АСТАНА. 20 августа. КАЗИНФОРМ /Муратбек Макулбеков/
Казахстан обладает большим потенциалом для развития туризма, превращения его в высокодоходную отрасль экономики. В нашей стране имеются уникальные природные ландшафты, которые могут привлечь туристов практически из всех стран мира.
О том, какая сегодня сложилась ситуация в туристической отрасли и какое влияние оказывает кризис на внутренний туристский рынок, в беседе с нашим корреспондентом рассказывает вице-министр туризма и спорта Каирбек Ускенбаев.
- Каирбек Айтбаевич, какова динамика развития туризма в Казахстане?
- Основной целью развития этой сферы в Казахстане является создание современного высокоэффективного и конкурентоспособного туристского комплекса, на базе которого будут обеспечиваться условия для развития отрасли как сектора экономики, интеграции в систему мирового туристского рынка и развитие дальнейшего международного сотрудничества в области туризма. Несмотря на сохранение устойчивого роста основных показателей развития туризма в стране за 2008 год, мировой кризис отрицательно сказался на въездном туристском потоке, о чем свидетельствуют данные статистики.
Согласно данным Агентства по статистике, за 2008 год на 11 процентов сократился объем въездного туризма. Вместе с тем, по прогнозам международных экспертов, в течение предстоящих двух-трех лет туризм вновь наберет темпы устойчивого роста, и доля межрегиональных поездок, в том числе и на дальние расстояния, увеличится к 2020 году.
Если сравнивать с 2007 годом, то можно отметить и рост инвестиций, который составил примерно 34 процента и превышает 129 миллиарда тенге.
Можно прогнозировать возрастание спроса на курортный и лечебно-оздоровительный туризм, кроме того, предпочтение будет отдано новым направлениям туризма. Наша страна обладает уникальным природным потенциалом, есть все возможности для развития различных видов туризма: культурно-познавательного, экологического, экстремального, делового и других.
Хотелось бы отметить, что в условиях кризиса необходимо уделять особое внимание развитию внутреннего туризма.
- Какие факторы, по Вашему мнению, сдерживают развитие туристской индустрии?
- Развитию отрасли мешают: несоответствие объектов туристской и транспортной инфраструктуры требованиям международных стандартов; недостаточный уровень сервиса; неразвитость материально-технической базы туристской инфраструктуры. Играет свою роль и низкий уровень подготовки кадров.
Однако по этим направлениям мы проводим обширную работу. Так, в рамках Президентской программы "Болашак" наши студенты обучаются в лучших вузах России, Китая, Франции, США, Германии, Японии, Англии по специальностям "Менеджмент в сфере туризма" и "Менеджмент в сфере гостиничной индустрии".
Под эгидой нашего Министерства, совместно с Министерством образования и науки, Кокшетауским государственным университетом им. Ш. Валиханова, Евразийским национальным университетом им. Л. Гумилева, а также представителями туристских и гостиничных бизнес-ассоциаций в рамках проекта Европейского союза по программе ТЕМПУС "Создание 4-х высших гостиничных школ" (ESHA) началась работа по организации международной школы индустрии гостеприимства в Щучинско-Боровской курортной зоне Акмолинской области.
В целях реализации первого этапа данного проекта в июне был проведен семинар-тренинг координаторов и партнеров.
- Есть ли у Казахстана свой туристический бренд?
- Главным брендом страны является наш Президент Нурсултан Абишевич Назарбаев. Его уважает и знает все мировое сообщество. Ведь только благодаря ему Казахстан достиг такого экономического успеха, политической стабильности. Он сумел заставить весь мир обратить свой взор на нашу страну.
Хотя, безусловно, бренда в официальном понимании, как Русалочка для Копенгагена или кленовый лист для Канады, - пока нет. Однако я уверен, что уже очень скоро для мирового сообщества с Казахстаном будет ассоциироваться Снежный барс. К слову - именно Барс стал талисманом VII зимних Азиатских игр 2011 года.
Кроме того, Астана с ее главной достопримечательностью - Байтереком, также завоевывает популярность среди иностранных туристов.
В настоящее время проводится конкурс "Жеті керемет", основной задачей которого является пропаганда туристских возможностей и формирование позитивного туристского имиджа Казахстана. Участвовать в конкурсе и разработке туристского бренда могут все желающие.
- Куда бы Вы посоветовали поехать туристу в Казахстане? Где вы сами любите отдыхать?
- Я сам очень люблю Восточный Казахстан. Ведь именно на этом небольшом участке земли можно наблюдать почти все пейзажи Евразии. Это и степи, и леса, и горы, и зеленые луга, и каньоны, и пустыни. Такое разнообразие цвета, красок и эмоций.
Невероятно красива природа и Алматинской области. Те же Тамгалы тас, Чарынский каньон. Вместе с тем, хочу отметить, что каждый регион по-своему уникален, везде есть своя жемчужина.
- Как идет подготовка к 18-ой сессии Генеральной ассамблеи Всемирной туристской организации ООН - ЮНВТО? Расскажите подробнее об этой организации.
- Казахстан вступил в ЮНВТО в 1993 году в качестве действительного члена Всемирной туристской организации. В ноябре 2007 года в городе Картахена де Индиас (Колумбия) Казахстан был избран в состав Исполнительного совета ЮНВТО, а город Астана был утвержден, впервые среди стран СНГ, местом проведения 18-й сессии Генеральной ассамблеи в 2009 году.
Данное мероприятие предоставляет возможность позиционировать республику в качестве нового туристского направления и повысит инвестиционную привлекательность развития отечественной туристской индустрии.
Для подготовки к 18-ой сессии был создан межведомственный Организационный комитет под председательством Премьер-Министра РК Карима Масимова. С Министерством внутренних дел были отработаны вопросы безопасности членов официальных делегаций. Министерство иностранных дел помогло в обеспечении визовой поддержки гостям. Мы так же тесно работаем с акиматом Астаны.
Достойное проведение сессии Генассамблеи - наша основная задача. Сейчас мы на финишной прямой, ведь уже в октябре в Астану прибудут представители более 150 стран мира. В целом мы ожидаем 800-900 участников.
- Спасибо за беседу. |