Ерлан БЕКХОЖИН, "Литер", 27 февраля
Взаимоотношения Казахстана и ОБСЕ – пожалуй, один из наиболее острых вопросов внешней политики страны. Критика организации, в последнее время активно насаждающей постсоветским странам собственные демократические стандарты, все чаще звучит из столиц стран СНГ. В то же время мы не можем вычеркнуть себя из общеевропейских процессов. В этом случае для нас самая эффективная тактика – влиять на них. Касым-Жомарт Токаев выступил в Вене в новом качестве. Похоже, ему удалось растопить лед непонимания, который уже поспешили отнести к атрибутам возрождающейся "холодной войны".
– Ваш первый зарубежный визит в новом качестве завершился весьма успешно…
– Я бы не стал персонифицировать. Это, прежде всего, успех нашей страны, той политики позитивных перемен, которая проводится в Казахстане, и парламентарии стран ОБСЕ смогут в этом воочию убедиться. Принято наше предложение о проведении выездной сессии парламентской ассамблеи.
– Но ведь и раньше были заявления о том, что в Казахстане пройдут демократические реформы, о необходимости которых ОБСЕ заявляла неоднократно. Вы оказались убедительнее, чем в конце прошлого года, когда впервые озвучили такое заявление?
– Не совсем так. На этот раз в своем выступлении как раз подчеркнул, что процесс политических реформ в Казахстане уже фактически начался. И отправная точка здесь – заключительное заседание Государственной комиссии по выработке и конкретизации программы демократических реформ. В Европе понимают, что Казахстан – страна динамично развивающаяся, которая никогда не останавливается на достигнутом. Приходит понимание и того обстоятельства, что наш стратегический курс – это не только экономические, но и политические реформы. Ведь лидерство и конкурентоспособность в современном мире складываются именно из этих двух составляющих. Нам нужно постоянно идти вперед, быть хотя бы на полшага впереди наших ближайших соседей, показывать им пример реформ.
– К сожалению, мы часто убеждаемся в том, что на Западе не особо стремятся понять нашу позицию, заключающуюся в том, что либеральную политическую систему невозможно установить "в один присест", что для этого должны созреть экономические условия, как это, в принципе, происходит в Казахстане. Насколько острой была дискуссия на этот раз?
– Дискуссия была во многом показательной. Назревает, без преувеличения, конфликт между Парламентской ассамблеей ОБСЕ и Бюро по демократическим институтам и правам человека. Это предположение высказали все мои собеседники.
При этом парламентарии обоснованно выступают за то, чтобы приоритет был отдан Парламентской ассамблее, а не Бюро, которое многие считают бюрократическим органом. Логично, что именно парламентарии должны ставить последнюю точку в оценке выборов в какой-либо стране, поскольку они, по определению, являются профессионалами – сами прошли через выборы. Сейчас Парламентская ассамблея готовится к наблюдению за президентскими выборами в Армении, а затем – за парламентскими выборами в России.
Эта дискуссия для Казахстана актуальна – нам предстоят выборы в парламент и маслихаты.
Что касается оценок БДИПЧ, то на эту тему был серьезный разговор еще на министерских встречах в Любляне, в декабре 2005 года, буквально через два дня после президентских выборов в Казахстане. Тогда мне пришлось прямо заявить, что оценки Бюро носят чисто технологический характер, не содержат комплексного взгляда и выхолащивают очевидные позитивные тенденции.
– Мы постоянно стремимся убедить Запад в своей правоте. Насколько эффективна такая позиция? Ведь существуют политики, которых невозможно "пробить", какими бы убедительными не были наши аргументы…
– Конечно, в этом есть известная доля истины. Хотя в ходе бесед с председателем Парламентской ассамблеи Гораном Лен Маркером и генеральным секретарем организации Спенсером Оливером я увидел объективный взгляд на ситуацию – отмечен и получил поощрение наш постепенный, но очевидный прогресс в демократических реформах.
Критиковать нужно те государства, в которых нет такого движения вперед, или те, которые в плане политической либерализации демонстрируют явный регресс. Что же касается новых независимых государств, которые не имели традиций демократии и сталкиваются с очень сложными вызовами извне, – а речь идет в том числе и о Казахстане – то они нуждаются в поддержке, понимании и поощрении.
Что же касается эффективности "метода убеждения", о котором вы говорите, то Казахстан ведь оперирует не разговорами о будущем, а конкретными аргументами, а их, по итогам заключительного заседания Государственной комиссии, более чем достаточно. Поэтому наша позиция находит все больше понимания. Доказательства? Начнем с самого факта принятия решения о проведении выездного форума Парламентской ассамблеи ОБСЕ в нашей стране.
– Укрепление наших отношений с ОБСЕ многие считают едва ли не самоцелью. В то же время растет критика этой организации. Что вы можете сказать по поводу нашумевшего выступления российского президента Владимира Путина? Или для вас это неудобный вопрос?
– Я разговаривал на эту тему со многими дипломатами, функционерами ОБСЕ. Все понимают, что Россия в составе ОБСЕ должна быть очень серьезным и влиятельным партнером.
Отвечу и на "неудобный" вопрос. Казахстан и Россия – стратегические союзники, мы признательны этой стране за постоянную поддержку нашей кандидатуры в качестве председателя ОБСЕ. Мы постоянно консультируемся с Россией на всех уровнях, начиная с президентского. Казахстан разделяет мнение, что ОБСЕ должна равномерно заниматься проблемами безопасности и сотрудничества, с одной стороны, и развитием демократических институтов и защитой прав человека – с другой. Поэтому вполне справедливо замечание, что всю эту работу нельзя сводить только лишь к оценкам или замечаниям по поводу уровня развития демократии в той или иной стране.
Во всяком случае, это выступление было своевременным. Скажу больше: в беседе с генеральным секретарем ОБСЕ я высказал пожелание, аналогичное российскому, – чтобы его роль была более очевидной и понятной и не сводилась к техническим функциям. Ведь полномочия значительно отличаются от тех, которыми наделены, к примеру, генсеки ООН, НАТО или ШОС. Кстати, эту позицию разделяют не только Россия и Казахстан. Многие из выступавших на совместном заседании подвергли критике тенденцию, когда центр деятельности ОБСЕ смещается в сторону БДИПЧ. Немало острых замечаний было адресовано лично генеральному секретарю. Мы ведь не только предлагаем ОБСЕ реформироваться в соответствии с собственным видением, мы "обкатываем" предлагаемые модели. По моему предложению значительно усилили функции и полномочия генерального секретаря ШОС.
И еще о выступлении Владимира Путина. Не следует забывать, что это точка зрения главы великой державы, который обоснованно считает, что мир должен быть многополярным, тем более что США, по мнению России, не справляются с ролью лидера в современном мире, поскольку допустили ряд серьезных ошибок. Это опять-таки попытки утвердить свои принципы и устои в других государствах – в Ираке и, в какой-то степени, в Афганистане.
Заслуживает внимания и весьма откровенно поднятая проблема безопасности России в связи с расширением НАТО.
– Вернемся к предстоящему форуму. Казахстан впервые будет проводить встречу такого масштаба, и уже сегодня некоторые эксперты высказываются скептически по поводу нашей готовности – в техническом плане…
– Разве есть "технические" проблемы, которые бы Казахстан не смог решить? Здесь очень важно изучить соответствующий опыт. Я получил приглашение от председателя Парламентской ассамблеи господина Лен Маркера участвовать в летней сессии в Киеве, где такое мероприятие будет проходить также впервые. Очень интересно будет посмотреть, как его организуют наши украинские коллеги. Будут и другие встречи, в ходе которых обсудим вопросы подготовки, в частности, с генеральным секретарем ОБСЕ Марком Перреном де Бришамбо, который посетит Казахстан в апреле.
– Честно говоря, бросилось в глаза "особое отношение" к вам со стороны функционеров ОБСЕ. На совместном заседании вам дали слово, единственному из спикеров парламентов. Это уважение к вашей должности или личные отношения?
– Конечно, многих в ОБСЕ я знаю по прежней работе в качестве министра иностранных дел. Но и здесь, я думаю, персоны – не в счет. Это уважение нашей страны, это пример растущего доверия к Казахстану, авторитета нашей страны, которая доказывает свою роль в общеевропейском процессе не только словами, но и конкретными делами – экономическими и политическими реформами, конструктивной позицией в актуальных проблемах укрепления коллективной безопасности и развития многостороннего сотрудничества. |