Тулеген БАЙТУКЕНОВ, "Время", 7 февраля
Мы привыкли к тому, что многие отечественные умы уезжают в поисках лучшей участи за границу. В.В.Путин по этому поводу говорит: "Если мозги утекают, значит, они есть. Уже хорошо". Но, как призналась французская журналистка Гаэль ГИШАР-ЩЕРБИНА (на снимке), проживающая в Казахстане с 2001 года, ее в последнее время тоже начали настойчиво посещать мысли об отъезде. Ну и что? Да ничего хорошего.
Веселое было время - жаркая осень 2001-го. Если кто не помнит, тогда венский бала Рахат АЛИЕВ был всемогущим, а кое-кому его бурная деятельность не понравилась задолго до начала официального расследования. Появился "Демвыбор", громкие лозунги сотрясали воздух, перемены казались неизбежными, как весна. Вот каким был Казахстан, в который попала Гаэль.
- Я не считаю себя экспертом в политике или общественной жизни Казахстана на тот момент, - говорит Гаэль. - Но могу сказать, что почувствовала спустя год-полтора. Тридцатилетние активные люди, с которыми я общалась, передали мне тогда какое-то ощущение эйфории. Это чувство царило в их среде. С тех пор эйфория полностью улетучилась, зато появилось недоверие. Люди обожглись и сейчас уже не верят в возможность каких-то перемен.
Они смирились с тем, что их общество - это джунгли. Где главное - обеспечить свою семью, а остальное не важно. В принципе, они и сейчас, спустя несколько лет, готовы участвовать не только в экономической, но и в социально-политической жизни общества. Но для них нет окна. Нет условий для активного вовлечения в жизнедеятельность государства. Царит атмосфера ощущения собственной беспомощности и того, что любой вопрос решается в высших эшелонах власти. От рядового человека ничего не зависит.
Надо сказать, что мои знакомые вовсе не революционеры, более того, они критически относились к "цветным" революциям, охватившим некоторые страны постсоветского пространства. Они не ждали какого-то чуда от этих переворотов, не были наивными. Они и сейчас следят за тем, что дали революции соседним странам.
Политика - это движение. Во Франции голосование за того или иного политика вовсе не означает, что вы дали ему карт-бланш. Если он не выполняет обещанного, народ выходит на улицы. Почему? Потому что народ хочет, чтобы его голос был услышан.
- Да, но насколько я знаю, бастуют у вас только работники государственных предприятий и только потому, что действует норма пожизненного найма. Их в любом случае не уволят, вот они и выступают.
- Это когда как. Вы правы в том плане, что раньше работники были более защищенными, а профсоюзы - сильными. Кроме того, на рынке труда ценились специалисты, и люди себя чувствовали более уверенно. Сейчас кризис. Правительство идет на уступки работодателям. Например, оно предлагало законопроект, согласно которому наемщик мог брать кадры с испытательным сроком два года. Как вы понимаете, о защите интересов работника в таком случае уже речи не идет. Так что положение ухудшается, это да.
- Вы узнаете о жизни нашего общества в том числе из СМИ...
- Очень часто, когда я читаю местные статьи, мне не хватает информации. Приходится искать самой. Журналистам здесь мало платят, причем в основном по фактическому объему статьи. Поэтому в материалах очень много воды. Журналисты пишут длинно, независимо от того, сколько у них данных. Кроме того, у них мало времени на сбор и обработку информации. Если вы будете тратить две недели на материал стоимостью 50 долларов, вы не выживете. Репортеры берут идею, одного комментатора, и этого достаточно. Я не могу осуждать за это самих журналистов. Это, скорее, ответственность собственников и редакторов СМИ. В телевидении такая же ситуация.
Для сравнения: я потратила на репортаж об Аральском море несколько месяцев. Готовилась, искала семью, потом жила там с рыбаками две недели, ходила с ними на лед, и на всю работу у нас с фотографом ушло 9 тысяч евро. Потом я продала материал нескольким журналам в среднем по две с половиной тысячи евро. (Но надо сказать, что сейчас все ведущие мировые СМИ сокращают расходы на международных корреспондентов и платят гораздо меньше.)
Такая работа мне очень нравится. Если ты хочешь узнать страну, надо выезжать из города.
- Арал - больная тема для нашей страны. Зачем вы взялись за нее?
- В основном потому, что эта тема, наряду с нефтегазовой и исламо-фундаменталистической, всегда интересует западные СМИ. Я знала, что моя статья никогда ничего не изменит. Но я верю, что журналист частично делает работу историков. Мы свидетели того, что происходит, и поэтому надо подходить к делу честно. В 2003 году я делала репортаж о лечении наркоманов в России. Мы месяц вдвоем с фотографом трудились над этой темой. В больнице нам предоставили полную свободу действий, мы жили с девушкой-наркоманкой. Единственным требованием принимающей стороны было то, что материал не должен выходить в России. Мы видели жуткие вещи. Мне кажется, я сама стала бы наркоманкой в той лечебнице. Там нечего делать, кроме как курить в туалетах и спать. Даже телевизора нет. В такой обстановке остается или опять начать колоться, или повеситься. Репортаж вышел в трех или четырех СМИ, в том числе и во Франции.
- Что вас держит в Казахстане - кроме местного мужа, естественно?
- Еще до прошлого года было ощущение, что вот-вот начнется что-то интересное. Сейчас порой мне очень хочется уехать, поскольку это ощущение пропало. Единственная причина, которая меня здесь пока держит - грядущее председательство Казахстана в ОБСЕ. Я надеюсь, европейские СМИ наконец проснутся, и им будет нужна информация о новом председателе организации. Пока Европе Казахстан совершенно не интересен. Кроме вопросов нефти и газа, европейцев ничего не привлекает. Кстати, в 2006 году я писала материал о кинофестивале "Евразия", чудовищно организованном, и его не напечатали за рубежом. Сказали, что он слишком критичный. Но по-другому написать о фестивале, в течение которого ни один человек не смог нормально посмотреть ни один фильм, я не могла.
- А по Франции не скучаете?
- Когда как. Я скучаю по культурной жизни в Париже. Здесь очень маленький выбор культурных событий. Есть музей музыкальных инструментов. За семь лет моей жизни здесь я помню только одну выставку параллельно с постоянно действующей экспозицией, которую там организовали. И это касается почти всех музеев. В Алматы элементарно некуда пойти. В театрах идут классические постановки, что-то новое увидеть возможности нет.
Я каждую неделю сталкиваюсь с тем, что мне нечего делать в выходные. Если только на природу ехать... Главная культура здесь - это природа. |