NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Среда 24.04.2024 04:57 ast
02:57 msk

"Программа индустриально-инновационного развития республики призвана решить проблему собственного производства"
Е.Мамытбеков: В период, когда внедрение инноваций может стать антикризисным инструментом и позволит достичь задач, поставленных перед Правительством, наше министерство намерено продолжить работу по созданию малых инновационных предприятий, увеличению казахстанского содержания в закупках национальных компаний и недропользователей
11.08.2009 / интервью

АСТАНА. 10 августа. КАЗИНФОРМ /Серик Сабеков/

Сегодня Казахстан выделяет немалые средства на преодоление кризисных явлений в экономике. Однако потратить много - не значит потратить деньги эффективно. Антикризисная стратегия не может быть только краткосрочной, наряду с тактическими мерами необходимо менять приоритеты, думать об обновлении экономической модели. И потому программа по индустриально-инновационному развитию страны

призвана решить проблему развития собственного производства, изменить экономические подходы, тем самым выведя республику в число конкурентоспособных стран мира. О том, какая работа проводится в этом направлении, рассказал в интервью нашему корреспонденту вице-министр индустрии и торговли РК Едиль Мамытбеков.

- Едиль Куламкадырулы, индустриально-инновационное развитие страны сегодня получило приоритетное преимущество. Каковы темпы реализации этой инициативы?

- Динамика процесса дальнейшей модернизации, диверсификации и повышения конкурентоспособности национальной экономики напрямую зависит от последовательной реализации индустриально-инновационной политики. Следует отметить, что при этом, прежде всего, акцент будет сделан на инновационную индустриализацию, которая будет соответствовать современному укладу развития мировой экономики.

В настоящее время, для выполнения задач инновационной индустриализации определены семь направлений, на которых необходимо сконцентрировать усилия государства. Это - АПК и сельхозпереработка, энергетика, включая развитие чистой энергетики, развитие строительной индустрии и производства строительных материалов, нефтепереработки и инфраструктуры нефтегазового сектора, металлургии и производства готовых металлических продуктов, химической, фармацевтической и оборонной промышленности, транспортной и телекоммуникационной инфраструктуры.

В соответствии с поставленными задачами разрабатывается Карта индустриализации Казахстана на 2010-2020 годы, в которую будет включена схема рационального размещения производственных мощностей в увязке с ресурсной базой регионов и развитием инфраструктуры.

Позади 1-этап (2005 - 2007 годы) формирования основных элементов национальной инновационной системы. Уже создана финансовая и инновационная инфраструктура, включающая в себя Национальный инновационный фонд, Фонд науки, Центр инжиниринга и трансферта технологий, 8 региональных технопарков, 11 отечественных и зарубежных венчурных фондов.

По состоянию на 1 марта 2009 года финансовыми институтами развития: АО "Банк развития Казахстана", АО "Инвестиционный фонд Казахстана". АО ""Национальный инновационный фонд Казахстана") за весь период их деятельности одобрено 198 инвестиционных проектов на сумму 9,5 млрд. долларов с долей участия ИР - 3,5 млрд. долларов.

Продолжается финансирование 127 инвестиционных проектов на сумму 580 млрд. тенге (4,8 млрд. долларов.) с долей участия ИР - 260 млрд. тенге (2,2 млрд. долларов).

На сегодня введено в эксплуатацию 59 объектов на сумму 123,8 млрд. тенге (1.03 млрд. долларов) с долей участия ИР - 66 млрд. тенге (0,55 млрд. долларов).

В структуре инновационной продукции Казахстана существенную долю (более 64 %) занимает продукция, подвергавшаяся усовершенствованию. На долю продукции, вновь внедренной или подвергавшейся значительным технологическим изменениям, приходилось 28,6 % от общего объема инновационной продукции.

В период, когда внедрение инноваций может стать антикризисным инструментом и позволит достичь задач, поставленных перед Правительством, наше министерство намерено продолжить работу по созданию малых инновационных предприятий, увеличению казахстанского содержания в закупках национальных компаний и недропользователей, а также по развитию интеллектуального потенциала страны посредством подготовки и переподготовки кадров. Стоит отметить, что в целях правового регулирования процессов развития казахстанского содержания был принят ряд нормативно-правовых актов.

В дальнейшем необходимо реализовать мероприятия, направленные на корректировку приоритетов отечественной инновационной деятельности с целью сохранения и совершенствования существующих конкурентоспособных секторов экономики, усовершенствование механизмов финансирования науки и инноваций, развитие системы государственно-частного партнерства в области инноваций, укрепление существующей инфраструктуры, основанной на региональных технопарках и бизнес-инкубаторах, а также на усиление направления по трансферту технологий и оказанию сопутствующих услуг.

В этой связи, как известно, в рамках совершенствования законодательной базы внесены изменения и дополнения в действующий Закон "О государственной поддержке инновационной деятельности", которыми предусмотрены нормы, защищающие интересы юридических лиц, в частности, таких институтов развития, деятельность которых направлена на развитие инновационной сферы в различных направлениях. Определены также цели и принципы, направления и формы государственной поддержки инновационной деятельности.

Еще одной характерной особенностью данного Закона является осуществление государственной поддержки инновационной деятельности посредством формирования комплекса мер инновационного развития, который будет утверждаться соответствующим постановлением Правительства Республики Казахстан и финансироваться из средств республиканского бюджета. Данный комплекс мер будет формироваться уполномоченным органом в области инновационной деятельности и реализовываться институтами инновационного развития.

-Работа по повышению казахстанского содержания по итогам полугодия дала неплохие результаты, благодаря чему удалось этого достичь?

- В целях содействия развитию казахстанского производства и максимальному использованию местных ресурсов Правительством РК была проведена большая работа, в том числе - следующие оперативные меры.

Как известно, одним из элементов введенного Правительством режима "ручного управления" экономикой является закуп товаров, работ и услуг у отечественных товаропроизводителей, поставщиков работ и услуг государственными органами, национальными компаниями и недропользователями. Во исполнение данной задачи Правительством проведены выездные совещания с охватом всех областей и городов республиканского значения, по их итогам были подписаны меморандумы и контракты.

Всего по состоянию на 1 августа 2009 года заключено 79734 меморандума на общую сумму 781 млрд. 683 млн. 887 тыс. тенге и 7081 контракта на общую сумму 617 млрд. 385 млн. 356 тыс. тенге. Теперь одной из основных задач на краткосрочный период является доведение намерений о закупках, зафиксированных в меморандумах, до конкретных контрактов. В этой связи создана рабочая группа, распределена ответственность госорганов. Так, к примеру, сегодня Министерство индустрии и торговли осуществляет общую координацию политики и разработку законодательной базы, работает с системообразующими предприятиями, Министерство финансов отвечает за все госзакупки, Министерство энергетики и минеральных ресурсов - за недропользователей, и ФНБ "СамрукКазына" - за нацкомпании и госхолдинги.

Кроме того, был проведен анализ доли отечественной составляющей в закупках, производимых госорганами, национальными компаниями и предприятиями - недропользователями, по результатам которого были выявлены факторы, сдерживающие повышение доли казахстанского содержания.

Сегодня перед нашим министерством стоят несколько задач. Одной из основных можно назвать заключение долгосрочных контрактов с отечественными производителями. Следует отметить, что одной из мер защиты отечественного товара является регулирование таможенно-тарифной политики путем повышения тарифов на ввозимые товары (комплектующие, узлы, агрегаты и пр.) Также необходимо в срок до 1-го января 2010 года по подписанным меморандумам заключить долгосрочные контракты. Планируется большая работа по информационному обеспечению. Будет создан Единый реестр отечественных производителей товаров, работ и услуг и создана система выявления возможного сотрудничества между закупщиками и отечественными производителями. В дальнейшем закупки всех заинтересованных субъектов необходимо будет осуществлять, исходя исключительно из этого Реестра, то есть закупки иностранных товаров, работ и услуг будут осуществляться только в случае их отсутствия.

На регулярной основе будет осуществляться мониторинг и контроль за исполнением законодательства о казахстанском содержании и разработана программа локализации отечественных предприятий.

- Недавно Глава государства в одном из своих выступлений отметил необходимость повышения качества продукции, выпускаемой промышленными предприятиями республики. С этой целью в рамках развития казахстанского содержания принимаются ли какие-либо меры государственной поддержки отечественных производителей?

- Разработанная Концепция развития казахстанского содержания на среднесрочный период направлена на создание условий, обеспечивающих развитие отечественной промышленности (несырьевого сектора). Это будет осуществляться посредством увеличения доли казахстанского содержания в закупках товаров, работ и услуг организациями государственного и частного сектора, повышения эффективности производства конкурентоспособной продукции, удовлетворяющей потребности населения, государства и субъектов частного сектора, стимулирования отечественных производителей товаров, работ и услуг и наращивания выпуска конкурентоспособной продукции.

Достижение всех этих задач предполагается по четырем нижеследующим направлениям. Во-первых, это обязательное осуществление закупа товаров, работ и услуг казахстанского происхождения государственными органами, национальными компаниями, недропользователями и системообразующими предприятиями. Во-вторых, это улучшение качества выпускаемых товаров путем модернизации имеющегося производства. В настоящее время в Казахстане имеются сложности в области модернизации и обновления основных фондов, что существенным образом сказывается на конкурентоспособности отечественной продукции. Обновление основных фондов и техническое перевооружение должно стать приоритетом государственной индустриальной политики, так как повышение производительности труда напрямую зависит от состояния основных средств. В-третьих, это создание и развитие новых конкурентоспособных производств. Сегодня одной из основных проблем развития казахстанского содержания является отсутствие производства товаров и предоставления отечественными поставщиками работ и услуг, востребованных на территории Республики Казахстан. По данной группе товаров, работ и услуг необходимо определить приоритетную номенклатуру с учетом востребованности, возможности и целесообразности производства. В этой связи необходимо наладить системный мониторинг потребностей, сопоставительный анализ структуры закупаемых товаров и имеющегося в Республике Казахстан предложения.

И наконец, в-четвертых, это развитие образовательного и научного потенциала населения (кадровая политика). Международный и собственный опыт свидетельствует о том, что одной из основ подъема экономики является кадровый потенциал страны. Потому первоочередной задачей государства является развитие и наращивание образовательного и научного потенциала населения.

Надо отметить, что в рамках Программы содействия группой компаний АО НК "Казмунайгаз" развитию нефтегазового машиностроения в Республике Казахстан на 2009 - 2011 годы запланировано размещение заказов на поставку нефтегазового оборудования на 32-х промышленных предприятиях Республики Казахстан, в том числе на - АО "Ульбинский металлургический завод", АО "Усть-Каменогорский конденсаторный завод", АО "Усть-Каменогорский арматурный завод", АО "КЭМОНТ", ТОО "ФорматМашКомпани", ТОО "KSP Steel", АО "Казэнергокабель".

В целом Правительством на плановой основе проводится работа по переориентации политики государства на поддержку приоритетных направлений производства импортозамещающей продукции.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Принятые законы должны работать 28.08.2009
"В ответственное время нужно принимать ответственное решение" 28.08.2009
Незыблемость и прагматизм приоритетов 28.08.2009
Великий праздник Казахстана 28.08.2009
"Президент фактически создал в Астане "завод по производству государственных услуг" 27.08.2009
Что же будет с банками и с нами? 27.08.2009
"Нам ничего не мешает…" 24.08.2009
Женитесь и размножайтесь! 24.08.2009
"Нашим туристическим брендом может стать Снежный барс" 21.08.2009
"Не нужно надеяться на льготное кредитование, необходимо повышать конкурентоспособность бизнеса" 21.08.2009

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
24.04.24 Среда
85. МИНДАГУЛОВ Алькен
85. ХАФИЗОВА Клара
79. САРМУРЗИНА Раушан
71. ХАЛБАЕВА Анипа
66. ИКСАНОВА Гульнар
65. КУЗЬМЕНКО Сергей
65. СУХОРУКОВА Наталья
65. ТОЛСТУНОВ Александр
63. ТЫНЫБЕКОВ Сериккали
62. ЖУНУСОВ Назымбек
61. АБДРАХМАНОВ Мурат
60. АБДУЛЛАЕВ Сакен
59. БЕЙСЕНБЕКОВ Женис
53. ЖЕТПИСБАЕВ Арман
53. ТОРЕБАЙ Канат
...>>>
25.04.24 Четверг
83. НОВИКОВ Никита
82. АЯПОВ Калкаман
79. КУРАКБАЕВ Куралбай
79. ШВАЙЧЕНКО Юрий
76. ДОСАЕВ Тасбулат
75. ЕЛЕМИСОВ Еркебулан
69. ДЖУРГЕНОВ Биржан
68. УТЕПОВ Болат
66. ТЕМИРХАНОВ Ерканат
64. УТЕУЛИНА Хафиза
63. КУЗЯКОВ Евгений
58. АУБАКИРОВ Каныш
56. АХТАМБЕРДИЕВ Ержан
55. КОЖАМКУЛОВ Мурат
55. ОМАРОВ Мурат
...>>>
26.04.24 Пятница
83. САРСЕКЕНОВ Тулен
81. АГИБАЕВА Мая
78. БАЕШОВ Абдуали
76. ОМАРОВ Кадыр
74. МАНКЕЕВА Жамал
73. ТАТАЕВ Бахыт
72. АТШАБАР Бакыт
70. АК-КУОВА Галия
68. ДЖЕКЕБАЕВ Крым
66. АБДЫГУЛОВА Найля
66. СЕРИКБАЕВ Ержан
66. СУЛЕЙМЕНОВ Нурислам
66. ХАЙРУШЕВ Серик
64. САКТАГАНОВ Максат
61. САПАРГАЛИЕВ Мухат
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz