"Караван", 16 февраля
На этой неделе посол Казахстана в Австрии и ОБСЕ Рахат Алиев ответил на вопросы информационного агентства Рейтер.
– Как Вы можете прокомментировать заявления родственников бывших руководителей Нурбанка об их личных и деловых конфликтах с Вами?
– Если речь идет о Гилимове и его заместителе, который подался в бега, то у них нет со мной никаких конфликтов. У них конфликт с законом. Они подозреваются в том, что были членами мошеннической группы, которая работала в нескольких банках. Когда же их разоблачили, они сначала с помощью коррумпированных полицейских организовали налет на банк с целью завладения документами по кредитам и залоговому имуществу, а потом, когда налет не удался, организовали эту клеветническую кампанию. В ней все шито белыми нитками, все расползается – даты, сроки, время – и все это такие глупости, о которых неловко даже говорить.
– Насколько правдивы заявления о том, что Вы и Дарига Назарбаева контролируете ряд казахстанских СМИ, в частности телеканалы Хабар и КТК, газету "Караван" и информационное агентство Kazakhstan Today?
– Мы имеем акции этих компаний. Согласно казахстанскому законодательству они переданы в доверительное управление юристам и управляющим этими компаниями.
– Можете ли Вы подробнее рассказать о своих деловых интересах (помимо Нурбанка), которые часто становятся предметом слухов и спекуляций?
– Мои деловые интересы не становятся предметом слухов и спекуляций, потому что они не связаны с проблемными областями типа экспорта сырьевых ресурсов. До ухода на госслужбу я занимался сахарным бизнесом (владею рядом сахарных заводов, имею 10 процентов акций в крупной мировой сахарной компании Сюкден), владел медийными и финансовыми активами, которые затем передал в управление юристам.
Что касается попыток спекуляций вокруг моих бизнес-интересов, то тут все предельно ясно: у нас в стране есть пять-десять человек, для которых во всем, что происходит в мире, включая появление пятен на солнце, виноват я. Разумеется, с таким мировосприятием надо отправляться к психиатру.
Отчего им так все представляется – тоже ясно: в основном это люди, которые имели проблемы с законом по линии налогов и из-за коррупции в то время, когда я руководил соответствующими государственными органами. А поскольку по нашей традиции каждый пойманный вор немедленно прозревает и переходит в оппозицию, то становится понятно, кто пытается запускать эти слухи.
– Как Вы можете прокомментировать заявления оппозиционных политиков о чрезмерной концентрации политической власти и коммерческих активов в руках родственников президента страны?
– Как очевидную глупость. В руках оппозиционных политиков и их спонсоров сосредоточено несоизмеримо больше коммерческих, медийных и других активов, и это ни для кого не секрет.
– Остаетесь ли Вы сторонником идеи перехода к конституционной монархии, высказанной Вами в прошлом году?
– Обнародовав эту идею, я хотел оживить политическую жизнь, дискуссии, споры, столкновение разных идей. К сожалению, хоть мы экономически и политически и далеко ушли от СССР, психологически многие так и не смогли из него выбраться, и потому реакция на ту мою статью была такой же агрессивно-примитивной, как в советские времена на любые идеи, отличающиеся от утвержденных Центральным комитетом.
– Кого Вы считаете наиболее вероятным кандидатом на пост главы государства после истечения последнего президентского срока Нурсултана Назарбаева?
– По-моему, подобные разговоры – это бессмысленное политиканство. В Конституции прописана демократическая процедура выборов, согласно которой такие вопросы решают избиратели, народ. Я считаю, что Первый Президент независимого Казахстана Нурсултан Назарбаев заложил мощный фундамент нашего многонационального дома, Казахстана, и теперь нашей стабильности и прогрессу ничто не сможет помешать.
– Как Вы относитесь к предложенным поправкам в законодательство, касающимся ужесточения ответственности за клевету и оскорбления в адрес публичных политиков, которые вызвали критику представителей Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе?
– Я против этих поправок. Я за декриминализацию законодательства в отношении прессы, за то, чтобы судебные вопросы по этим делам решались исключительно в гражданском и административном порядке. |