АСТАНА. 13 января. КАЗИНФОРМ /Зауреш Балкенова/
Тема реформирования государственной службы столь же вечна, как жизнь самого госаппарата. Как же оптимальным образом приспособить работу бюрократической машины под нужды и чаяния людей, а чиновников сделать не повелителями судеб простых граждан, а профессиональными исполнителями их запросов и потребностей. Над этим бьются умы не одного поколения реформаторов. Однако даже в тех странах, где они добились значительных успехов на этом пути, продолжается поиск лучших форм и методов государственного управления. О том, как продвигается административная реформа в казахстанских реалиях, и чем должен отличаться современный госменеджер от бюрократа старой формации, корреспонденту Казинформа рассказывает первый вице-ректор, профессор Академии государственного управления при Президенте РК Серик Капаров.
- Серик Габбасович, насколько полезна проводимая в стране административная реформа в условиях нынешнего кризиса с точки зрения развития экономики, более эффективного использования госактивов, сокращения расходов на содержание госаппарата?
- Реформы начались раньше, чем грянул кризис. Говоря об административной реформе, хотел бы отметить, что это перманентный процесс, который переживают все государства без исключения. В 2003 году Всемирный банк проводил исследования в ряде стран и выявил такую закономерность: основной причиной административных реформ является, во-первых, раздутый государственный аппарат, во-вторых, низкое качество предоставления государственных услуг.
Чрезмерно многочисленная бюрократия приводит к снижению качества предоставляемых услуг, что порождает различные административные барьеры и неминуемо ведет к коррупционным проявлениям. Одна из аксиом классического госреформирования сводится к тому, что сокращение численности государственных служащих должно способствовать улучшению качества предоставляемых услуг. Если эти задачи решаются одновременно, значит, налогоплательщик может спать спокойно - его деньги на содержание армии управленцев расходуются по назначению. Однако похвастать абсолютной эффективностью госслужбы могут очень редкие страны, да и в тех всегда найдутся недовольные.
Заслуги в реформировании британской госслужбы экс-премьера Маргарет Тэтчер известны, прежде всего, тем, что она сумела еще в середине 80-х годов прошлого века максимально избавить госсектор от ненужных функций, передав их исполнение в конкурентную среду. Благодаря проведенной оптимизации госаппарата, существенно сократились расходы на его содержание, соответственно, стала дешевле и сама стоимость государственных услуг. Один из принципов "железной леди" заключался в следующем: меньше госфункций, меньше чиновников, значит меньше и коррупции.
У нас также идет процесс перехода количественных изменений в качественные. Сейчас необходимо работать не числом, а уменьем. Хочу отметить, что Указ Президента РК, вышедший 29 марта 2007 года, о некоторых вопросах административной реформы, позволяет руководителям госорганов иметь такую штатную численность, с которой он способен работать, а все средства от оптимизации государственных служащих можно направить на повышение заработной платы сотрудников. Принцип таков - численность команды на госслужбе можно сокращать, а деньги на их содержание остаются. В результате можно малым числом делать ту же работу, и при этом больше зарабатывать. К сожалению, многие руководители этим указом не воспользовались. Как показал анализ, проведенный Агентством РК по делам государственной службы (АДГС), многие держатся за численность штата.
Например, во Франции аналогичная оптимизация проводилась под лозунгом: один компьютер заменяет трех госслужащих. У нас сейчас и госслужащих много, и компьютеров много. Кризис - это как раз то благоприятное время, когда обнажаются искусственно созданные "пузыри", а они должны рано или поздно лопнуть. Я думаю, что тот балласт госслужащих, который не приносит реальную пользу, а только проедает государственные средства, и более того, создает административные барьеры и лишнюю бюрократию, он уйдет.
В конечном счете, нам необходимо прийти к пониманию, что госслужащие - это элита, наряду с военной, научной, политической. Госслужащие - управленческая элита, но увеличение штатной массы госаппарата, на мой взгляд, размывает эту элитарность, приводит к обыденности, серости. Мы через нашу Академию стремимся создать эту элиту, но не в плане какой-то особой касты, элитарности по отношению к своему народу, а, наоборот, в плане высокого профессионализма, осознания высокого долга и ответственности перед государством и народом, приверженности особым этическим принципам.
- Глава государства в одном из своих выступлений подчеркивал важность "укрепления доверия и уважения к государственному служащему, подорванного во времена советского застоя". Вместе с тем, Президент говорил о профессионализации государственной службы, благодаря которой можно получить госуправленцев "новой генерации".
- Я считаю, что Глава государства совершенно прав. Вы сейчас видите меры, которые принимает Президент по централизации госрасходов и бюджетированию, все это проводится силами государственного аппарата. Умелое государственное регулирование экономики, особенно в период мирового финансового кризиса, позволит Казахстану выйти из него еще более окрепшим.
Помните, было мнение о том, что рынок сам все расставит по местам. Да, рынок стимулирует, но процессами надо уметь управлять. Поэтому государственное регулирование - это один из важных аспектов реформы. В настоящее время госаппарат отрабатывает использование модели бюджета, ориентированного на результат, одновременно определяя индикаторы эффективности деятельности госорганов. Все это направлено на то, чтобы улучшить администрирование в государственной сфере.
Мы видим, что в период финансово-экономических трудностей государство берет на себя роль ключевого игрока, в управление которого переходят огромные материальные активы, человеческие ресурсы. И как важно всем этим грамотно распорядиться, не допустить перекосов и нежелательных последствий. А это под силу только профессиональному, высококвалифицированному госаппарату, которому не чужды понятия современного менеджмента, знание иностранных языков, желание совершенствоваться и обучаться, брать на себя реализацию стратегических задач.
Суть происходящего заключается в уходе от старых, отживших методов управления, к новым принципам современного менеджмента. По большому счету, мы только начинаем осваивать азы, несмотря на то, что проведены ряд структурных реформ и лицо госаппарата стало другим, методы и стиль работы госслужбы в целом сильно изменились. Однако инерционный след прошлой системы очень силен, он сидит в ментальности, которую можно выправить лишь через смену поколений. Не секрет, что многие чиновники рассматривают свою должность, не иначе как возможность делить общий пирог, путать свой карман с государственным.
Если помните, выступая на Антикоррупционном форуме, Президент вынужден был огласить 8 этических норм государственного служащего, хотя существует Кодекс чести, утвержденный Указом Главы государства в 2005 году. Только в этом году Агентством по делам государственной службы наказано более 1,5 тысячи чиновников за нарушение Кодекса чести. Это становится очень серьезной проблемой.
Опрос, проведенный в 2005 году исследовательским центром "Сандж" по заказу Агентства Республики Казахстан по делам государственной службы, и охватывавший 1000 потребителей различных государственных услуг, показал, что только 35% потребителей остались довольны качеством предоставленных им услуг, 42% удовлетворено сроками предоставления услуги. В действенность Кодекса чести госслужащих верит только 14% потребителей госуслуг и 27% опрошенных госслужащих. При этом только 57,3% из 245 опрошенных государственных служащих различных органов признают важность мониторинга мнений клиентов.
На моих лекциях государственные служащие задают много вопросов относительно того, как поступать в той или иной затруднительной ситуации. Я всегда повторяю своей аудитории одну аксиому: для того, чтобы не ошибиться, надо всегда помнить, что госслужащий должен, прежде всего, служить своему народу, который нанял его на эту службу, во-вторых, должен служить своему Президенту, которого избрал тот же народ. Если вы всегда будете моделировать свое поведение, исходя из этих постулатов, вы никогда не попадете ни в какие политические дрязги.
Антикоррупцционное законодательство тоже нуждается в изменениях, поскольку оно уже не соответствует уровню и развитию характера тех процессов, которые сегодня имеются.
Нужно сделать открытой для общества систему госслужбы, сделать гласной процедуру назначения, особенно на политические должности. Нужен также общественный контроль за кадрами, претендующими на высокие должности. Если на работе он положительный, а в быту он хам, и считает, что ему все дозволено, то имеет ли он право занимать высокую государственную должность?
Доверяя проведение административной реформы самому госаппарату, следует также помнить, что госслужба не заинтересована сама себя реформировать, а тот же конкретный чиновник, занимая свою должность, неохотно идет на перемены в стиле и методах своей работы. Да, для того, чтобы продвинуться по карьерной лестнице, он сделает многое, но в плане пересмотра собственных подходов - вряд ли далеко пойдет. Здесь нужно не только создавать определенные стимулы, но и в целом задавать соответствующие правила общей игры, когда иного выхода, кроме как меняться к лучшему, не останется. Президент неоднократно говорил о том, что Казахстану на данном этапе для дальнейшего успешного продвижения реформ нужны государственные управленцы "новой генерации". А ведь мало кто знает, что госуправление это целая наука, которой нашим госслужащим еще предстоит овладеть.
- Однако чиновниками не рождаются, ими становятся, получая определенный опыт и знания. Какую роль берет на себя Академия госуправления в процессе реформирования казахстанской государственной службы?
- Во всем мире есть специальная наука - государственное управление - public administration. В Казахстане тоже идет к тому, что госуправление становится наукой, хотя еще таковой не стало, и у нас на сегодня даже нет такой специальности. Поэтому в перспективе мы планируем открыть докторантуру по управленческим наукам. Для этого мы берем опыт Сингапурской школы им. Ли Куан Ю и будем готовить профессиональных конкурентоспособных управленцев, знания и опыт которых могут пригодиться не только в системе государственной службы, но и частном секторе, госхолдингах и нацкомпаниях.
Глава государства поручил создать школу государственной политики в недрах нашей Академии государственного управления, уже в конце ноября прошлого года вышел соответствующий указ. Мы провели встречу с деканом школы госуправления Сингапурского университета им. Ли Куан Ю г-ном К.Махбубани. Эта школа входит в глобальную сеть школ государственного управления, они взяли бренд Гарварда. Мы уже подписали меморандум о сотрудничестве и будем готовить кадры для корпуса "А". Это менеджеры высокого уровня, топ-менеджеры госуправления. Академия в целом будет готовить госслужащих корпуса "Б", исполнителей высокого уровня, которые могут заниматься разработкой стратегических документов. Мы хотим взять менеджмент не только сингапурской школы, но и других ведущих зарубежных центров, которые готовят госслужащих.
Обучение будет проходить на английском языке, требования достаточно высоки, мы намерены принять туда максимум 30 человек. В перспективе позиционируем нашу Академию, как лидера обучения госслужащих в сфере госуправления в регионе Центральной Азии. Предполагаем также, что к нам будут направляться на обучение госслужащие из других стран ЦА, восточного региона России, Кавказа и Средней Азии.
Не секрет, что вопрос любой реформы упирается в личности, человеческий фактор. Не могу не сказать о лидирующей роли Главы государства, которому удается предвидеть последствия реформ на годы вперед, опережая те ситуации, которые только могут возникнуть. Сейчас те установки, которые даны Главой государства по созданию национальной школы госполитики, по обучению управленцев "новой генерации", которые станут пополнять обозначенные им два корпуса, уже исполняются и Администрацией Президента, и Агентством по делам государственной службы, и нашей Академией госуправления.
Мы разработали стратегический план, в рамках которого поставлена цель - увеличить и создать новые учебные программы, которые сейчас наиболее востребованы. Мы планируем обучать не только госслужащих, но и всех, кто интересуется сферой госуправления. Здесь нацкомпании, госхолдинги проявляют большой интерес к сфере госуправления. Потому что в данной сфере тоже накоплен немалый опыт, и могу сказать, что кризис-менеджеры, которые применяют свои знания в частных компаниях, выходят именно из госструктур. Люди, сегодня находясь на госслужбе, постоянно обучаются, поскольку их знания быстро устаревают в связи с тем, что меняются требования, идет обновление технологического процесса.
У нас на курсах переподготовки и повышения квалификации в среднем за год проходит обучение 2,5 -3 тысячи служащих. В планах внедрение дистанционного обучения, большой вклад в этом направлении должна внести система электронного правительства. Ведь сегодня госслужащий не просто исполнитель очерченных функций, он должен думать, обладать стратегическим мышлением, он должен знать бюджетирование, проектный менеджмент, уметь проводить анализ, видеть угрозы и риски.
Потенциально казахстанская госслужба очень перспективна и обучаема. Для сравнения - в России средний возраст госслужащих находятся на рубеже 55-60 лет, поэтому там сегодня серьезно стоит проблема привлечения на госслужбу молодых кадров. Распространено мнение о том, что на госслужбу идут либо откровенные неудачники, либо те, кому надо просто отсидеться для дальнейшего продвижения по карьерной лестнице.
Скажу, что в рядах казахстанских госслужащих, а их сегодня порядка 100 тысяч, есть и те, и другие. Однако, не они задают тон всей системе, она держится на честных профессионалах, которые могут и хотят работать на своем месте, видя одновременно перспективу дальнейшего роста. Ведь все истины познаются в сравнении. Мотивация труда госслужащих не в последнюю очередь связана с возможностью самореализации.
Известно, что только десятая часть тех, кто трудится в частном секторе, могут быть успешными в бизнесе, торговле, остальные вынуждены работать на чей-то карман.
В плане возможности обучения и повышения квалификации, вряд ли какая частная компания станет тратиться, тем более в условиях кризиса, на учебу своих сотрудников. Государство это делает в рамках специальных программ, и сворачивать их не собирается. В условиях кризиса государство является надежным работодателем, что уже немаловажно, более того, зарплата растет, в этом году госслужащих ожидает очередное повышение окладов. Добавим к этому пакет социальных гарантий, которые предоставляет государство, хотя он не так солиден, как в западных странах, но все же, думается, в недалекой перспективе его привлекательность заметно повысится.
- Все же надо признать, что основной причиной оттока из госслужбы наиболее способных кадров в большинстве случаев становится именно маленькая зарплата. Что вы скажете по этому поводу?
- Минимальная заработная плата у работников госсектора во всем мире колеблется в среднем на уровне 5-10 долларов в час. У госслужащих там она гораздо выше. Если посмотреть на нашу госслужбу, то она еще не выдерживает такого критерия. В среднем зарплата у госслужащего должна быть не меньше 800 долларов в месяц, но не все сегодня получают такую зарплату. Если мы возьмем среднее значение между зарплатой банкира и учителя, то мы получим ту сумму, которую получает наш госслужащий. Для сравнения, в Канаде или в Польше зарплата госслужащих в 2 - 2,5 раза выше, чем по всей экономике, в Сингапуре эта зарплата в 4 раза выше в сравнении с другими отраслями. Сегодня австралийцу нельзя платить менее 10,5 долл. в час. Во Франции этот показатель равен примерно 10,3 долл., в 2004 году подобные зарплаты получали 15% работавших французов.
США ввели минимальную заработную плату значительно позже, чем многие другие государства - в 1938 году. Ныне ее размер 5,15 долл. в час, или 10 712 долл. в год.
Государственный служащий Великобритании зарабатывает в среднем около 4 тыс. фунтов стерлингов в месяц. Я задавал вопрос британским представителям бизнеса, в чем причина их столь трепетного отношения к своей госслужбе. Так, по их мнению, госслужба - это тяжелая ноша, это практически жертвоприношение, они на полном серьезе считают, что госаппарат работает на них с такой отдачей, за что следует и платить по самой высокой шкале, и они готовы платить те налоги, неся бремя их содержания. Конечно, страны с развитой экономикой могут позволить себе содержать дорогой госаппарат, справедливо полагая, что дешевый труд госслужащих обходится конечному потребителю еще дороже.
Надо сказать, что в этих странах деятельность самой системы предоставления госуслуг налажена таким образом, что приносит колоссальный эффект и для населения, и для бизнеса, для всех других категорий граждан. К примеру, если рядовой житель Сингапура может, не выходя из дома получить огромный пакет государственных услуг, в том числе на различные разрешительные документы, за которыми у нас ходят месяцами, то почему бы ему не оплачивать такой сервис на достойном уровне. Сейчас развитые государства ставят перед госслужащими задачи по быстрому и качественному предоставлению услуг. К примеру, в странах Европейского Союза пребывание в очереди для получения документов не должно превышать 40 минут, а вся госслужба Сингапура бьется за то, чтобы достичь результата в 15 минут. По нашим данным, в Казахстане этот показатель колеблется от 2,5 часов до 2, 5 месяцев, а то и больше.
Мы в свое время настойчиво ставили вопрос о повышении зарплаты госслужащих, преодолев полное неприятие этого вопроса. Думается, что по мере продвижения реформ госслужбы, реализации поручений Главы государства по внедрению новой прогрессивной модели госаппарата, будет пересмотрена коренным образом и заработная плата государственных служащих, будет предложен и тот мотивационный пакет, который станет мощным стимулом для стремления попасть в ряды казахстанской госслужбы наиболее профессионально подготовленных граждан, в состав элиты новых госуправленцев.
- Спасибо за интервью.
Справка Казинформа: По данным АГДС, на государственной службе РК на сегодня фактически замещено более 94 тысяч должностей, всего штатная численность составляет 104 тысячи единиц. Средний возраст административных служащих составляет 39 лет, при этом средний стаж их работы на госслужбе 9 лет. Средний возраст политических служащих порядка 47 лет. Почти 80 % госслужащих имеют высшее образование, многие закончили два вуза. Почти 58 % состава административного корпуса это женщины. |