NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Четверг 25.04.2024 23:54 ast
21:54 msk

Хватит плакать по ампутированной ноге!
К.Келимбетов: "Казына" занимается, во-первых, улучшением корпоративного управления, иначе говоря - упорядочивает финансовые потоки там, где они неправильно распределялись. И, во-вторых, за счет синергетического эффекта увеличивает реальное влияние на экономику
04.05.2007 / интервью

Виктор Верк, "Время", 3 мая

В прошлом номере нашей газеты было опубликовано интервью главы фонда "Гражданское общество" Галымжана Жакиянова о сегодняшних проблемах нашей экономики ("Давайте жить без заклинаний", см. "Время" от 26.4.2007 г.).

На поднятые им вопросы отвечает председатель правления фонда "Казына" Кайрат КЕЛИМБЕТОВ.

- Кайрат Нематович, зачем все-таки нужен ваш фонд? Ведь задачи, которые он должен решать, вполне под силу тому же Минфину. Получается, государство создает некоего посредника, занятого "распиливанием" бюджетных денег...

- "Казына" занимается, во-первых, улучшением корпоративного управления, иначе говоря - упорядочивает финансовые потоки там, где они неправильно распределялись. И, во-вторых, за счет синергетического эффекта увеличивает реальное влияние на экономику. Конечно, здесь нужно понимать: если за пять лет существования институтов развития им было выделено в общей сложности около миллиарда долларов, то влияние на экономику, которая сейчас "весит" порядка 100 миллиардов, весьма относительно. Наша задача вовсе не в том, чтобы пропускать через себя весь этот стомиллиардный финансовый поток и, как вы выразились, "распиливать" его. Мы должны выявлять прорывные направления развития экономики и сигнализировать частному сектору там, где мы хотели бы видеть его участие. "Самрук" и "Казына" - не наше изобретение, это мировая практика. В министерствах сидят люди, призванные вырабатывать государственную политику, а мы - люди, которые контролируют государственный бизнес, - должны иметь совсем другую квалификацию и другой уровень оплаты труда.

- Ну с оплатой вашего труда вроде бы все в порядке. Мне говорили, что в "Казыне" трудятся человек 200, а средняя зарплата - не менее 2 тысяч долларов. Это правда?

- В штате "Казыны" - 70 человек, а зарплата... Самая высокая, согласно иерархии, у меня.

- Сколько, если не секрет?

- Не секрет. 5 тысяч долларов.

- А зачем вообще нужно "контролировать бизнес"? Не проще ли создать ему условия? Разве правительство не может справиться с этим без вашей помощи?

- Когда я работал в Министерстве экономики, один из моих заместителей входил в советы директоров шести нацкомпаний. И вскоре стало ясно: невозможно управлять госактивами в качестве "общественной нагрузки", на факультативной основе. Если все работники министерств начнут управлять бизнесом, то им нужно в бизнес и уходить. Нельзя писать законы, концепции, определять государственную политику - и одновременно заниматься бизнесом. Вы же понимаете, что окончательно побороть коррупцию проблематично. Но мы максимально сужаем поле для нее, вытаскиваем процесс принятия конкретных решений из-под стола на стол. В советах директоров "Казыны" и других институтов развития есть независимые директора, которые дорожат своей репутацией; сейчас мы заканчиваем переговоры с союзом предпринимателей "Атамекен" о том, чтобы в каждом нашем институте развития сидел их представитель... В недалеком будущем планируем привлечь к сотрудничеству международные финансовые институты. Вы говорили о том, что предприниматели жалуются... Да, жалуются! Но в первую очередь на скорость принятия решений. Каждый считает свой проект "самым-самым" и хочет запустить его побыстрее.

- Ну да! А вы обставляете это дополнительными процедурами, создавая благодатную почву для все той же коррупции...

- Поймите, мы имеем дело с государственными деньгами! Мы несем за них пожизненную ответственность! Любой неправильно выданный кредит "догонит" нас через 10 - 15 лет. И тогда каждый из тех, кто его выдал, будет отвечать лично. Поэтому одна из задач "Казыны" не допустить со стороны должностных лиц вымогательства. Поэтому мы предлагаем следующую схему: треть стоимости конкретного проекта финансирует "Казына", треть - казахстанский инвестор, а еще треть - зарубежный. Как только в каком-либо проекте появляется понятная зарубежная структура, сразу же все становится прозрачным и эффективным. У цивилизованного рынка нет никаких тайн. На Западе общество хорошо знает, кто за чем стоит, кто ключевые игроки. И на это же направлены усилия нашего государства, например, кампания по легализации.

- Что ж, дай бог властям в этом преуспеть... Скажите, почему среди проектов, которыми занимаются наши институты развития, так мало инфраструктурных? Завод по производству биоэтанола, цемента или, скажем, молока - это хорошо. Но главное на сегодня - энергетика, транспорт, дороги. Разве не так?

- Согласен. Об этом и говорил президент на недавней встрече в Алматы с представителями наших финансово-промышленных групп. Но тут есть два пути: либо государство финансирует эти крайне затратные проекты из бюджета, либо привлекает к их финансированию крупный частный бизнес на концессионной основе. Второй путь нам кажется более предпочтительным. И такие совместные проекты уже намечены, они будут реализовываться. Президент предложил несколько таких проектов, например, строительство энергостанции на Балхаше, железной дороги Хоргос - Жетыген и т. д. Задача государства - создать инфраструктуру для бизнеса. Будут такие условия - будут и конкретные прорывные предложения от бизнеса. На встрече с президентом один предложил создать нефтехимические производства, другой - транспортно-логистические центры, третий - крупное молочное производство, четвертый - сеть мясокомбинатов. Это и есть диверсификация экономики, развитие реального сектора...

- ...о котором говорит оппозиция.

- Оппозиция говорит, а мы делаем. К примеру, что нужно для экономического прорыва? Современное образование, квалифицированные кадры. Об этом говорят все, но конкретные шаги пока предпринимает только правительство.

- Правильно! Потому что у правительства есть конкретные рычаги, а у оппозиции нет. Она может только предлагать. К примеру, Галымжан Жакиянов в интервью нашей газете предложил вдвое снизить НДС, что, по его мнению, активизирует частную инициативу, ускорит развитие реального сектора.

- Если бы проблема заключалась только в этом - ее наверняка давно бы решили. Прежнее правительство ввело льготы для нефтехимического производства. Кто-нибудь из отечественных инвесторов этим воспользовался? Никто! Сегодня есть и другие примеры, когда государство, вводя льготы, дает сигналы частному бизнесу: инвестируйте, развивайте. Но это само по себе до сих пор не привело к бурному развитию производства. Налоговая политика, конечно, влияет на приток инвестиций, но это влияние - не определяющее. Если бы развитие той же нефтехимии зависело только от НДС - его давно бы отменили. К слову, НДС в Казахстане - один из самых щадящих, всего 14 процентов, к 2010 году будет 10. А в России - 18 процентов. В Казахстане налоги составляют примерно 20 процентов ВВП, а в той же Швеции - 60. И кто скажет, что это мешает шведам развивать реальный сектор?! Другое дело, что для бурного развития нефтехимии в Казахстане слишком высокая себестоимость нефти. Плюс слишком узкий рынок. Поэтому сегодня выгоднее экспортировать сырую нефть. Но это не значит, что мы не будем развивать какие-то переделы нефтехимии.

А когда говорят: надо снизить или отменить такой-то налог - и все заработает, это не очень профессиональный подход, с точки зрения экономиста.

- Хорошо, тогда объясните как профессионал: почему в Казахстане до сих пор не введена экспортная пошлина на нефть? Тот же Жакиянов убедительно доказал на примере России ее эффективность.

- Все взаимоотношения с инвесторами в нефтедобыче регулируются соглашениями о разделе продукции - СРП. Эти контракты были заключены в начале 90-х годов прошлого века. Критиковать их сейчас - не слишком благодарное дело. Но если бы мы не подписали вчера те контракты, никакого экономического роста не было бы. В России в нефтяном секторе заняты преимущественно отечественные игроки, с которыми легче договориться. Поэтому там и действует экспортная пошлина. И то сейчас они уже начинают сомневаться: не слишком ли велика налоговая нагрузка на сырьевой сектор, не отпугивает ли это новых инвесторов?

- Но у нас-то эта нагрузка до смешного мала!

- Я с этим не согласен. Буквально в 2004 году был введен рентный налог на экспорт нефти, распространяющийся на новые проекты. Введена новая технология исчисления налога на прибыль. Сейчас у меня под рукой нет точных данных, но это десятки миллиардов...

- Миллиардов чего?

- Тенге. Но учтите, что еще в 2003 году налог на сверхприбыль в нефтедобыче не превышал 1-2 миллиарда тенге. А новая формула СРП принесет миллиарды долларов в среднесрочной перспективе.

- Все это просто замечательно! Но давайте представим себе ситуацию: вы - государство, я - новый инвестор. Разве я не имею права требовать для себя тех же льгот, которые имеет "Шеврон"?

- Давайте тогда начнем с того, что 10 - 15 лет назад конъюнктура мировых цен на сырье была совершенно иной. Помните, в 1998 году баррель нефти стоил меньше 10 долларов. Сегодня эти цены ушли в абсолютно другой диапазон. И потом сегодня нефть - это не столько экономика, сколько геополитика. Появились новые потенциальные инвесторы - из Китая, Индии и других стран, готовые вкладывать в нашу нефть деньги. Поэтому у Казахстана появляется объективная возможность диктовать свои условия. Просто продать месторождения ради доходов бюджета уже не актуально. Сегодня инвесторы буквально выстраиваются в очередь, из этой очереди государство должно еще выбрать. Мы готовы позволить новым инвесторам подключиться к нефтедобыче, но обставляем эту готовность новой налоговой нагрузкой или обязательством строить нефтехимическое производство. А кроме того, мы сегодня готовы софинансировать частный сектор, если он будет предлагать перспективные прорывные проекты: строительство электростанций, железных и автодорог, крупных обрабатывающих производств. Но для нас главное - разделение рисков. Основной риск должен брать на себя частный инвестор. Государство же будет оказывать ему финансовую, политическую и организационную поддержку.

- Иначе говоря, государство не хочет брать на себя ответственность за потенциальные неудачи частного бизнеса в том или ином прорывном проекте?

- Почему же? Мы готовы разделить эту ответственность. Когда один известный банкир заявляет, что его банк созрел для выдачи миллиарда долларов кредита в одни руки, ясно, что речь шла либо о сырьевой сфере, либо о девелоперстве. Теперь же бизнес выражает готовность финансировать проекты в обрабатывающей сфере, а мы готовы софинансировать. При этом государство должно тщательно все проанализировать и, поняв, что это нужно стране, поддержать такой проект. Это и есть менеджмент развития, пришедший на смену кризисному менеджменту выживания прошлых лет.

И мне странно, когда оппозиция называет это "заклинаниями". То, что делает правительство, - конкретная дорожная карта. А упование на отмену НДС, еще какого-нибудь налога или запрета, после которого рынок "сам все урегулирует", - это и есть "заклинания" любителей теоретических построений.

- За что ж вы так оппозицию не любите, Кайрат Нематович?

- Почему же не люблю? Я убежден: оппозиция нужна. Более того, мой недавний теледиалог с Оразом ЖАНДОСОВЫМ, интервью Галымжана Жакиянова вашей газете, другие выступления лидеров оппозиции убеждают меня: и мы, и они говорим об одном и том же. Только они - сторонники хирургии катастроф, а сегодня надо говорить уже о восстановительной медицине...

- То есть?

- Раньше, в период кризиса, правительство действовало, как врач в полевом лазарете на линии фронта. Нужно было, скажем, отрезать ногу, чтобы избежать заражения всего организма. Иначе экономика может просто не выжить. Сегодня, когда она выжила, окрепла и готова развиваться, перед нами стоит более сложная задача - восстановить организм, чтобы не просто двигаться, но двигаться еще быстрее. Поэтому спорить сегодня нужно не о том, стоило ли когда-то проводить реформы, а о том, как максимально быстро развивать экономику.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
"Генералом мне быть необязательно" 28.05.2007
Новые рубежи демократии 28.05.2007
Деньги любят счет 28.05.2007
"Казахмыс" с человеческим лицом 28.05.2007
Омархан Оксикбаев: Казахстану не нужно заниматься самодеятельностью 24.05.2007
"Вся эта история вокруг "Нурбанка" - дело рук тех, кому не нравятся те масштабные изменения, которые происходят сейчас в стране" 22.05.2007
Таир Мансуров: Стараюсь не терять ни минуты 18.05.2007
"Быть понятным обществу бизнес может только через социальную ответственность" 18.05.2007
За министерством - стратегия, за предпринимателем - инициатива 16.05.2007
"Россия для нашей страны - это самый близкий сосед" 11.05.2007

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
25.04.24 Четверг
83. НОВИКОВ Никита
82. АЯПОВ Калкаман
79. КУРАКБАЕВ Куралбай
79. ШВАЙЧЕНКО Юрий
76. ДОСАЕВ Тасбулат
75. ЕЛЕМИСОВ Еркебулан
69. ДЖУРГЕНОВ Биржан
68. УТЕПОВ Болат
66. ТЕМИРХАНОВ Ерканат
64. УТЕУЛИНА Хафиза
63. КУЗЯКОВ Евгений
58. АУБАКИРОВ Каныш
56. АХТАМБЕРДИЕВ Ержан
55. КОЖАМКУЛОВ Мурат
55. ОМАРОВ Мурат
...>>>
26.04.24 Пятница
83. САРСЕКЕНОВ Тулен
81. АГИБАЕВА Мая
78. БАЕШОВ Абдуали
76. ОМАРОВ Кадыр
74. МАНКЕЕВА Жамал
73. ТАТАЕВ Бахыт
72. АТШАБАР Бакыт
70. АК-КУОВА Галия
68. ДЖЕКЕБАЕВ Крым
66. АБДЫГУЛОВА Найля
66. СЕРИКБАЕВ Ержан
66. СУЛЕЙМЕНОВ Нурислам
64. САКТАГАНОВ Максат
61. САПАРГАЛИЕВ Мухат
61. ТАИМБЕТОВ Багбан
...>>>
27.04.24 Суббота
77. ИСИН Нурлан
72. ЖАПАРОВ Жаксылык
71. ВЕРБНЯК Александр
71. КОЗЛОВ Александр
69. ОМАРОВ Жанай
68. ДОЛГИХ Сергей
67. КОШКИМБАЕВ Сапар
65. МАКСИМОНЬКО Василий
65. УРИНБАСАРОВ Тулеп
65. ХАМИТОВ Азат
63. ГУМАРОВА Майра
62. ДЕРЕВЯНКО Аида
62. ДУСИПОВ Еркин
61. КЛЕБАНОВ Александр
58. СЫЗДЫКОВ Марат
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz