NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Пятница 29.03.2024 12:56 ast
10:56 msk

За министерством - стратегия, за предпринимателем - инициатива
А.Есимов: Основной целью государственной политики Казахстана в сфере АПК на предстоящий период является обеспечение устойчивого развития агропромышленного комплекса на основе повышения производительности и доходности его отраслей, развития национальных конкурентных преимуществ отечественной продукции
16.05.2007 / интервью

Александр ТАРАКОВ, "Казахстанская правда", 15 мая

Формулируя основные задачи нового этапа, Глава государства сделал следующие акценты: не просто обеспечить и поддерживать устойчивое развитие экономики, а управлять ее ростом; осваивать реальные казахстанские "ниши" в системе мирового хозяйства; привлечение иностранных и местных инвесторов нужно напрямую увязывать с диверсификацией экономики. Все эти установки в полной мере относятся и к агропромышленному комплексу, который в настоящее время переживает процесс комплексного реформирования, а его управленческие органы - структурно-административной реорганизации. О положении дел в отрасли, первоочередных задачах и ходе модернизации вверенного ведомства в эксклюзивном интервью "Казахстанской правде" рассказывает министр сельского хозяйства Ахметжан ЕСИМОВ.
- Ахметжан Смагулович, реформирование агропромышленного комплекса - один из ключевых стратегических приоритетов развития экономики и страны в целом. Этот императив заложен в нынешнем Послании Президента народу и конкретизирован на состоявшемся пятого марта совещании работников сельского хозяйства с участием Главы государства Нурсултана Назарбаева. Процесс, на ваш взгляд, идет нормально? Позитивных наработок больше, чем разочарований?
- Сельское хозяйство Казахстана сегодня стабильно. И с точки зрения производства, и с точки зрения продовольственной безопасности страны, и в отношении экспортного потенциала. Это главное, ведь стабильность в отрасли - основной фактор роста, который очевиден.
В земледелии мы активно продолжаем процесс диверсификации производства. Существенно расширились посевы таких экспортоориентированных культур, как рапс, соя, сафлор и хлопчатник. Крестьяне понимают, что севооборот - одна из главных составляющих успеха в растениеводстве.
Увеличиваются площади, где применяются влаго- и ресурсосберегающие технологии. Вместе с тем мы планируем создать условия, стимулирующие развитие, к примеру, капельного орошения - через дифференциацию господдержки. В результате удастся минимизировать зависимость земледелия от погодных условий.
Ежегодный рост поголовья всех видов скота составляет в среднем по республике четыре-пять процентов. Сейчас, как вы знаете, готовится целый ряд прорывных проектов в животноводстве, направленных на улучшение генофонда и создание крупнотоварных производств.
Динамично развивается переработка сельхозпродукции, среднегодовой темп роста за последние пять лет здесь составил свыше девяти процентов.
Должен сказать, что в целом система господдержки АПК в нашей стране действует эффективно. Как и полагается государственной программе, она направлена на стимулирование предпринимательской инициативы сельчан, на создание благоприятных условий роста в первую очередь конкурентоспособных направлений агропромышленного комплекса.
В отрасли сформирована многоканальная система финансовых инструментов. Она ориентирована на потребности сельчан: льготное кредитование на проведение полевых работ, лизинг сельхозтехники и оборудования для перерабатывающих предприятий, систему сельских кредитных товариществ, форвардные закупки зерна, зерновые расписки и их использование в качестве залога, микрокредитование сельского населения.
Повторю: развитие отрасли было достигнуто системно выстроенными мерами государственной поддержки и благодаря проведению масштабной работы по приведению законодательной базы в соответствие нормам международной практики и требованиям ВТО. В системе государственного управления отраслями АПК создана четкая система госуправления и контроля.
С прошлого года государством начали выделяться средства на субсидирование затрат предприятий на разработку, внедрение и сертификацию систем менеджмента качества на базе международных стандартов ИСО и ХАССП.
Для обеспечения продовольственной безопасности с текущего года планируется проводить закупочные операции и ценовые интервенции мяса, производство которого носит ярко выраженный сезонный характер. Такой механизм уже несколько лет успешно применяется для регулированию рынка продовольственной пшеницы.
С нынешнего года упростилась система получения земледельцами субсидий на приобретение ГСМ, минеральных удобрений, гербицидов и протравителей семян. Эти бюджетные программы мы объединили, и теперь деньги будут распределяться из расчета на один гектар по приоритетным культурам.
Принимаются меры по восстановлению садов и виноградников, развитию овощеводства. С применением прогрессивных способов мелиорации, машинного полива и капельного орошения, строительства теплиц.
Прямая поддержка товаропроизводителям оказывается путем субсидирования оригинальных, элитных семян, комбикормов для промышленного животноводства. Полностью обеспечиваются проверка посевных качеств семян и государственное сортоиспытание, выделяются средства на субсидирование процентной ставки банковских кредитов, полученных предприятиями, занимающимися переработкой сельскохозяйственного сырья. За счет государства ведется борьба с особо опасными заразными болезнями животных и вредителями растений.
Кроме того, сельские товаропроизводители пользуются налоговыми льготами. Крестьянские и фермерские хозяйства работают по упрощенной системе налогообложения и платят единый земельный налог. Юридические лица работают по специальному налоговому режиму и платят всего 20 процентов от общей суммы начисляемых налогов. Для предприятий по восьми направлениям переработки сельхозпродукции ставка НДС с нынешнего года снижена на 70 процентов.
Нельзя сказать, что решены все проблемы аграриев. Задачи, поставленные Президентом в Послании, а также сегодняшние тенденции в развитии аграрного сектора мировой экономики требуют от нас новых подходов. Уровень конкурентоспособности в отрасли пока не соответствует требованиям времени. Хотя развитие АПК и имеет достаточно высокие темпы, оно отстает от опережающего роста доходов населения и его высокой покупательской способности. В результате наблюдается рост объемов импорта продовольствия.
Дело в том, что практически все аграрно развитые страны ведут экспортоориентированную политику. С каждым годом усиливается конкуренция на мировых продовольственных рынках. С этой реальностью в скором временем столкнемся и мы, вступив во ВТО.
- Теперь вопрос в развитие темы. Областью реформирования стало также Министерство сельского хозяйства. И на совещании по вопросам АПК Президент прямо одобрил ваш опыт. Какова мотивация и в чем заключается суть перемен? Значительную часть бюджета и функций ведомство передает на региональный уровень. С чем это связано?
- Связано это с тем, что деятельность министерства должна заключаться в первую очередь в стратегическом планировании, выработке государственной политики в отрасли, совершенствовании нормативной базы и международном сотрудничестве. К чему, собственно, мы сегодня и пришли.
Еще в 2003 году на уровень местных органов были переданы хозяйственные функции в сфере лесного, охотничьего и водного хозяйств. В прошлом году в рамках административной реформы местным исполнительным органам дополнительно были переданы функции по лицензированию в сельском хозяйстве, аттестации хозсубъектов, распределению лимитов и квот, идентификации животных. Теперь они также ответственны за реализацию бюджетных программ по субсидированию сельскохозяйственного производства.
Соответственно изменились и полномочия территориальных управлений министерства. У них остались в основном контрольные функции. В связи с этим наши подразделения были переименованы в территориальные инспекции. Сейчас они находятся в ведении Комитета государственной инспекции в АПК, созданного в этом году.
Принципиально и то, что активы семи государственных АО, находящихся в ведении министерства, переданы созданному в конце прошлого года национальному холдингу "КазАгро".
Внутри самого министерства также произошли структурные изменения: уменьшилось количество структурных подразделений. Аппарат министерства сокращен, но при этом стал более мобильным.
- Нынче большие задачи качественного, прорывного характера возлагаются на холдинг "КазАгро". Хотелось бы их конкретизировать.
- Национальному холдингу "КазАгро" переданы функции управления государственными активами в системе АПК, то есть опять же - хозяйственные функции. Сегодня именно холдинг реализует лизинговые программы, программы закупа зерна, сельскохозяйственного страхования, развития инфраструктуры экспорта растениеводческой и животноводческой продукции. В его структуру войдет еще одно АО - "Казагроинновация", которое возьмет под свое крыло всю аграрную науку и внедрение передовых технологий.
Именно на повышение конкурентоспособности направлен ряд прорывных проектов, запланированных министерством. Здесь задача холдинга - создать флагманские экспортоориентированные производства и инфраструктуру в аграрном секторе. Это - развитие биотопливной промышленности, строительство зерновых терминалов в Грузии и Иране, создание крупнотоварных молочных ферм с высокопродуктивным племенным поголовьем, современных откормочных площадок с развитой кормовой базой и инфраструктурой, в хлопково-текстильном кластере - строительство маслоэкстракционного завода и прядильно-трикотажной фабрики.
На "КазАгро" сегодня ложится еще задача, связанная с созданием специализированной аграрной банковско-финансовой структуры, которая призвана решить проблемы кредитования на селе. Крестьяне смогут получать деньги практически под любой имеющийся ликвидный залог - от жилья до домашнего скота.
У нас уже есть солидный положительный опыт работы сельских кредитных товариществ и микрокредитования. Создавая и развивая систему кредитования в сельской местности, нацхолдинг должен максимально вовлечь сельчан в процесс заимствования денег. Жизнь в кредит, как во всех развитых странах, должна стать на селе обычным явлением и стимулировать предпринимательскую инициативу, иными словами - заставить крестьян мыслить творчески и искать новые источники доходов.
- Позади трехлетие поддержки аула (села). Программа получилась фундаментальной, многоцелевой, финансово- и ресурсонасыщенной. Однако плотная государственная опека сельского хозяйства на этом, надо полагать, не прекращается...
- Объявленное Президентом трехлетие поддержки аула стало тем локомотивом, который ускорил создание системы государственной поддержки сельских тружеников, о которой мы сегодня говорим. Только за три года объемы прямой государственной поддержки сельского хозяйства возросли втрое.
Причем средства стали выделяться селективно на ключевые направления с целью повышения конкурентоспособности отрасли, иначе говоря, была изжита порочная практика тотальной поддержки отрасли.
Нынешний период также характерен усилением государственного патроната агропромышленного комплекса. Объемы выделенных финансовых ресурсов на поддержку АПК за 2006-2007 годы возросли в среднем на девять-десять миллиардов тенге. При этом в сельское производство идут огромные частные инвестиции, кратно превышающие государственные.
Основной целью государственной политики Казахстана в сфере АПК на предстоящий период является обеспечение устойчивого развития агропромышленного комплекса на основе повышения производительности и доходности его отраслей, развития национальных конкурентных преимуществ отечественной продукции.
Для достижения этой цели принят Закон "О государственном регулировании развития АПК и сельских территорий", Правительством утверждены Концепция устойчивого развития АПК на 2006-2010 годы и Программа первоочередных мер по ее реализации. Детально это выглядит следующим образом.
Первое - индустриализация АПК. Она обеспечивается через техническую и технологическую модернизацию отраслей, повышение доли высокорентабельных культур в структуре посевных площадей, перевод животноводства на промышленную основу, усиление научного обеспечения и внедрение инновационных разработок, формирование системы кадрового обеспечения в соответствии с потребностями реального сектора.
Второе - развитие инфраструктуры. Здесь подразумевается создание стройной системы контроля качества и оценки рисков безопасности продукции АПК, дальнейшее развитие финансовой, страховой, информационно-маркетинговой инфраструктуры, создание разветвленной сети заготовительно-закупочных кооперативов.
Третье - развитие национальных конкурентных преимуществ АПК. Сюда можно отнести сравнительно невысокие затраты на производство сырья и его переработку, значительное превышение производства над объемами внутреннего потребления, активность бизнеса в сфере переработки сырья.
Четвертое - государственное регулирование рынка продукции АПК и обеспечение продовольственной безопасности страны через механизмы закупочных и ценовых интервенций, создание оптовых рынков сельхозпродукции с развитой транспортно-логистической и информационной инфраструктурой, развитие биржевой торговли.
- Мы - современная страна в смысле моделей хозяйствования и земельно-правовых отношений. В верном направлении идем? К какому идеалу должны стремиться?
- Для сельского населения (а у нас его 43 процента от общего количества) вопрос успешного развития своего собственного хозяйства, фермы - вопрос повышения уровня занятости, развития предпринимательства в целом и соответственно обеспечения продовольственной безопасности страны.
Законодательные механизмы поддержки предпринимателей подкреплены реальным финансированием. Государство увеличило объемы средств, направляемых на создание условий для эффективного ведения аграрного бизнеса.
Вместе с тем казахстанские предприниматели должны понимать важность перехода на производство продукции по международным стандартам. Не за горами вступление в ВТО, после чего не только мы получим широкий доступ на рынки других стран, но и нашим предпринимателям предстоит работать в условиях открытости внутреннего рынка. Они должны быть к этому готовы.
- Задача даже не по гамбургскому - по президентскому счету: Казахстан должен входить в пятерку ведущих мировых экспортеров зерна. Казалось бы, не сверхзадача: однажды в заветную "пятерку" попали, бывали также в "семерке". Но благодаря чему можно добиться стабильного лидерства?
- В настоящее время в Казахстане ежегодный объем производства зерна составляет около 15 миллионов тонн. В то же время имеющиеся земельные, трудовые и материальные ресурсы страны позволяют в ближайшей перспективе удвоить объемы производства зерна и утроить объемы его экспорта. В прошлом году экспорт сельскохозяйственной продукции и продовольственных товаров составил 1,3 миллиарда долларов США. Самой крупной позицией здесь являются зерно и продукты его переработки. Поставив 6,2 миллиона тонн за рубеж, Казахстан вышел на седьмое место в мире.
В целях расширения экспорта зерна Министерством сельского хозяйства планируется реализовать прорывной проект, направленный на развитие направлений из морского порта Актау, где в текущем году завершается проект реконструкции зернового терминала. С учетом недавно сданного нового зернового терминала в Баку, а также строительства там же мельничного комплекса будет возможность отгружать через Актау до 500 тысяч тонн зерна. Логическим продолжением должен стать выход на Черное море через Поти, где тоже планируется строительство зернового терминала, а также - на стабильные рынки Среднего и Ближнего Востока через Амирабад. Все это позволит экспортировать через Актау до миллиона тонн зерна. В перспективе при унификации железнодорожных тарифов с Россией можно более активно задействовать и порт Венспилс на Балтике, построенный с участием частного казахстанского капитала.
- На упоминавшемся совещании вы, Ахметжан Смагулович, говорили: конкуренция на мировом рынке продовольственных товаров усиливается с каждым годом, что особенно важно учитывать в свете предстоящего вступления республики во Всемирную торговую организацию... Но на данном этапе именно вы ведете сельскую экономику в эту суровую структуру. Скажите откровенно, нам "светят" нормальные перспективы, если в канун новогоднего праздника свои собственные огурцы из теплиц продаем по 700, а привозные бананы по 240 тенге?
- Присоединяться к ВТО надо однозначно. Но в то же время это присоединение должно строиться на балансе интересов. Мы понимаем, что, с одной стороны, должны быть удовлетворены интересы членов ВТО, но одновременно должны быть учтены и долгосрочные интересы Казахстана.
Можно предположить, что при нормальных условиях вступление Казахстана в ВТО не грозит сельскому хозяйству негативными последствиями. Но это в том случае, если будут приняты условия, которые Казахстан запрашивает в ходе переговорного процесса.
Что касается цен на плодоовощную продукцию, то об этом говорилось уже много раз. И ни для кого не секрет: в этом немалая "заслуга" посредников. И здесь нужно признать: они всегда были и будут. Потому что большинству крестьян, которые всерьез занимаются своим хозяйством, попросту некогда стоять на базаре и продавать овощи или фрукты. Другой вопрос - будут ли эти посредники легальными или теневыми, станут ли они работать честно или будет существовать ценовой сговор? Главный вопрос - не в посредниках, а в создании необходимой инфраструктуры.
Очень эффективная схема разработана "Продкорпорацией". Она заключается в создании целой инфраструктурной системы, включающей в себя закупочные пункты, склады хранения, транспортную логистику, оптовые рынки и даже службу доставки до постоянных клиентов. То есть полную цепочку от производителя на юге страны до потребителя в крупных мегаполисах. При этом немаловажно, что совладельцами этих рынков и этой системы будут сами производители - через созданные ими же закупочные кооперативы. Сам по себе этот факт исключает участие посредников.
Производитель же, то есть крестьянин, цену устанавливает справедливую, играя по рыночным правилам. Он несет производственные расходы, и он должен получать определенную прибыль для того, чтобы развивать свое хозяйство. Это же касается и переработчиков.
Импорт плодоовощной продукции есть - из России, Узбекистана, Кыргызстана, Ирана, Китая. Но при этом его доля от объемов внутреннего потребления не превышает девяти процентов.
Тем не менее министерство готовит комплекс мер. Например, в прошлом году мы начали работу по организации сельских потребительских кооперативов (СПК) по заготовке, переработке, хранению и сбыту сельскохозяйственной продукции. С помощью этой схемы производители не только овощей и фруктов, но и другой сельхозпродукции могут объединиться в кооператив, а для его развития получить кредит у государства.
Кроме того, министерство намерено выйти к парламентариям с предложением о внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс. Нужно предусмотреть специальные налоговые режимы для подобных объединений сельхозтоваропроизводителей. Это, на мой взгляд, будет цивилизованной мерой по регулированию рынка и действительно позволит снизить цены. С 2007 года планируется, как я уже говорил, проводить закупочные операции и ценовые интервенции мяса. Такая схема уже отработана "Продкорпорацией" в отношении зерна и реально работает.
- А напоследок, если не возражаете, ваш прогноз на урожай или, как теперь принято говорить, на ближнюю перспективу? Будем с хлебом?
- В последние годы казахстанские хлеборобы стабильно собирают порядка 15 миллионов тонн. Это позволяет нам наращивать наш экспортный потенциал. Не хочется называть какие-то цифры. Но уверен, что с хлебом мы обязательно будем.
- Спасибо за интервью.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
"Генералом мне быть необязательно" 28.05.2007
Новые рубежи демократии 28.05.2007
Деньги любят счет 28.05.2007
"Казахмыс" с человеческим лицом 28.05.2007
Омархан Оксикбаев: Казахстану не нужно заниматься самодеятельностью 24.05.2007
"Вся эта история вокруг "Нурбанка" - дело рук тех, кому не нравятся те масштабные изменения, которые происходят сейчас в стране" 22.05.2007
Таир Мансуров: Стараюсь не терять ни минуты 18.05.2007
"Быть понятным обществу бизнес может только через социальную ответственность" 18.05.2007
За министерством - стратегия, за предпринимателем - инициатива 16.05.2007
"Россия для нашей страны - это самый близкий сосед" 11.05.2007

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
29.03.24 Пятница
83. МЕДВЕДЕВ Святослав
78. ЖУКОВ Владимир
77. ЕРЖАНОВ Сырымгали
73. НОСОНОВСКИЙ Геннадий
63. МАЗАКОВ Талгат
61. БАЙДАБЕКОВ Ауез
59. АБИШЕВ Азат
59. ЖУМАДИЛЬДАЕВА Наталья
59. ТАБЫЛДИЕВ Коктембек
57. ИМАНТАЕВ Ермек
57. ХАЛИЛИН Ерден
55. ЛАРИЧЕВ Леонид
43. АЙМАГАМБЕТОВ Лашин
43. АХМЕД-ЗАКИ Дархан
42. ХАИРОВА Камилла
...>>>
30.03.24 Суббота
79. КЕРИМБАЕВ Бигали
78. ЗАЙЦЕВА Александра
74. АМАНБАЕВ Кайрат
72. АЙТБЕКОВ Берик
69. ОРДАБАЕВ Галым
67. СЛАБКЕВИЧ Лариса
65. УТЕУЛИНА Ирина
64. ЖУНУСОВ Сарсембек
63. МОМЫНЖАНОВ Каиргали
63. СМАТЛАЕВ Бауржан
61. ПАРФЕНОВ Дмитрий
60. БЕКЕЖАНОВ Сенбай
57. САБДЕНОВ Кайрат
51. ДАРЖИБАЕВ Еренай
42. ЕСИМОВА Анара
...>>>
31.03.24 Воскресенье
76. СЕРКЕБАЕВ Алмас
71. РАИМЖАНОВ Абдыхапар
70. ЧЕСНОКОВ Анатолий
67. МИНЕЕВА Ирина
65. АКМОЛДАЕВА Елена
65. КУБЕЕВ Еркин
63. КЕРИМХАНОВА Гульнара
62. КИМ Марина
62. МЕНДЕКИНОВА Гульжан
56. ЖАНЖУМЕНОВ Талгат
53. АББАС Бауыржан
52. АЛПЫСБАЕВ Канат
50. БЕККАЛИ Мухтар
46. ДЖАУХАНОВ Руслан
46. ЖАКУПОВ Нурлан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz