NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Пятница 26.04.2024 18:48 ast
16:48 msk

Незыблемость и прагматизм приоритетов
Н.Абдиров: Безусловно, финансовый кризис стал глобальной проблемой. Но это всего лишь фон, на котором продолжают развиваться другие процессы, не менее важные для Казахстана
28.08.2009 / интервью

Ольга КАЗАНЦЕВА, "Казахстанская правда", 27 августа

Под влиянием финансово-экономического кризиса, усиливающейся глобализации с одной стороны и возникновения новых центров силы с другой, мировой политический ландшафт в последние годы претерпевает определенные качественные изменения. Трансформируются ли в связи с изменениями глобальной "оперативной обстановки" приоритеты Казахстана в сфере обеспечения национальной безопасности? На этот и другие актуальные вопросы в беседе с нашим корреспондентом отвечает заместитель секретаря Совета безопасности Республики Казахстан - заведующий секретариатом СБ РК Нурлан АБДИРОВ.

- Давайте будем исходить из того, что основные приоритеты национальной безопасности установлены законодательно: Закон "О национальной безопасности" и "Стратегия национальной безопасности РК на 2007-2012 годы" четко определяют их во всех сферах безопасности государства, общества и личности, - говорит Нурлан Мажитович. - Вы верно заметили, наш мир меняется, и, естественно, те или иные вызовы и угрозы становятся более или менее актуальными в зависимости от развития ситуации. Однако, по большому счету, эти изменения влияют лишь на определенные зоны национальных интересов, а также на акценты деятельности государства в области обеспечения национальной безопасности.

Иначе говоря, в рамках одного приоритета характер и направление работы могут меняться, но сами приоритеты остаются неизменными - это мир, сохранение общественного согласия и политической стабильности, устойчивое экономическое развитие, укрепление единства народа и так далее.

Безусловно, финансовый кризис стал глобальной проблемой. Но это всего лишь фон, на котором продолжают развиваться другие процессы, не менее важные для Казахстана. Поэтому реализация упомянутой Стратегии национальной безопасности, совершенствование системы госуправления в сфере чрезвычайных ситуаций, участие нашей страны в усилиях по поддержанию международного мира и безопасности, меры по обеспечению продовольственной безопасности, перспективы развития атомной отрасли, экология - все это сферы приоритетного внимания в деятельности Совета безопасности.

- Коль мы начали разговор с правовых основ обеспечения национальной безопасности, скажите, какие законодательные инициативы и правительственные решения, принятые в последние два года, на ваш взгляд, можно назвать прорывными в этом плане?

- С учетом того, что национальная безопасность зависит, в том числе от экономических и финансовых факторов, последние два года стали для нас периодом серьезных испытаний. Я имею в виду влияние мирового кризиса на социально-экономическое развитие Казахстана.

Как известно, для противодействия кризису и защиты национальных интересов по поручению Главы государства был разработан и утвержден План совместных действий Правительства, Национального банка и Агентства по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций по стабилизации экономики и финансовой системы на 2009-2010 годы.

На мой взгляд, среди прорывных документов следует назвать именно антикризисную программу Правительства, поскольку ее эффективность признается в том числе зарубежными экспертами. Особенность программы - в решении направить десять миллиардов долларов из средств Национального фонда в форсированное развитие приоритетных отраслей экономики: финансового сектора, рынка недвижимости, малого и среднего бизнеса, агропромышленного комплекса, индустриально-инновационных и инфраструктурных проектов.

Дабы блокировать возможные коррупционные устремления отдельных "нечистоплотных" чиновников, в том числе в ходе реализации этой программы, Главой государства подписан известный указ о дополнительных мерах по усилению борьбы с преступностью и коррупцией. Примечательно, что документом впервые в казахстанском законодательстве предусмотрены меры по стимулированию антикоррупционного поведения граждан, возложена обязанность на государственных служащих сообщать об известных им случаях коррупционных правонарушений.

Наряду с другими новшествами предусматривается передача от МВД в ведение Комитета по судебному администрированию при Верховном суде полномочий по расследованию уголовных дел, связанных с нарушением порядка исполнения судебных решений и проявлением неуважения к суду. Уверен, это будет способствовать эффективному применению мер уголовного преследования в отношении лиц, препятствующих отправлению правосудия.

Среди актуальных вопросов, требующих скорейшего решения, следует отметить проблему роста наркомании и наркобизнеса. Не секрет, что Центрально-Азиатский регион регулярно подвергается экспансии наркотиков. Основные причины этого явления нам хорошо известны: во-первых, непосредственная близость нашей страны к государствам - источникам наркоугрозы, во-вторых, расширяющиеся транзитные возможности, в-третьих, продолжающийся рост производства наркотических веществ в Афганистане.

Поэтому среди прорывных документов хочу выделить и Программу борьбы с наркоманией и наркобизнесом на 2009-2011 годы, принятую с целью реализации Указа Президента "Об утверждении Стратегии борьбы с наркоманией и наркобизнесом на 2006-2014 годы".

Незаконное обращение наркотических средств является одной из угроз национальной безопасности. Поэтому в подготовке проекта программы принимал активное участие секретариат Совета безопасности. Наши специалисты внесли ряд предложений по обновлению стандартов организации наркологической помощи, первичной профилактике наркомании и формированию антинаркотического иммунитета.

Кстати, финансирование данной программы, по сравнению с аналогичной предыдущей, увеличилось в 15 раз и составляет 39,7 миллиарда тенге. Такие колоссальные ресурсы государство выделяет впервые. Это значит, что даже в условиях кризиса мы думаем о будущих поколениях наших граждан, хотим уберечь их от опасностей, связанных с наркозависимостью.

- Одним из приоритетов национальной безопасности вы отметили общественное согласие. В связи с этим позволю себе апеллировать к важному событию нынешнего лета - III Съезду лидеров мировых и традиционных религий. Масштабы и уровень представительства форума убеждают в его крепнущем международном авторитете. Однако интерес представляет вопрос о том, каков эффект от подобных инициатив внутри страны?

- Съезд лидеров мировых и традиционных религий является не просто международным форумом и площадкой, призванной способствовать диалогу между религиями и цивилизациями. Это также очень ценные встречи представителей разных конфессий, на которых обсуждаются насущные проблемы человечества - проблемы мира, толерантности, нравственности и духовности. Безусловно, эти ценности общие для всех. Следовательно, рецепты, вырабатываемые в ходе подобных встреч, применимы как в глобальном, так и в национальном масштабе.

Казахстан, помимо внешнеполитических выгод от проведения данного форума, получает неоценимую возможность перенять самое лучшее из опыта человеколюбия, заключенного в доктринах мировых религий. Эти наблюдения и уроки мы используем в процессе гармонизации межконфессиональных и межэтнических отношений в нашем обществе.

Под эгидой съезда в Казахстане создан и действует Международный центр культур и религий, в рамках "религиозного часа" на телеканале "Хабар" транслируется цикл передач "Под знаком мудрости". Во Дворце Мира и Согласия с лекциями выступают авторитетные духовные лидеры. А решения и идеология прошедших съездов стали основой для появления других региональных и международных диалоговых площадок между странами и цивилизациями.

Хотелось бы также подчеркнуть, что многочисленные участники форума положительно оценили единение представителей всех конфессий и этносов, населяющих нашу страну.

- В июне этого года в Астане состоялся Форум безопасности Совета Евро-Атлантического партнерства, беспрецедентное на постсоветском пространстве событие. По этому поводу некоторые эксперты высказали мнение о корректировке внешнеполитического курса нашей страны, в частности, о тенденциях сближения Казахстана с Североатлантическим альянсом в ущерб интеграционным процессам в формате ОДКБ и ШОС. Как вы прокомментируете подобные оценки?

- Не могу согласиться с такой постановкой вопроса. Во-первых, нельзя забывать о многовекторности нашей внешней политики, провозглашенной Главой государства еще на заре независимости. Во-вторых, присоединение Казахстана к многосторонним институтам, к примеру ООН, ОБСЕ, а также сотрудничество с НАТО позволили нам интегрироваться в развитую инфраструктуру безопасности, мер доверия и существенно укрепить суверенитет молодого государства.

Еще одна важная деталь: в обеспечении безопасности мы руководствуемся сугубо прагматичными подходами, согласно которым коллективная безопасность, являясь гарантией мирного сосуществования государств, представляет собой одну из форм совместной деятельности многих стран по обеспечению прочного и длительного мира.

Сегодня международная безопасность определяется интеграционными процессами, поскольку возможности обеспечения национальной безопасности любого государства с опорой лишь на собственные силы выглядят в достаточной степени ограниченными.

Что касается нашего присоединения в 1992 году к Совету Евро-Атлантического партнерства и в целом отношений с НАТО, то мы рассматриваем эти механизмы в качестве уникальной возможности диверсификации военно-политических связей, налаживания конструктивного диалога в научно-технической сфере, по линии чрезвычайного гражданского планирования, экологии, борьбы с терроризмом и так далее. Практическое взаимодействие и знакомство с НАТО "изнутри" позволяет нам не только лучше видеть эти возможности, но и рассматривать сотрудничество с альянсом как один из инструментов укрепления безопасности в регионе.

В контексте участия в СЕАП мы придаем большое значение решениям Стамбульского саммита НАТО 2004 года, которые определили курс на углубление отношений альянса со странами Центральной Азии. Поэтому на встрече с бывшим генеральным секретарем НАТО Я. Схеффером в Брюсселе в декабре 2006 года Главой государства была озвучена инициатива провести очередной Форум безопасности в Казахстане.

Решение по нашей заявке было принято как свидетельство высокой оценки вклада Казахстана в обеспечение универсальной и региональной безопасности, а также большого авторитета нашего Президента на международной арене. Об этом, в частности, говорил Я. Схеффер на встрече с Н. Назарбаевым в преддверии состоявшегося в Астане форума.

На практике Форум безопасности СЕАП является неформальной встречей на уровне министров иностранных дел государств - членов НАТО и стран-партнеров. Совет объединяет 50 государств мира, в том числе и страны, входящие в ОДКБ и ШОС, за исключением Китая. Поэтому думаю, что о каком-то противопоставлении этих организаций или смене внешнеполитического курса Казахстана не может идти речи.

Следует также напомнить нашим читателям, что и ОДКБ, и ШОС ставят перед собой цели, созвучные тем, что стоят перед НАТО. Кроме того, упомянутые объединения открыты для сотрудничества с другими государствами и международными организациями.

В этом плане Форум безопасности СЕАП является уникальной площадкой для обмена мнениями по проблемам глобальной и региональной безопасности и может послужить хорошей основой для установления диалога между НАТО и рядом других многосторонних структур.

В качестве примера хотелось бы отметить, что в ходе астанинского форума по предложению Казахстана состоялась встреча генеральных секретарей НАТО и ШОС с участием в ней нашего министра иностранных дел. В перспективе же все эти организации - и ОДКБ, и ШОС, и ОБСЕ, и НАТО - могли бы скоординировать свои действия в борьбе с международным терроризмом, незаконным оборотом наркотиков и другими вызовами и угрозами современности, а также по стабилизации ситуации в Афганистане, его постконфликтном восстановлении.

- Не так давно в рамках Организации Договора о коллективной безопасности созданы Коллективные силы оперативного реагирования (КСОР). Какая роль отводится им?

- В декабре прошлого года на неформальном саммите в Боровом главы государств - членов ОДКБ поддержали инициативу нашего Президента о необходимости создания в рамках организации Коллективных сил безопасности нового типа.

По замыслу, спецификой КСОР должны стать высокая мобильность и способность действовать на территории всех государств - членов организации без привязки к какому-либо региону коллективной безопасности. Поясню: территория государств - членов ОДКБ поделена на три таких региона: Восточно-Европейский (Беларусь, Россия), Кавказский (Армения, Россия) и Центрально-Азиатский (Казахстан, Кыргызстан, Россия, Таджикистан, Узбекистан).

Реализация инициативы имеет очень важное значение для существенного повышения потенциала ОДКБ в обеспечении коллективной безопасности и, как следствие, для выведения нашего сотрудничества на качественно новый уровень.

Чем обусловлена такая необходимость? Во-первых, создается универсальный инструмент для оперативного реагирования не только на угрозы военной безопасности, но и другие виды угроз, включая терроризм, экстремизм, наркотрафик, организованную преступность, чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера. Во-вторых, как показывает опыт последних конфликтов на Ближнем Востоке, Балканах и Кавказе, непосредственно фаза активных боевых действий в них по времени занимает незначительный интервал. В то же время огромная нагрузка ложится на силы по стабилизации и реабилитации ситуации в зоне конфликта.

Учитывая важное политическое значение инициативы создания КСОР, на экспертном уровне в срочном порядке был подготовлен соответствующий проект, и уже четвертого февраля нынешнего года в Москве подписано соответствующее решение Совета коллективной безопасности ОДКБ. Подчеркну, данный документ подписали главы всех государств - членов организации без исключения.

Решение предусматривает создание Коллективных сил оперативного реагирования ОДКБ в составе мобильных соединений и воинских частей постоянной готовности, формирований сил специального назначения (правоохранительные органы, спецслужбы, силы ЧС), а также отдельные вопросы организации управления.

Вместе с тем очевидно, что для нормального функционирования КСОР необходимо создание соответствующей международной нормативно-правовой базы, которая регулировала бы вопросы их деятельности. Эти задачи призвано решать Соглашение о Коллективных силах оперативного реагирования ОДКБ, которое в Москве в ходе июньской сессии Совета коллективной безопасности подписали главы Армении, Казахстана, Кыргызстана, России и Таджикистана. Более того, этими государствами уже определены воинские контингенты и подразделения сил специального назначения, которые будут выделены в состав КСОР. В октябре на территории Казахстана пройдет совместное комплексное учение "Взаимодействие-2009", в котором они впервые примут участие.

В настоящее время Министерством обороны под контролем Совета безопасности проводится активная подготовительная работа к данному мероприятию. Уверен, что опыт применения КСОР в данных учениях продемонстрирует их высокую эффективность и верность избранного направления развития ОДКБ в целом.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Принятые законы должны работать 28.08.2009
"В ответственное время нужно принимать ответственное решение" 28.08.2009
Незыблемость и прагматизм приоритетов 28.08.2009
Великий праздник Казахстана 28.08.2009
"Президент фактически создал в Астане "завод по производству государственных услуг" 27.08.2009
Что же будет с банками и с нами? 27.08.2009
"Нам ничего не мешает…" 24.08.2009
Женитесь и размножайтесь! 24.08.2009
"Нашим туристическим брендом может стать Снежный барс" 21.08.2009
"Не нужно надеяться на льготное кредитование, необходимо повышать конкурентоспособность бизнеса" 21.08.2009

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
26.04.24 Пятница
83. САРСЕКЕНОВ Тулен
81. АГИБАЕВА Мая
78. БАЕШОВ Абдуали
76. ОМАРОВ Кадыр
74. МАНКЕЕВА Жамал
73. ТАТАЕВ Бахыт
72. АТШАБАР Бакыт
70. АК-КУОВА Галия
68. ДЖЕКЕБАЕВ Крым
66. АБДЫГУЛОВА Найля
66. СЕРИКБАЕВ Ержан
66. СУЛЕЙМЕНОВ Нурислам
64. САКТАГАНОВ Максат
61. САПАРГАЛИЕВ Мухат
61. ТАИМБЕТОВ Багбан
...>>>
27.04.24 Суббота
77. ИСИН Нурлан
72. ЖАПАРОВ Жаксылык
71. ВЕРБНЯК Александр
71. КОЗЛОВ Александр
69. ОМАРОВ Жанай
68. ДОЛГИХ Сергей
67. КОШКИМБАЕВ Сапар
65. МАКСИМОНЬКО Василий
65. УРИНБАСАРОВ Тулеп
65. ХАМИТОВ Азат
63. ГУМАРОВА Майра
62. ДЕРЕВЯНКО Аида
62. ДУСИПОВ Еркин
61. КЛЕБАНОВ Александр
58. СЫЗДЫКОВ Марат
...>>>
28.04.24 Воскресенье
89. МЕЗГИЛЬБАЕВ Мухамед
76. КУДАМАНОВ Бакытжан
75. ЕСЕНБАЕВ Мажит
69. АБДИКАЗИМОВ Кабдулкарим
69. КИРТАЕВ Бахытжан
67. МИРЧЕВ Александр
65. ИДРИСОВ Ерлан
61. КАПЕНОВ Бауржан
60. ЖАКАНОВ Болат
59. КОЧУБЕЙ Александр
51. ЕСЕНГАЗЫ Руслан
50. КРУЗ Пенелопа
50. МЕНДЫГАЛИЕВ Ерлан
49. ИГЕМБАЕВ Толеген
48. БАЙБАКИРОВ Серикжан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz