АСТАНА. 31 декабря. "Казинформ" /Муратбек Макулбеков/
В прошедшем году был принят ряд важных решений, подписаны соглашения между Казахстаном, Россией и Беларусью о создании Таможенного союза. О том, какие перспективы открываются для развития экономики трех стран, каких изменений следует ожидать в следующем году, в беседе с нашим корреспондентом говорит министр финансов Республики Казахстан Болат Жамишев.
- Болат Бидахметович, со следующего года Казахстан становится членом Таможенного союза. Что изменится в торгово-экономических отношениях между Казахстаном, Россией и Беларусью? Какое значение имеет создание Таможенного союза для дальнейшего социально-экономического развития нашей страны?
- Как вы знаете, с 1 января 2010 года вступает в силу Соглашение по единому таможенному тарифу, и это означает, что наша республика начинает экономическое взаимодействие с Российской Федерацией и Республикой Беларусь в рамках Таможенного союза. Вообще, классическое определение таможенного союза - это беспошлинная торговля между странами-членами союза и согласованные размеры таможенных пошлин для третьих стран. С 1 января у нас будет беспошлинная торговля между Казахстаном, Россией и Беларусью, с 1 июля 2010 года вступит в силу Таможенный кодекс Таможенного союза, и между тремя странами не будет осуществляться таможенное оформление. Будет осуществляться таможенный контроль, санитарно-эпидемиологический, фитосанитарный, ветеринарный, транспортный контроль. Но с 1 июля 2011 года с внутренних границ Таможенного союза будут убраны все эти виды контроля. Останется только пограничный контроль. Понятно, что это даст значительный эффект, в плане свободы передвижения товаров. Не будет административных барьеров, упрощается торговля между странами-членами Союза. Конечно, бизнес все это упрощение воспринимает положительно, потому что административные барьеры усложняют перемещение товаров. Есть еще вопросы, связанные со свободным предоставлением услуг, перемещением рабочей силы и капитала. Остаются вопросы антимонопольного регулирования, которые различны в разных странах, и тоже могут служить барьером для наших предприятий, равно как и для российских и белорусских предприятий в нашей стране. Есть монопольные отрасли - железная дорога, энергетика. Понятно, что в каждой стране свои тарифы для монополистов. Поэтому, если мы уже делаем очень существенный шаг, который создает возможности для свободного перемещения товаров - создаем Таможенный союз, - то будет логично двинуться и дальше по этому пути, чтобы, как я уже отметил, обеспечить свободное перемещение услуг, рабочей силы и капитала. И это, в свою очередь, предполагает согласованную денежно-кредитную, финансовую, миграционную политику. То есть требуется согласование, в целом, экономической политики государств. Поэтому на заседании на уровне глав государств Межгосударственного совета ЕврАзЭС было принято решение о создании Единого экономического пространства. Создание Единого экономического пространства - это следующий этап. Нормативная база для него должна быть создана в течение следующих двух лет - в 2010-2011 годах. Понятно, что не все соглашения вступят в силу в эти сроки, реализация отдельных решений будет осуществляться поэтапно.
Создание Таможенного союза, Единого экономического пространства создает возможности для развития в нашей стране несырьевой экономики. Для несырьевой экономики важен, прежде всего, рынок сбыта. Если нет рынка сбыта - не может быть никакого конкурентоспособного производства. Таможенный союз, Единое экономическое пространство создают возможности для развития несырьевого сектора, но гарантий не дают. Безусловно, внутри Таможенного союза будет конкуренция, и это правильно, потому что здоровая экономика создается только на конкурентных условиях.
Вот, вкратце, те политические и экономические задачи, которые должны быть решены созданием Таможенного союза и Единого экономического пространства.
- Многих беспокоят возможные негативные последствия создания Таможенного союза в связи с предполагаемым повышением цен на некоторые товары. Что Вы можете сказать по этому поводу?
- По целому ряду чувствительных товаров предусмотрен переходный период, и, соответственно, в следующем году роста таможенных тарифов по ним не будет. В то же время, в краткосрочной перспективе, следует признать, что, по целому ряду товаров, которые импортируются из третьих стран, повышение цен возможно, но не обязательно. Многое будет определяться платежеспособным спросом, а также наличием альтернативы в виде российских и белорусских товаров. Это - в краткосрочной перспективе. Если же говорить о средне- и долгосрочной перспективе - ради чего, собственно, Таможенный союз и создавался, - то в нашей стране будут созданы условия для развития отечественного производства. Сырьевая направленность нашей экономики является ее слабой стороной. Конечно, наличие в нашей стране нефти и других полезных ископаемых - дар свыше. Эти отрасли являются якорными для нашей экономики, и сейчас, во время кризиса, во многом благодаря этим отраслям, которые формируют основные экспортные позиции Казахстана, мы имеем стабилизацию макроэкономических показателей.
Тем не менее, наша экономика еще не вышла из полосы кризиса. На уровне макропоказателей ситуация выправляется, но на уровне микроэкономики об этом говорить еще рано. Не стабилизировались в полной мере строительный и финансовый сектора, хотя они, при поддержке государства, и прошли самую критическую фазу. То же можно сказать и в отношении малого бизнеса.
Таким образом, сейчас наша нефтедобывающая и горнорудная промышленность, в целом, способствуют выходу экономики из кризиса, но такое одностороннее развитие экономики, безусловно, является фактором риска. Оно не способствует повышению уровня жизни всего населения страны - поскольку, даже если принять во внимание косвенный эффект, оказываемый сырьевым сектором, в нем занята совсем небольшая часть населения. Поэтому диверсификация экономики для нас очень важна. В таких условиях мы должны были определиться и принять решение. Ведь только при условии, что для наших товаропроизводителей откроется достаточно большой рынок сбыта, они смогут быть конкурентоспособными. Вот для этого и создается Таможенный союз. Теперь для казахстанских товаров откроется российский и белорусский рынки. Повторюсь, что это не является гарантией успеха для наших предприятий, но это - возможность. Сегодня уже ясно, что для нашего несырьевого сектора конкурировать с Западом, и по многим направлениям - с Китаем, - достаточно сложно. Но мы считаем, что наши предприятия могут успешно конкурировать с российскими и белорусскими.
То повышение цен на отдельные группы товаров, которое может произойти после перехода на единый таможенный тариф, это, так сказать, краткосрочный эффект. Государство же ориентируется на тот эффект, который может быть достигнут в средне- и долгосрочной перспективе. Сложилась такая ситуация, что на одной чаше весов - возможность развивать экономику в интересах всей страны, всего населения, а на другой - опасения перед возможным повышением цен на ряд товаров, которые сейчас импортируются.
- Какие задачи, в связи с созданием Таможенного союза, стоят перед Министерством финансов?
- Нашему Министерству предстоит выполнить очень большую работу для реализации всех соглашений, подписанных в рамках создания Таможенного союза. В частности, необходимо создать условия для реализации Таможенного кодекса Союза. Напомню, что Казахстан был ответственен за разработку этого документа. В основу Таможенного кодекса была положена Киотская конвенция 1973 года. В этой Конвенции урегулированы основные вопросы таможенной политики. То есть Таможенный кодекс Таможенного союза написан, исходя из наилучшей международной практики. Во всех трех странах-участниках Таможенного союза разные системы таможенного администрирования, поэтому часто возникали споры по различным позициям. И, когда возникает вопрос, что может служить общим знаменателем, хорошо, что есть отработанные международные принципы, на которые можно опереться. Соответствие принципам, содержащимся в Киотской конвенции, и было критерием оценки решений, которые принимались при создании Таможенного союза.
С учетом того, что с 1 июля следующего года будет отменено таможенное оформление на внутренних границах Таможенного союза, а с 1 июля 2011 года будет отменен и таможенный контроль, безусловно, возникает вопрос о том, каким образом будут собираться косвенные налоги - налог на добавленную стоимость и акцизы, - при торговле внутри Союза. Функции по сбору косвенных налогов передаются от Таможенного комитета Налоговому комитету. Но, если раньше администрирование этих косвенных налогов базировалось на данных Таможенного комитета, которые он получал при таможенном оформлении, то понятно, что после отмены оформления возникает некий вакуум. А в дальнейшем таможенные посты вообще будут убраны с внутренних границ, и понятно, что со сбором косвенных налогов будут сложности. Для того, чтобы обеспечить их эффективный сбор, пришлось кардинально пересматривать систему администрирования. Налоговый комитет, к которому переходит функция по сбору косвенных налогов, будет осуществлять контроль на основе информационного обмена с налоговыми органами России и Беларуси. Допустим, наш экспортер, которому при экспорте установлена нулевая ставка налога на добавленную стоимость и которому, соответственно, нужно возмещать уплаченный НДС, продал товар в Россию. Российский импортер, который купил этот товар, уплатил косвенные налоги в России. Мы, в режиме реального времени, будем получать информацию из российского налогового органа о том, что контрпартнер нашего экспортера уплатил косвенные налоги, то есть это не фиктивная сделка. И мы возмещаем нашему экспортеру уплаченный НДС. Таким образом, создается механизм, который базируется на взаимообмене информацией в режиме реального времени между фискальными органами трех стран, и которым обеспечивается достоверность информации и полнота сбора косвенных налогов.
Для того, чтобы реализовать все основные принципы таможенного администрирования, необходимо их регламентировать в подзаконных актах - их потребуется большое количество. По сути, весь следующий год для Минфина пройдет под знаком Таможенного союза. Большая часть нашей работы будет заключаться в отработке всех конкретных, зачастую технических решений, которые нужно принять для реализации всех соглашений по Таможенному союзу.
Первоначально мы, подстраховываясь, говорили, что таможенное оформление будем отменять с 1 июля 2011 года. Россия и Беларусь были готовы согласиться с этим. Но затем мы заявили, что готовы к отмене таможенного оформления с 1 июля 2010 года, потому что в противном случае возникают различные дисбалансы. Внося такое предложение, мы реально оценили свои силы.
Еще одним важным направлением работы в рамках создания Таможенного союза является укрепление внешних таможенных границ. То есть, отменяя таможенное оформление и таможенные посты на внутренних границах Союза, мы, одновременно, принимаем на себя обязательства по существенному укреплению внешних границ. В текущем году была принята программа укрепления государственной границы и таможенной границы - в рамках борьбы с наркотрафиком. Под эту работу были выделены значительные средства для технического оснащения таможенной и пограничной службы. Конечно, кроме технического оснащения очень важным является и эффективное организационное обеспечение. Принят закон о создании интегрированного таможенного контроля - он направлен на подпись Главе государства. Теперь на внешних границах функции по ветеринарному, санитарно-эпидемиологическому, фитосанитарному, транспортному контролю передаются Таможенному комитету. Сотрудники, которые работали в этих службах, перейдут в подчинение Таможенного комитета. Таким образом, теперь участник внешнеэкономической деятельности не будет проходить по очереди все эти, вышеперечисленные, виды контроля. Он будет проходить пограничный и интегрированный таможенный контроль. Это снимает часть административных барьеров для участников внешнеэкономической деятельности, то есть, с одной стороны, мы работаем над усилением контроля, с другой стороны - над упрощением таможенных процедур. Для бизнеса должны быть созданы одинаково комфортные условия на внешних и внутренних границах Таможенного союза.
В Таможенном комитете создан Центр оперативного управления. Я хотел бы отметить, что во всех своих начинаниях мы получаем полную поддержку со стороны Правительства и всех государственных органов. Центр оперативного управления будет контролировать ситуацию на всех таможенных постах. В Центре мы сможем видеть, как оформляются документы по каждому участнику внешнеэкономической деятельности, сколько времени уходит на оформление. Система сразу показывает, какие документы представлены, причем на большей части постов есть видеокамеры. Все документы, которые представляет на таможенном посту участник внешнеэкономической деятельности, сразу же сканируются, и их можно видеть в Центре оперативного управления. То есть здесь будет осуществляться контроль - как за перемещением товаров, так и за работой таможенников. Это повышает прозрачность деятельности таможенной службы и, соответственно, эффективность ее работы.
Подчеркну, что это очень важно - если мы упрощаем прохождение внутренних границ, то таможенное оформление на внешних границах также должно быть быстрым и необременительным для участников внешнеэкономической деятельности. Это необходимо для развития бизнеса, для развития всей нашей экономики.
- В связи с повышением таможенных пошлин, как Вы отметили, может произойти повышение цен на некоторые товары. Можно ли сейчас говорить о том, на какие товары и насколько могут повыситься цены?
- Да, таможенные тарифы на многие виды товаров, которые импортируются из третьих стран, повышаются. Эти тарифы уже начинают публиковаться в "Казахстанской правде". Что касается повышения цен на конкретные виды товаров, то это - сложный вопрос. Сейчас можно сказать, что если товар завозится из России или Беларуси, то он не подорожает. В частности, у нас около 30 процентов фруктов и овощей завозится из России. Вот они не подорожают.
Но, вообще, в экономике такой прямолинейности нет - повысили тариф, значит, поднимутся цены. В условиях кризиса импортерам будет сложно существенно поднять цены на свои товары - их просто перестанут покупать. Будут покупать, скажем, вместо китайских яблок, российские. В условиях Таможенного союза произойдет перераспределение рынка в пользу российских и белорусских товаров. Точно так же, мы надеемся, на рынках России и Беларуси произойдет переориентация в сторону казахстанских товаров. Кстати говоря, для нас открывается потенциально огромный рынок мясных продуктов. Ведь Россия завозит мясо из Аргентины и Австралии, а казахстанское не завозит по причине несоответствия стандартам безопасности. Это связано с тем, что наша система ветеринарного контроля не отвечает установленным требованиям. Поэтому у нас приняты соответствующие поправки в законодательство и реализуется программа по строительству убойных пунктов. Теперь к нам смогут приезжать россияне, фиксировать соответствие условий забоя скота установленным у них требованиям. И тогда казахстанское мясо может поставляться в Россию.
Возвращаясь к вопросу о ценах, могу сказать, что, во-первых, в следующем году произойдет перераспределение на рынке. Если какие-то товары завозились из третьих стран с нулевой таможенной пошлиной, то после введения единых тарифов эти товары, если не заместятся внутренним производством, будут завезены из России и Беларуси. И цены на эти товары, конечно, могут подняться. Например, вместо китайских яблок мы будем есть казахстанские. Сейчас алматинских яблок на рынке нет, потому, что они не могут конкурировать с китайскими по ценам. Если завоз китайских яблок сократится, то на рынке появятся казахстанские, которые лучше китайских.
Повторяю, говорить о ценах сейчас сложно. Реальная жизнь сложнее любых теоретических выкладок. И все же, хочу повторить: государство, понимая, что на каком-то этапе может произойти подорожание по целому ряду товаров, идет на это, чтобы у наших предприятий был шанс для развития.
Если бы мы просто установили высокие тарифы, мы бы ничего не достигли, потому что наш внутренний рынок слишком мал для создания конкурентоспособных производств. У нас всего 15 миллионов населения, половина которого живет в сельской местности. В городах еще есть какая-то платежеспособность, а в селах она очень низкая. На таком рынке никакого производства, никакой промышленности развить нельзя. Нельзя, рассчитывая на такой рынок, создать производство холодильников или стиральных машин - в принципе. Потому что любой инвестор, который придет к нам, прежде всего спросит: "Извините, а кому продавать. А, в Россию? Ну, тогда я в России и построю завод". Поэтому просто закрыться таможенными барьерами, не создавая общий рынок в виде Таможенного союза, Единого экономического пространства, было бы просто невозможно. Только при наличии двух условий - защиты внутреннего рынка и создания общего большого рынка, можно создать условия для развития собственного производства, только это дает какие-то шансы для нашего товаропроизводителя. Еще раз повторюсь: это шансы, а не гарантии.
- Отразится ли создание Таможенного союза на стабильности национальных валют стран-членов Союза? Возможно ли создание, на базе Таможенного союза, региональной или наднациональной валюты, о которой говорил Президент Н.А.Назарбаев? Уменьшится ли зависимость наших экономик от доллара?
- Стабильность национальных валют зависит от многих факторов. В том числе, от состояния золотовалютных резервов, которое, в свою очередь, зависит от баланса внешней торговли. Стабильность зависит от уровня инфляции и от многих других факторов. Создание Таможенного союза в эту ситуацию ничего не привносит. Ничего не изменится в системе расчетов, ничего не изменится в ситуации с факторами, которые определяют динамику обменного курса. Новых факторов также не появляется. Что касается использования национальных валют в рамках Единого экономического пространства, то эта возможность подразумевается.
Но валютный союз - это самый последний шаг, который реализуется при создании экономических союзов. Наилучший опыт создания тесно интегрированных экономических союзов - это Европейский Союз. Нам же, на данном этапе, когда мы только с 1 января создаем Таможенный союз, говорить о валютном союзе, который существенно изменил бы валютную политику наших стран, не приходится. У каждого действия есть своя логика и свое время. После создания Единого экономического пространства эти вопросы, я считаю, будут обсуждаться. Но они не могут быть поставлены впереди других вопросов экономической интеграции.
Вообще, как я уже отмечал, для нас актуальной является возможность использования наших национальных валют в торговле внутри Таможенного союза. Сейчас этого нет, и этим нужно заниматься. А что касается создания региональной или наднациональной валюты, то ведь Президент не называл это задачей сегодняшнего дня. Для этого нужны определенные условия. Если говорить о наших трех государствах, то говорить об общей валюте можно только после создания Единого экономического пространства. Сейчас не о чем вести предметный разговор. Но возможность создания региональной валюты зависит не только от степени интеграции, но и от того, есть ли в союзе страны с крупными экономиками. Если бы интегрировались, например, с Кыргызстаном и Таджикистаном, то этот вопрос вообще не нужно было бы ставить. Валютные союзы есть, например, в Западной Африке. Буркина Фасо, Сенегал и ряд других государств имеют единую валюту. Но она им дает только экономию на выпуске этой валюты.
Если же говорить о создании региональной валюты для снижения зависимости от доллара, то это для того, чтобы не было монополии одной валюты. Когда в мире всего один эмиссионный центр, это плохо для мировой экономики. Для нее было бы лучше существование нескольких мировых валют. Сейчас на роль одной из мировых валют претендует евро. Возможно, одной из мировых валют станет китайский юань, если Китай сделает его полностью конвертируемым. Действительно, доминирование в мировой экономике одной валюты делает зависимыми национальные экономики от финансовой политики эмиссионного центра. |