NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Пятница 19.04.2024 09:25 ast
07:25 msk

Анвар Сайденов: Зрелость финансовой системы определяется ее открытостью и готовностью к конкуренции
"Инфляция в среднем за 2006 год ожидается на уровне 8,5 процента. На 2006 год целевые ориентиры по инфляции были заданы по двум сценарным вариантам, определяемым уровнем мировых цен на нефть. В 2006 году реализовался сценарий высоких цен на нефть, в рамках которого целевой ориентир по инфляции был задан в пределах 6,9-8,5 процента"
31.12.2006 / интервью

Алевтина ДОНСКИХ, "Казахстанская правда", 29 декабря

Пожалуй, ни один из государственных институтов в этом году не приковывал к себе столько внимания, как Национальный банк республики. Периодическое изменение ставок рефинансирования. Борьба с инфляцией и драматическое ралли цен, когда казалось, все прогнозы экспертов и ориентиры Нацбанка будут сметены их неукротимой гонкой. Изменение минимальных резервных требований для банков второго уровня. И, наконец, замена тенге старого дизайна на новый. А едва стартует Новый год, в силу вступит давно ожидаемый режим валютной либерализации. Все ли сложилось так, как задумывалось, и готовы ли финансисты к работе в либеральном валютном режиме? Под занавес года обсудим эти вопросы с Анваром САЙДЕНОВЫМ, главой Национального банка РК.

В рамках заданных ориентиров

- Анвар Галимуллаевич, с каким сердцем провожаете 2006 год? Можно ли говорить, что поставленные задачи были реализованы, и какова цена вопроса, в том смысле будет ли с прибылью сам Нацбанк?

- Думаю, что уходящий год можно считать успешным как для Национального банка, так и для финансового сектора страны в целом. В этом году заканчивается реализация Концепции развития финансового сектора РК на 2003-2006 годы. Ее основной целью являлось формирование устойчивой и эффективно работающей финансовой системы, отвечающей потребностям реального сектора экономики в финансовых ресурсах и предоставляющей качественные услуги в условиях свободной конкуренции. Говоря о результатах реализации концепции, отмечу, что в целом задачи, поставленные в ней, выполнены. Казахстан уверенно входит в мировое экономическое сообщество, опережая по многим параметрам финансового развития другие страны СНГ и приближаясь к ведущим странам Восточной Европы.

Что же касается деятельности самого Нацбанка по итогам года, то в целом намеченные цели были достигнуты и уровень инфляции ожидается в рамках заданных на 2006 год ориентирах. И хотя пока рано говорить о прибылях или убытках НБ РК по итогам года, однако, по предварительным данным, ожидается, что Национальный банк завершит уходящий год с плюсом.

- Вопрос, который волнует всех, - удержание инфляции. Это основная задача НБ РК. В 2006 году о значимости стабильности цен для экономики и страны в целом говорил не раз и Глава государства, давший поручение и НБ РК, и Правительству принять более энергичные меры по сдерживанию роста цен. Понятно, что только монетарными инструментами эту задачу не выполнить, поэтому вопрос о том, как складывается тандем Нацбанка с ведомствами экономического блока?

- Действительно, в 2006 году был принят ряд нормативных документов, даны поручения Главы государства и Премьер-Министра, которые направлены на регулирование инфляционных процессов. В соответствии с ними Правительством, Национальным банком, центральными и местными исполнительными органами принимаются меры по стабилизации ситуации на потребительском рынке. При этом практическая работа по сдерживанию инфляционных процессов была частично перенесена на уровень местного государственного управления.

Национальный банк со своей стороны принимает меры по ужесточению денежно-кредитной политики. Они направлены на изъятие избыточной ликвидности банков. Мы проводим политику "дорогих денег" - повышаем ставки по операциям НБ РК. С начала текущего года официальная ставка рефинансирования была повышена с 8,0 до 9,0 процента, ставка по привлекаемым от банков второго уровня депозитам была постепенно повышена с 3,5 до 4,5 процента.

Основными инструментами регулирования ставок вознаграждения на финансовом рынке, а также стерилизации избыточной ликвидности банков являются депозиты банков второго уровня в НБ РК и выпуск краткосрочных нот. За 11 месяцев года от банков было привлечено депозитов на сумму около 7,7 триллиона тенге, тогда как за 11 месяцев 2005 года - 2,3 триллиона тенге.

Увеличились объемы размещаемых краткосрочных нот. За 11 месяцев текущего года выпущено нот на 3,2 триллиона тенге, что в 1,8 раза больше, чем за аналогичный период прошлого года. Увеличивается также и доходность по нотам: с 2,38 процента на конец 2005 года до 4,41 процента на конец ноября текущего года. Кроме того, в целях сокращения ликвидности банковского сектора, кредитной активности банков и, следовательно, инфляционного давления Нацбанком были изменены в сторону ужесточения механизм минимальных резервных требований, а также их нормативы. В июле были введены новые Правила о минимальных резервных требованиях. По ним существенно расширена структура обязательств банка, введены дифференцированные нормативы минимальных резервных требований: 6 процентов - для внутренних обязательств и 8 процентов - для иных обязательств банка.

Сдерживание инфляции также должны обеспечить соответствующие меры Правительства и местных исполнительных органов, применяемые в условиях роста доходов населения. Основные усилия направлены на предотвращение необоснованного роста цен на основную группу товаров и услуг для населения, и в первую очередь на продовольствие, на пресечение ценового сговора, недобросовестной конкуренции, злоупотреблений субъектами рынка своим доминирующим положением. Принимаются меры по содействию созданию сети оптовых и розничных рынков, развитию торговой инфраструктуры и конкурентной среды. Также предусмотрено снижение ставок таможенных сборов и платежей на ряд ввозимых продовольственных и непродовольственных товаров. На период с 15 апреля по первое октября были снижены наполовину железнодорожные тарифы при перевозке свежей плодоовощной, плодоягодной, бахчевой скоропортящейся продукции. Нам удалось достичь согласованности действий, что обеспечило некоторое снижение уровня инфляции.

Горизонты планирования

- Банк приблизился к реализации задачи инфляционного таргетирования?

- Одним из основных направлений денежно-кредитной политики Нацбанка с 2002 года были названы подготовка и переход к принципам инфляционного таргетирования, которое более отвечает основной цели НБ РК по снижению инфляции и в силу полной прозрачности обеспечивает большее доверие участников рынка. Предпосылками для введения инфляционного таргетирования являются устойчивость государственного бюджета, макроэкономическая стабильность и стабильность финансовой системы, независимость центрального банка, информационная открытость.

Таргетирование инфляции - это принцип денежно-кредитной политики, которая ориентирована на достижение средне- и долгосрочных ценовых параметров. При этом инфляция является основной целью, а все остальные цели (в том числе обменный курс) подчиняются ей. При этом управление инфляцией происходит путем удерживания рыночных (межбанковских) ставок в некотором коридоре, определяемом основными официальными ставками центрального банка.

Со времени объявления намерения о переходе на принципы инфляционного таргетирования были достигнуты некоторые результаты. В качестве основной цели Нацбанка и его денежно-кредитной политики законодательно закреплены поддержание низкого уровня инфляции и запрет на финансирование дефицита государственного бюджета (с 2005 года), что является необходимыми условиями введения инфляционного таргетирования. Национальный банк с 2002 года установил трехлетний горизонт планирования денежно-кредитной политики, для внутреннего анализа динамики инфляции разработан и используется с 2004 года индекс "базовая инфляция", который показывает основные тенденции инфляционных процессов. С 2004 года выпускается ежеквартальный обзор инфляции.

В целях усиления влияния денежно-кредитной политики на инфляцию с середины 2005 года унифицированы сроки и ставки вознаграждения по операциям НБ РК, таким как депозитные и кредитные операции, выпуск краткосрочных нот, операции репо. Краткосрочные ноты Нацбанка выпускаются с единым сроком 28 дней. Займы рефинансирования могут предоставляться на срок не более одного месяца, как в национальной валюте путем проведения операции обратного репо, так и в иностранной валюте. Наиболее "короткими" нашими операциями являются привлечение депозитов и предоставление займов рефинансирования - семь дней.

При высоких уровнях инфляции изменения ДКП могут быстро отразиться на характере ожиданий, тогда как в случаях низкой инфляции механизмы воздействия становятся более сложными и приобретают по большей части косвенный характер. Поэтому для оценки влияния денежно-кредитной политики была построена трансмиссионная модель ДКП, которая позволяет оценить влияние применяемых текущих мер на инфляцию, давая тем самым оценку их адекватности поставленной цели. Трансмиссионная модель используется для построения прогнозов инфляции на трехлетний период в "Основных направлениях денежно-кредитной политики на 2007-2009 годы". Для усиления обоснованности и транспарентности принимаемых решений создан консультационно-совещательный орган - Совет по денежно-кредитной политике с участием представителей Национального банка и заинтересованных государственных органов, Парламента, научных кругов, а также финансового и реального секторов экономики.

Национальный банк придерживается политики информационной открытости, что является еще одним необходимым условием для введения принципов инфляционного таргетирования. Сейчас мы продолжаем работу над дальнейшим совершенствованием инструментов и методов прогнозирования инфляции, с целью усиления влияния денежно-кредитной политики на инфляцию.

Жестко, непопулярно, но эффективно

- В 2006 году Нацбанк прибег к непопулярным мерам. Это и повышение ставки рефинансирования, и изменение минимальных резервных требований для банков второго уровня. Многие из мер были негативно восприняты банковским сектором, но принесли ли они ожидаемый результат?

- Напомню, что основной проблемой денежно-кредитной политики на текущем этапе является большая избыточная ликвидность банковской системы, которая затрудняет решение задачи по поддержанию низких уровней инфляции. Поэтому для снижения инфляционного давления Нацбанк продолжил проведение жесткой денежно-кредитной политики, что включало в себя повышение ставок по операциям НБ РК и изъятие избыточной ликвидности банков второго уровня. В целом эти меры привели к перелому тенденции в динамике инфляции. Во втором полугодии темп годовой инфляции замедлился: если с декабря 2005 года по май 2006 года инфляция повысилась с 7,5 до 9 процентов, то по итогам ноября 2006 года снизилась до 8,4 процента. Базовая инфляция, которая отражает общую тенденцию в динамике инфляционных процессов и воздействие на инфляцию мер макроэкономической политики, в том числе денежно-кредитной, налогово-бюджетной и антимонопольной, в годовом выражении во втором полугодии 2006 года также снижается: с 8,6 в июне до 7,3 процента в ноябре.

Инфляция в среднем за 2006 год ожидается на уровне 8,5 процента. На 2006 год целевые ориентиры по инфляции были заданы по двум сценарным вариантам, определяемым уровнем мировых цен на нефть. В 2006 году реализовался сценарий высоких цен на нефть, в рамках которого целевой ориентир по инфляции был задан в пределах 6,9-8,5 процента. Ожидается, что реализация жесткой ДКП и антиинфляционная политика Правительства позволят удержать инфляцию в рамках целевых ориентиров, определенных на уходящий год.

- Год наверняка запомнится многим казахстанцам и тем, что началась замена тенге старого дизайна на новый. Впервые Нацбанк пошел на этот шаг, загодя объявив о намерениях. И впервые выслушал всю "палитру мнений" - от резко негативного до восторженно-позитивного. Чему научил вас опыт публичного диалога?

- Несмотря на различные мнения, высказанные перед вводом банкнот нового дизайна, замена идет без каких-либо негативных инцидентов как в банковской сфере, так и в сфере торговли. Можно сказать, что банкноты в целом были приняты населением позитивно. Уже обменено 48,6 процента старых банкнот. Но, основываясь на активной полемике, предшествовавшей акции, думаю, что в перспективе, возможно, дизайн банкнот будет утверждаться по итогам конкурса, как это делается в некоторых зарубежных странах. В состав комиссии можно включить и представителей органов власти, общественных объединений, научных кругов.

Ключевое понятие - баланс

- С первого января вводится режим валютной либерализации. Каковы прогнозы по движению валютных потоков, курсовых колебаний, устойчивости тенге? Нет ли опасений, что ситуация на валютном рынке будет дестабилизирована?

- Мероприятия по либерализации валютного режима, включающие поэтапную отмену ограничений, проводятся уже не первый год. В 2002 году Национальным банком была разработана Концепция либерализации валютного режима, основной целью которой было заявлено создание к 2007 году условий для перехода к полной конвертируемости тенге. Выбор временных рамок для полной либерализации валютного режима определялся, прежде всего, экономическим развитием Казахстана. Характерный для стран с переходной экономикой режим валютного регулирования, предполагающий стимулирование притока иностранного капитала в страну и наличие барьеров для оттока валюты из нее, не отвечал более реалиям казахстанской экономики. В условиях динамичного роста поступлений от экспорта нефти, стабильного притока прямых иностранных инвестиций, расширения доступа казахстанского частного сектора на международные рынки капитала приоритетом экономической политики становится эффективное использование валютных ресурсов. В том числе посредством их размещения в наименее рискованные зарубежные активы.

