Жанна Ойшыбаева, "Литер", 22 ноября
Недавно в Астане Казахстанская электроэнергетическая ассоциация (КЭА) приняла обращение к главе кабинета министров. Написать петицию Даниалу Ахметову энергетиков подвигла тяжелая ситуация в их сфере. На прошедшем недавно в Астане III республиканском совещании энергетиков "Проблемы и задачи дальнейшего развития электроэнергетической отрасли" было заявлено, что из-за износа оборудования станций Казахстан скоро может превратиться в энергодефицитную страну. Неужели дела настолько плохи и решение проблемы под силу лишь главе кабмина? С этими и другими вопросами мы обратились к председателю совета директоров КЭА – президенту АО "KEGOC" Канату Бозумбаеву.
– Тема совещания, на котором участники обсуждали насущные проблемы электроэнергетики, говорит сама за себя. Дело в том, что в настоящее время в Казахстане при ежегодном приросте ВВП на 8–9 процентов среднегодовой рост электропотребления составляет 5–6. При этом суммарная установленная мощность электростанций Казахстана равна 18560 МВт, но располагаемая мощность – всего 14410 МВт. То есть разрыв мощности свыше 4000 МВт. Это обусловлено значительным износом паркового ресурса оборудования электростанций (около 60 процентов). Поэтому остро встал вопрос о необходимости размещения крупных электростанций в остродефицитных зонах – Южном и Западном Казахстане.
Структура генерирующих мощностей также нуждается в изменении в части увеличения доли маневренных (пиковых) мощностей ГЭС – с 12 до 20 процентов от общей установленной мощности электростанций. Объем выработки электроэнергии действующими станциями не превысит 80 млрд кВт/ч в год. При этом потребление электроэнергии в 2008 году прогнозируется на уровне 79,6 млрд кВт/ч. Таким образом, ресурсный потенциал действующих электростанций Казахстана будет полностью исчерпан к концу 2008 года. Следовательно, без реконструкции действующих и строительства новых генерирующих мощностей дефицит электроэнергии уже в 2009 году может составить более 3 млрд кВт/ч.
В ходе совещания рассматривались и проблемы в секторе передачи и распределения электроэнергии. Здесь назрела проблема реабилитации региональных электрических сетей, износ которых составляет более 65 процентов. Поэтому мы обратились к премьер-министру, написав о необходимости разработки и принятия инвестиционной программы электроэнергетической отрасли РК до 2015 года на государственном уровне.
– Почему эти вопросы вы поднимаете сейчас, когда для их решения остается очень мало времени? Почему молчали до сих пор?
– Это не совсем так. Мы начали поднимать их давно. Мы не просто говорим, но и предлагаем варианты решения. Эти вопросы, кстати, рассматривались и на II республиканском совещании энергетиков Казахстана в 2004 году. Тогда мы просили Министерство энергетики и минресурсов провести с помощью привлеченных специализированных организаций ревизию технического состояния активов энергопроизводящих организаций и реально оценить степень износа основного оборудования, фактическую располагаемую мощность генерирующих компаний и необходимых объемов инвестиций. Мы с коллегами также предложили рассмотреть вопрос создания благоприятного инвестиционного климата, чтобы для реконструкции и модернизации активов электростанций и РЭКов привлечь кредитные ресурсы международных финансовых институтов, инвестиционных и пенсионных фондов и коммерческих банков.
В течение последних двух лет была проделана большая работа – наши усилия не пропали даром. Мы сформулировали первоочередные задачи и меры по объемам и срокам ввода новых генерирующих мощностей, а также по развитию сектора передачи и распределения электроэнергии. Были определены и необходимые объемы инвестиций в электроэнергетику Казахстана до 2015 года, и возможные источники финансирования. Все это нашло отражение в вышеупомянутом обращении энергетиков Казахстана к Даниалу Ахметову.
– Если в ближайшее время не будут приняты серьезные меры, можно ли говорить о возможности в Казахстане аварий, подобных black-out в Калифорнии, парализовавших жизнь нескольких штатов США и Канады, и на подстанции "Чагино" в Москве?
– Ни одна большая техническая система, в том числе электроэнергетика, не застрахована от возможных отказов и системных аварий. События, произошедшие в последние несколько лет в технически развитых странах, наглядно показали это. В 2003 году массовые отключения электроэнергии имели место в США в штатах Нью-Йорк, Огайо, Мичиган, Пенсильвания, Коннектикут, Нью-Джерси, а также в Канаде – городах Торонто и Оттава. Без света остались в общей сложности 50 млн человек. Буквально на днях, 4 ноября, в Европе произошла самая крупная авария за последние 30 лет. Из-за отключения одной нагруженной ЛЭП, проходящей над рекой Эмс в Германии, были обесточены около 10 европейских стран, в том числе Бельгия, Голландия, Франция, Испания, Португалия, Италия, Швейцария, Словения и Хорватия. Московская авария на подстанции "Чагино" и ее последствия существенно отличаются от системных аварий в западных странах. У соседей были обесточены несколько районов Москвы и Подмосковья, а также некоторые районы в Тульской, Калужской и Рязанской областях. Локальность аварии, в отличие от катастрофы в США, Канаде и Европе, обусловливалась принципиальными отличиями в методах противоаварийного управления в энергосистемах стран СНГ и Америки с Европой.
В странах СНГ, в том числе и в Казахстане, действует централизованная система диспетчерского управления, а также развитая система противоаварийной автоматики, которая глубоко эшелонирована по месту приложения и дозировке управляющих воздействий для предотвращения развития аварий. Это приводит к ее локализации, как правило, тем регионом, в котором она и произошла.
Если в Казахстане не будут приняты своевременные меры по предупреждению возможного дефицита электроэнергии, то это может привести к резкому росту отпускных цен на электроэнергию, вырабатываемую электростанциями.
– Не повлечет ли внедрение инвестиционной программы повышения тарифов на электроэнергию? Какой уровень тарифов, по вашему мнению, спасет положение и обеспечит возврат вложенных инвестиций?
– Несомненно, внедрение крупных инвестпроектов приведет к изменению тарифов. Их уровень в каждом регионе может быть разным. В настоящее время на услуги национальной компании, в зависимости от энергодефицитности зоны и пропускной способности сети, существует 8 зональных тарифов на передачу электроэнергии: от 0,3933 тенге за киловатт-час в северо-восточной зоне до 0,8237 тенге в северо-западной.
С учетом вложенных инвестиций и положения на рынке сложатся отпускная цена на электрическую энергию электростанций и тариф на передачу электроэнергии, в том числе по сетям регионального уровня. То есть для каждого субъекта, оказывающего услуги по передаче электроэнергии, уровень тарифов может быть определен исходя из сложившихся затрат. В том числе – вложенных инвестиций и источников этих инвестиций. При этом могут быть использованы два пути изменения тарифов: разовое крупное повышение или поэтапное, с целью сокращения негативных явлений значительного повышения тарифов, на 10–15 процентов в год (обязательно выше уровня инфляции).
Отмечу, что в настоящее время Антимонопольное агентство официально одобрило действующие правила утверждения предельного уровня тарифов и тарифных смет на регулируемые услуги субъектов естественных монополий. Они регламентируют порядок утверждения тарифов на среднесрочный и долгосрочный периоды. Однако существующие процедурные трудности утверждения предельных тарифов и внесения в них изменений, а также несовершенство формирования уровня этих тарифов (средневзвешенного на весь период) вовсе не стимулируют монополистов утверждать тарифы на долгосрочный период.
– Есть ли конкретные инвесторы, с которыми существуют определенные договоренности? В чем будет выражаться участие государства в этом проекте?
– В настоящее время в АО "KEGOC" реализуется два крупных стратегически важных для Казахстана инвестиционных проекта: "Модернизация национальной электрической сети Казахстана" (проект модернизации НЭС) и "Строительство второй линии электропередачи 500 кВ транзита север – юг Казахстана" (проект север – юг).
Модернизация НЭС повысит надежность и качество снабжения электроэнергией через модернизацию подстанций, диспетчерских и контрольных систем. Также ждем активизации конкуренции посредством создания условий для устойчивого функционирования оптового рынка электроэнергии и улучшения доступа к передающим сетям. Должны снизиться эксплуатационные затраты, расширится объем предоставляемых АО "KEGOC" услуг.
Финансирование проекта модернизации НЭС осуществляется с привлечением займов Международного банка реконструкции и развития (МБРР) на сумму 140 млн долларов и Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) на сумму 45 млн долларов. Софинансирование со стороны АО "KEGOC" в период реализации проекта запланировано в размере 73,4 млн долларов. Между АО "КЕGОС" и банками в декабре 1999 года заключены кредитные соглашения.
Займы привлечены под государственные гарантии правительства страны. Мы должны осуществить ряд мер, направленных на дальнейшее формирование энергетического рынка в Казахстане, совершенствование тарифной политики и создание институциональной базы, отвечающих всем современным требованиям. В последнем случае речь о принятии электросетевых правил и правил организации и функционирования централизованных торгов электроэнергией.
Основная цель второго проекта – обеспечение электроэнергией дефицитных южных областей Казахстана за счет увеличения пропускной способности передачи электроэнергии в направлении север – юг до 7,5 млрд кВт/ч в год, повышение надежности и обеспечение безопасности функционирования национальной электрической сети и параллельной работы энергообъединений России, Казахстана и Центральной Азии. Срок реализации проекта Север – Юг – 2004–2009 годы.
Финансирование проекта Север – Юг, стоимостью 336,2 млн долларов, осуществляется не только за счет займов вышеназванных международных финансовых институтов, но и Банка развития Казахстана (БРК). Хотелось бы отметить, что впервые в практике кредитования инвестиционных проектов в индустриальном секторе Казахстана кредит на реализацию крупного инвестиционного проекта на длительный срок предоставлен в национальной валюте.
– После "нагоняя" президента национальные компании начали срочно сокращать свои штаты. Какие действия предприняли вы?
– В АО "KEGOC" для обеспечения бесперебойной работы всей энергосистемы Казахстана утверждена численность работников на 2006 год – 4006 человек. Это всего 94 процента от нормативной численности, утвержденной уполномоченным государственным органом. Соответственно, в 2006 году сокращать штат работников компании нет нужды. |