Ольга МАЛАХОВА, "Казахстанская правда", 22 февраля
Национальный план действий в области защиты прав граждан, дальнейшее совершенствование законодательства в этой сфере и многие другие направления деятельности Комиссии по правам человека при Президенте Республики Казахстан - реальные шаги по вхождению нашей страны в число пятидесяти конкурентоспособных государств, уверен недавно назначенный на должность председателя комиссии Сагинбек ТУРСУНОВ.
- Сагинбек Токабаевич, в качестве посла Казахстана в европейских государствах вы были, образно выражаясь, первоцелинником на ниве казахстанской дипломатии в Европе, и, конечно, вам знакома ситуация с правами человека в этих странах. Как вы считаете, могут ли прижиться европейские стандарты защиты прав на казахстанской почве сейчас, когда нашему независимому государству исполнилось пятнадцать лет?
- Действительно, в течение двенадцати лет я работал Чрезвычайным и Полномочным Послом в двенадцати государствах Евросоюза и участвовал в организации двенадцати визитов на высшем уровне. Представляя нашу страну в ОБСЕ и во всех международных организациях ООН в ее штаб-квартире в Вене, я, конечно, хорошо знаю, как обстоят дела с правами человека в государствах - участниках Евросоюза и ОБСЕ.
Как известно, старейшей региональной организацией на европейском континенте является Совет Европы. Его членами была принята Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод, вступившая в силу третьего сентября 1953 года. Спустя двадцать пять лет после принятия конвенции ее участниками стали все члены Совета Европы. Ценность Европейской конвенции состоит не только в зафиксированных правах и свободах, но и в создании механизма их исполнения - уникального, жизненного и развивающегося.
Конечно, общепризнанные европейские стандарты в сфере защиты прав человека привлекательны и для нашего государства, ведь мы являемся членом ОБСЕ. Некоторые из них мы планируем апробировать в деятельности комиссии. Естественно, с учетом особенностей национального законодательства и правоприменительной практики.
- Говорят, дипломатия - искусство возможного, так называется и одна из ваших книг. А какой формулой можно было бы определить суть прав человека и как может пригодиться дипломатическое искусство в их защите?
- Права человека в современном мире - мощный пласт общечеловеческой культуры. А дипломатия играет ключевую роль не только в установлении межгосударственных отношений, но и в развитии и укреплении международного сотрудничества в сфере прав человека. Именно благодаря дипломатическому искусству были успешно разработаны ныне действующие международные универсальные и региональные механизмы защиты прав человека. А суть прав человека определена известной формулой: "Права человека - высшая ценность, а их уважение, соблюдение и защита - обязанность государства".
- И какова роль возглавляемой вами комиссии в практической реализации этой формулы в нашей республике?
- Нисколько не умаляя роль личной активности каждого человека в реализации и отстаивании своих прав и свобод, все же надо признать определяющую роль государства, призванного создавать необходимые предпосылки и условия, обеспечивая при этом необходимый баланс общественных и личных интересов. Поэтому и была создана Комиссия по правам человека при Президенте Республики Казахстан. Она стала первым специализированным национальным учреждением по правам человека. В основе деятельности комиссии находится реализация в жизнь политики Главы государства, являющегося гарантом прав и свобод человека и гражданина.
Не подменяя собой государственные органы и неправительственные организации, она вносит немалый вклад в дело обеспечения прав человека. Это и усиление общественных и государственных механизмов поддержки и защиты прав человека, и участие в формировании и выработке государственной политики в этой сфере, и содействие укреплению международного сотрудничества в области обеспечения прав человека.
- А куда гражданам предпочтительнее обращаться для защиты своих прав - к омбудсмену или в комиссию?
- Здесь нужно понять функциональное отличие этих двух институтов. В нашей стране, в соответствии с общепризнанными Парижскими принципами, работают два типа национальных учреждений по правам человека: Комиссия по правам человека при Главе государства и уполномоченный по правам человека в Республике Казахстан (омбудсмен).
Комиссия - один из наиболее распространенных типов национальных учреждений по правам человека, действующих в мире. И одной из основных форм ее деятельности является предоставление в консультационном порядке Правительству, Парламенту и любому другому государственному органу рекомендаций и докладов в области прав человека. Она, по сути, обеспечивает деятельность, как я выше сказал, Президента страны как гаранта прав и свобод человека и, являясь одним из "мостиков" между Главой государства и гражданским обществом, формирует стратегию и политику в этом вопросе и оказывает практическую помощь омбудсмену.
А институт омбудсмена создан для защиты прав отдельных лиц, которые считают себя жертвами несправедливых действий со стороны органов государственной власти и их должностных лиц, других организаций. По своему статусу уполномоченный по правам человека является своего рода народным адвокатом, защищающим нарушенные права конкретного человека. А в целом комиссия и омбудсмен, органично дополняя друг друга на правовом поле Казахстана, вносят свой вклад в сферу защиты прав человека.
- И все же люди обращаются и в комиссию?
- Ежегодно в секретариат комиссии поступает свыше тысячи письменных обращений казахстанцев. С соответствующими рекомендациями либо заключениями комиссии они направляются для рассмотрения по существу в уполномоченные государственные органы - прокуратуры, суды, центральные и местные исполнительные органы.
Исходя из положения Конституции, а также в соответствии с нормами других законодательных актов граждане Республики Казахстан, иностранные граждане и лица без гражданства вправе обращаться в комиссию за защитой своих прав в установленном законодательством порядке. Отмечу лишь, что не подлежат рассмотрению комиссией по правам человека обращения граждан, порядок рассмотрения которых установлен законодательством об административных правонарушениях, уголовно-процессуальным и гражданским процессуальным законодательством.
Только в 2006 году комиссией на контроль было взято 49 обращений граждан. Из них в 23 жалобах факты нарушения прав человека нашли свое подтверждение и при непосредственной помощи комиссии были восстановлены.
- Нередко человек ищет защиты у неправительственных организаций. Взаимодействует ли комиссия с правозащитными НПО?
- Конечно, и мы намерены еще более активизировать с ними свое сотрудничество. Наиболее распространены встречи в рамках конференций, "круглых столов", семинаров-тренингов, заседаний, посещений следственных изоляторов и исправительных учреждений.
Да и сами представители комиссии активно участвуют в мероприятиях, проводимых правозащитными организациями, оказывая при этом разнообразную методическую и информационную помощь. По обоюдной договоренности НПО передают в комиссию на рассмотрение сложные для разрешения жалобы граждан, которые поступают в правозащитные организации. Наконец, представители НПО входят в состав Комиссии по правам человека и ее Экспертного совета. Для развития партнерских отношений с институтами гражданского общества в сфере прав человека решено качественно изменить состав Комиссии по правам человека, включив в него наиболее известных и авторитетных представителей гражданского общества. Будут больше задействованы и региональные НПО, которые имеют реальный опыт работы в сфере защиты прав человека.
- Что дает взаимодействие с международными организациями и с национальными учреждениями по правам человека зарубежных государств?
- Вот лишь один пример пользы такого сотрудничества. Сейчас при содействии Программы развития ООН и Кластерного бюро ЮНЕСКО в Алматы успешно запущена цифровая библиотека Комиссии по правам человека при Президенте РК на казахском и русском языках, не имеющая аналогов в странах СНГ и Балтии. Она предоставляет населению бесплатную правовую информацию в сфере защиты прав человека.
Тесно взаимодействуем и со многими другими международными организациями, в частности, с представительствами Программы развития ООН (ПРООН) в Казахстане, управления верховного комиссара ООН по делам беженцев, Международной организации по миграции, а также Центром ОБСЕ в Алматы, Европейской комиссии, детским фондом ООН "ЮНИСЕФ", Кластерным бюро ЮНЕСКО в Алматы. Регулярно проводим совместные международные конференции, семинары, "круглые столы", тренинги для сотрудников государственных органов, иных организаций.
Комиссия сотрудничает с национальными учреждениями по правам человека России, Украины, Литвы, Молдовы, Грузии, Азербайджана, Армении, Узбекистана. Сейчас устанавливаем более тесные контакты с аналогичными учреждениями стран Евросоюза, Юго-Восточной Азии, США и Канады. Будем развивать сотрудничество и с дипломатическими представительствами, аккредитованными в Казахстане.
- Какие конкретно шаги удалось предпринять в законотворческой деятельности?
- Члены комиссии и сотрудники секретариата входят в состав рабочих групп по разработке ряда законопроектов. Но мы намерены добиваться обязательной экспертизы законопроектов, нормативных актов Правительства в комиссии на предмет их соответствия общепризнанным международным стандартам по правам человека.
Комиссия принимала самое непосредственное участие в подготовке и написании национальных докладов по Конвенции по правам ребенка, Конвенции против пыток, содействовала реализации рекомендаций ратифицированных международных договоров по правам человека и комитетов ООН в национальное законодательство и практику. В 2003 году, например, комиссия рекомендовала Правительству РК сформировать координационный механизм по выполнению обязательств Казахстана. И такой механизм был вскоре создан постановлением Правительства. Планируем активно содействовать деятельности Межведомственной комиссии по международному гуманитарному праву и международным договорам по правам человека.
- Какие из рекомендаций комиссии нашли свое практическое воплощение в ходе совершенствования государственного механизма защиты прав человека?
- Могу утверждать, что Комиссия по правам человека внесла свою лепту в принятие целого ряда важных решений, направленных на совершенствование государственного механизма защиты прав человека. Это присоединение Казахстана к международным конвенциям по правам человека и международным пактам ООН о гражданских и политических правах, об экономических, социальных и культурных правах; образование межведомственной комиссии по международному гуманитарному праву и международным договорам по правам человека; учреждение Комитета по охране прав детей в структуре Министерства образования и науки. Сюда же можно отнести учреждение института уполномоченного по правам человека в РК (омбудсмена), передачу исправительных учреждений и следственных изоляторов из МВД в ведение Министерства юстиции, введение моратория на смертную казнь, снижение тарифов и обеспечение доступности услуг связи, предоставляемых АО "Казахтелеком".
- Каковы будут следующие шаги после ратификации Казахстаном Международного пакта о гражданских и политических правах? Насколько близки мы к его положениям об отмене смертной казни и признании компетенции Комитета ООН по правам человека рассматривать индивидуальные жалобы граждан страны-участницы?
- Ратификация пактов налагает на Казахстан обязательства по приведению национального законодательства в соответствие с этими международными документами.
В 2007 году наша страна должна представить свой первый отчет о выполнении обязательств по Международному пакту о гражданских и политических правах. Подготовка первоначального отчета в Комитет ООН по правам человека возлагается на Правительство страны.
Комиссия по правам человека поддерживает идею о присоединении к двум факультативным протоколам Международного пакта о гражданских и политических правах, и мы намерены содействовать широкому обсуждению вопросов, связанных с расширением казахстанского участия в международных правозащитных механизмах.
Полагаем, что на первоначальном этапе присоединение к первому Факультативному протоколу, который требует от государства-участника признания компетенции Комитета ООН по правам человека рассматривать индивидуальные жалобы своих граждан, может стать важным внешним катализатором дальнейшего совершенствования национальных механизмов обеспечения и защиты прав человека.
Процесс гуманизации казахстанского уголовного законодательства и правоприменительной практики, введение моратория на применение смертной казни создают благоприятные условия для присоединения ко второму Факультативному протоколу, направленному на отмену смертной казни как вида уголовного наказания.
В итоге хотелось бы отметить, что принимаемые государством меры в сфере защиты прав человека способствуют дальнейшей интеграции Казахстана в международное гуманитарное пространство, обеспечиваемое принципами и нормами действующего международного права. Конечно же, в этом процессе не должно быть как "забегания" вперед, так и "отставания".
- Каковы планы комиссии на ближайшее будущее?
- В настоящее время при координирующей роли Комиссии по правам человека впервые готовится Базовый доклад о ситуации с правами человека в Казахстане, в котором, опираясь на научные и социологические исследования, будет определен уровень правовой защищенности человека, выявлены наиболее уязвимые социальные группы и узловые проблемы в этой сфере. На основе базового доклада, участие в разработке которого будут принимать специалисты государственных органов и неправительственных организаций, предполагается выработать национальный план действий в области прав человека на пятилетний срок.
- Как вы оцениваете нынешнюю ситуацию в Казахстане с правами человека и деятельность национальной системы защиты прав человека в целом?
- Приходится признать, что работа государственных институтов и неправительственных правозащитных организаций в сфере обеспечения и защиты прав человека не всегда отличается системностью. К сожалению, еще распространены случаи нарушения прав и свобод человека и гражданина.
Среди основных причин - инерция общественного сознания, проявляющегося в традициях патернализма и правовом нигилизме. Очевидно, есть пробелы в законодательстве и механизмах правоприменения, мешающие гражданам реализовать свои права и свободы в полном объеме.
Одним из основных факторов, конечно, должны оставаться снижение бюрократизации управления, устранение причин и условий, порождающих коррупцию. Необходимо на законодательном уровне повысить требования к должностным лицам и их ответственность за добросовестное выполнение своих обязанностей. Принятый Кодекс служебной этики должен стать нормой жизни государственного служащего. Нарушение норм служебной этики, совершение коррупционных и иных противозаконных действий должно иметь для такого работника серьезные последствия, вплоть до увольнения без права работы на государственной службе.
Особое внимание государственных органов должно быть обращено на защиту права собственности - краеугольного камня рыночной экономики и демократии. Конституция предусматривает равную защиту государственной и частной собственности. Однако на практике мы имеем факты, свидетельствующие о расточительном отношении к государственному имуществу, пренебрежении к праву собственности частных лиц.
Дальнейшее создание специализированных судов и специализация отдельных судей на разрешении однородной категории дел будут способствовать более квалифицированному их рассмотрению, а значит, вынесению законных и справедливых судебных решений.
Необходимо развивать ювенальную юстицию и ювенальные суды, специализирующиеся на разрешении дел с участием несовершеннолетних, более широко применять судами альтернативные лишению свободы виды наказания.
Думаю, нужно проанализировать результаты объявленного моратория на применение смертной казни и рассмотреть возможность полной отмены смертной казни как вида уголовного наказания.
В целом, характеризуя деятельность национальной системы защиты прав человека за истекший период, можно сказать, что в результате проводимых реформ демократические процессы, политика уважения, поощрения и защиты прав и свобод человека в Казахстане обрели устойчивый и необратимый характер. И мы будем делать все от нас зависящее, чтобы этот процесс развивался. |