Мероприятия по либерализации проводились поэтапно. Постепенная отмена разрешительного порядка на проведение валютных операций и упрощение процедур валютного регулирования сопровождались усилением статистического мониторинга за валютными операциями. Изменениями, внесенными в законодательство в 2003 году, были отменены требования лицензирования для отдельных видов прямых и портфельных инвестиций за рубеж. А также - для открытия счетов физическими лицами в иностранных банках стран Организации экономического сотрудничества и развития, увеличен порог лицензирования и паспортизации по экспортно-импортным сделкам (с 5 до 10 тысяч долларов в эквиваленте), увеличены сроки репатриации иностранной валюты по внешнеторговым операциям.

Следующий этап либерализации валютного режима был реализован с принятием нового Закона "О валютном регулировании и валютном контроле", вступившем в действие в конце 2005 года. Им были отменены валютные ограничения, создававшие административные барьеры в проведении валютных операций банками второго уровня и профессиональными участниками рынка ценных бумаг, а также снято требование лицензирования по ряду операций, связанных с осуществлением инвестиций за рубеж. Кроме того, нормами закона предусмотрена отмена требований лицензирования для всех видов валютных операций с первого января 2007 года.

С этой же даты отменяются требования лицензирования в отношении всех видов прямых инвестиций за рубеж, коммерческого кредитования нерезидентов небанковским сектором республики и приобретения недвижимости за рубежом. Отменяются требования лицензирования для открытия счетов в зарубежных банках как для физических, так и для юридических лиц. Сроки репатриации иностранной валюты по экспортно-импортным операциям устанавливаются не валютным законодательством, а определяются резидентами - участниками операции, исходя из условий внешнеторговых контрактов. Будут сняты ограничения по целям приобретения иностранной валюты юридическими лицами-резидентами.

В целях обеспечения статистического мониторинга информация о проводимых операциях будет предоставляться в рамках регистрации и уведомления о валютных операциях, экспортно-импортного валютного контроля и регулярной отчетности уполномоченных банков. Последовательность и предсказуемость в проведении Нацбанком этих мероприятий обеспечили отсутствие резких колебаний на внутреннем валютном рынке, связанных с изменением валютного режима. По нашим ожиданиям, отмена оставшихся ограничений не станет фактором дестабилизации ситуации на рынке, а, напротив, будет способствовать установлению баланса валютного предложения и спроса. Отмена ограничений затронет широкий спектр внешнеэкономических операций, снизит операционные издержки резидентов при проведении торговых операций и операций с иностранными активами. Поэтому экономический эффект от валютной либерализации значительно превышает эффект от использования мер валютного регулирования в качестве буфера на случай возможного развития кризисных ситуаций.

Одним из основных рисков, связанных с отсутствием ограничений, является высокая мобильность потоков капитала, создающая потенциальные угрозы дестабилизации ситуации на валютном и финансовом рынках. В этих условиях адекватная политика валютного регулирования должна базироваться на максимально информативном мониторинге ситуации на рынке, а целью контроля должно стать обеспечение достоверности и своевременности информации о проведении операций. В этом направлении Нацбанком ведутся работы по совершенствованию информационной базы по внешнеэкономическим операциям и переходу к селективному контролю по валютным операциям. Кроме того, в целях идентификации компонентов и тенденций, которые могут негативно повлиять на устойчивость финансовой системы, в структуре Нацбанка создано новое подразделение - управление финансовой стабильности. Одной из его задач является разработка индикаторов и тестов, позволяющих на раннем этапе выявить риски возникновения кризисных ситуаций.

Риски: в контролируемом диапазоне

- На конгрессе финансистов была представлена новая Концепция развития финансового сектора на 2007-2009 годы. Каковы ее основные цели и задачи?

- Ее долгосрочным приоритетом видится становление Казахстана как основного финансового центра региона, обеспечивающего эффективное перераспределение финансовых потоков в рамках региона СНГ и Центральной Азии. А одна из основных задач - повышение конкурентоспособности финансового сектора, что особенно важно в условиях предстоящего вступления страны в ВТО.

Дальнейшее развитие финансового сектора должно быть направлено на: повышение устойчивости и стабильности финансового сектора и его институтов; повышение качества и доступности их услуг, а также формирование ликвидного фондового рынка и его составляющих; повышение стандартов регулирования финансового сектора; дальнейшую либерализацию финансового сектора в целях повышения конкуренции на рынке финансовых услуг.

Целесообразным представляется совершенствование антимонопольного регулирования финансовых организаций, направленного на развитие добросовестной конкуренции, а также на защиту законных прав и интересов потребителей финансовых услуг. Важным направлением развития сектора остается реализация идеи регионального финансового центра города Алматы.

В проект концепции включены вопросы денежно-кредитной политики, ее координации с фискальной политикой, развития и совершенствования системы бухгалтерского учета и финансовой отчетности, развития платежных систем, а также вопросы валютного рынка и рынка производных ценных бумаг. При этом реализация концепции не предполагает каких-либо изменений в направлении деятельности Национального банка.

- На ваш взгляд, насколько подконтрольны риски, нарастающие в банковской системе, о которых говорят в последнее время эксперты? В частности, речь об ипотечном и потребительском кредитовании, о росте банковских заимствований за рубежом, а также о высоких рисках инвестирования средств в бизнес соседних государств с неустойчивой экономической и политической ситуацией?

- Текущий уровень рисков банковской системы в целом находится в контролируемом диапазоне и обеспечивается высоким уровнем внутренней ликвидности. В частности, в условиях существенного роста ссудного портфеля банков как юридическим, так и физическим лицам, уровень сомнительных и безнадежных кредитов пока не превышает критических значений.

Однако необходимо понимать, что низкий уровень кредитного и рыночных рисков, высокий уровень прибыльности банков могут сохраняться только при условии стабильно высокого уровня деловой активности, доходов корпоративного сектора экономики и населения. То есть, увеличение кредитных рисков со стороны реального сектора может ограничивать только сохранение факторов, определяющих экономический рост страны и повышение эффективности использования привлекаемых ресурсов. При этом элементами уязвимости банков являются: высокий уровень косвенных рисков, связанных с несоответствием валюты активов и обязательств корпоративного сектора экономики и населения; увеличение долгового бремени физических лиц, опережающее рост располагаемых доходов населения, на фоне относительно низкого уровня сбережений, а также высокая зависимость платежеспособности основных заемщиков банков, в частности в строительстве, от сохранения факторов, обеспечивающих потребительский спрос и препятствующих существенной корректировке цен на реальные и финансовые активы; увеличение кредитных и рыночных рисков, связанных с экспортом банковского капитала в страны с более высоким уровнем риска.

Что касается внешнего заимствования, то можно сказать, что хотя риски внешней платежеспособности по обязательствам банков увеличиваются, возникновение существенных проблем у них, прежде всего, зависит от качества активов и эффективности внутренних систем управления рисками. В связи с этим необходимо особенно подчеркнуть: анализ степени адекватности восприятия банками рисков показывает, что финансовые институты больше ориентируются на текущие факторы, обеспечивающие прибыльность, при этом недостаточно полно оценивая потенциальные угрозы.

Политика "дорогих денег" сохранится

- Глава государства поставил ряд задач на последнем конгрессе финансистов. В связи с этим - план действий НБ РК на предстоящий год.

- В соответствии с поручениями Президента на VI Конгрессе финансистов Национальному банку поручено принять меры по повышению эффективности инструментов ДКП и проработать комплекс мер по сдерживанию роста цен.

В связи с этим НБ РК продолжит проведение жесткой денежно-кредитной политики. Это связано с продолжающейся тенденцией усиления инфляционного давления и характером определяющих его факторов, таких как высокий уровень совокупного спроса увеличения доходов населения и предприятий, превышение темпов роста реальной заработной платы над ростом производительности труда, увеличение издержек производства.

В целях снижения негативного воздействия этих факторов на инфляционные процессы Нацбанк продолжит проведение мер, направленных на изъятие избыточной ликвидности банков второго уровня, а также проведение политики "дорогих денег". Будут продолжены работы по повышению эффективности использования денежно-кредитных операций и дальнейшему усилению влияния принимаемых мер на состояние денежного рынка, согласованию ставок по различным видам инструментов ДКП.

Основными инструментами регулирования ставок вознаграждения на рынке, а также стерилизации избыточной ликвидности банков останутся краткосрочные ноты и депозиты банков второго уровня в НБ РК. В случае необходимости будет рассмотрена возможность увеличения сроков обращения и увеличения объема выпуска нот. НБ РК будет изучать эту возможность и принимать соответствующие решения в зависимости от ситуации на рынке.

В случае сохранения остроты проблемы избыточной ликвидности банковской системы Национальный банк продолжит ужесточение денежно-кредитной политики. Для обеспечения устойчивости банковской системы будет совершенствоваться механизм по предоставлению банковских займов, операций репо и переучетных операций, в частности, будет проводиться работа по расширению перечня залоговых инструментов. А в целях усиления эффективности использования инструментов по предоставлению ликвидности будет рассмотрена возможность унификации их сроков.

- Какие меры будут приниматься в дальнейшем по повышению конкурентоспособности финансового сектора?

- Повышение конкурентоспособности финансового сектора в условиях предстоящего вступления Казахстана в ВТО - это одна из наших основных задач.

В целом наш финансовый сектор готов к приходу иностранных компаний. Однако опыт показывает, что даже страны, имеющие относительно развитый и крупный финансовый сектор, сталкивались с проблемами его развития из-за резкого роста конкуренции со стороны иностранных игроков после вступления в ВТО. Поэтому для усиления конкурентоспособности финансового сектора мы намерены сконцентрировать усилия на повышении его капитализации, что возможно исключительно в условиях повышения прозрачности деятельности финансовых институтов.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Анвар Сайденов: Зрелость финансовой системы определяется ее открытостью и готовностью к конкуренции 31.12.2006
Маулен Ашимбаев: Нам нужна действенная партия власти 31.12.2006
Наталья Коржова: Системно развиваться. Такова стратегия 31.12.2006
Бакытжан Жумагулов: "Нур Отан" устремлен в будущее 29.12.2006
Крупная буржуазия Казахстана "матереет". К итогам 2006 года 29.12.2006
Вместе мы сильнее 27.12.2006
"Объединение политических сил – это процесс эволюционный" 26.12.2006
"Мы формируем сервисно-технологическую модель экономики" 26.12.2006
У таможни есть задел для совершенствования 25.12.2006
Ержан Бабакумаров: Легко приклеивать ярлыки 25.12.2006

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
19.04.24 Пятница
76. ДЖАЛМАГАМБЕТОВА Светлана
75. ЖУКЕЕВ Тулеген
74. КАН Виктор
72. ТУМАРБЕКОВ Мурат
71. ЛЕСКЕВИЧ Иван
70. НЕСИПБАЕВ Рахимбек
67. АУБАКИРОВА Жания
67. БЕКИШЕВ Хамит
66. БАЙТЕЛЕСОВ Жигиткер
66. КАСЫМБЕКОВ Бактыбай
58. КИЯСБАЕВА Патима
55. МАНАСБАЕВА Бахыт
53. ШАТЕКОВ Асет
52. ТУРЛЫХАНОВА Гульмира
50. ГЛУХИХ Дмитрий
...>>>
20.04.24 Суббота
82. НАБИЕВ Жаугашты
76. МУЖЧИЛЬ Татьяна
74. КЕНЖЕТАЕВ Есенгельды
72. ДАРИНОВ Ауезхан
65. КИРГИЗАЛИЕВ Нуралы
65. СУЛЕЙМЕН Усен
63. УМИРСЕИТОВ Бахыт
62. БЕКТАЕВ Али
62. КУРМАНАЛИЕВ Каримбек
59. САТИМБЕКОВ Канат
58. ДУЗЕЛЬБАЕВ Ерлан
55. АШИМБАЕВ Самат
55. ТУРТАЕВ Алмат
54. КУРУМБАЕВ Руслан
52. ШАБЕНОВ Канат
...>>>
21.04.24 Воскресенье
79. РАИСОВ Толеген
76. ПЛЯЦУК Владимир
75. ХАЛИЛА Абдилак
71. АЙМАГАМБЕТОВ Сабит
71. ТОБАЯКОВ Бахытжан
67. БАДАНОВ Мейрам
67. ЖАРКЕНОВ Аскар
67. ШАЛАБАЕВ Сейтжан
65. БАЛАБАТЫРОВ Нурлан
62. МУКАТОВ Кажгалей
61. ТОТАЕВ Бауржан
61. ЯБРОВ Владимир
60. АБДРАХМАНОВ Кайрат
58. АКУЛОВ Григорий
51. ТУРТКАРИН Алимжан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz