Жети кун / "Хабар", 11 февраля
В этом году на отчетные встречи акимов приглашались не только журналисты, но и представители неправительственных организаций, депутаты, члены политический партий. Среди наблюдателей были и государственные инспекторы администрации президента, так что вскоре обобщенный анализ по итогам всех встреч будет представлен Нурсултану Назарбаеву. Впрочем, о некоторых результатах можно говорить уже сейчас и основные тенденции в развитии казахстанских регионов мы обсудим с заместителем руководителя администрации президента Дарханом Калетаевым.
Сегодня он – гость нашей программы.
- Дархан Аманович, только что прошли отчетные встречи акимов с населением. Если коснуться предыстории вопроса - каково предназначение института отчетов акимов?
- Вы знаете, что отчеты акимов у нас в этом году проводились в третий раз. По Указу Главы Государства отчеты акимов должны обеспечить двойную связь – акимы разных уровней должны населению рассказать об итогах своей деятельности за прошедший период и о планах, которые они имеют на следующий год. Говоря о значимости этих отчетов, на мой взгляд, можно определить несколько направлений. Первое, на мой взгляд, это то, что аким, как представитель власти на местах, он доходчиво объясняет населению, что делается в регионе и что он предполагает сделать. Т.е. показывает свою позицию. Во-вторых, он получает обратную связь в виде вопросов-предложений, т.е. население объективно дает ему оценку, говорит ему прямо, открыто в глаза, как он работает, что они получили и чтобы они хотели видеть. Третье, это - наша часть. Мы видим, как население оценивает акима и соответственно из этого делаем выводы, как он работает, какие у него перспективы в работе и что ему нужно поправить, что ему нужно сделать.
- Мне бы хотелось затронуть организационные моменты. Два года назад, когда стали проводиться первые встречи акимов с населением Президент на одном из совещаний раскритиковал акимов за формализм – пресса на них не приглашалась, в зале было много сотрудников акиматов, острые вопросы почти не поднимались. И тогда же Глава государства поручил контроль за проведением отчетов Администрации Президента… Я знаю, что в последние три года Вы довольно плотно занимались вопросами регионального развития – знаете ситуацию, можете сравнивать, поэтому интересно знать Ваше мнение – насколько разительны перемены в механизме организации отчетов акимов?
- Организационная часть состоит из того, чтобы за 10 дней до начала отчетов акимов в СМИ публикуется график отчетов, вся информация доводится до населения - когда, что, где, с кем они смогут придти на встречи. Двери помещений, где проходят встречи и отчеты открыты. Любой желающий может придти, высказать свои замечания, задать вопрос, выслушать. В то же время я хотел бы сказать свое мнение – я не говорю, что мы на таком уж высоком уровне провели отчеты, я не хочу сказать, что мы исправили все замечания, о которых говорил Глава государства, есть еще формальный подход в отдельных регионах – отчеты воспринимаются где-то, может быть, как отчеты ради отчетов. В то же время, есть инициативы, новая волна - применяется новый формат отчетов – видеоконференции, в этом году акимам было рекомендовано провести прямые эфиры по ТВ. Есть у некоторых акимов такой формат – они подобные отчеты проводят в течение года, есть аким области, который провел за год более 500 встреч. Т.е. они не останавливаются, новые формы ищут и мы работаем над тем, чтобы уйти от формального подхода. Но все зависит от людей, которые отчитываются. Знаете, они сами должны осознавать, что отчет это не то, что за ними следит администрация Президента и они должны отчитаться, чтобы потом сказать нам для галочки: "вот мы отчитались, вот такие-то результаты". Это нужно им, в первую очередь – они же работают в этом регионе и они должны понимать, что им дальше работать и они должны видеть тех людей, для кого они работают, и эти люди открыто им в глаза говорят: "Дорогой, мы тебя поддерживаем, ты работаешь, но у нас нет вот этого и этого".
- То есть спрос в любом случае будет со стороны самого населения.
- Конечно.
- Администрация Президента, как орган, непосредственно курирующий отчеты акимов, наверняка имеет возможность систематизировать все вопросы, которые затрагиваются во время встреч глав местных администраций и населения. Какие проблемы наиболее часто поднимались во время отчетов? Изменился ли характер этих проблем по сравнению с периодом, скажем, двухгодичной давности?
- Мы буквально сегодня подвели итоги отчетных встреч – характер проблем с каждым годом видоизменяется. И сегодня у нас преобладают проблемы социального характера – около 90 процентов заданных вопросов – это проблемы социального характера – это проблемы питьевой воды, жилищная проблема, ремонт и строительство дорог, ремонт и строительство объектов здравоохранения и образования, культуры, электрификация, газификация. Если два года назад люди задавали вопросы по теплу, по горячей воде, - то спектр вопросов меняется и действительно акимами всех уровней проводится работа в этом плане, что-то решается. В общей сложности у нас поступило предложений от жителей – 16 624. Сейчас вся эта информация анализируется. Делаем выборку для доклада главе государства - для дальнейшего решения вопросов и принятия мер.
- Думаю, Вы согласитесь со мной в том, что главный критерий эффективности встреч акимов с населением – это устранение существующих социально-экономических проблем. Есть ли статистика, отражающая решаемость тех вопросов, которые поднимают жители городов и районов во время встреч с акимами?
- Я вам скажу – в прошлом году было 19 тысяч предложений и замечаний. На период, когда мы проводили отчеты в этом году - почти 90 процентов рекомендаций было выполнено. Оставшиеся 10 процентов невыполненных замечаний – это в основном трудные вопросы, имеющие долгосрочный характер и почти все они республиканского уровня.
- Дархан Аманович, я хотел Вас спросить вот о чем. Были ли случаи, когда по результатам отчетов акимов и, исходя из сложившейся в том или ином регионе ситуации, принимались кадровые решения? Я имею в виду смещение действующих акимов…
- По итогам прошлого года были проведены несколько кадровых изменений на региональном уровне – произошла смена двух акимов района, одного акима города. В этом году мы тоже проведем анализ - все цифры у нас есть - во всех отчетах акимов принимали участие государственные инспектора Администрации президента. Они успели подробно изложить свою позицию, свою оценку и если мы будем считать, что где-то аким не справляется с работой и очень много вопросов к нему, он не может исполнять свои функции, то, конечно, будем делать выводы, кадровые в том числе. Но я считаю, что это не панацея для решения всех тех вопросов, которые поднимаются, мы будем контролировать, мы будем принимать меры, но акимы должны понимать – это первый формат демократических преобразований, народная демократия, руководитель выходит перед народом и говорит, что он сделал. Народ реально дает ему оценку. Для нас основное – это оценка народа. Исходя из этого – мы делаем свои выводы.
- К вопросу об оценке народа. Знаете, у нас издавна так повелось, что люди привыкли полагаться только на центр. Уже на уровне подсознания утвердилось убеждение, что только там можно добиться решения проблем. Как Вы полагаете, сможет ли институт отчетов акимов переломить эту тенденцию, убедить людей в том, что необходимо искать решение у себя в городе, в своем районе, в селе, спрашивать с местных властей, контролировать их работу и добиваться от них выполнения взятых обязательств?
- Федор, мы все делаем для этого, мы придумываем новые формы, предлагаем новые методы отчетов – делаем все, для того, чтобы народ поверил в это. И я вижу по активности населения, по растущей популярности отчетов – в этом году более полумиллиона людей приняли участие в отчетах – что мы добились больших сдвигов. Конечно, это цифры, но язык цифр сам говорит, что отчеты поддерживаются народом, они популярны, народ приходит, задает вопросы, высказывает свои предложения…
Вопросы, связанные с центром – идут к нам. В течение года мы получаем множество писем из регионов, где говорится о местных проблемах. В этом году мы сделали анализ писем и мы видим реальную ситуацию, есть обращения, которые приходят не раз или два, а до пяти раз. По одному и тому же вопросу. И здесь мы принимаем решение сами, вклиниваемся, решаем, наказываем того, кто не смог это решить на местном уровне, такие вопросы возникают постоянно. Но для нас это все-таки некая оценка работы местной исполнительной власти. И если пишет население в центр, к нам, значит - они не верят, что может решиться на местах, т.е. напрямую пишут Главе Государства. Это что означает? Означает, что нет иногда на местном уровне взаимопонимания. Нет понимания того, что эти вопросы можно решить здесь. Человек, который пишет в центр, он уже отчаялся обращаться в местные исполнительные органы и он пишет нам, главе государства, в администрацию Президента, в правительство. Соответственно отсюда мы делаем выводы, свои рекомендации, замечания руководителям местной исполнительной власти. |