NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Пятница 26.04.2024 18:48 ast
16:48 msk

Децентрализация властных полномочий активно обсуждается в регионах
Н.Нигматулин: Наш Президент вновь опережает время. Он пошел на передачу части своих полномочий парламенту. Инициировав конституционные реформы, он еще раз подтвердил свою приверженность реальному воплощению демократической идеи в нашей стране
19.06.2007 / интервью

Жети кун // "Хабар", 17 июня

Децентрализация властных полномочий в Казахстане, о которой так много говорилось в последнее время, очень активно обсуждается сейчас в регионах. Усиление контрольных функций городских и районных маслихатов, которые фактически становятся ключевым элементом местного самоуправления, существенно перекраивает всю структуру взаимоотношений между акиматами и представительными органами. Напомню, что на начальном этапе подготовки этой части политической реформы высказывались скептические предположения, о том, что усиление местных парламентов может привести к возникновению затяжных конфликтов между акиматами и маслихатами. При этом часто ссылались на пример России, где в середине 90-х годов противостояние губернаторов и депутатов в регионах обрело повсеместный характер и приводило к экономическим и правовым коллапсам. Главное отличие российской ситуации от новой казахстанской модели заключается в том, что в России губернаторы и депутаты были двумя совершенно автономными центрами силы, не связанными ни общими обязательствами, ни едиными задачами. В Казахстане же маслихаты и акимы теперь наделяются почти равной степенью ответственности перед жителями своих регионов и в этом заключается главный созидательный смысл реформы. Неделю назад в нашей программе свое мнение по этому поводу высказывали представители депутатского корпуса маслихатов. Теперь - настало время услышать точку зрения руководителей местной исполнительной власти. Аким карагандинской области Нурлан Нигматулин будет сегодня гостем программы "Жетi кyн".

О политических реформах и региональном развитии с ним беседует Данил Москаленко.

НУРЛАН НИГМАТУЛИН, АКИМ КАРАГАНДИНСКОЙ ОБЛАСТИ:

- Нурлан Зайруллаевич, проведенная конституционная реформа подтвердила тот факт, что Казахстан придерживается демократического вектора в своем развитии. Пересмотрены подходы в формировании конституционных органов, мажилиса, в целом расширены права депутатского корпуса. В общем, по инициативе Президента состоялась масштабная модернизация всей политической системы страны. Мне интересно узнать ваше мнение, вашу позицию по поводу проведенных реформ…

- Я убежден, что май 2007 года войдет в историю нашей страны как важнейший этап демократизации. Конституционные реформы позволят укрепить влияние парламента, усилить роль партий, в целом придать новое качество политической системе страны, формируемой нами по западным демократическим стандартам. Это стало возможным благодаря президентской форме правления и той стратегии политических реформ, которую избрал лидер страны. Мы поступательно двигались по пути демократизации, последовательно укрепляя экономику, улучшая жизненные условия граждан и проводя политические реформы. И ключевой принцип – "сначала экономика, затем политика", - которого всегда придерживался наш Президент - полностью оправдал себя. Главные доказательства – это устойчивый рост жизненного уровня наших сограждан и сохранение стабильности в стране. В отличие от некоторых своих соседей мы не поддались возобладавшей поначалу либеральной эйфории, и, кстати, избежали внутренних коллизий, а выстраивали свою политическую систему шаг за шагом, обратив первейшее внимание на проблемы экономики и укрепления государства. И - я думаю, что мы с уверенностью можем сказать, что в Казахстане за годы независимости была найдена оптимальная модель демократизации, которая позволила осуществлять реформы не в ущерб, а для пользы экономики страны, в первую очередь, развития культуры многонационального народа, национальной безопасности, сохранения стабильности и согласия в обществе. Те поправки, которые предложил сегодня Президент Нурсултан Назарбаев и одобрил парламент, еще раз показали, что Казахстан остается в Центральной Азии первопроходцем в осуществлении реформ, теперь уже политических. И сейчас мы по модели своего развития становимся ближе к западным демократиям, социальный прогресс и политический плюрализм которых общепризнан в мире.

- Значительно меняется роль парламента. Во-первых, выигравшая партия будут активно участвовать в формировании правительства, и это же правительство будет более подотчетным парламенту, потому что депутаты могут проголосовать за отставку простым большинством голосов. Нурлан Зайруллаевич, как вы полагаете - можно ли считать это наиболее важным моментом проведенной политической реформы?

- Безусловно, это сделанный главой государства смелый шаг по перераспределению обязанностей между Президентом и парламентом. Этот шаг отмечается во всем мире, и эксперты уже подчеркивают, что практически начата трансформация президентской модели республики в президентско-парламентскую. Я уже говорил, что именно президентская форма правления оправдала себя и мы видим как это подтверждено всей 15-летней историей суверенного Казахстана. И, казалось бы, и далее можно было бы придерживаться данной формы правления. Тем более что нет давления извне, экономика страны на подъеме, в обществе – стабильность. И в этих условиях, если откровенно, наверное, не каждый бы из мировых политиков решился на проведение масштабных реформ, меняющих - по сути - основу системы. Но наш Президент не только мудрый руководитель, но и смелый человек. Этим мужественным шагом глава государства еще раз доказал, что его главной заботой является повышение благосостояния граждан, дальнейшая демократизация общества. А следовательно нельзя останавливаться на достигнутом. Наш Президент вновь опережает время. Он пошел на передачу части своих полномочий парламенту. Инициировав конституционные реформы, он еще раз подтвердил свою приверженность реальному воплощению демократической идеи в нашей стране. Наш Президент сдержал свое слово, данное в 2004 году. Вы помните, что на внеочередном съезде тогда еще партии "Отан" Президент впервые выдвинул идею разработки комплексной программы политических реформ. Кстати, кое-кто в то время не верил, что это будет в ближайшей перспективе. Важно, что нынешний этап политических реформ гармонично вписан и в общий контекст модернизационного процесса в стране, где экономика, социальная сфера, внутренняя и внешняя политика увязаны в единое целое. В этом и сохраняется последовательность президентской стратегии реформ. В этом и есть твердость слова нашего лидера.

- Давайте теперь поговорим о новых возможностях, которые появилась у маслихатов. Депутаты местных представительных органов, как известно, теперь будут давать согласие на назначение акима. Как вы считаете можно ли в этом случае говорить о повышении качества работы исполнительной власти?

- Действительно, конституционная реформа предполагает фундаментальные изменения в вопросах местного управления и самоуправления. И, прежде всего, это касается маслихатов. Маслихаты станут основой местного самоуправления. Кроме того, назначения акимов всех уровней будут осуществляться после согласования с маслихатами. А решение о выражении недоверия акиму будет приниматься не двумя третями голосов депутатов, а простым большинством. Я уверен, что эти решения позитивны для демократизации политической системы. Во-первых, они формируют более сбалансированную систему сдержек и противовесов на местном уровне, что всегда необходимо. Маслихаты расширяют свои возможности и по контролю за деятельностью акимов. В то же время, и подчеркну это особо, отчетность акимов перед маслихатами повышает ответственность и самого представительного органа власти перед населением, и не только за принятое решение, но и за его реализацию. Во-вторых, и это, на мой взгляд, особо важно, расширение полномочий маслихатов будет способствовать развитию гражданской ответственности и инициативы, и в первую очередь, самих депутатов.

- Снят запрет на государственное финансирование деятельности политических партий и общественных организаций – это также один из ключевых пунктов проведенной реформы. Нурлан Зайруллаевич, как вы лично к этому относитесь и ваше мнение интересно – как это может повлиять на развитие взаимоотношений между властью и институтов гражданского общества?

- Я отношусь к этому положительно. Данная норма современна и своевременна, так как бюджетное финансирование открывает качественно новые перспективы для развития партий. С приобретением стабильного источника финансирования, пусть и не перекрывающего все расходы, партии получат возможность большее внимание уделять своим прямым функциям – работе с населением, продвижению общественных запросов во власть, выработке идеологии, воспитанию кадров. То есть, партии станут в большей степени зависеть от общества, поскольку государственное финансирование – это финансирование из кармана налогоплательщиков. Что же касается финансирования неправительственных организаций, то это в полной мере будет отвечать курсу главы государства на развитие гражданского сектора. Вам известно, что НПО являются основой любого демократического общества, играют все более возрастающую роль в решении социально значимых проблем, и будет только правильно поддержать их материально – разумеется, на основе соответствующих нормативно-правовых актов.

- Нурлан Зайруллаевич, давайте теперь поговорим об экономическом развитии вашего региона. Главное сегодня для экономики Казахстана - это прорывные, инновационные проекты. Карагандинская область признанный индустриальный центр республики, и наверняка у вас есть подобные начинания, масштабные проекты, реализация которых имела бы значение для всей страны.

- Вы правы, Карагандинская область, действительно, располагает мощным экономическим и научно-производственным потенциалом, и нам есть, что предложить для реализации программы, которая обсуждалась на совещании по вопросам модернизации экономики. Тем более, как сказал Президент страны Нурсултан Назарбаев, уже определены отрасли для эффективного инвестирования и развития экономики, причем с учетом промышленной истории Казахстана, c учетом традиций, основанных на естественных преимуществах страны. И то что у нас имеются "прорывные" проекты, которые могут иметь серьезное значение для развития всей страны, подтвердил и состоявшийся недавно Международный инвестиционный форум "Карагандаинвест-2007". Такое же мнение высказали и многие эксперты с мировым именем из США, Германии, Великобритании, России и других стран, принимавшие участие в этом мероприятии.

- Если не ошибаюсь, то форум такого масштаба был проведен в вашем регионе впервые. Обычно во время таких форумов рождаются новые бизнес-контакты, идут предметные переговоры об открытии новых производств. Вы сегодня можете говорить о каких-то конкретных договоренностях?

