Максим ШИМАНСКИЙ, "Казахстанская правда", 30 декабря
Системе государственных материальных резервов исполнилось 75 лет. В годы войны, к примеру, благодаря органу по госматрезервам фабрики и заводы, переведенные подальше от бомбежек на восток СССР, сразу заработали на новых местах. Его казахстанский правопреемник добился главного - запасы товаров, необходимые для обеспечения нацбезопасности, сегодня хранятся в достаточном объеме и вовремя обновляются. В то же время в данной системе остается немало проблем. О них беседа с председателем Комитета по госматрезервам МЧС, лауреатом Государственной премии, доктором технических наук Кабидоллой Сарекеновым.
- Кабидолла Зулкашевич, что именно относится к госматрезервам и каков порядок их хранения?
- В государственном резерве нашей страны, помимо продуктов питания, есть топливо, стратегические материалы и сырье, промышленные товары и оборудование на случай природных катаклизмов и других чрезвычайных ситуаций. К тому же Казахстан, как развитое независимое государство, оказывает гуманитарную помощь другим странам, чьи жители пострадали от стихийных бедствий.
Время хранения сырья довольно длительное, а продовольственных товаров, естественно, ограниченное. Например, мясо содержится полтора года, а горюче-смазочные материалы - пять лет. Освежение материальных ценностей из госрезерва и количество закупаемых продуктов определяется по специальному закону и осуществляется на тендерной основе за счет бюджетных средств. Продукты, срок хранения которых подходит к концу, специальное РГП при комитете реализует на рынке. И вот здесь мы подошли к первой проблеме.
Сегодня наше ведомство руководствуется старым законом о государственном материальном резерве от 27 ноября 2000 года. В документе указано, что закуп и продажа товаров осуществляются только посредством тендеров, и цена реализуемой продукции не должна превышать закупочной. Между тем в конкурсах чаще всего участвуют не сами производители, а множество посредников, которые набавляют цену лотов. В то же время сбыть товары, чья стоимость и качество за время хранения, разумеется, снизились, в частные руки по прежней цене практически нереально. Не случайно в аналогичных законах России и Украины предусмотрено снижение на 20-25 процентов стоимости реализуемых товаров стратегического запаса. Впрочем, это тоже крайне невыгодно для государства. Гораздо лучше, по моему мнению, накапливать в резерве объемы, в полтора или два раза превышающие оптимальные, и затем восстанавливать запасы за счет продажи излишков, причем в специализированных торговых точках, находящихся в ведении комитета. Надеюсь, в новом законе о госзакупках, проект которого уже разработан, будут устранены все перечисленные недостатки.
Не может не волновать и изношенность основных фондов системы государственного резерва. Филиалы хранения (складские комплексы) сдавались в эксплуатацию в 40-80-е годы прошлого столетия. Капитальный ремонт не проводился ни разу. А ведь у нас не просто склады, а комплекс технологий, направленных на обеспечение сохранности материалов в период длительного хранения. И здесь встает другая проблема - недостаточное финансирование.
Деятельность органа госматрезерва не видна в повседневной жизни. У государства в период становления были другие задачи, и из-за этого наша система содержалась, можно сказать, по остаточному принципу. В то же время государственный резерв обеспечивал в переходное время проведение посевных и уборочных кампаний и даже полеты авиалайнеров национальных перевозчиков. Мы успешно справились с задачей по обеспечению палатками и юртами пострадавшего от землетрясения населения района станции Луговая в Жамбылской области.
Теперь, когда у бюджета есть возможность финансировать масштабные государственные программы, необходимо обратить внимание на проблемы матрезервов. Ураган "Катрина", пронесшийся по Соединенным Штатам, уже показал всему миру необходимость содержания мощных государственных резервов. Об этом говорилось на международной конференции, проведенной в ноябре текущего года в Польше. Хочу сообщить, что страны Европейского союза тоже озабочены созданием мощных материальных запасов, позволяющих адекватно реагировать на возникающие угрозы.
- Вы руководите комитетом с 2001 года. Впору уже говорить о конкретных результатах работы на этом посту, подводить итоги...
- К достижениям я бы отнес, кроме всего прочего, то, что объем товаров с истекающим сроком хранения в госматрезерве по завершении текущего года приближается к нулевой отметке. К слову, шесть лет назад цифра составляла аж 40 процентов. При продаже продукции получен совокупный доход в 2,2 миллиарда тенге. С частных фирм, которые занимались незаконным хранением или расхищением республиканских запасов, взысканы семьсот миллионов тенге дебиторской задолженности.
Хочу подчеркнуть, что собирать долги мы продолжим. Вплоть до опубликования списков "штрафников" в СМИ. Ведь в разные годы из мобилизационного фонда государства исчезло продуктов и материалов на 30 миллиардов тенге, а непосредственно из матрезервов - на шесть миллиардов. Пока не удается взыскать средства также со счетов ликвидированного Наурызбанка, который, к сожалению, обслуживал комитет. Примечательно, что основной массе должников удается уходить от ответственности или они получают мизерные наказания. В этой связи в Уголовный кодекс мы предлагаем внести изменения, согласно которым расхищение госматрезерва будет рассматриваться как преступление, направленное на снижение обороноспособности страны.
Кстати, основную почву для правонарушений создают точки хранения товаров из материальных резервов. В недавнем прошлом таковых в республике было свыше шестисот. Сейчас их число сократилось до 30 процентов. Комитет же выступает за то, чтобы государственные запасы располагались в разных регионах страны и, насколько это возможно, прямо на предприятиях, которые выпускают те или иные товары так называемой первой группы. Это намного удобнее и выгоднее. К тому же производителям гораздо проще заменить продукты по истечении срока хранения.
- Казахстанский комитет входит в Консультативный совет органов управления госматрезервами стран СНГ. В уходящем году вы избраны его председателем. В чем предназначение этой международной структуры?
- Среди основных задач совета - развитие торгово-экономического, научно-технического сотрудничества государств Содружества в вопросах формирования, хранения и обслуживания государственных материальных резервов. Так, при участии этого органа разработан модельный закон о госматрезерве, принятый в прошлом году Межпарламентской ассамблеей СНГ.
Минувшей осенью на внеочередном заседании Консультативного совета состоялось празднование 75-летия органов по управлению госматрезервами. А следующий такой форум состоится на будущий год в Армении по просьбе агентства по государственным материальным резервам этой страны.
- Чего вы ждете от грядущего года в профессиональном плане?
- Прежде всего, Комитет по госматрезервам должен войти, наконец, в состав Министерства экономики и бюджетного планирования. Нельзя обеспечить нормальную работу, когда мы относимся к Министерству по чрезвычайным ситуациям, а уполномоченный орган в сфере мобилизации в составе экономического ведомства. За 15 лет независимости Казахстана госматрезервы итак изрядно покочевали из одного подчинения в другое. В самом начале они входили в Государственный комитет по планированию. После расформирования последнего были включены в состав Агентства по стратегическому планированию. Затем перешли в ведение Министерства финансов, далее - Министерства энергетики и минеральных ресурсов. Четыре года просуществовало самостоятельное Агентство по госматрезервам. Теперь вот "под крылом" МЧС. Естественно, постоянно менялись руководители, что отнюдь не способствовало улучшению деятельности.
Кстати, одно время вообще встал вопрос, а нужны ли вообще государству стратегические материальные запасы. Дескать, при возникновении чрезвычайной ситуации все необходимое можно закупить и из золотовалютных резервов. Подобное предложение даже было вынесено на обсуждение Совета безопасности и соответствующей межведомственной комиссии. К счастью, забота о внутреннем спокойствии в государстве взяла верх, идея была отвергнута, и бюджетное финансирование комитета заметно улучшилось. Это уже можно считать нашей большой победой! |