"Жеты кун" / "Хабар", 25 февраля
Более миллиона человек приняло участие в этом году в отчетных встречах акимов всех уровней с населением. Четырехлетний опыт подобных встреч показал, что они постепенно становятся важным инструментом общественного контроля за работой исполнительной власти. Понятно, что результативность государственной политики определяется, прежде всего, исполнением принимаемых решений на местах и в этом плане отчеты акимов являются важным индикатором эффективности действий власти в регионах.
Отчеты нынешнего года выявили очевидную тенденцию смещения внимания населения на вопросы, имеющие общественно-социальную значимость, люди все больше позиционируют себя как активные участники региональных процессов – экономических, социальных, политических.
В то же время отчеты показали, что кадровый состав районных и сельских акиматов требует усиления, равно как нужны и новые форматы для проведения встреч акимов с населением.
С некоторыми выводами по итогам отчетов 2008 года нашего обозревателя Тимура Мухамадеева познакомил заместитель руководителя Администрации Президента Дархан Калетаев.
Сегодня он – гость программы "жетi kyh".
- Дархан Аманович, если позволите, хотел бы начать с предыстории вопроса. Какова изначально была идея и цель отчетных встреч региональных руководителей с населением?
ДАРХАН КАЛЕТАЕВ, заместитель руководителя администрации Президента РК:
- Что касается предыстории вопроса отчетных встреч акимов с населением, то все началось три года назад. Был принят указ Президента по проведению отчетных встреч с населением. Какая цель ставилась перед администрацией Президента при проведении этих отчетов? Основная цель - чтобы акимы наладили прямую связь с населением. Т.е. оценка эффективности работы акимов должна была прозвучать из уст народа, для которого они работают и служат. Это первое.
Второе – акимы должны были понять, чем им руководствоваться в работе с населением, в вопросах жизнеобеспечения населения и понять ту сущность вопросов, проблем, которые сегодня волнуют простой народ.
И третья задача, которую мы ставили, сделать симбиоз общественно-государственного формата на местах, формата работы местной власти. И вот за эти три года проведения отчетов, мы уже понимаем и ясно видим, что основная задача наша достигнута. Мы, на наш взгляд, сумели наладить эту связь между народом и местными исполнительными органами, между народом и властью. Мы уже реально знаем и видим, как население оценивает определенного акима. Мы ясно понимаем, какие вопросы население ставит перед нами. И мы ясно видим динамику всех процессов, которые происходят на местах. В этом году мы провели более десяти тысяч встреч акимов всех уровней, это сельские акимы, районные и городские акимы, акимы областей, городов Астаны и Алматы. Более десяти тысяч встреч, встреч, где прошел открытый диалог между населением и местной властью.
В них приняло участие более миллиона человек. Было высказано более пятидесяти тысяч вопросов, замечаний, предложений, которые на сегодняшний момент все проанализированы. И мы видим характер вопросов, который меняется из года в год. Если в предыдущие годы мы слышали много критических замечаний в адрес государственных органов по определенным проблемам сферы жизнеобеспечения населения, то сегодня мы видим, что в обществе налицо смена ориентиров. От политики государственного патернализма к совместному решению вопросов, к политике взаимодействия населения с властью. Народ, население предлагает определенные шаги по улучшению своей жизни. Много вопросов поднимается на сегодняшний момент экологического характера. Много вопросов поднимается общественно-социальной значимости. Но, в то же время, есть предложения от населения по видоизменению данных встреч, встреч акимов с населением. Многие люди на встречах предлагают провести отдельные встречи с представителями коммунальных служб, отдельные встречи с представителями правоохранительных органов, участковых инспекторов. Я думаю, что активному взаимодействию и участию населения на встречах, во многом способствуют предварительные публикации данных отчетов в электронных СМИ, на сайтах акиматов, в газетах, на телевидении.
Некоторые акимы перед отчетами провели прямые эфиры на местном телевидении. И это все было неким толчком к тому, что люди были заинтересованы и пришли на эти встречи, чтобы задать акиму - как представителю власти - свои вопросы, поставить перед ним свои проблемы.
- Вопрос в продолжение темы. Вот вы говорите, что сама идея оказалась эффективной. Да, виден был большой интерес населения к этим отчетам. В то же время, многие говорили о том, что эти отчеты проводятся несколько формально. Т.е. получается, что либо региональные руководители получили дополнительную возможность для собственного пиара, а проводят встречи-отчеты с работниками акиматов. Такая критика звучала. Как вы считаете, может уже настало время эту форму изменить?
- Ну, вы знаете, те отклики, которые к нам поступают, говорят о том, что - да, многие наши акимы проводят эти встречи для галочки, для того, чтобы отчитаться перед нами - есть отклики, что некоторые акимы проводят это для своего личного пиара - знаете, из года в год есть отклики о том, что в залах собирают представителей местного маслихата, акимата и проводят отчет перед самими собой.
Приглашаются люди, которые заранее отобраны, готовятся заранее вопросы. Мы получали множество откликов на эту тему. И в принципе, мы и сами наблюдали, что такие факты есть, такие проявления на местах существуют.
Аким, как представитель местной власти, как руководитель этого региона, в первую очередь сам заинтересован узнать и понять, как население его оценивает, его работу. Узнать о тех проблемах, которые на сегодняшний момент волнуют население в данном конкретном взятом регионе. И, может быть, как-то перепланировать, запланировать новые мероприятия для решения этих вопросов. Но, в то же время, я хочу отметить, что формальный подход он все же присутствует. Есть такое, нельзя это отрицать. И в этом вопросе, мне кажется, мы сейчас должны посмотреть по-новому на существующий формат проведения отчетов. Какие-то, может быть, предложить новые модели проведения этих отчетов. В этом году несколько акимов областей провели эти отчеты в формате видеоконференций. Есть опыт, когда отчеты - у нас и в прошлом году, и в этом году это практиковалось - происходят в течение года. Проводятся встречи с населением в течение года, по крайней мере, пытаются объехать все населенные пункты, узнать, увидеть, как живет население. Есть новые формы и, я думаю, что мы сейчас проанализируем окончательно весь ход этого процесса, который на сегодняшний день закончен. Мы сейчас окончательно проанализируем и, думаю, мы внесем предложения на имя главы государства о новых формах и новых подходах к этому вопросу.
- Я думаю, главная особенность всех отчетов – это возможность для людей напрямую задать вопрос региональному руководителю. Это в том случае, если все-таки удается попасть на эти встречи. Скажите, чем нынешние встречи охарактеризовались, какие вопросы сегодня волнуют. В частности, в последнее время очень много слышно о проблемах коммунальных, холодная зима и все, что с этим связано. Второй вопрос, по-моему, новые пенсии, последний пересчет. Очень вопросов по этим темам…
- Ну, я уже говорил, что было внесено более пятидесяти тысяч вопросов, замечаний, предложений. Больше половины – социального характера. Что подразумевает это? Это вопросы, в первую очередь, неудовлетворительной работы коммунальных служб, дефицита электроэнергии, ремонта и строительства дорог, водоснабжение. Эти вопросы я отношу к проблемам постоянного характера. И груз их ответственности во многом лежит на местных органах. По итогам прошлогодних отчетов у акимов был запланирован ряд мероприятий по решению тех вопросов, которые им задавали в прошлом году. И акимы отчитывались по ним, говорили, что выполнено, что нет. Какие-то вещи по вопросам этого характера решались сразу - прямо в зале давались поручения. Но они ежегодно, из года в год, существуют. Я думаю, что мы будем ежегодно эти вопросы получать, они будут продолжать существовать, потому что этому есть немало объективных причин. Где-то, да, может быть, власть недорабатывает. Есть такой аспект вопроса. Где-то, особенно в сфере коммунальных отношений и в вопросах строительства дорог и водоснабжения, они запланированы и решатся в текущем году, или в предстоящем году. Есть вопросы, вот вы сами отметили, по пенсионному перерасчету, который был в этом году. Повсеместно эти вопросы задавались, министр труда и соцзащиты сам участвовал в отчете акима города Алматы и акима города Астаны. Попытался ответить на все вопросы, которые были заданы в этом формате. Надо решать эту проблему. Надо объяснять населению, как производился этот перерасчет, если где-то были допущены ошибки, надо их исправлять. Мы с Министерством труда и социальной защиты на данный момент прорабатываем все эти вопросы, повсеместно акиматы получили разъяснения, как надо объяснять народу, какие были учтены базовые ставки, базовые заработные платы при перерасчете пенсий.
- Скажите, судя по вопросам, которые поднимаются на этих встречах, в акиматах должны работать профессиональные специалисты, которые готовы решать эти проблемы. На ваш взгляд, на сегодняшний день такой вопрос, как кадровый дефицит для региональных акиматов существует?
- Знаете, есть же известное изречение – "кадры решают все". Проблема кадров, как и везде, существует. Особенно среди акимов. Особенно, я хочу сказать, среди сельских акимов. На сегодняшний момент комплектация кадрами уровня акимовского корпуса она существенно изменилась за период суверенитета нашей страны. Существенно омолодился кадровый состав, существенно в профессиональном плане вырос. Но все равно, проблема существует. В каком плане? По кадровому составу акимовского корпуса – особенно сельского и районного уровня. Проблема, которую мы сейчас должны решать – это проблема "кадровой чехарды" так называемой. Когда идет смена акимов, особенно это касается смены сельских акимов. И здесь не вина чья-то, не вина определенного акима области, акима города, что идет такая смена. Мы пока не смогли создать тот настоящий кадровый резерв, когда можно сказать – вот этот человек может работать акимом. Т.е. мы не выработали критериев к тем людям, которые должны возглавлять определенную административно-территориальную единицу. У нас акимы областей и городов Алматы и Астаны назначаются Президентом по согласованию с областным маслихатом, акимы районов, городов назначаются акимами областей по согласованию с районными и городскими маслихатами. Это вносит коррективы при подборе кадров. Поэтому сейчас работа в этом направлении идет. Профессиональный состав акимов на сегодняшний момент, я считаю, удовлетворительный. Много людей, которые имеют опыт, причем, положительный опыт работы на местах. Есть люди новой формации, с новым мышлением, новым видением, но есть проблема переподготовки. И проблема переобучения, которую мы на сегодняшний день должны решать.
- Я благодарю Вас за интервью. Спасибо. |