Валерия Сычева, Андрей Камакин, "Итоги", 30 июля
К Казахстану в последние годы приковано внимание экономистов всего СНГ, да, пожалуй, и всего мира: эта бывшая советская республика - признанный лидер на постсоветском пространстве в области экономических реформ. Недавно к этим лаврам добавился еще и статус политического реформатора. Принятые в мае поправки в конституцию превращают Казахстан из президентской республики в президентско-парламентскую. О причинах и следствиях казахстанских реформ, об экономических трофеях нового "азиатского тигра" и перспективах российско-казахстанских проектов рассказывает Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Казахстан в России Нуртай Абыкаев, посетивший редакцию "Итогов".
- Господин посол, сегодня, накануне президентских выборов, в России активно обсуждают, стоит ли увеличивать срок полномочий главы государства, а в Казахстане его, напротив, снизили - с семи до пяти лет. Кроме того, произошло серьезное усиление роли представительной власти. Чем продиктованы эти конституционные перемены?
- К этому Казахстан шел не один день. Экономика растет, и раз мы уже догнали многие восточноевропейские государства, а кого-то и обогнали, то пришло время менять законы, некоторые из которых упираются в конституцию. Указом президента была создана госкомиссия по разработке программы демократических реформ, в состав которой вошли представители всех политических направлений, в том числе и от оппозиции. Результаты ее работы были представлены президенту, а он вынес их на рассмотрение парламента. Кстати, именно президент инициировал сокращение срока президентского правления с семи до пяти лет. В итоге большая часть новых демократических норм была одобрена - произошло усиление роли парламента при сохранении президентской формы правления. Принятые поправки создают новые правила формирования правительства на основе парламентского большинства: Мажилис (нижняя палата парламента. - "Итоги") дает согласие на утверждение премьера и на освобождение его от должности. Мы расцениваем все это как новый этап нашего демократического строительства.
- Трудно спорить с тем, что внесенные изменения направлены на демократизацию политической системы Казахстана. Но одно из них вряд ли можно отнести к общей тенденции: снимаются ограничения по срокам пребывания в должности для ныне действующего президента. Это нововведение вызвало, мягко говоря, неоднозначную реакцию в России и в мире.
- Разговор о желательности бессрочного президентства для нынешнего главы государства идет уже давно. Депутаты, выражающие мнение населения, большинством голосов приняли соответствующее решение, и президент был вынужден подписать данную поправку. Воспользуется ли он этим правом в 2012 году - уже совершенно другой вопрос. Согласитесь, у государства должен быть сильный лидер. Исторический опыт показал, что устойчивость политического процесса может обеспечить лишь власть, возглавляемая национальным авторитетом. К 1991 году Казахстан был 13м среди советских республик. Прошло всего 15 лет, и на месте скромной советской республики - модернизированное, экономически благополучное государство. Именно политическая воля лидеров помогла без стычек и противоречий выстроить добрососедское стратегическое партнерство Казахстана и России. Я как посол буду выполнять задачи, которые поставили два президента. С одним из них всю жизнь работаю, второго очень хорошо знаю. Их дружба - нам пример. Принятые Назарбаевым и Путиным решения дают нам возможность быть в одной упряжке, вместе мы сильнее.
- Большой резонанс вызвало в России предложение Нурсултана Назарбаева, высказанное на недавнем Петербургском экономическом форуме, - соединить Каспийское и Черное моря судоходным каналом "Евразия". Находит ли эта идея понимание у российской стороны?
- Уточню: идея создания канала принадлежит Южному научному центру Российской академии наук и Фонду транспортных проектов при Международном конгрессе промышленников и предпринимателей. Интерес Казахстана к этому проекту вызван тем, что мы можем получить более короткий и экономически выгодный выход в Европу. Россия же - дополнительные возможности по транспортировке экспортно-импортных и транзитных грузов по маршруту Китай - Центральная Азия - Россия - Европа, появляется полноценная альтернатива морским перевозкам. Кроме того, создаются условия для сельскохозяйственного и промышленного развития прилегающих к каналу районов Калмыкии, Дагестана, Ставрополья и Ростовской области. Конечно, существуют разные точки зрения на перспективность данного проекта. Необходимы комплексный анализ, объективные экспертные оценки. В настоящее время специалисты наших стран ведут активные консультации по данному вопросу.
- Одновременно президент Казахстана вновь поднял вопрос о переброске части стока сибирских рек на юг. Но, как известно, российское общественное мнение крайне настороженно относится к этой идее...
- Использование паводковых и избыточных вод сибирских рек взаимовыгодно - Иртыш во время паводка заливает все вокруг. Существует проект создания большого сборного водохранилища: паводковую воду можно будет собирать, а когда нужно - использовать. Конечно, можно перечислить много аргументов не только за, но и против. Но, согласитесь, проблемы существуют. Это и рост цены на воду, и напряженное положение с обеспеченностью водными ресурсами стран Центральной Азии и некоторых регионов России. Задействовав избыток сибирских водных ресурсов, мы можем вовлечь в сельскохозяйственный оборот большие площади не используемых сегодня земель. К данной сфере мы подходим очень осторожно: необдуманное вмешательство в природу грозит непредсказуемыми последствиями. Необходима объективная экспертная оценка - только специалисты смогут ответить, есть перспективы у этого проекта или нет.
- Казахстан готов финансировать подобные проекты?
- Безусловно. Для таких масштабных проектов наши страны создали совместный Евразийский банк. И во всех проектах - и в рамках СНГ, и в рамках ЕврАзЭС - мы свою долю вносим первыми.
- Сегодня в Казахстане инвестиционный бум. Речь не только о внутренних инвестициях - и бизнес, и государство активно инвестируют за рубежом. Удалось ли правительству избежать упреков в том, что сверхдоходы, получаемые от нефти, вкладываются за пределами страны?
- Национальный фонд абсолютно прозрачен. Министерство финансов, национальный банк регулярно отчитываются перед депутатами, все вместе решают, на что и как тратить средства. Естественно, было много споров. Были и предложения: давайте, мол, все поделим. Но суть нашей политики заключается не в том, чтобы делить и раздавать, а в создании условий для того, чтобы люди могли честно зарабатывать и жить достойно. Несмотря на то, что нефти у нас много, мы стали хозяйствовать гораздо рачительнее. Теперь на все экономические программы мы привлекаем лишь прямые инвестиции - для таких проектов созданы банк развития, инновационный фонд и фонд страхования инвестиций. Приведу такой показательный пример. Когда-то мы засевали 25 миллионов гектаров и получали миллиард пудов зерна (примерно 16 миллионов тонн). При этом весь Советский Союз на нашу целину работал. А сейчас фермеры засевают всего 13 миллионов гектаров и уже пятый год получают 18 миллионов тонн! Думаю, надо постучать по дереву.
- Казахстан вышел на второе место в Содружестве по размеру ВВП на душу населения. Есть ли планы "догнать и перегнать" Россию, а потом, как знать, и Америку?
- Никто в республике не ставит себе подобные цели. Мы просто живем по "рецептам", которые изложены в стратегии развития Казахстана до 2030 года. Она появилась еще в 1997 году, в разгар экономического кризиса в Юго-Восточной Азии. Разработкой занималась группа молодых людей, окончивших, кстати, главным образом московские вузы. Без привлечения иностранных специалистов.
- Неужели МВФ не давил своими советами?
- Мы давно рассчитались по долгам с международными финорганизациями, поэтому их советы принимаются лишь как рекомендации. Сегодня при президенте Казахстана действует совет иностранных инвесторов, в который входят представители крупнейших международных компаний. В этом органе под патронатом главы государства обсуждаются практически все масштабные проекты. Причем президент сам лично вникает во все детали. С Нурсултаном Абишевичем я работаю еще с советских времен. В первые годы государственности, когда мы думали, по какому пути идти, он досконально изучил конституции почти двадцати государств! Я объездил с ним весь мир и, признаюсь, очень мало встречал лидеров, которые бы с такой тщательностью и щепетильностью подходили к любому вопросу.
- Господин посол, как вы знаете, в России началась реализация программы содействия переселению соотечественников. При этом наиболее массовый приток переселенцев ожидается из Центральной Азии и прежде всего из Казахстана, где находится самая большая в этом регионе русская диаспора. Насколько основательны, по-вашему, эти расчеты?
- Кстати, при подготовке этой программы, по свидетельству ее разработчиков, изучался и соответствующий казахстанских опыт. За пределами Казахстана проживает около трети всех этнических казахов, примерно 3,5 миллиона человек. За 15 лет к нам прибыли более 143 тысяч семей, свыше полумиллиона человек. Вполне естественно, что принятие российской госпрограммы вызвало определенный интерес у части казахстанцев русской национальности и других этнических групп, имеющих российские корни. Но ажиотажа не наблюдается, соцопросы не отмечают значительного роста эмиграционных настроений. А статистика фиксирует резкое снижение оттока населения: в 1999-2006 годы он сократился в 1,8 раза по сравнению с предыдущим периодом. Более того, начался обратный процесс. Мигранты из России составляют 26,5 процента всех прибывших в страну за последние 7 лет на постоянное жительство. Это в основном те, кто в сложный период начала 90х годов покинул республику в поисках лучшей доли. Политика укрепления межнациональных отношений, сохранения и развития национальных культур поддерживается большинством казахстанцев - вне зависимости от их национальной принадлежности. Спокойствие и благосостояние людей - наше самое ценное достояние. |