NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Пятница 29.03.2024 20:16 ast
18:16 msk

"Для нас нет мелких проблем"
Б.Жумагулов: Объективно политический авторитет нашей партии не может быть отделен от авторитета главы государства – он основатель и лидер партии, его стратегический курс является главной нашей идеологической базой
15.02.2007 / интервью

Петр КАРАВАЕВ, "Литер", 14 февраля

Исполняющий обязанности председателя народно-демократической партии "Нур Отан" Бакытжан Жумагулов отвечает на вопросы "Литера"

– Завершено ли формирование руководящих органов партии в центре и на местах? Каково соотношение представителей ранее самостоятельных партий в "Нур Отане"? Каким принципом руководствовались при этом: пропорционально численности той или иной партии до присоединения к "Отану" или пропорционально влиятельности во властных структурах руководства этих партий? Назовите, пожалуйста, соответствующие цифры.

– Процесс консолидации партий, поддерживающих политический курс президента, в том числе и формирование руководящих органов, практически завершен. При этом никаких фиксированных принципов, касающихся соотношения представителей присоединившихся партий, мы не устанавливали. Процесс был полностью демократичным. Ведь все эти вопросы полномочен решать высший орган партии – съезд, и диктовать ему какие-то условия никто не вправе. То же можно сказать и о выборах руководящих органов на местах – они полностью относятся к компетенции партийных конференций.

После присоединения Гражданской и Аграрной партий на Х съезде проведены довыборы в состав политсовета партии, при этом, естественно, делегаты съезда принимали во внимание необходимость обеспечить достойное представительство партий, вошедших в состав "Нур Отана". Но все решалось не формальным, а содержательным подходом, на основе политического авторитета кандидатов в руководящие органы, их деловых и личностных качеств.

Что касается конкретных цифр, то сейчас в высшем представительном органе партии – политсовете – 135 человек, из которых 37% представляют бывшую партию "Асар", 14% – Гражданскую и 12% – Аграрную. Но дело не в формальных цифрах. Все они достойные люди с активной гражданской и политической позицией, и сегодня мы – единая партия "Нур Отан", партия президента страны.

В течение I квартала этого года завершается и формирование руководящих органов региональных и территориальных филиалов партии. Там, где ранее действовали организации присоединившихся партий, на партконференциях "Нур Отана" в состав соответствующих органов также проводятся довыборы активных, авторитетных представителей этих партий.

– Партия "Нур Отан" стала самой массовой структурой партийной системы Казахстана, наверное, на несколько порядков превосходящей все другие партии и по количеству членов, и по ресурсам, и по организационным возможностям. Вы, Бакытжан Турсынович, были признаны в позапрошлом году "Прорывом года", в прошлом – "Партийным лидером года". А где руководители других партий? Какова, на ваш взгляд, ситуация на партийном поле страны и на каких проблемах политические партии будут сосредоточивать свои усилия?

– Партия "Нур Отан" сильна своим лидером, а лидер у нас один – Нурсултан Абишевич Назарбаев. Руководители же других партий никуда не делись, достаточно посмотреть на работу Государственной комиссии по разработке и конкретизации демократических реформ, где они – например: Гани Касымов, Алихан Байменов, Гани Калиев, Максут Нарикбаев и другие – ведут очень активную и конструктивную работу. И это принципиально важно для продвижения демократии.

Во-вторых, объединение пропрезидентских партий неизбежно подталкивает и другие партии к наращиванию усилий. Наше объединение, по сути, послужило началом весьма существенной перестройки партийного поля уже не на количественном, а на качественном уровне. Будущее – только за партиями, имеющими весомый ресурс доверия избирателей и способными перейти от слов к делу, от лозунгов к выработке и продвижению реальных механизмов развития страны, защиты интересов граждан Казахстана. Наша партия идет именно по этому пути.

Что касается вопросов, на которых партии сосредоточат свои усилия, то это, безусловно, интересы тех групп электората, которые они защищают. Для партии "Нур Отан" – это весь комплекс вопросов социального, экономического и политического развития страны и каждого ее региона. Для нас нет мелких проблем, если они затрагивают судьбы людей.

К примеру, сегодня одним из ключевых направлений политики нашей партии мы считаем всемерную поддержку молодежи и женщин страны. Далеко не все вопросы их решены, и во многом нас не устраивает, как они решаются. Поэтому мы системно анализируем ситуацию и предлагаем пути решения. Будем настойчиво доводить их до всех уровней представительной и исполнительной власти, добиваться принципиальных сдвигов в этой проблематике. Ведь за этими категориями населения – будущее страны, ее завтрашняя демография, экономика, политика.

Совсем недавно под эгидой нашей партии в Алматы прошел очень представительный форум "Ставка на молодежь!", где были представлены более 80 самых крупных и активных молодежных организаций страны. По сути, это молодежный срез неправительственного сектора гражданского общества, и его становление, активизация – одна из главных забот нашей партии.

Никто лучше молодежных или женских неправительственных организаций не может знать и отстаивать их интересы, и в этом они могут рассчитывать на полную поддержку партии "Нур Отан", всей вертикали ее депутатских групп и фракций в маслихатах и парламенте Республики Казахстан. Важным шагом в этом деле партия считает выдвижение и поддержку представителей молодежи и женщин страны кандидатами в депутаты представительных органов, прежде всего – в маслихаты на местах, которые максимально близки к нуждам и заботам жителей региона. Для этого уже в ходе подготовки к предстоящим выборам мы ориентируемся на то, чтобы обеспечить не менее чем 20–30–процентное представительство молодежи и женщин в этих органах власти.

– Как известно, политсовет партии власти впервые в казахстанской истории обсуждал кандидатуру будущего премьер-министра, и это произошло еще до совместного заседания палат парламента, на котором Карима Масимова представил глава государства. По чьей инициативе это произошло? Доминировало ли в вашем выборе мнение председателя партии? Были альтернативные варианты? Были ли те, кто выступал против предложенной кандидатуры?

– Это очень знаковое событие. Оно стало важным этапом в последовательном усилении роли и значения политических партий в жизни общества и государства – одним из ключевых направлений выдвинутой президентом программы политической модернизации страны.

Предварительное обсуждение кандидатуры на пост премьер-министра с руководством партии "Нур Отан" и ее фракцией в парламенте прошло по инициативе главы государства.

Никаких альтернативных вариантов на этой встрече не рассматривалось. Глава государства сообщил нам, что у него были и другие кандидатуры, но на обсуждение он вынес только одну, поскольку выдвижение главы правительства является исключительной конституционной прерогативой президента страны. Целью встречи было всестороннее обсуждение предложения главы государства, и оно прошло очень заинтересованно и конструктивно. Были и определенные замечания и предложения, которые, надеюсь, новый премьер-министр учтет в своей работе. В итоге мы поддержали предложение Нурсултана Абишевича, далее кандидатура была вынесена на совместное заседание палат парламента.

Уверен, что такой механизм консультаций, принятый, кстати, при формировании правительств в целом ряде развитых демократических стран, будет реально способствовать более широкому учету мнения партии парламентского большинства, выражающей интересы подавляющего числа казахстанцев.

И уже первые шаги правительства показывают, что оно и в дальнейшей своей работе будет консультироваться с нами по многим вопросам.

– Но давайте взглянем на этот вопрос с другой стороны. Ведь вы не только политик, но и известный ученый. Согласитесь, что с объективной точки зрения авторитет и политический вес партии, даже такой массовой, как "Нур Отан", несопоставим с авторитетом правительства. Не являются ли такие консультации "боем в разных весовых категориях", итог которого заранее предопределен?

– Объективно политический авторитет нашей партии не может быть отделен от авторитета главы государства – он основатель и лидер партии, его стратегический курс является главной нашей идеологической базой. К тому же, как партия подавляющего парламентского большинства, мы можем оказывать весьма серьезное воздействие на исполнительную власть. Примеры этому – заслушивания на заседаниях парламентской фракции министров и руководителей национальных компаний по решению вопросов, существенно затрагивающих качество жизни большинства казахстанцев – тех же тарифов на энергию, устанавливаемых монополистами.

Что касается интеллектуального ресурса самой партии, ее возможностей еще больше влиять на деятельность правительства, то его резкое усиление поставлено Нурсултаном Абишевичем в качестве одной из основных стратегических задач на ближайший период. Будем создавать солидные информационно-аналитические структуры, на новом уровне осуществлять мониторинг социально-экономического развития страны, вырабатывать необходимые меры и предлагать их правительству. Новым механизмом, созданным по инициативе президента страны, является совместное с правительством обсуждение формируемых им программ, прежде всего – социальной направленности.

Так что "весовые категории" у нас постепенно сближаются, и новый толчок этому процессу придадут меры по усилению роли партий и представительных органов всех уровней, которые сейчас прорабатываются госкомиссией.

– Новая программа действий правительства отличается от той, с которой действовало правительство Даниала Ахметова. Ожидаются перемены и в текущей работе исполнительной власти, по крайней мере это следует из заявлений Карима Масимова, – и количество отраслевых программ его не устраивает, и обилие приоритетов, и система контроля. Много замечаний новый премьер высказал и в ходе коллегий каждого министерства. Как это отразится на программе партии "Казахстанский путь-2009", которая, надо полагать, станет основой деятельности укрупненной и обновленной партии? Почему партия, выдвинувшая кандидатуру нового премьера, не обращала раньше внимания на недочеты старого правительства, о которых открыто говорит новый премьер?

– Руководство партии "Нур Отан" провело очень заинтересованное и полезное предварительное обсуждение с премьер-министром программы правительства Республики Казахстан на 2007–2009 годы. Действительно, новая программа отличается от предыдущих своей системностью, формулировками и содержанием приоритетов. Вместе со стремлением правительства к большей прозрачности и четкости государственных и отраслевых программ мы это можем только приветствовать. Такое обсуждение дает нам новые возможности продвижения политики партии, прежде всего – в социальной сфере в интересах всех казахстанцев.

А насчет вопроса, что наша партия раньше не обращала внимания на недочеты старого правительства, позвольте с вами не согласиться. Только в прошлом году было проведено 18 заседаний нашей парламентской фракции, где были рассмотрены самые актуальные вопросы. Например, члены фракции потребовали увеличить финансирование сферы образования от 3,5 до 5 процентов ВВП, здравоохранение – до 4 процентов ВВП, повысить размеры пенсий и т. д., и многие из этих предложений уже реализуются. Добавьте сюда и те заслушивания членов правительства, о которых говорилось выше.

Что касается программы "Казахстанский путь-2009", то это наша предвыборная программа, обещание партии, данное избирателям на выборах 2004 года в мажилис парламента. Она была поддержана убедительным большинством казахстанцев, и отступать от нее мы не намерены. Если и будут какие-то корректировки, то только в сторону повышения социальной и экономической планки, улучшения качества жизни всех казахстанцев.

– Одна из главных дискуссий в обновленной партии – о практике совмещения должностей областных акимов и председателей областных парторганизаций. Вы продолжаете настаивать на своей точке зрения или согласились с соответствующим мнением Дариги Назарбаевой? Какую партийную должность в случае положительного для вас исхода данной дискуссии вы предусмотрели для главы исполнительной власти Карима Масимова?

– Не думаю, что вопрос о совмещении должностей акимов и руководителей парторганизаций является столь стратегическим и принципиальным, что его можно было бы назвать "главной дискуссией" в нашей партии. Скорее, это обычные расхождения в тактике действий, которые вполне нормальны для демократической партии.

Уже не раз говорил, что избрание акимов руководителями областных филиалов партии для нас не является каким-то правилом. Таких руководителей сейчас у нас менее половины от числа региональных филиалов, а на территориальном уровне речь об этом совсем не идет. Но и не запрещается. Главное, чтобы это было на пользу партии, на пользу ее избирателей – это главный и единственный критерий. При этом мы четко различаем, где служебные обязанности руководителя региона, где обязанности лидера региональной партийной организаций.

Но давайте шире посмотрим на данный вопрос. Ведь есть силы, которые стремятся возвести его в общую проблему членства государственных служащих в партиях, пытаются создать в обществе предубежденность в этом отношении. Думаю, что это отголоски былой борьбы со всевластием КПСС, наследие уже далекого имперского прошлого. Сегодня ситуация уже в корне иная, и рано или поздно мы придем к практике, принятой в странах развитой демократии, когда партия, победившая на всенародных выборах, буквально расставляет своих представителей на все ключевые посты в государстве. Другого пути у нее нет – только так можно реально выполнить свои предвыборные обещания, и избиратели это прекрасно понимают.

Поэтому мы видим одной из своих главных задач выработку новых механизмов участия партии и в формировании, и в реализации государственной политики, и в этом находим полную поддержку главы государства. По сути, в соответствии с его стратегическим курсом мы формируем партию нового образца, по своим возможностям и потенциалу приближающуюся к характеристикам ведущих политических партий зарубежных демократических стран.

Ну а насчет партийной должности для премьер-министра Карима Масимова, то при всем глубоком к нему уважении думаю, что нагружать его еще и серьезными партийными обязанностями мы не будем.

– На съезде вновь образованной ОСДП заявлено, что основой тактики новой партии социал-демократического толка будет критика власти и доведение до СМИ и руководства страны реального положения дел с произволом чиновников, порядком и законностью на местах и т. д. Вы также позиционируете себя как социал-демократическая партия, а поскольку ваш председатель руководит государством, то и тактика работы партии ограничена контрольными функциями и предложениями консультативно-совещательного характера. В чем же разница между двумя казахстанскими социал-демократическими партиями?

– В демократическом обществе любые предложения политических партий носят, как вы говорите, "консультативно-совещательный характер". По иному и быть не может. Только в условиях тоталитарного государства решения партии приравнены к высшему закону – это вы помните по нашему прошлому. В демократических условиях всю свою политику партии проводят через вполне определенные законодательством механизмы, основанные не на фиксации каких-то особых прав партий, а на народовластии. Главный из них – парламентский, и мы его активно используем.

Сегодняшнее позиционирование партии "Нур Отан" можно выразить как "общенародная партия", охватывающая и социал-демократические, и, в определенной мере, либеральные ценности с главенством в них интересов подавляющего большинства населения Казахстана. И это позиционирование не теоретическое, не желаемое, а вполне практическое. Оно основывается на поддержке того электората, который голосовал за курс наших партий в 2004 году и за политику президента республики Н. А. Назарбаева в 2005-м.

Для нашей партии социальная политика была и остается неизменно на первом месте, но существенно дополняется и поддержкой отечественного производства и бизнеса, аграрного сектора и "среднего класса". Ведь только баланс интересов всех основных социальных слоев и групп населения способен обеспечить стабильность и наиболее эффективное и всестороннее развитие страны. Это со всей четкостью показывают небывало успешные и уникальные на всем постсоветском пространстве результаты реализации стратегического курса нашего президента.

Что касается социал-демократической ориентации ОСДП, то только время покажет, насколько она соответствует реальности. К тому же социал-демократия в современных условиях – это не нечто незыблемое и четко определенное. Мировая практика показывает очень много ее трансформаций, и каков будет в реальности политический курс ОСДП, будет ясно не по названию, а только из практических действий. Пока же несколько настораживает ориентация ее лидеров исключительно на так называемую борьбу против – критику власти, чиновничества и т. п. Такой курс без "борьбы за" – предложений новой стратегии развития общества, социально-экономических программ и т. п., – может опять вылиться в пустую говорильню, бездумную эксплуатацию и раздувание протестных настроений. А есть ли у них что-нибудь за душой? На этот вопрос опять-таки ответит только время.

– Как будут развиваться ваши отношения с партией "Атамекен" после ее регистрации? Вас не настораживает то обстоятельство, что премьер-министр Карим Масимов, кандидатуру которого вы одобрили и предложили для утверждения парламенту, в ходе поездок по регионам проводит встречи с представителями не "Отана", а союза "Атамекен"?

– Ну, пока еще рано ставить вопрос о развитии наших отношений с партией "Атамекен". И дело здесь не только в том, что она еще не зарегистрирована. Не до конца ясны ее программные цели и практическая направленность политики. Это станет ясно, только если партия будет зарегистрирована и начнет практическую работу.

Глава государства на съезде Гражданской партии изложил свое видение развития партийной системы Казахстана. У нас должна сложиться устойчивая демократическая многопартийная система, ключевая роль в которой будет принадлежать нескольким сильным, конкурентоспособным, лидирующим партиям, способным эффективно отражать и защищать интересы населения страны. Если "Атамекен" станет такой партией, то критерий возможных взаимоотношений у нас будет один. Мы – партия президента страны: реальное содействие его политическому курсу и готовность к конструктивному диалогу станет основой возможного сотрудничества, противодействие – соответствующего отношения и со стороны нашей партии.

Что касается встреч премьер-министра с союзом "Атамекен", то ни в коем случае не следует путать этот союз с инициативной группой по созданию политической партии "Атамекен". Это две совершенно различные организации, или, как говорят в Одессе, "две большие разницы".

Союз предпринимателей и работодателей "Атамекен" – это не партия, а уже давно действующее объединение, и наша партия с ним поддерживает тесные партнерские отношения – недавно подписали меморандум о сотрудничестве. Именно с его представителями и встречался премьер-министр.

– Ожидается, что в ходе предстоящей реформы политической системы страны будут расширены полномочия парламента и значительно увеличено партийное представительство. Безусловно, что большинство мест в парламенте возьмет "Отан" и продолжит контролировать высший законодательный орган страны. Скажите, в чем разница, если раньше на выборы депутатов влиял так называемый административный ресурс в лице местной исполнительной власти, а теперь местная исполнительная власть будет поддерживать кандидатов от "Нур Отана" в качестве партийного поручения, ведь акимы руководят местными парторганизациями? Вам не кажется, что такая реформа многими будет расценена как бутафорская?

– В ходе реформ предстоит расширение полномочий не только парламента, но и других представительных органов страны – маслихатов. Эти вопросы сейчас рассматриваются госкомиссией в качестве одного из ключевых моментов дальнейшей демократизации. При этом партия "Нур Отан" выступала и выступает не только за механическое увеличение партийного представительства в парламенте.

Вопрос стоит гораздо серьезнее – об избирательной системе страны в целом. В настоящее время выборы в мажилис парламента у нас осуществляются по смешанной системе: мажоритарной по одномандатным округам и пропорциональной по единому общенациональному округу, где избиратели голосуют за партийные списки. При этом мажоритарная система является подавляющей – по ней избираются 67 депутатов, по пропорциональной – только 10.

С нашей точки зрения, при всех достоинствах мажоритарной системы у нее есть весьма существенный недостаток: голоса меньшинства пропадают. В каждом округе побеждает только один сильнейший. И теоретически не исключена ситуация, когда какая-либо партия, получив только 51% голосов, но во всех округах, обеспечит себе абсолютно все места в парламенте. Мнение же остальных 49% избирателей в нем совсем не будет представлено.

А вот если бы эти выборы проводились по пропорциональной системе, по партийным спискам, то в нашем теоретическом случае партия-победительница получила бы только чуть больше половины депутатских мест, а ее оппоненты – остальные места пропорционально количеству поданных за них голосов. Налицо более адекватное отражение в результатах выборов реальной силы политических партий и их сторонников.

Именно этот фактор побуждает партию "Нур Отан" выступать за существенное расширение представительства партий в парламенте. К примеру, уже на будущих парламентских выборах число мест по партийным спискам можно было бы уравнять с числом одномандатных округов, т. е. перейти к пропорции 50:50. Такое предложение мы вносили на госкомиссию. При этом мы осознаем, что добиться подавляющего перевеса станет гораздо сложнее и, чтобы, как вы говорите, контролировать парламент, придется приложить гораздо больше усилий. Но для нашей партии в конечном итоге главное не власть сама по себе, а интересы избирателей – всех жителей Казахстана.

Теперь о пресловутом "административном ресурсе". Практика последних лет показывает, что самосознание нашего общества неуклонно растет, растет ответственность избирателей, их требовательность к соблюдению демократических процедур. Невооруженным глазом видно, как снижаются возможности "административного ресурса" и как, наоборот, возрастает роль в предвыборном процессе политических партий. Это констатируют и международные наблюдатели.

Так что если основываться не на предположениях, а на практике, то сегодня говорить о каком-либо серьезном использовании "административного ресурса" уже невозможно. При увеличении числа депутатов, избираемых по пропорциональной системе, этот ресурс уже не сможет, как раньше, ставить полный заслон "неугодным" кандидатам – вероятность, что они все же пройдут, всегда остается, а "обработать" абсолютно все население просто невозможно. Так что данную реформу никак нельзя назвать бутафорской или новым "прикрытием" для "административного ресурса". Скорее, наоборот. Причем совершенно не важно, по какой линии он мог бы реализовываться – по административной или партийной. Ни в том, ни в другом случае у данного "ресурса" нет не только будущего, но уже и настоящего. Рецидивы, конечно, были и, наверно, будут, но не они определят итоги выборов. Все решает только избиратель.

Со своей стороны партия "Нур Отан" направит все свои усилия, чтобы выборы проходили абсолютно честно и прозрачно, чтобы на корню пресекалась каждая попытка давления на избирателей, от кого бы она ни исходила. Такова политика президента страны, и мы ее намерены четко реализовывать.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
"Фактически общенациональный диалог в Казахстане состоялся" 28.02.2007
"Назревает конфликт между Парламентской ассамблеей ОБСЕ и БДИПЧ" 28.02.2007
Так кто стоит за партией "Атамекен"? 26.02.2007
Высшая ценность - права человека 23.02.2007
"Я являюсь почетным профессором нескольких западных университетов" 23.02.2007
Земля и воля 21.02.2007
Исповедь счастливого профессионала 21.02.2007
"В крайностях истины нет" 19.02.2007
"Да, я медиа-магнат" 19.02.2007
"Чтобы дружить с Китаем на равных, его нужно понимать" 19.02.2007

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
29.03.24 Пятница
83. МЕДВЕДЕВ Святослав
78. ЖУКОВ Владимир
77. ЕРЖАНОВ Сырымгали
73. НОСОНОВСКИЙ Геннадий
63. МАЗАКОВ Талгат
61. БАЙДАБЕКОВ Ауез
59. АБИШЕВ Азат
59. ЖУМАДИЛЬДАЕВА Наталья
59. ТАБЫЛДИЕВ Коктембек
57. ИМАНТАЕВ Ермек
57. ХАЛИЛИН Ерден
55. ЛАРИЧЕВ Леонид
43. АЙМАГАМБЕТОВ Лашин
43. АХМЕД-ЗАКИ Дархан
42. ХАИРОВА Камилла
...>>>
30.03.24 Суббота
79. КЕРИМБАЕВ Бигали
78. ЗАЙЦЕВА Александра
74. АМАНБАЕВ Кайрат
72. АЙТБЕКОВ Берик
69. ОРДАБАЕВ Галым
67. СЛАБКЕВИЧ Лариса
65. УТЕУЛИНА Ирина
64. ЖУНУСОВ Сарсембек
63. МОМЫНЖАНОВ Каиргали
63. СМАТЛАЕВ Бауржан
61. ПАРФЕНОВ Дмитрий
60. БЕКЕЖАНОВ Сенбай
57. САБДЕНОВ Кайрат
51. ДАРЖИБАЕВ Еренай
42. ЕСИМОВА Анара
...>>>
31.03.24 Воскресенье
76. СЕРКЕБАЕВ Алмас
71. РАИМЖАНОВ Абдыхапар
70. ЧЕСНОКОВ Анатолий
67. МИНЕЕВА Ирина
65. АКМОЛДАЕВА Елена
65. КУБЕЕВ Еркин
63. КЕРИМХАНОВА Гульнара
62. КИМ Марина
62. МЕНДЕКИНОВА Гульжан
56. ЖАНЖУМЕНОВ Талгат
53. АББАС Бауыржан
52. АЛПЫСБАЕВ Канат
50. БЕККАЛИ Мухтар
46. ДЖАУХАНОВ Руслан
46. ЖАКУПОВ Нурлан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz