Николай ЛАТЫШЕВ, "АиФ-Казахстан", 18 октября
Считанные дни остались до выборов акимов районов, городов областного значения, которые пройдут в 30% административно-территориальных единиц республики. Накануне их проведения мы встретились с председателем Центризбиркома РК Оналсыном ЖУМАБЕКОВЫМ и задали несколько вопросов.
- Оналсын Исламович, как идет предвыборная кампания?
- Избирательная кампания проходит в соответствии с Правилами проведения выборов акимов районов, городов областного значения, утвержденных указом президента Республики Казахстан от 6 июня 2006 года и соответствующих норм конституционного закона "О выборах в Республике Казахстан".
24 сентября завершилась регистрация кандидатов, и сейчас подходит к концу предвыборная агитация, которую кандидаты в акимы имеют право проводить не только среди выборщиков-депутатов маслихатов, но и среди избирателей, а те в свою очередь могут обращаться к избранным ими депутатам маслихатов с пожеланиями избрать то или иное лицо акимом района, города областного значения.
- Не все акимы, которые выдвинули свои кандидатуры на выборы, сегодня находятся в отпуске. Как это согласуется с нормой закона о временном сложении полномочий при ведении предвыборной кампании?
- Некоторые кандидаты, в основном являющиеся действующими акимами, официально объявили о своем отказе проводить предвыборную агитацию. И призывают выборщиков оценивать их деятельность по тем результатам, которых они добились, занимая пост главы исполнительной власти в районе или городе областного значения. Официальный отказ от проведения предвыборной агитации освобождает их от необходимости выхода в отпуск для ведения агитационной работы. Проводить предвыборную агитацию, распространять любые агитационные предвыборные материалы государственным органам, а также их должностным лицам при исполнении служебных обязанностей запрещается.
- Какая главная цель должна быть достигнута после этих выборов? Что эти выборы изменят в казахстанском обществе?
- Выборность акимов районов и городов областного значения, являясь важным этапом дальнейшей демократизации общества, будет способствовать повышению эффективности и прозрачности управления на местах. Усиливаются контрольные функции маслихатов в отношении глав исполнительной власти.
Главной целью введения выборности акимов является формирование наиболее оптимальной, прозрачной и эффективной модели государственного управления в стране.
- Как рядовые граждане смогут выразить свое отношение к тому или иному кандидату в акимы, если их будут выбирать депутаты районных маслихатов?
- Депутаты маслихатов избраны путем прямых выборов непосредственно самими избирателями, а следовательно, это те люди, которым избиратели доверяют представление своих интересов в системе государственного управления в той или иной административно-территориальной единице.
- Какие сферы деятельности представляют сегодняшние кандидаты в акимы? Насколько это серьезные кандидатуры?
- Согласно Правилам проведения выборов акимов районов, городов областного значения, выдвижение кандидатов в акимы осуществляется акимом области на альтернативной основе (то есть не менее двух кандидатов на должность акима).
Аким области самостоятельно определяет, кто из граждан будет выдвинут кандидатом в акимы. Граждане, политические партии и другие общественные объединения вправе вносить акиму области предложения о выдвижении кандидатов. Во время текущей избирательной кампании были примеры, когда акимы областей перед определением кандидатур советовались также с аксакалами и общественностью.
Такая схема позволяет выдвигать на ответственные и значимые в регионах должности лиц, обладающих достаточными опытом, знаниями, умениями и навыками. Поэтому в списке кандидатов вы не найдете случайных людей. Как правило, это люди, хорошо известные в своем регионе, имеющие реальный авторитет и общественную поддержку. Среди них действующие акимы, заместители акимов, акимы сельских и поселковых округов, работники государственных и негосударственных предприятий, учреждений и организаций. Выборщикам представлен довольно широкий выбор.
- Какое количество кандидатов в акимы зарегистрировано и были ли отказы в регистрации?
- Всего было выдвинуто 150 кандидатов, из которых шесть человек сняли свои кандидатуры. Процедуру регистрации прошли 144 кандидата в акимы, в том числе 5 женщин. После регистрации сняли свои кандидатуры по личному заявлению 2 человека.
11 октября 2006 года на основании представления департамента Комитета национальной безопасности по Северо-Казахстанской области о совершении коррупционного правонарушения Джекебаевым К. А. избирательная комиссия района имени Габита Мусрепова отменила свое решение от 14 сентября 2006 года о регистрации Джекебаева Крыма Айкеновича кандидатом в акимы района имени Габита Мусрепова.
Постановлением избирательной комиссии срок выдвижения и регистрации кандидатов в акимы района имени Г. Мусрепова был продлен до 13 октября 2006 года включительно в связи с тем, что в списке выдвинутых остался один кандидат. Зарегистрированному кандидату в акимы района имени Габита Мусрепова Казкенову Серику Булатовичу районной избирательной комиссией было предписано приостановить свою предвыборную агитацию до окончания срока выдвижения и регистрации.
12 октября акимом Северо-Казахстанской области кандидатом в акимы района имени Габита Мусрепова выдвинут Тасмаганбетов Марат Иманбаевич, который зарегистрирован районной избирательной комиссией 13 октября 2006 года.
- В большинстве районов, где пройдут выборы, на место акима претендуют не более двух человек. Чем объясняется такое небольшое количество кандидатов?
- Наличие как минимум двух кандидатов на одно выборное место - это обязательное требование. Оно соблюдено. Возможно, это тот самый случай, когда качество определяется не количеством, ведь аким области выдвигает кандидатами практически равнозначных по своим профессиональным, организаторским качествам и управленческому опыту людей.
В большинстве случаев руководители регионов выдвигали кандидатуры претендентов на выборную должность акима района или города областного значения, обсудив их на встречах с представителями общественности, политических партий и общественных объединений.
- В случае если выбранный аким не оправдает надежд избирателей, существует ли процедура его отзыва? И вообще, как общество может контролировать деятельность местной власти?
- Порядок освобождения от должности и досрочного прекращения полномочий избранного на четыре года акима регламентирован. В случаях нарушения им в своей деятельности Конституции и законов республики или ненадлежащего исполнения своих должностных обязанностей аким может быть досрочно освобожден от занимаемой должности.
Особо следует отметить, что при возникновении оснований для освобождения от должности избранного акима аким области может принять решение о досрочном освобождении избранного акима только при наличии предварительного заключения прокурора района или города областного значения и при последующем получении согласия не менее двух третей от общего числа депутатов соответствующего маслихата. |