NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Среда 29.05.2024 16:31 ast
14:31 msk

Ноу-хау партийного поля
Б.Жумагулов: В этом году главных из них три: успешное участие в кампании по выборам в маслихаты, модернизация партийного менеджмента и усиление влияния партии на государственную политику
07.02.2007 / интервью

Ольга СОКОЛАЙ, "Казахстанская правда", 6 февраля

Год еще в самом начале, а народно-демократическая партия "Нур Отан" уже провела серию серьезных мероприятий. Последнее из них - заседание бюро политсовета - состоялось на днях. С чем ведущая политическая партия страны вступила в новый год и что планируется делать дальше? На эти вопросы отвечает исполняющий обязанности председателя партии Бакытжан Жумагулов.

- Бакытжан Турсынович, начало года не ознаменовалось большой активностью политических партий, за исключением, пожалуй, партии "Нур Отан". И это понятно: межэлекторальный период не самое напряженное время, об этом свидетельствует и практика зарубежных демократий. Почему же ваша партия "выбивается" из этой закономерности?

- Прежде всего, потому, что мы, партия парламентского большинства, и несем ответственность за все, что делается в стране.

Наша работа не прерывается практически ни на один день. Ведь перед страной стоят грандиозные задачи: реализация глобальной инициативы Главы государства Н. А. Назарбаева о вхождении Казахстана в мировую элиту конкурентоспособных стран, продвижение системных демократических реформ. Это требует самого серьезного законодательного обеспечения, а значит, огромной работы нашей парламентской фракции.

Мы должны заботиться и о том, чтобы четко выполнялась программа "Казахстанский путь-2009", все ее положения по социальному и экономическому развитию, повышению благосостояния и качества жизни казахстанцев. Программа - наше предвыборное обещание, с ним мы вышли на парламентские выборы 2004 года и получили весомую поддержку избирателей. А значит, не можем обмануть их доверие и надежды.

Для этого нужна кропотливая работа, четкий мониторинг ситуации и выработка мер воздействия на органы исполнительной власти. Тем более что это первый наш год в статусе партии, объединившей все пропрезидентские политические силы, и, соответственно, гораздо более серьезная ответственность, чем раньше. Так что расслабляться мы никак не можем.

С другой стороны, я не совсем понимаю термин "межэлекторальный период" применительно к сегодняшней ситуации.

Посмотрите сами - буквально недавно в стране прошли выборы 30 процентов акимов районов и городов областного значения, в этом предстоят выборы депутатов маслихатов, в следующие два года - в Сенат и Мажилис Парламента. Налицо самая настоящая и практически непрерывная "цепочка" электоральных кампаний.

- И какие же вопросы вы обсуждали на бюро политсовета?

- Мы рассматривали главные документы стратегического планирования работы партии на 2007 год.

Стратегический курс Главы государства Н.А. Назарбаева на модернизацию страны диктует и задачи, которые должна решать наша партия. В этом году главных из них три: успешное участие в кампании по выборам в маслихаты, модернизация партийного менеджмента и усиление влияния партии на государственную политику.

Цель, которую мы перед собой ставим на выборах - подтвердить и упрочить высокий уровень доверия избирателей, который был продемонстрирован на парламентских и президентских выборах 2004 и 2005 годов.

- Но пока никаких официальных объявлений о выборах в маслихаты не было?

- Это так, но полномочия действующих депутатов истекают нынешней осенью. Выборы не за горами. И наша партия, которая, кстати, в январе прошла государственную перерегистрацию и уже официально именуется народно-демократической партией "Нур Отан", начала к ним самую серьезную подготовку. Ведь у нас уверенное большинство в местных представительных органах, и мы не можем ограничиваться, как другие партии, только предвыборными лозунгами и призывами. Нам предстоит держать строгий отчет перед населением за состояние дел не только в масштабах республики, но и по каждому региону.

Поэтому одним из базовых направлений нашей работы является самый скрупулезный и повсеместный мониторинг выполнения программы "Казахстанский путь-2009". На это ориентированы все филиалы партии и ее парторганизации. Такая система у нас работает на постоянной основе, и к середине года мы подведем итоги анализа выполнения всех заданий программы, особенно по социально-экономическому блоку, который непосредственно определяет рост благосостояния и социальной защищенности граждан Казахстана.

Аналогичный анализ мы сделали в июле прошлого года и представили его IX съезду партии. Тогда было четко продемонстрировано, что наша предвыборная программа выполняется успешно, а по ряду показателей - с опережением. Конечно, были и вопросы по отдельным направлениям программы, и мы за прошедшее время очень внимательно их отслеживали и принимали необходимые меры. И к выборам этого года мы должны подвести итоги такой работы.

Кроме того, всем нашим филиалам поручено разработать детальные партийные программы развития регионов. Это позволит представить людям в каждом конкретном городе и районе ясные перспективы на будущее, и этими программами мы будем руководствоваться, осуществляя общественный контроль действий исполнительной власти на местах. Нужно четко знать и те вопросы, которые сегодня волнуют людей. Наша партия будет активно поднимать их в ходе предвыборной кампании, чтобы новые составы маслихатов знали, в каких направлениях им предстоит работать.

В течение ближайших двух месяцев партийные организации в районах, городах, областных центрах должны заслушать отчеты всех действующих депутатов-отановцев об их работе. Только после этого мы будем думать, стоит ли их выдвигать кандидатами в новый состав маслихатов. Наши филиалы должны определиться, кто из активистов партии по деловым и личным качествам самые достойные, кто сможет принести наибольшую пользу людям региона, и только таких рекомендовать на выдвижение от партии "Нур Отан". Для этого мы планируем даже, по опыту зарубежных стран, провести предварительную внутрипартийную "обкатку" кандидатов на так называемых "праймериз", а по сути - репетиции выборов.

Думаю, такой подход позволит нам продвинуться в методологии предвыборной борьбы, максимально отразить в ней потребности простых людей и приблизиться в этом отношении к уровню ведущих партий зарубежных демократических стран.

- Насколько серьезной ожидается предвыборная борьба между партиями? Как помнится, на предыдущих выборах маслихатов острой конкуренции не было, да и особой роли в них политических партий почти не просматривалось...

- В этом вопросе не должно быть иллюзий - конкуренция будет достаточно серьезной.

Во-первых, потому, что за прошедшие годы Казахстан шагнул далеко вперед в процессах демократизации. Резко возросла активность и роль политических партий, и это однозначно показали прошедшие парламентские и президентские выборы.

Во-вторых, местные органы власти обрели гораздо более весомую значимость и полномочия. В первую очередь потому, что идет последовательная децентрализация власти, на места передается все больший пакет полномочий. Это одно из базовых положений политического курса Президента страны.

Посмотрите, как буквально на наших глазах растет вес и значимость представительных органов на местах - маслихатов. Совсем недавно прошли выборы акимов, и "первую скрипку" в них играли именно маслихаты. Можно сказать, они получили в свои руки новый и очень мощный механизм влияния на исполнительную власть.

До сих пор они выбирали только депутатов Сената. Это, конечно, ответственно. Но это верхний уровень власти, а вот на местах, на уровне города или района, влияние у депутатов маслихатов было слабым, а ведь именно этот уровень отвечает за решение большинства проблем простых людей.

Теперь такое влияние усилилось, и оно сразу же дало мощный эффект резонанса: резко вырос интерес к предстоящим выборам жителей регионов, возросло число желающих войти в состав маслихатов, ставших очень привлекательными и для населения, и для бизнес-элиты, и для политических партий. Но нельзя забывать, что новые возможности означают и новый уровень ответственности за то, что делается в регионе. Твердо уверен, что избиратели это хорошо понимают. Так что выборы будут проходить в совершенно другой обстановке, чем предыдущие. На легкую победу нам рассчитывать не приходится.

У нас уже совершенно новый уровень самосознания населения, и партия направит все свои ресурсы на то, чтобы выборы прошли честно и прозрачно, чтобы создать все условия для буквального "отторжения" любых попыток использования пресловутого "административного ресурса" или других нарушений, обеспечить гражданам Казахстана все возможности для объективного выбора. Это политика Президента страны, это и политика партии "Нур Отан".

Мы достаточно сильны, чтобы не бояться открытой борьбы. По всем округам партия "Нур Отан" будет выдвигать своих кандидатов и оказывать им самую серьезную поддержку - и методологическую, и организационную, и агитационную. В конечной победе мы не сомневаемся и будем делать все необходимое, чтобы абсолютно четко подтвердить и оправдать высокое доверие казахстанцев. Непосредственная агитация за кандидатов в депутаты еще далеко впереди, но предварительную подготовку к избирательной кампании мы уже планируем.

- Теперь, пожалуйста, несколько слов о модернизации партии "Нур Отан". Всем известно, что она не только самая массовая, но и четко структурированная - у вас по всей стране имеется сеть областных, городских, районных парторганизаций, большое число "первичек". Такой мощной структурой не располагает ни одно другое политическое объединение Казахстана. Да и численность партии после объединения, наверно, перевалила за миллион человек. Не тяжело ли управляться с такой "махиной"? И насколько обоснованны время от времени появляющиеся в некоторых СМИ утверждения о "неразворотливости" аппарата партии?

- Ну, что касается численности партийцев "Нур Отана", то такие слухи, как говорится, "сильно преувеличены". До миллиона нам еще далеко. Но мы и не гонимся за количеством, нам в партии нужны только самые убежденные сторонники Президента страны.

Модернизация партийного менеджмента вызвана не столько возросшей численностью, сколько требованиями времени. Казахстан уверенно продвигается по пути демократии, усиливается роль политических партий, и уже в самом ближайшем будущем требования к их работе будут гораздо более жесткими, чем сегодня, а тем более год или два назад. К этому мы должны быть готовы, наш партийный аппарат должен гибко, адекватно и профессионально реагировать на динамику перемен.

Что касается критики, то "злопыхателей" и желающих покритиковать всегда было достаточно. Это, наверно, самое легкое дело. Как говорится, "на чужой роток не накинешь платок". И не думаю, что партии такого уровня, как наша, перед которой стоят задачи по-настоящему стратегические, нужно реагировать на такие выпады.

Мы стали очень мощной партией, поэтому у нас должна быть и обновленная программа, не только соответствующая реалиям и намечаемым перспективам, но и понятная, привлекательная для людей. Сейчас мы работаем над новой редакцией программы, и скоро эта работа будет завершена. Кроме того, уже вступил в силу переработанный Устав партии. В нем существенно усиливается ответственность всех партийцев, партийная дисциплина, работа партийных фракций и групп в представительных органах. Все это сделает более четкой работу партийного механизма для реализации наших программ и обещаний, данных избирателям.

- Думаю, большой интерес наших читателей вызовет планируемое вами усиление влияния партии на государственную политику. Что имеется в виду и насколько легитимна сама постановка вопроса?

- Когда мы говорим, что заботимся о людях, о развитии страны, то обязательно должны думать о том, как партия сможет все это сделать. Нужны конкретные, легитимные механизмы влияния и на представительную, и на исполнительную власть, и они у нас есть. Это доверие избирателей, выраженное на выборах и материализованное в виде депутатских мест в Парламенте и маслихатах. Именно через них мы должны выстроить мощный канал воздействия и на все уровни исполнительной власти. Только так можно добиться поставленных целей и на деле оправдать доверие избирателей.

Бюро политсовета очень внимательно рассмотрело все механизмы, которые мы можем и должны использовать для практической реализации политики партии и ее лидера. В большинстве своем они уже апробированы и в той или иной степени используются в практике взаимодействия партии со всеми уровнями представительной и исполнительной власти. Эту работу мы будем неуклонно наращивать.

- Бакытжан Турсынович, совсем недавно перед вынесением кандидатуры нового Премьер-Министра на совместное заседание палат Парламента Республики Казахстан Глава государства провел консультации с депутатской фракцией и руководством партии "Нур Отан". Насколько эффективны такие консультации?

- Это знаковый шаг в укреплении роли партий в политической системе страны. В ходе консультаций, проведенных Главой государства с нашими депутатами и представителями партии парламентского большинства, был высказан целый ряд конструктивных предложений.

Такой механизм будет реально способствовать более широкому учету мнения партии, выражающей интересы подавляющего числа казахстанцев.

В мировой практике демократических государств механизмы консультаций с парламентскими фракциями и ведущими партиями при формировании правительства применяются очень широко. Примером могут служить Франция, Швеция и другие страны. Думаю, что и в Казахстане использование такого механизма даст хорошие плоды.

Президент Республики выдвинул инициативу и о том, чтобы партия парламентского большинства принимала участие в обсуждении проекта Программы действий Правительства, в формировании Государственных программ. Это еще один шаг на пути усиления роли партий, и он даст нам новые возможности продвижения политики партии, прежде всего, в социальной сфере в интересах всех казахстанцев.

- Понятно, механизмы политического влияния на работу Правительства у вас уже появляются. А что вы можете сказать относительно акимов? Насколько известно, законодательно установленных каналов партийного влияния на их работу нет, да и маслихаты, где у вашей партии большинство, не имеют особых контрольных полномочий.

- Конечно, никакого прямого влияния на акимов по схеме "приказано - сделано" у партии нет, да и быть не должно. Это исключительная прерогатива Главы государства.

Но есть целый ряд опосредованных механизмов, с помощью которых любая партия, пользующаяся доверием населения, может оказывать серьезное воздействие на местную исполнительную власть.

Это, в частности, поддержка партией через свои депутатские группы в маслихатах определенных кандидатов на выборах акимов, публичные слушания по проблемам развития территории, постановка непосредственно перед акимом или через маслихат конкретных вопросов и выдвижение предложений. У нас по всей республике действует сеть общественных приемных, главная задача которых - выявлять проблемы, беспокоящие население, доводить их до сведения партийных органов на местах и в центре. Эти проблемы и предлагаемые меры мы можем далее продвигать по всей вертикали власти - от маслихатов до Парламента. Есть и другие механизмы общественного контроля, в том числе с участием неправительственных организаций. Мы стараемся использовать и этот канал, в первую очередь, для контроля социальных программ регионов, решения проблем, которые казахстанцы поднимают на встречах с акимами. Кстати, отчеты акимов перед населением, в которых наша партия принимает самое живое участие, это очень хорошее дело. Поднимаемые на них проблемы имеют очень высокие шансы на решение, поскольку проходят по всей исполнительной вертикали вплоть до Главы государства и находятся на жестком контроле.

Так что и по линии местной исполнительной власти у нас есть вполне легитимные каналы влияния, и они всегда в центре внимания партии. Не хочу ни сгущать красок, ни "лакировать" действительность - на местах у нас еще десятки и сотни проблем, ждущих своего решения. Поэтому мы ставим задачу перед филиалами партии - быть ближе к людям, к их заботам, реально помогать в улучшении жизни. Это главный принцип нашей работы.

- И в заключение, чего вы ждете от начавшегося года?

- Конечно, дальнейшего продвижения нашей страны в экономическом, социальном и политическом развитии. Как и всегда в начале года, все мы с нетерпением ждем Послания Президента народу Казахстана. Все Послания Главы государства поражают своей конкретностью, открывают ясные перспективы. И главное, мы четко знаем - все намеченное будет обязательно выполнено, в этом одна из самых замечательных черт политики Нурсултана Абишевича Назарбаева. А это очень важно для людей, это дает буквально каждому казахстанцу чувство уверенности в будущем.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
"Фактически общенациональный диалог в Казахстане состоялся" 28.02.2007
"Назревает конфликт между Парламентской ассамблеей ОБСЕ и БДИПЧ" 28.02.2007
Так кто стоит за партией "Атамекен"? 26.02.2007
Высшая ценность - права человека 23.02.2007
"Я являюсь почетным профессором нескольких западных университетов" 23.02.2007
Земля и воля 21.02.2007
Исповедь счастливого профессионала 21.02.2007
"В крайностях истины нет" 19.02.2007
"Да, я медиа-магнат" 19.02.2007
"Чтобы дружить с Китаем на равных, его нужно понимать" 19.02.2007

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
29.05.24 Среда
88. СТРОЙКИН Анатолий
85. ШТОЙК Гаppи
77. ДОСБОЛОВ Абилкасым
75. МЕРГАЛИЕВ Булат
72. АБЛЯЗОВА Акмарал
72. РЯБЦЕВ Анатолий
70. ДОСМАГАМБЕТОВ Баир
63. КЕНЖИН Ергазы
61. АНШИБАЕВ Амантай
61. НУРМУХАМЕДОВ Бурихан
61. ЦОЦОРИЯ Малхаз
59. АГАЙДАРОВ Ермек
59. ТАТИШЕВ Ерлан
54. АУБАКИРОВ Аскар
53. АРТЫГАЛИН Сейтжагипар
...>>>
30.05.24 Четверг
83. ИСЛАМОВ Герс
78. АБАКАНОВ Танаткан
76. КОТОВИЧ Валерий
73. КУСАИНОВ Аскарбек
69. МАКОВСКИЙ Анатолий
64. ТАЙЖАНОВ Ерлик
58. НУРАДИЛ Габит
57. КУРМАНБАЕВ Роман
54. САПАРГАЛИЕВ Аскар
47. ЖАННАЗАРОВА Нургуль
47. МУНЖАСАРОВ Жумагали
45. БУРИБАЕВ Алан
43. БАЛАШОВ Андрей
41. АХМЕТЗАКИРОВ Наиль
39. ЖУНУСОВА Дана
...>>>
31.05.24 Пятница
90. ШЕСТАКОВ Владимир
68. ХАТИЕВ Нурман
66. БОНДАРЕНКО Александр
66. ЯКУШЕВ Александр
62. ЗАБИРОВА Айгуль
62. ОНГАРБАЕВ Кайрат
59. МУРАТОВ Жомарт
56. ЗАИРОВ Марат
55. БИЖАНОВ Кайрат
55. ОРУНХАНОВ Кайрат
52. МУХАМЕДОВ Алишер
52. РЫСПЕКОВ Тусуп
50. ИБАТУЛЛИНА Эльмира
49. ШАЯХМЕТОВ Саят
48. КАЛЕНДЕРОВ Нуржан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz