Оксана СКИБАН, "Мегаполис", 1 марта
Топ-менеджеры не справляются со своими обязанностями. Это приводит к миллиардным убыткам. Такое заключение вынес Счетный комитет по контролю за исполнением Республиканского бюджета после недавних проверок в инновационном и инвестиционном фондах. О том, кто виноват и как поступили бы с непрофессиона кадрами в главном проверяющем ведомстве, "Мегаполису" рассказал председатель Счетного комитета Омархан ОКСИКБАЕВ.
- Омархан Нуртаевич, как вы считаете, полукоррупционные ошибки в планировании и деятельности институтов развития, которые принесли бюджету миллиардные убытки, - это следствие слабой подготовки кадров?
- Нельзя сводить низкую эффективность деятельности институтов развития к единственной причине, которую вы называете слабой подготовкой кадров. На самом деле факторов, препятствующих результативному функционированию системы институтов развития гораздо больше. Во-первых, это недостаточно проработанные и порой безответственные решения топ-менеджеров. Во-вторых, отсутствие четкой системы планирования и мониторинга хода реализации проектов. Долгосрочные проекты реализуются без "оцифровки" промежуточных результатов, которые должны быть достигнуты на этапах их реализации. Как следствие, не может быть и речи о качестве и эффективности реализации, самоокупаемости, рентабельности проектов. В-третьих, до сих пор не сформирована система ответственности исполнителей за принятые экономически неоправданные, непродуманные решения. Безнаказанность порождает безответственность.
Нельзя скидывать со счетов и проблему дефицита высококлассных инновационных менеджеров. Как показывает контроль, в институтах развития нет ясного и четкого понимания, что такое инновации. Нередко к инновационным проектам относят то, что явно не имеет к этому никакого отношения! Например, создание аптечной сети или сборку из китайских комплектующих велосипедов, тракторов под казахстанским брендом "Арлан". В сложившейся ситуации важно улучшить качество отбора проектов в институтах развития. Для исключения финансирования псевдоинноваций необходимо сформулировать четкие критерии инновационного бизнеса, проработать механизмы внедрения инноваций. Для стимулирования инновационного бизнеса институтам развития нужно более плотно и активно взаимодействовать с бизнес-структурами, заинтересованными в инновациях. Прежде всего надо отдать предпочтение отечественным инновационным проектам. Есть очень много перспективных, интересных идей наших ученых, которые, к сожалению, почему-то не находят финансовой поддержки.
- В былые времена любой госслужащий и специалист проходил карьерную лестницу "от" и "до". Возможно, теперь-то назрело возвращение к этой схеме?
- Думаю, что государственная служба - это сфера, где ранние карьерные взлеты должны быть редким явлением. Для занятия руководящих постов в государственном аппарате важны в первую очередь профессиональная подготовленность, определенная социальная зрелость, знание ситуации, опыт работы, а не "командный принцип".
- Умение выполнять поручения начальника - это для вас искусство, политкультура или еще что-то?
- На мой взгляд, качественное выполнение поручений всегда требует творческого отношения к делу, высокого уровня профессионализма, ответственности.
- Какие будут у вас рекомендации к тем, кто сегодня набирает кадры на госслужбу?
- Среди государственных служащих ощущается острая нехватка специалистов, обладающих практическими навыками по принятию качественных управленческих решений. Проверки Счетного комитета свидетельствуют о том, что неэффективные решения уполномоченных государственных органов отрицательно сказываются на конечных результатах и не проходят бесследно для социально-экономического развития страны.
Кадровая политика должна быть направлена в первую очередь на повышение профессионализма государственных служащих. Для этого Министерство образования и науки должно работать в тандеме со всеми государственными органами. Сегодня такая связь отсутствует. Об этом свидетельствуют итоги реализации государственных и отраслевых программ. Например, проекты госпрограммы по развитию космической деятельности претворяли в жизнь весьма далекие от этой сферы специалисты - историки, зоотехники и другие, кто к этой отрасли отношения не имел. Как следствие, неэффективные расходы государства на эту госпрограмму составили свыше 16 миллиардов тенге.
Также для привлечения лучших умов страны на государственную службу необходимо принять меры по повышению социальной защищенности госслужащих, улучшению системы стимулирования их труда.
- Какие меры вы посоветовали бы применить к тем, кто наносит убытки государству?
- Должна быть мера ответственности за неэффективный менеджмент. Как один из вариантов - дисциплинарная ответственность, то есть уволить и не допускать к управленческой работе, допустим, в течение 10 лет. Пусть чиновник поумнеет! |