NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Суббота 20.04.2024 09:10 ast
07:10 msk

"Политика государства в сфере здравоохранения выходит на новый уровень"
Ж.Доскалиев: Сегодня социально-экономическая политика государства, в том числе в сфере здравоохранения, выходит на новый уровень, характеризующийся направленностью своей деятельности на конечный результат, то есть сохранение и укрепление здоровья казахстанцев
14.07.2009 / интервью

АСТАНА. 13 июля. КАЗИНФОРМ /Муратбек Макулбеков/

В нашей стране уделяется особое внимание развитию системы здравоохранения, как необходимого условия для улучшения жизни казахстанцев и повышения

конкурентоспособности страны. В своих выступлениях Президент Нурсултан Назарбаев неоднократно давал поручения по улучшению качества медицинских услуг и развитию высокотехнологичной системы здравоохранения. Об этом же говорится в программных документах НДП "Нур Отан". В частности, в Народной платформе партии поставлена задача по значительному увеличению бюджетных расходов на финансирование здравоохранения.

О том, как выполняются эти планы, в беседе с нашим корреспондентом рассказывает министр здравоохранения РК Жаксылык Доскалиев.

- Жаксылык Акмурзаевич, как Вы оцениваете состояние казахстанского здравоохранения в настоящее время? Насколько оно соответствует общему уровню социально-экономического развития нашей страны?

- Было бы неправильным сказать, что в системе здравоохранения нет нерешенных вопросов. Проблем много, тем более, что мы живем и работаем в таком динамично развивающемся государстве, как Казахстан. Перед нами поставлена высокая планка - достичь уровня конкурентоспособных стран.

Потенциал и экономические возможности у государства большие. Естественно, они, в свою очередь, требует соответствия со стороны всех видов услуг, в том числе и медицинских. Так, по результатам рейтинговой оценки Всемирного форума, Казахстан по основным индикаторам, определяющим конкурентоспособность страны, занимал: в 2008 году - 87-е место по младенческой смертности, 94-е место - по распространенности туберкулеза, 23-е место - по распространенности ВИЧ, и 101-е - по ожидаемой продолжительность жизни.

Это говорит о том, что необходимо принимать дополнительные меры по дальнейшему реформированию отрасли. Сегодня перед здравоохранением Казахстана поставлена задача скорейшего выхода на качественно новый уровень предоставления медицинских услуг населению, соответствующих самым передовым мировым стандартам, с обеспечением солидарного участия в охране здоровья также и граждан.

Формирование системы здравоохранения, отвечающей всем запросам современного общества, предполагает решение целого комплекса взаимосвязанных стратегических задач, направленных на достижение реальных позитивных сдвигов в показателях личного и общественного здоровья казахстанцев. Это и организация эффективной работы первичной медико-санитарной помощи, и охрана здоровья матери и ребенка. Мы должны приложить максимум усилий к снижению уровня заболеваемости населения социально-значимыми заболеваниями, обеспечить массовую иммунизацию. Кроме того, необходимы внедрение международных стандартов в оказании медицинской помощи, информатизация отрасли с созданием единой информационной системы здравоохранения. Все эти преобразования носят системный характер, взаимосвязаны друг с другом и объединены единой идеологией, направленной на построение в Казахстане конкурентоспособной, высокоэффективной системы здравоохранения, обеспечивающий повышение качества жизни казахстанцев.

Сегодня социально-экономическая политика государства, в том числе в сфере здравоохранения, выходит на новый уровень, характеризующийся направленностью своей деятельности на конечный результат, то есть сохранение и укрепление здоровья казахстанцев.

-Будучи депутатом Мажилиса, Вы неоднократно выступали с критикой в адрес Правительства, в том числе и Министерства здравоохранения, по вопросам финансирования государственной системы здравоохранения. В частности, о недостаточном финансировании этой сферы Вы говорили во время обсуждения трехлетнего республиканского бюджета на 2009-2011 годы. Намерены ли Вы добиваться пересмотра параметров бюджета в части, касающейся объемов бесплатной медицинской помощи, бесплатного обеспечения лекарствами, заработной платы врачей?

- Несмотря на влияние мирового финансово-экономического кризиса, в этом году расходы на здравоохранение из республиканского бюджета в сравнении с 2008 годом увеличились на 54 процента и составляют 185,9 миллиарда тенге.

С 2009 года дополнительно утверждены расходы на расширение и обеспечение гарантированного объема бесплатной медицинской помощи из средств республиканского бюджета - 15,7 миллиарда тенге, в том числе по следующим направлениям: обеспечение взрослых гематологических больных химиопрепаратами; обеспечение тромболитическими препаратами больных с острым инфарктом миокарда; обеспечение факторами свертывания крови взрослых больных гемофилией - включая гемофилию В); поэтапное создание региональных, городских и районных центров формирования здорового образа жизни с целью расширения географии мероприятий по пропаганде и внедрению ЗОЖ до районного и сельского уровня. Кроме того, предусмотрены расходы на: поэтапное доведение финансирования гарантированного объема бесплатной медицинской помощи областей до среднерегионального уровня; дифференцированная оплата труда - расширение перечня получающих доплаты за психоэмоциональные нагрузки; коронарографические исследования, включающие диагностические услуги больным с ишемической болезнью сердца.

На данные мероприятия на 2010 год Министерством, в составе бюджетной заявки на 2010 - 2012 годы, подана заявка на 27 миллиардов тенге.

Кроме того, в феврале этого года постановлением Правительства установлены доплаты работникам противотуберкулезных учреждений, специалистам неонатологического, гематологического профилей, медицинским сестрам, осуществляющим уход за новорожденными отделений физиологии и патологии новорожденных, отделений выхаживания недоношенных, хирургическим медицинским сестрам, медицинским сестрам, осуществляющим химиотерапию гематологическим больным.

- В одном из своих выступлений Вы говорили о том, что, по сравнению с советским периодом, казахстанские врачи лучше подготовлены к использованию современной медицинской техники и оборудования. Но в последнее время было немало сообщений о том, что дорогостоящее оборудование в государственных медицинских учреждениях простаивает в связи с отсутствием подготовленных к работе с этим оборудованием специалистов. В чем причина такого положения?

- По результатам организованных и проведенных с начала текущего года аудитов парка медицинской техники установлено, что из общего числа простаивающего медицинского оборудования по причине отсутствия обученных специалистов оборудование не используется лишь в 14,9 процентах случаев.

По факту выявленных нарушений руководителям управлений здравоохранения областей, городов Астана и Алматы, подведомственных Министерству здравоохранения медицинских организаций даются поручения о принятии безотлагательных мер по вводу в действие или перераспределению простаивающего медицинского оборудования и предоставлении информации о принятых мерах в Министерство.

Внутренний аудит медицинской техники впредь будет осуществляться на постоянной основе путем создания рабочих групп в управлениях здравоохранения областей, городов Астана и Алматы, подведомственных Министерству здравоохранения медицинских организаций.

- Недавно вы представили депутатам Мажилиса проект Кодекса "О здоровье народа и системе здравоохранения", некоторые положения которого могут быть истолкованы как попытка ограничить конкуренцию на фармацевтическом рынке. Кроме того, известны Ваши высказывания о необходимости отзыва лицензий у аптек, торгующих лекарствами с большой наценкой, хотя о нормировании прибыли в торговле фармацевтической продукцией раньше не говорилось. Какая законодательная основа имеется для принятия таких мер?

- После девальвации тенге мы старались не допустить резкого скачка цен на лекарственные препараты. Для этого во всех областях и городах республиканского значения заключены меморандумы по сдерживанию роста цен между акимами, производителями, поставщиками лекарственных средств и аптеками.

В рамках Меморандума отечественные производители взяли на себя обязательство не увеличивать стоимость производимой продукции, а зарубежные производители - предоставить дополнительные скидки по препаратам, закупаемым в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи.

Министерством разработан и согласован список препаратов из 100 наименований, наиболее часто применяемых социально незащищенными слоями населения, на которые установлены фиксированные цены.

- Вы неоднократно говорили о недостаточности принимаемых государством мер по профилактике предупреждения социально-значимых заболеваний, о высокой детской смертности. Что делается для улучшения ситуации в этой сфере?

- В настоящее время нами создана межведомственная рабочая группа, которая пересматривает ряд нормативно-правовых актов, в том числе и перечень социально-значимых заболеваний. Если говорить о международных стандартах, то подобного документа нет. Есть понятие инфекционных и неинфекционных заболеваний, и даже высокоразвитые государства не берут на себя обязательств по решению социальных вопросов в системе здравоохранения, так как это очень затратные нормы.

Но, с учетом эпидемиологической ситуации у нас в стране, мы сохраним Перечень социально-значимых заболеваний, но только по 3-4 позициям, таким, как туберкулез, СПИД/ВИЧ, ИППП - инфекции, передаваемые половым путем, и, может быть, вирусные гепатиты С и В, поскольку это категория больных с длительным периодом лечения и требует решения социальных вопросов. Документ позволит акимам предусматривать в своих бюджетах средства для этих целей.

Безусловно, на показатели младенческой смертности в республике немаловажное влияние оказывают социальные проблемы, такие, как состояние здоровья будущих родителей, их образ жизни, степень образованности, течение беременности, статус питания, воздействие вредных внешних факторов окружающей среды, употребление алкоголя, наркотических средств и другие.

В стране реализуется ряд государственных и отраслевых программ, направленных на улучшение социальной ситуации, повышение благосостояния народа и улучшение здоровья населения. Министерством здравоохранения с 2005 года реализуется Госпрограмма, в которой предусмотрены меры по улучшению состояния здоровья матери и ребенка, дальнейшему развитию первичной медико-санитарной помощи, формированию здорового образа жизни и другие. Наряду с этим, с 2008 года начата реализация отраслевой программы, направленной на снижение материнской и детской смертности. В декабре прошлого года принят Закон "О специальных социальных услугах", в настоящее время государственными органами начата разработка и реализация подзаконных актов.

- Как Вы относитесь к тому, что в нашей стране беспрепятственно осуществляют свою деятельность всевозможные целители, многие из которых спекулируют на религиозных чувствах граждан?

- Впервые деятельность народных целителей получила регламентацию с выходом в 1997 году Закона "Об охране здоровья граждан".

В настоящее время по закону право на лечение методами народной медицины, иначе - целительство, имеют лица с медицинским образованием при наличии соответствующей лицензии, выдаваемой местными органами государственного управления здравоохранения. В виде исключения могут выдаваться лицензии на лечение методами народной медицины лицам без медицинского образования в порядке, установленном Правительством Республики Казахстан.

Лица, не имеющие специального медицинского образования, желающие заниматься целительством, для получения лицензии должны иметь соответствующее удостоверение, выдаваемое Комитетом по контролю в сфере оказания медицинских услуг.

В свою очередь, для получения удостоверения претенденты, не имеющие медицинского образования, должны в течение 6 месяцев пройти апробацию своих методов лечения в медицинских организациях, определяемых местными органами управления здравоохранением.

Деятельность таких целителей опасна, так как они зачастую не имеют представления о нормах здоровья и патологии, не владеют навыками первой медицинской помощи и берутся за лечение тяжело больных, иногда неизлечимых пациентов. Они же часто рекламируют свои методы лечения как панацею от всех болезней, что имеет влияние на определенные слои населения.

Не зная требований законодательства, не имеющие права на лечение целители пытаются лечить психические расстройства, онкологические и инфекционные заболевания. В результате этого теряется драгоценное время для диагностики и начала лечения. В конце концов, их пациенты попадают в медицинские учреждения в таком состоянии, что им уже бывает сложно помочь.

Вот от чего хотелось бы предостеречь население. При обращении к целителю нужно убедиться, что он имеет лицензию и медицинское образование или удостоверение, которое выдается людям без образования в исключительных случаях.

Следует отметить, что в настоящее время Министерство ведет работу по внесению изменений в существующую нормативную правовую базу о деятельности народных целителей.

Народная медицина должна иметь свое развитие, мы не можем не признавать традиционно сложившиеся методы и навыки, передаваемые из поколения в поколение. В настоящее время во многих высокоразвитых странах открываются центры по изучению тибетской, китайской и других медицин. Вы правы, к сожалению, немало шарлатанов, спекулирующих на этом, но думаю, что совместно с заинтересованными органами мы сможем решить данный вопрос и контроль за их деятельностью будет усилен.

- Недавно сообщалось о том, что множество граждан отказываются вакцинировать своих детей по религиозным мотивам, подвергая их, таким образом, опасности заражения инфекционными заболеваниями. Какая ответственность предусмотрена законодательством для проповедников, внушающих верующим недоверие к современной медицине?

- С помощью вакцинации сделано многое для снижения инфекционных заболеваний и смертности от них. За последние 10 лет заболеваемость вирусным гепатитом В среди населения снижена в четыре раза, а среди детей, которые прививаются против данной инфекции, в 52 раза. Врачи инфекционисты с удовлетворением отмечают, что стали забывать клинику гепатита В у детей, так как в последние годы гепатит В у детей встречается крайне редко. Заболеваемость корью снижена в 72 раза, дифтерией - в 3,6 раза, эпидемическим паротитом - в 13 раз, а с введением второй прививки в 2002 году, заболеваемость паротитом снизилась в 37 раз. Поддерживается стабильно низкий уровень заболеваемости коклюшем, регистрируются единичные случаи столбняка. С 1995 года в стране отсутствует заболеваемость полиомиелитом.

В связи с достигнутыми успехами мы стали забывать, насколько тяжело протекали инфекции. Создалось обманчивое впечатление, что все благополучно. Соответственно возник вопрос: а нужны ли нам вакцины и безопасны ли они?

Одной из слабых сторон профилактической медицины, где по праву лидирующее положение занимает вакцинация, является недостаточно активная разъяснительная работа среди населения, особенно среди родителей. Такой ситуацией пользуются сторонники антипрививочного движения, которые активно заполняют информацией Интернет, в ряде областей распространяют диски, записи, печатные материалы по медицинским организациям, в которых напрямую призывают родителей отказаться от прививок.

Действительно, в пределах 900-1000 родителей, ежегодно отказываются прививать своих детей, что составляет 0,03 процента от общего числа детей до 14 лет, и делают это в основном по религиозным убеждениям, а также следуя призыву сторонников антипрививочного движения.

Следует помнить, что непривитый ребенок постоянно подвергается опасности заражения инфекционными заболеваниями, против которых существуют эффективные меры защиты - вакцины. Кроме того, своими действиями граждане, отказывающиеся получать прививки или прививать своих детей, подвергают опасности общество в целом, так как непривитые лица являются "горючим материалом", при накоплении которых регистрируются крупные вспышки инфекционных заболеваний. Среди переболевших зачастую формируется носительство возбудителя инфекционных заболеваний, и они становятся источниками распространения инфекции среди населения.

Нужно сказать, что существующим законодательством республики не предусмотрена мера ответственности граждан, отказывающихся от прививок.

- Спасибо за беседу!


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Экономия начинается с проекта 30.07.2009
Бактыкожа Измухамбетов: Вопрос газификации решаем системно и масштабно 29.07.2009
"Россия другой не будет" 28.07.2009
Стройка только началась 27.07.2009
Абельгази Кусаинов: стратегическая задача - развивать транзитный потенциал 22.07.2009
Следить за всеми сайтами не собираемся 22.07.2009
В ответе за поддержку и развитие 21.07.2009
Имангали Тасмагамбетов: В круге первом 17.07.2009
"Я свой выбор сделал" 16.07.2009
"Политика государства в сфере здравоохранения выходит на новый уровень" 14.07.2009

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
20.04.24 Суббота
82. НАБИЕВ Жаугашты
76. МУЖЧИЛЬ Татьяна
74. КЕНЖЕТАЕВ Есенгельды
72. ДАРИНОВ Ауезхан
65. КИРГИЗАЛИЕВ Нуралы
65. СУЛЕЙМЕН Усен
63. УМИРСЕИТОВ Бахыт
62. БЕКТАЕВ Али
62. КУРМАНАЛИЕВ Каримбек
59. САТИМБЕКОВ Канат
58. ДУЗЕЛЬБАЕВ Ерлан
55. АШИМБАЕВ Самат
55. ТУРТАЕВ Алмат
54. КУРУМБАЕВ Руслан
52. ШАБЕНОВ Канат
...>>>
21.04.24 Воскресенье
79. РАИСОВ Толеген
76. ПЛЯЦУК Владимир
75. ХАЛИЛА Абдилак
71. АЙМАГАМБЕТОВ Сабит
71. ТОБАЯКОВ Бахытжан
67. БАДАНОВ Мейрам
67. ЖАРКЕНОВ Аскар
67. ШАЛАБАЕВ Сейтжан
65. БАЛАБАТЫРОВ Нурлан
62. МУКАТОВ Кажгалей
61. ТОТАЕВ Бауржан
61. ЯБРОВ Владимир
60. АБДРАХМАНОВ Кайрат
58. АКУЛОВ Григорий
51. ТУРТКАРИН Алимжан
...>>>
22.04.24 Понедельник
78. АДИЛБАЕВ Жумадил
78. ОГАЙ Евгений
76. МОЛДАКЫНОВ Такен
75. ИТПАЕВ Марс
74. АРГЫНГАЗИН Жугенбай
74. КУЛМАХАНОВ Амир
72. КЕЛЕМСЕИТ Ермек
71. АХМЕДЬЯРОВ Ержан
70. СОРОКИН Александр
69. БАЙБЕКОВ Сейдикасым
66. ДЖАНБУРШИН Ербулан
66. ХАЛИМОВ Мэлсат
64. БИЖАНОВ Керимжан
64. КАРИМОВ Ермек
63. АМЕТОВ Канапия
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz