Алексей КОНОВАЛОВ, "Время", 14 августа
В пятницу, 8 августа, Агентство по защите конкуренции опубликовало сообщение о том, что материалы расследований в отношении 64 субъектов рынка розничной и оптовой торговли ГСМ, в действиях которых усматриваются признаки антиконкурентных соглашений, переданы в финансовую полицию. Правда, как обычно, никаких подробностей в этом сообщении не было. Поэтому редакция газеты "Время" обратилась за комментариями к председателю агентства Мажиту ЕСЕНБАЕВУ.
- Мажит Тулеубекович, месяц назад премьер-министр Карим МАСИМОВ поставил перед вами задачу разобраться с ростом цен. Как происходят разборки?
- Мы в первом полугодии 2008 года провели тщательный анализ, который лишний раз доказал тот факт, что у нас в стране недостаточно развита конкуренция в большинстве сегментов экономики. На сегодняшний день в Казахстане насчитывается около тысячи доминантов, и это помимо естественных и государственной монополий. Для сравнения: два года назад, в 2006 году, таких доминантов было 877. Эти цифры как раз свидетельствуют о монополизации и высокой концентрации рынка.
- Но позвольте, монополистов легче контролировать и регулировать их ценообразование.
- А вот здесь я с вами не соглашусь. К примеру, основной причиной роста цен на нефтепродукты и их дефицит на внутреннем рынке стало отсутствие конкуренции. Более 70 процентов оптового рынка реализации нефтепродуктов контролируют три компании: "КазМунайГаз", "ПетроКазахстан" и "Гелиос". Причем экспертами нашего агентства подсчитано, что себестоимость бензина АИ-93 при выходе его с нефтеперерабатывающего завода колеблется в пределах от 20 до 30 тенге за литр.
- Да, но на заправках его дешевле, чем за 100 тенге, не найдешь.
- А причина в том, что по пути от завода до АЗС бензин проходит через несколько аффилированных фирм, что в конечном счете и приводит к резкому удорожанию. Каждая из таких фирм накручивает от 30 до 300 процентов. А таких фирм вокруг каждого основного игрока рынка - от пяти до семи. Кроме того, мы имеем доказательства, что и "Гелиос", и "КазМунайГаз", и "ПетроКазахстан" умышленно сократили производство бензина с целью создания дефицита.
- Вот как!.. Но статистика утверждает, что нефти в Казахстане перерабатывать стали даже больше, чем в прошлом году.
- Нефти-то перерабатывать стали больше, только вот получать из нее стремятся не бензин, а мазут. К примеру, поставляет "Гелиос" на Павлодарский завод тонну нефти. Из этой тонны можно получить 600 килограммов бензина, 200 килограммов дизтоплива и в остатке - мазут. Но заказ поступает такой: 600 килограммов мазута, 200 - бензина и 100 - дизтоплива. Причем так же действуют и "КазМунайГаз", и "ПетроКазахстан", и другие. В итоге в статистических отчетах все красиво, а на практике создается искусственный дефицит светлых нефтепродуктов. У нас в республике все нефтебазы сейчас забиты мазутом, а бензина и солярки не хватает.
- Но если вы имеете такие данные, почему не заставили бензиновых королей снизить цены?
- Каких-то реальных рычагов воздействия на монополистов, кроме убеждения, у нас нет. Мы встречались с ними, убеждали, что подобная практика является антигосударственной, призывали их умерить свои аппетиты. Ведь в рот больше, чем в него помещается, не положишь. Но все наши доводы проигнорировали. "Гелиос" пытался нам доказать, что они в России покупают нефть по мировым ценам... Но мы-то досконально и внимательно изучили всю цепочку, так что в их сказки не верим.
- Повторю вопрос: почему государство не заставило производителей снизить цены на ГСМ?
- Мы заставим участников рынка умерить свои аппетиты и снизить цены. Именно поэтому мы передали дела в финансовую полицию. Также все эти факты были доложены мной лично премьер-министру страны Кариму МАСИМОВУ и рассмотрены на заседании правительства. Все, что произошло с начала года на рынке ГСМ, мы квалифицируем как "согласованные действия" и совместно с финполом это докажем.
- И когда ожидать снижения цен?
- Я думаю, в течение нескольких месяцев.
- Почему вы квалифицируете эти действия как "согласованные действия", а не "ценовой сговор"?
- Потому что доказать ценовой сговор между "Гелиосом" и "КазМунайГазом" очень трудно, а если честно, то практически нереально. Доминанты это знают и пользуются пробелами в законодательстве. Нужно ведь еще учитывать специфику казахстанского рынка нефтепродуктов. Нашу республику условно можно разделить на три зоны: западную, южную и северную. В каждой из этих зон свой монополист, который диктует уровень цен. На западе это "КазМунайГаз", на юге - "ПетроКазахстан", а на севере - "Гелиос".
- А почему тогда государство способствует монополизации рынка ГСМ? Я имею в виду покупку "КазМунайГазом" 51 процента акций "МангистауМунайГаза". Это же приведет к тому, что Павлодарский НПЗ перейдет под контроль "КазМунайГаза".
- Эта сделка вызвана не намерением государства создать мегамонополиста. Передавая в свое время НПЗ частным инвесторам, государство оговаривало с ними и уровень инвестиционных вложений в развитие производства. И если на Атырауском заводе что-то делалось, то в Шымкенте и Павлодаре это было сделано в очень малых объемах.
- Но ведь эта сделка приведет к тому, что, например, компанию "Гелиос" просто вытеснят с рынка.
- Я думаю, этого не произойдет. Павлодарский завод работает на легкой нефти, и поставки осуществляет как раз компания "Гелиос". Правда, если они будут продолжать играть не по правилам, тогда, возможно, государство ограничит им доступ на завод. Но, надеюсь, этого не произойдет.
- Все, о чем вы сейчас говорите, стало известно не вчера. Почему ваше агентство не вмешивалось в ситуацию раньше?
- Вы что, думаете, что сбор доказательств о наличии согласованных действий - быстрый процесс? Это очень кропотливый и длительный труд. Только на монополистов на рынке нефтепродуктов мы потратили более полугода. А мы ведь занимаемся еще и другими отраслями.
- Какие отрасли у нас наиболее монополизированы?
- Помимо нефтеперерабатывающего сектора наиболее монополизированы железнодорожная отрасль, металлургия, топливно-энергетический комплекс и телекоммуникационный сектор. К примеру, на рынке железнодорожных услуг происходит процесс, прямо противоположный мероприятиям, предусмотренным в программе реструктуризации железнодорожного транспорта республики. В этой программе первым пунктом предусматривается развитие и защита конкуренции на данном рынке путем демонополизации и реструктуризации АО "КТЖ". Вместо этого ежегодно увеличивается монопольная доля КТЖ и ее дочерних компаний. Попытки частных инвесторов создать конкурентную среду на данном рынке не находят поддержки со стороны уполномоченного органа.
- И что вы собираетесь с этим дальше делать?
- В перспективе необходимо реализовать пакеты акций и доли участия КТЖ. В телекоммуникационном секторе также реализовать акции и доли "Казахтелекома" в операторах фиксированной, мобильной связи и Интернета, а самой компании сосредоточиться только на деятельности в сфере естественных монополий.
- А в энергетике?
- Эта отрасль на сегодняшний день не является инвестиционно привлекательной, денег в нее вкладывается очень мало. Это приводит к ежегодному дефициту электроэнергии, веерным отключениям, неразберихе с тарифообразованием, а также к систематическим нарушениям антимонопольного законодательства. Мы в конце 2007 года выявили и доказали антиконкурентные действия ряда энергетических компаний восточного региона. Ведь практически все генераторы продают электроэнергию не напрямую, а через посредников, что приводит к ее удорожанию на каждом этапе перепродажи. Мы судились с ними и через суд доказали их вину. Результатом стали штрафы для этих компаний на сумму 21 миллиард тенге.
- Все это доказывает отсутствие конкуренции в Казахстане.
- Согласен с вами. И поэтому ситуацию нужно менять. Возьмем, к примеру, ГСМ. В стране должно быть как минимум 10-12 нефтеперерабатывающих заводов, принадлежащих разным компаниям, не аффилированным между собой. Производить мы должны больше, чем потребляем. Тогда и цены у нас будут низкие, и за границу будем поставлять не сырье, а готовую продукцию. Я уже говорил, что монополисты и доминанты пользуются пробелами в законодательстве. Именно поэтому мы подготовили новый законопроект о конкуренции, который в сентябре направим в парламент. Там будут учтены все нынешние лазейки и недочеты. Мы захлопнем эту калитку. Надо развивать производство, тогда появится конкуренция, а наличие конкуренции всегда сдерживает цены. |