- Карагандинский Форум стал не только платформой для международного диалога между деловыми людьми и политиками из 30 стран мира. Он дал и конкретные результаты, стимулировал сотрудничество и экономическую интеграцию региона в энергетическом, добывающем и промышленном комплексах, содействовал развитию инфраструктуры, трансферту новых инновационных технологий в экономику области. Так, только в дни проведения Форума было заключено порядка 30 протоколов намерений на сумму почти 120 миллиардов тенге. Например, между АО "Казахстанские коммунальные системы" и компанией "Silicium Kazakhstan" подписан меморандум о сотрудничестве по расширению мощностей Карагандинской ТЭЦ-3. Предполагаемая сумма инвестиций составляет около 18 миллиардов тенге. Деловые круги США, Южной Кореи, Иордании и Китая проявили заинтересованность в строительстве в областном центре новой ТЭЦ-4, стоимость которой составит 93,6 миллиарда тенге. Жизненная необходимость названных объектов очевидна, поскольку карагандинско-темиртауский промышленный район испытывает сейчас дефицит электрической и тепловой энергии, вызванный бурным развитием производства и строительством жилья. Кроме того, социально-предпринимательская корпорация "Сары-Арка" подписала соглашение с компанией "Алтын I.G.-2005" о совместной разработке Куучекинского угольного месторождения, находящегося в нашей области. Здесь планируемые инвестиции составят не менее 3,7 миллиарда тенге. Компания Mittal Steel Temirtau через свой инновационный фонд готова финансировать и участвовать в реализации проектов в нашем регионе на сумму свыше 800 миллионов тенге. Также с руководством банка "Туран Алем" были подписаны меморандумы по реализации проектов по производству электротехнического оборудования и переработке молочной продукции на сумму почти в 2 миллиарда тенге. Я назвал лишь самые крупные проекты. Убежден, что форум был полезным, а практическая реализация достигнутых соглашений станет важным вкладом в модернизацию экономики Карагандинского региона.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Куандык Турганкулов: Чем выше авторитет партии ­ тем дешевле обойдутся ей выборы 29.06.2007
Формулы жизни 28.06.2007
Темирхан Досмухамбетов: Мы должны выстроить конкурентоспособную индустрию туризма 27.06.2007
"Разговоры о намерении России отказаться от "Байконура" несостоятельны" 27.06.2007
Должно ли правительство уйти в отставку после избрания нового состава Мажилиса? 26.06.2007
Не верь глазам своим, верь госстатистике? 25.06.2007
"Смогу ли удержаться от соблазна? Время покажет…" 25.06.2007
"Стучитесь в каждую дверь!" 22.06.2007
"Политическая система страны вполне созрела до того, чтобы двигаться дальше" 21.06.2007
Децентрализация властных полномочий активно обсуждается в регионах 19.06.2007

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
26.04.24 Пятница
83. САРСЕКЕНОВ Тулен
81. АГИБАЕВА Мая
78. БАЕШОВ Абдуали
76. ОМАРОВ Кадыр
74. МАНКЕЕВА Жамал
73. ТАТАЕВ Бахыт
72. АТШАБАР Бакыт
70. АК-КУОВА Галия
68. ДЖЕКЕБАЕВ Крым
66. АБДЫГУЛОВА Найля
66. СЕРИКБАЕВ Ержан
66. СУЛЕЙМЕНОВ Нурислам
64. САКТАГАНОВ Максат
61. САПАРГАЛИЕВ Мухат
61. ТАИМБЕТОВ Багбан
...>>>
27.04.24 Суббота
77. ИСИН Нурлан
72. ЖАПАРОВ Жаксылык
71. ВЕРБНЯК Александр
71. КОЗЛОВ Александр
69. ОМАРОВ Жанай
68. ДОЛГИХ Сергей
67. КОШКИМБАЕВ Сапар
65. МАКСИМОНЬКО Василий
65. УРИНБАСАРОВ Тулеп
65. ХАМИТОВ Азат
63. ГУМАРОВА Майра
62. ДЕРЕВЯНКО Аида
62. ДУСИПОВ Еркин
61. КЛЕБАНОВ Александр
58. СЫЗДЫКОВ Марат
...>>>
28.04.24 Воскресенье
89. МЕЗГИЛЬБАЕВ Мухамед
76. КУДАМАНОВ Бакытжан
75. ЕСЕНБАЕВ Мажит
69. АБДИКАЗИМОВ Кабдулкарим
69. КИРТАЕВ Бахытжан
67. МИРЧЕВ Александр
65. ИДРИСОВ Ерлан
61. КАПЕНОВ Бауржан
60. ЖАКАНОВ Болат
59. КОЧУБЕЙ Александр
51. ЕСЕНГАЗЫ Руслан
50. КРУЗ Пенелопа
50. МЕНДЫГАЛИЕВ Ерлан
49. ИГЕМБАЕВ Толеген
48. БАЙБАКИРОВ Серикжан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz