Степан ЛЕМЕШЕВ, "Казахстанская правда", 21 января
Глава государства не раз подчеркивал актуальность продвижения и увеличения казахстанского содержания, заимствуя лучшие наработки в мировой практике, которые призваны дать импульс для роста экономики, ее диверсификации и индустриализации. Развитие казахстанского содержания подразумевает под собой поддержку отечественных производителей, основных отраслей промышленности, импортозамещение и производство конкурентоспособной продукции с высокой добавленной стоимостью. О том, как решается этот вопрос, рассказывает вице-министр индустрии и торговли РК Ерхат Искалиев.
- К сожалению, самостоятельно, без помощи государства, казахстанское производство развиваться не в состоянии. Поэтому Правительство, невзирая на финансовые сложности, целенаправленно принимает меры поддержки отечественного бизнеса. В настоящее время практически разработана Программа форсированного индустриально-инновационного развития, запланировано выделение льготных финансовых средств, совершенствуется нормативная правовая база, создан интернет-портал "Казахстанское содержание" (www.ks.gov.kz).
Министерством индустрии и торговли по поручению Президента разработаны поправки в законодательство по вопросам развития казахстанского содержания, которые уже вступили в силу. Благодаря этим нормам созданы единая эффективная система мониторинга закупок, единый подход к подсчету казахстанского содержания, а также условия, обеспечивающие развитие отечественной промышленности.
- Ерхат Серикович, реакция на новый проект закона была неоднозначной, удалось ли всем заинтересованным в этом вопросе сторонам договориться?
- Необходимо отметить, что в работе над самим проектом закона принимали участие как представители госорганов и АО "ФНБ "Самрук-Казына", так и представители бизнес-сообщества. В ходе дискуссий и обсуждений определенные позиции, высказанные заинтересованными сторонами, были учтены при подготовке документа.
- Какие проблемы существовали в развитии казахстанского содержания в закупках недропользователей?
- Да, иностранные инвесторы, приходя в Казахстан, строили заводы, дороги, модернизировали инфраструктуру, брали определенную социальную ответственность на себя. За 18 лет независимости вложены значительные финансовые средства в развитие нефтегазовой отрасли. Однако строительство заводов, развитие инфраструктуры на месторождениях такими компаниями, как "Тенгизшевройл", "Карачаганак Петролеум Оперейтинг Б.В.", и другими инвесторами нацелено на развитие собственного производства и наращивание мощностей добычи с собственных месторождений.
На 22-м заседании Совета иностранных инвесторов многие инвесторы рапортовали о значительных инвестициях, но фактически только ТОО "Корпорация "Казахмыс" и ENRC смогли ознакомить с новыми производствами, остальные же компании рассказывали лишь о планах на будущее.
В прошлом году только недропользователи обязались направить 140 миллионов долларов на подготовку и переподготовку кадров. При этом данные обязательства являются ежегодными. Тогда напрашивается вопрос: почему среди топ-менеджеров иностранных компаний отсутствуют казахстанские граждане и почему мы до сих пор тысячами привлекаем иностранную рабочую силу? К примеру, в прошлом году планировалось завезти в Казахстан порядка 30 тысяч иностранных работников.
А сколько реально сервисных компаний выросло за 18 лет независимости Казахстана? MI Swaco совместно с ТОО "Гербицид" планируют выпуск химических реагентов, Sсhlumberger совместно с "дочкой" КМГ создали ТОО "Кос Цементинг", выпускающее цементаж, Halliburton - цех по приготовлению буровых растворов, размещенный на территории промышленной базы ТОО "Тениз Сервис", а также совместно с Казахстанским институтом нефти и газа банк данных по хранению геологической информации Казахстана.
Такие примеры отражают определенный положительный эффект влияния иностранных инвесторов на экономику, но это все-таки незначительно в масштабах инвестиций за 18 лет работы недропользователей в Казахстане. Но сейчас наступает переломный момент.
- Возвращаясь к закону, в чем его суть и что должно измениться с вступлением документа в силу?
- Суть в том, чтобы создать правовое поле, фундамент, с помощью которого можно уверенно и эффективно реализовать те планы, которые наметило политическое руководство по форсированному индустриально-инновационному развитию экономики.
- Какую ответственность за несоблюдение норм, предусмотренных в новом законе, будут нести заказчики?
- Законом предусмотрена административная ответственность за нарушение законодательства о госзакупках в части применения критериев, влияющих на конкурсное ценовое предложение. Кроме того, введены требования к недропользователям по проведению конкурсов исключительно на территории РК, а также по размещению всей информации о закупках в государственной электронной системе "Реестр товаров, работ и услуг, используемых при проведении операций по недропользованию, и их производителей". Таким образом предполагается внедрение системы прозрачности, доступности процедур по закупкам.
- Понятно, что развитие местного содержания - процесс очень сложный. Достаточно ли воздействовать одними административными мерами?
- Параллельно нужно прикладывать максимальные усилия для развития отечественного конкурентоспособного производства товаров, работ и услуг. Для этого в рамках реализации государственной политики по увеличению доли казахстанского содержания, а также Государственной программы форсированного индустриально-инновационного развития государство готово обеспечить льготное финансирование проектов, предоставление грантов, мер налогового и таможенного стимулирования, обеспечение необходимой инфраструктурой, гарантирование спроса со стороны заказчиков.
Таким образом, сегодня при поддержке государства у отечественных производителей появилась реальная возможность насытить рынок конкурентоспособной качественной продукцией.
В свою очередь, государство ожидает от добывающих компаний, системообразующих предприятий, государственных органов и национальных холдингов активного участия в деле диверсификации экономики, ее переориентации на развитие несырьевых производств. |