизации программы демократических реформ в нашей республике. Теперь, когда соответствующий законопроект одобрен Госкомиссией, в какие сроки намечается его принятие? Или этот документ повторит судьбу аналогичного 1996 года?

- В настоящее время одобренный комиссией проект в установленном порядке передан Правительством на рассмотрение Парламента. Сформирована парламентская группа по подготовке заключения по законопроекту, которая совместно с группой Госкомиссии приступила к работе. Есть все предпосылки к тому, что в итоге закон о местном самоуправлении будет принят.

На начальном этапе его реализации мы предлагаем апробировать самоуправление в малонаселенных селах или в тех селах, которые входят в состав сельских округов, и где нет акимов (таких в стране около семи тысяч). По итогам этого эксперимента можно будет говорить о степени реальной готовности Казахстана к введению системы местного самоуправления.

- Но некоторые оппозиционные лидеры хотят поторопить события. Как вы к этому относитесь?

- Распад Советского Союза и годы, прошедшие после него, показали, что форсировать политические реформы в краткие сроки нельзя. Для них необходимо тщательно и последовательно готовить в первую очередь экономический и социальный фундамент. Да и сами политические реформы должны быть тщательно выверены по целям, этапам и последовательности решения все более масштабных задач. Так что призывы к огульному, форсированному и, по сути, искусственному внедрению в нашу жизнь самых "продвинутых" образцов западной демократии я воспринимаю как политический авантюризм.

Но такое мнение ни в коем случае нельзя расценивать как полное отрицание необходимости и полезности для общества деятельности оппозиционных политических сил. Конструктивная оппозиция нам нужна, она непременный атрибут настоящей демократии, и ее деятельность спасает правящие партии от застоя, возможного отрыва от реальных нужд и запросов населения. Это очень важная и, можно даже сказать, благородная задача.

Если же говорить о конкретных вопросах децентрализации, то считаю, что одномоментный переход к полномасштабной системе местного самоуправления и полной выборности руководителей местных исполнительных органов для нас нецелесообразен. Ведь сопутствующее ему резкое сокращение функций центра в сегодняшних условиях могло бы привести к неоправданному ослаблению не только центральной власти, но и системы управления в целом.

Мировой опыт свидетельствует, что на переходных этапах истории, при постановке масштабных экономических и социальных задач только сильная и достаточно централизованная власть способна обеспечить эффективные пути и механизмы их решения. Ее же ослабление в условиях еще недостаточно проработанных и адаптированных электоральных механизмов, при неразвитых и не устоявшихся новых формах местной власти может повлечь за собой угрозу потери устойчивости социально-экономического и политического развития страны.

Здесь нельзя забывать и о негативном опыте неподготовленного введения выборности местной власти в отдельных странах СНГ. Поэтому мы считаем правильным на данном этапе сохранить практику назначения акимов областей, городов Астаны и Алматы, что, кстати, и предусмотрено действующей Конституцией.

Что касается якобы замедленных темпов реформ, то на этот вопрос на заседании Государственной комиссии ответил сам Глава государства. Он привел выдержки из аналитического обзора, которые свидетельствуют о том, что многие исследователи из развитых стран отмечают правильность реформ Казахстана и обоснованность централизации власти в имеющихся условиях. В противном случае нашу страну могла бы постигнуть анархия. Президент отметил, что на данном историческом этапе поиск своего пути ведет не только Казахстан, но и такие развитые демократические государства, как США и страны Западной Европы.

Сегодня мы готовимся к самым серьезным шагам в либерализации политической жизни. Системно проводится распределение и разделение государственных функций по уровням управления, решаются вопросы их полномасштабного бюджетного обеспечения. Реализуется комплекс мер по обеспечению прозрачности и эффективности работы государственных органов, обеспечению гласности, борьбе с коррупцией. К этой работе все активнее подключаются политические партии, НПО, средства массовой информации и другие институты гражданского общества.

Важную роль в выработке действенных механизмов политической модернизации играет Государственная комиссия по разработке и конкретизации программы демократических реформ, привлекшая к своей работе широкий спектр политических сил Казахстана. На ее заседаниях уже рассматриваются конкретные вопросы развития гражданского общества, усиления роли политических партий, Парламента и других органов представительной власти.

В этом ряду проведение выборов руководителей местных исполнительных органов занимает очень важное место и явится одним из ключевых факторов успешного продвижения Казахстана на пути развития демократии.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Ермухамет Ертысбаев: "Культура и информация - это моя жизнь. И я хочу жить..." 30.10.2006
Министерство образования обрезает "сухие ветки" 30.10.2006
Бексултан Туткушев: Мы привыкли обвинять всех, кроме себя 30.10.2006
Посол Казахстана в ФРГ: "Нашей нефти хватит на всех" 24.10.2006
Зачем нам ОБСЕ 23.10.2006
По принципу неотвратимости 20.10.2006
Какие акимы нам нужны 19.10.2006
Мухтар Алтынбаев: Армия должна быть немногочисленной и мобильной 18.10.2006
Заначка для страны 16.10.2006
"Казахстанских специалистов забрал бы с руками и ногами!" 16.10.2006

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
28.03.24 Четверг
77. САДВАКАСОВ Джаныбек
77. ТУРЕКУЛОВ Абдикарим
76. АБДАКИМОВ Абдижаппар
75. САРИЕВА Рысты
69. ШАЙМАРДАНОВ Жасулан
68. СИНГАЛИЕВА Нурия
67. АБДУЛЛАЕВ Марат
64. ЕРАЛИЕВ Абзал
64. РУСТЕМБАЕВ Базархан
63. КУТКОЖА Парасат
61. БЕЛОГРИВЫЙ Леонид
60. ДОСЖАН Ардак
58. ГАБДУЛИН Канат
55. РАХИЛЬКИН Аркадий
54. БИМЕНДИН Нуржан
...>>>
29.03.24 Пятница
83. МЕДВЕДЕВ Святослав
78. ЖУКОВ Владимир
77. ЕРЖАНОВ Сырымгали
73. НОСОНОВСКИЙ Геннадий
63. МАЗАКОВ Талгат
61. БАЙДАБЕКОВ Ауез
59. АБИШЕВ Азат
59. ЖУМАДИЛЬДАЕВА Наталья
59. ТАБЫЛДИЕВ Коктембек
57. ИМАНТАЕВ Ермек
57. ХАЛИЛИН Ерден
55. ЛАРИЧЕВ Леонид
43. АЙМАГАМБЕТОВ Лашин
43. АХМЕД-ЗАКИ Дархан
42. ХАИРОВА Камилла
...>>>
30.03.24 Суббота
79. КЕРИМБАЕВ Бигали
78. ЗАЙЦЕВА Александра
74. АМАНБАЕВ Кайрат
72. АЙТБЕКОВ Берик
69. ОРДАБАЕВ Галым
67. СЛАБКЕВИЧ Лариса
65. УТЕУЛИНА Ирина
64. ЖУНУСОВ Сарсембек
63. МОМЫНЖАНОВ Каиргали
63. СМАТЛАЕВ Бауржан
61. ПАРФЕНОВ Дмитрий
60. БЕКЕЖАНОВ Сенбай
57. САБДЕНОВ Кайрат
51. ДАРЖИБАЕВ Еренай
42. ЕСИМОВА Анара
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz