NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Пятница 29.03.2024 01:57 ast
23:57 msk

На пике проблем
К.Бозумбаев: Если в Казахстане не будут приняты своевременные меры по предупреждению возможного дефицита электроэнергии, то это может привести к резкому росту отпускных цен на электроэнергию, вырабатываемую электростанциями
23.11.2006 / интервью

Жанна Ойшыбаева, "Литер", 22 ноября

Недавно в Астане Казахстанская электроэнергетическая ассоциация (КЭА) приняла обращение к главе кабинета министров. Написать петицию Даниалу Ахметову энергетиков подвигла тяжелая ситуация в их сфере. На прошедшем недавно в Астане III республиканском совещании энергетиков "Проблемы и задачи дальнейшего развития электроэнергетической отрасли" было заявлено, что из-за износа оборудования станций Казахстан скоро может превратиться в энергодефицитную страну. Неужели дела настолько плохи и решение проблемы под силу лишь главе кабмина? С этими и другими вопросами мы обратились к председателю совета директоров КЭА – президенту АО "KEGOC" Канату Бозумбаеву.

– Тема совещания, на котором участники обсуждали насущные проблемы электроэнергетики, говорит сама за себя. Дело в том, что в настоящее время в Казахстане при ежегодном приросте ВВП на 8–9 процентов среднегодовой рост электропотребления составляет 5–6. При этом суммарная установленная мощность электростанций Казахстана равна 18560 МВт, но располагаемая мощность – всего 14410 МВт. То есть разрыв мощности свыше 4000 МВт. Это обусловлено значительным износом паркового ресурса оборудования электростанций (около 60 процентов). Поэтому остро встал вопрос о необходимости размещения крупных электростанций в остродефицитных зонах – Южном и Западном Казахстане.

Структура генерирующих мощностей также нуждается в изменении в части увеличения доли маневренных (пиковых) мощностей ГЭС – с 12 до 20 процентов от общей установленной мощности электростанций. Объем выработки электроэнергии действующими станциями не превысит 80 млрд кВт/ч в год. При этом потребление электроэнергии в 2008 году прогнозируется на уровне 79,6 млрд кВт/ч. Таким образом, ресурсный потенциал действующих электростанций Казахстана будет полностью исчерпан к концу 2008 года. Следовательно, без реконструкции действующих и строительства новых генерирующих мощностей дефицит электроэнергии уже в 2009 году может составить более 3 млрд кВт/ч.

В ходе совещания рассматривались и проблемы в секторе передачи и распределения электроэнергии. Здесь назрела проблема реабилитации региональных электрических сетей, износ которых составляет более 65 процентов. Поэтому мы обратились к премьер-министру, написав о необходимости разработки и принятия инвестиционной программы электроэнергетической отрасли РК до 2015 года на государственном уровне.

– Почему эти вопросы вы поднимаете сейчас, когда для их решения остается очень мало времени? Почему молчали до сих пор?

– Это не совсем так. Мы начали поднимать их давно. Мы не просто говорим, но и предлагаем варианты решения. Эти вопросы, кстати, рассматривались и на II республиканском совещании энергетиков Казахстана в 2004 году. Тогда мы просили Министерство энергетики и минресурсов провести с помощью привлеченных специализированных организаций ревизию технического состояния активов энергопроизводящих организаций и реально оценить степень износа основного оборудования, фактическую располагаемую мощность генерирующих компаний и необходимых объемов инвестиций. Мы с коллегами также предложили рассмотреть вопрос создания благоприятного инвестиционного климата, чтобы для реконструкции и модернизации активов электростанций и РЭКов привлечь кредитные ресурсы международных финансовых институтов, инвестиционных и пенсионных фондов и коммерческих банков.

В течение последних двух лет была проделана большая работа – наши усилия не пропали даром. Мы сформулировали первоочередные задачи и меры по объемам и срокам ввода новых генерирующих мощностей, а также по развитию сектора передачи и распределения электроэнергии. Были определены и необходимые объемы инвестиций в электроэнергетику Казахстана до 2015 года, и возможные источники финансирования. Все это нашло отражение в вышеупомянутом обращении энергетиков Казахстана к Даниалу Ахметову.

– Если в ближайшее время не будут приняты серьезные меры, можно ли говорить о возможности в Казахстане аварий, подобных black-out в Калифорнии, парализовавших жизнь нескольких штатов США и Канады, и на подстанции "Чагино" в Москве?

– Ни одна большая техническая система, в том числе электроэнергетика, не застрахована от возможных отказов и системных аварий. События, произошедшие в последние несколько лет в технически развитых странах, наглядно показали это. В 2003 году массовые отключения электроэнергии имели место в США в штатах Нью-Йорк, Огайо, Мичиган, Пенсильвания, Коннектикут, Нью-Джерси, а также в Канаде – городах Торонто и Оттава. Без света остались в общей сложности 50 млн человек. Буквально на днях, 4 ноября, в Европе произошла самая крупная авария за последние 30 лет. Из-за отключения одной нагруженной ЛЭП, проходящей над рекой Эмс в Германии, были обесточены около 10 европейских стран, в том числе Бельгия, Голландия, Франция, Испания, Португалия, Италия, Швейцария, Словения и Хорватия. Московская авария на подстанции "Чагино" и ее последствия существенно отличаются от системных аварий в западных странах. У соседей были обесточены несколько районов Москвы и Подмосковья, а также некоторые районы в Тульской, Калужской и Рязанской областях. Локальность аварии, в отличие от катастрофы в США, Канаде и Европе, обусловливалась принципиальными отличиями в методах противоаварийного управления в энергосистемах стран СНГ и Америки с Европой.

В странах СНГ, в том числе и в Казахстане, действует централизованная система диспетчерского управления, а также развитая система противоаварийной автоматики, которая глубоко эшелонирована по месту приложения и дозировке управляющих воздействий для предотвращения развития аварий. Это приводит к ее локализации, как правило, тем регионом, в котором она и произошла.

Если в Казахстане не будут приняты своевременные меры по предупреждению возможного дефицита электроэнергии, то это может привести к резкому росту отпускных цен на электроэнергию, вырабатываемую электростанциями.

– Не повлечет ли внедрение инвестиционной программы повышения тарифов на электроэнергию? Какой уровень тарифов, по вашему мнению, спасет положение и обеспечит возврат вложенных инвестиций?

– Несомненно, внедрение крупных инвестпроектов приведет к изменению тарифов. Их уровень в каждом регионе может быть разным. В настоящее время на услуги национальной компании, в зависимости от энергодефицитности зоны и пропускной способности сети, существует 8 зональных тарифов на передачу электроэнергии: от 0,3933 тенге за киловатт-час в северо-восточной зоне до 0,8237 тенге в северо-западной.

С учетом вложенных инвестиций и положения на рынке сложатся отпускная цена на электрическую энергию электростанций и тариф на передачу электроэнергии, в том числе по сетям регионального уровня. То есть для каждого субъекта, оказывающего услуги по передаче электроэнергии, уровень тарифов может быть определен исходя из сложившихся затрат. В том числе – вложенных инвестиций и источников этих инвестиций. При этом могут быть использованы два пути изменения тарифов: разовое крупное повышение или поэтапное, с целью сокращения негативных явлений значительного повышения тарифов, на 10–15 процентов в год (обязательно выше уровня инфляции).

Отмечу, что в настоящее время Антимонопольное агентство официально одобрило действующие правила утверждения предельного уровня тарифов и тарифных смет на регулируемые услуги субъектов естественных монополий. Они регламентируют порядок утверждения тарифов на среднесрочный и долгосрочный периоды. Однако существующие процедурные трудности утверждения предельных тарифов и внесения в них изменений, а также несовершенство формирования уровня этих тарифов (средневзвешенного на весь период) вовсе не стимулируют монополистов утверждать тарифы на долгосрочный период.

– Есть ли конкретные инвесторы, с которыми существуют определенные договоренности? В чем будет выражаться участие государства в этом проекте?

– В настоящее время в АО "KEGOC" реализуется два крупных стратегически важных для Казахстана инвестиционных проекта: "Модернизация национальной электрической сети Казахстана" (проект модернизации НЭС) и "Строительство второй линии электропередачи 500 кВ транзита север – юг Казахстана" (проект север – юг).

Модернизация НЭС повысит надежность и качество снабжения электроэнергией через модернизацию подстанций, диспетчерских и контрольных систем. Также ждем активизации конкуренции посредством создания условий для устойчивого функционирования оптового рынка электроэнергии и улучшения доступа к передающим сетям. Должны снизиться эксплуатационные затраты, расширится объем предоставляемых АО "KEGOC" услуг.

Финансирование проекта модернизации НЭС осуществляется с привлечением займов Международного банка реконструкции и развития (МБРР) на сумму 140 млн долларов и Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) на сумму 45 млн долларов. Софинансирование со стороны АО "KEGOC" в период реализации проекта запланировано в размере 73,4 млн долларов. Между АО "КЕGОС" и банками в декабре 1999 года заключены кредитные соглашения.

Займы привлечены под государственные гарантии правительства страны. Мы должны осуществить ряд мер, направленных на дальнейшее формирование энергетического рынка в Казахстане, совершенствование тарифной политики и создание институциональной базы, отвечающих всем современным требованиям. В последнем случае речь о принятии электросетевых правил и правил организации и функционирования централизованных торгов электроэнергией.

Основная цель второго проекта – обеспечение электроэнергией дефицитных южных областей Казахстана за счет увеличения пропускной способности передачи электроэнергии в направлении север – юг до 7,5 млрд кВт/ч в год, повышение надежности и обеспечение безопасности функционирования национальной электрической сети и параллельной работы энергообъединений России, Казахстана и Центральной Азии. Срок реализации проекта Север – Юг – 2004–2009 годы.

Финансирование проекта Север – Юг, стоимостью 336,2 млн долларов, осуществляется не только за счет займов вышеназванных международных финансовых институтов, но и Банка развития Казахстана (БРК). Хотелось бы отметить, что впервые в практике кредитования инвестиционных проектов в индустриальном секторе Казахстана кредит на реализацию крупного инвестиционного проекта на длительный срок предоставлен в национальной валюте.

– После "нагоняя" президента национальные компании начали срочно сокращать свои штаты. Какие действия предприняли вы?

– В АО "KEGOC" для обеспечения бесперебойной работы всей энергосистемы Казахстана утверждена численность работников на 2006 год – 4006 человек. Это всего 94 процента от нормативной численности, утвержденной уполномоченным государственным органом. Соответственно, в 2006 году сокращать штат работников компании нет нужды.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
"Условные кланы": экономический интерес и личная преданность 28.11.2006
"Банки должны неуклонно наращивать конкурентные преимущества" 27.11.2006
Вопиющая безальтернативность 27.11.2006
"Не должность красит человека" 27.11.2006
"Девиз на все времена - профессионализм и честность" 27.11.2006
Эффективное местное управление - залог конкурентоспособности 24.11.2006
Чехарда с погонами 24.11.2006
На пике проблем 23.11.2006
Состояние застоя 22.11.2006
"Казахстан – единственная палочка-выручалочка мировой атомной энергетики" 21.11.2006

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
29.03.24 Пятница
83. МЕДВЕДЕВ Святослав
78. ЖУКОВ Владимир
77. ЕРЖАНОВ Сырымгали
73. НОСОНОВСКИЙ Геннадий
63. МАЗАКОВ Талгат
61. БАЙДАБЕКОВ Ауез
59. АБИШЕВ Азат
59. ЖУМАДИЛЬДАЕВА Наталья
59. ТАБЫЛДИЕВ Коктембек
57. ИМАНТАЕВ Ермек
57. ХАЛИЛИН Ерден
55. ЛАРИЧЕВ Леонид
43. АЙМАГАМБЕТОВ Лашин
43. АХМЕД-ЗАКИ Дархан
42. ХАИРОВА Камилла
...>>>
30.03.24 Суббота
79. КЕРИМБАЕВ Бигали
78. ЗАЙЦЕВА Александра
74. АМАНБАЕВ Кайрат
72. АЙТБЕКОВ Берик
69. ОРДАБАЕВ Галым
67. СЛАБКЕВИЧ Лариса
65. УТЕУЛИНА Ирина
64. ЖУНУСОВ Сарсембек
63. МОМЫНЖАНОВ Каиргали
63. СМАТЛАЕВ Бауржан
61. ПАРФЕНОВ Дмитрий
60. БЕКЕЖАНОВ Сенбай
57. САБДЕНОВ Кайрат
51. ДАРЖИБАЕВ Еренай
42. ЕСИМОВА Анара
...>>>
31.03.24 Воскресенье
76. СЕРКЕБАЕВ Алмас
71. РАИМЖАНОВ Абдыхапар
70. ЧЕСНОКОВ Анатолий
67. МИНЕЕВА Ирина
65. АКМОЛДАЕВА Елена
65. КУБЕЕВ Еркин
63. КЕРИМХАНОВА Гульнара
62. КИМ Марина
62. МЕНДЕКИНОВА Гульжан
56. ЖАНЖУМЕНОВ Талгат
53. АББАС Бауыржан
52. АЛПЫСБАЕВ Канат
50. БЕККАЛИ Мухтар
46. ДЖАУХАНОВ Руслан
46. ЖАКУПОВ Нурлан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz