NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Четверг 25.04.2024 08:49 ast
06:49 msk

Ключ к эффективности
В Казахстане будут внедрять новый инструмент контроля за расходованием бюджетных средств
05.04.2010 / интервью

Темир БОЛАТОВ, "Литер", 2 апреля

Несмотря на то что у Казахстана есть определенные индикаторы развития, они не позволяют объективно оценить уровень развития общества и качество управления этим развитием.
Поэтому назрела необходимость выработки ключевых национальных показателей, которые по своему содержанию значительно шире и выходят за рамки цифр роста реального ВВП и доходов на душу населения. Если говорить проще, это система оценки общегосударственного прогресса. Как говорит председатель Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета Омархан Оксикбаев, и у нас, и в странах СНГ такая система индикаторов используется редко. По его словам, отсутствие опыта в этом направлении серьезно усложняет задачу их формирования. Однако глава комитета отмечает, что в ряду прочих документов Стратегия развития Казахстана-2030 может быть основой для разработки ключевых национальных показателей.
Государство в ближайшей перспективе ставит перед собой задачу перехода к качественному информационному обеспечению процесса достижения стратегических национальных и наднациональных целей. Для этого сейчас рассматривается вопрос внедрения в Казахстане ключевых национальных показателей - нового инструмента оценки эффективности использования бюджетных средств. Как отмечает в интервью "Литеру" председатель Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета Омархан Оксикбаев, на пути реализации данной задачи стоят определенные барьеры. Но преодоление их позволит существенно повысить прозрачность расходования государственных средств.
- Омархан Нуртаевич, 7-8 апреля в Астане состоится заседание рабочей группы по ключевым национальным показателям Международной организации высших контрольных органов. Какие вопросы будут рассматриваться на этой встрече?
- Это уже третье заседание рабочей группы. Первые два проходили в Москве и Пекине. Как известно, один раз в три года национальные высшие органы финансового контроля собираются на конрессе ИНТОСАИ. Это аббревиатура для обозначения международной организации высших органов финансового контроля. В Мексике на ХIХ конгрессе ИНТОСАИ было принято решение о создании рабочей группы по ключевым национальным показателям. Председателем рабочей группы избрана Счетная палата России.
В третьем заседании рабочей группы примут участие делегации более чем 15 высших органов финансового контроля. Планируется обсуждение международного опыта в сфере разработки и использования ключевых национальных показателей. Государственный контроль Латвии презентует обзор по этому вопросу. Главное контрольное управление США готово представить проект руководства по основным терминам в сфере ключевых национальных показателей. Ожидается, что Национальное контрольно-ревизионное управление Дании озвучит результаты исследований, посвященных принципам применения ключевых национальных показателей высшими органами финансового контроля. Счетная палата России выступит с отчетом о реализации субпроекта по ключевым национальным показателям в рамках СНГ. Будет продолжена работа по подготовке "Белой книги" по планированию, внедрению и поддержанию систем ключевых национальных показателей. Кроме того, на заседании будут рассмотрены и другие пилотные проекты членов рабочей группы.
- Что означает термин "ключевые национальные показатели"?
- В Казахстане термин "ключевые национальные показатели" достаточно редко используется. Стоит отметить, что и в других странах СНГ он не так широко распространен. Ключевые национальные показатели чаще заменяются просто макроэкономическими показателями. Но понятие "ключевые национальные показатели" по своему содержанию значительно шире, оно выходит за рамки цифр роста реального ВВП и доходов на душу населения. Ключевые национальные показатели далеки от обычных статистических показателей, они образуют систему финансовых и нефинансовых индикаторов, способную отразить достижение конечных целей государства, на которые расходуются все имеющиеся ресурсы. Если говорить проще, это система оценки общегосударственного прогресса.
- Получается, что Казахстану необходимо идентифицировать свои ключевые национальные показатели?
- У нас существуют определенные индикаторы развития. Но сегодня традиционные экономические показатели не позволяют объективно оценить уровень развития общества и качество управления развитием. Поэтому назревает необходимость в выработке ключевых национальных показателей.
В этом направлении нами проделана определенная работа. По заказу Счетного комитета Центром по исследованию финансовых нарушений проведен анализ десяти утвержденных стратегий и программ развития Казахстана. Какие результаты мы получили?
В Стратегии развития Казахстана - 2030 присутствуют только отдельные целевые показатели развития государства, в то же время имеются 9 долгосрочных приоритетов развития. То есть данная стратегия может быть основой для разработки ключевых национальных показателей. В развитие указа президента РК "О системе государственного планирования в Республике Казахстан", по нашему мнению, надо бы определить ключевые национальные показатели для оценки развития страны в целом. Что касается Концепции по внедрению системы государственного планирования, ориентированного на результаты, то ее также правильнее было бы дополнить более конкретными измеримыми показателями, поскольку данный документ является методологической основой для создания новой модели государственного планирования.
Была изучена и Концепция перехода Республики Казахстан к устойчивому развитию на 2007-2024 годы. Документ содержит 12 интегральных показателей: средняя продолжительность жизни, производство и потребление энергомощностей, эффективность использования ресурсов, состояние окружающей природной среды и другие. Но, несмотря на наличие ключевых показателей, большая часть из них отражает односторонний подход для оценки темпов социально-экономического прогресса.
Ряд показателей, таких как размер ВВП, удельный вес малых и средних предприятий, уровень энергоемкости, ожидаемая продолжительность жизни, позиции Казахстана в различных рейтинговых организациях и другие, изложены в Концепции достижения качественно нового уровня конкурентоспособности и экспортных возможностей экономики на 2008-2015 годы. Стратегия индустриально-инновационного развития на 2003-2015 годы предназначена для реализации политики государства в сфере экономики и содержит только экономические показатели. Стратегия территориального развития до 2015 года реализует политику государства в сфере оптимального расселения населения. В ней присутствуют лишь отдельные ключевые показатели.
Транспортная стратегия до 2015 года имеет узконаправленный характер. В документе имеются такие показатели, как пассажирооборот, снижение транспортных расходов, скорость грузового сообщения и другие, однако она направлена исключительно на решение вопросов транспортно-коммуникационного комплекса.
Рассмотрение Стратегического плана развития Казахстана до 2010 года показало, что в нем в качестве главного заявлен интегральный показатель, связанный с увеличением объема ВВП к 2010 году вдвое.
При этом следует отметить, что в Стратегии экономического развития Содружества Независимых Государств на период до 2020 года есть оптимально подобранные ключевые показатели. К ним можно отнести показатели роста реального ВВП, производительности труда, расходов на здравоохранение, доходов на душу населения, расходов на образование и другие. Полагаю, что эти показатели нам необходимо учитывать.
Недавно глава государства утвердил Стратегический план развития до 2020 года. Формирование ключевых национальных показателей должно согласовываться с теми векторами развития, которые обозначены в данном документе.
Результаты исследований свидетельствуют о фрагментарности действующей в Казахстане системы ключевых национальных показателей. Совершенно очевидно, что она нуждается в упорядочении и придании ей определенной целостности. И самое главное - исполнительные органы должны работать над достижением конкретных показателей, характеризующих уровень социального развития страны.
Актуальность разработки системы ключевых национальных показателей очевидна. Эта работа позволит внести серьезный вклад в совершенствование процесса стратегического планирования. Мировой опыт подтверждает, что в таких условиях эффективность деятельности исполнительной власти возрастет в разы. Отчетность в достижении показателей прогресса "ради галочки" исчезнет сама собой.
- Существуют ли у Казахстана проблемы с внедрением и использованием ключевых национальных показателей?
- Понятно, что для Казахстана ключевые национальные показатели - достаточно новый инструмент оценки эффективности использования бюджетных средств. Надо признать, что отсутствие опыта в этом направлении серьезно усложняет задачу их формирования.
Есть и другие объективные причины, тормозящие внедрение этой новации. Переход на ключевые национальные показатели вскрывает слабость и несовершенство действующей официальной статистики. Как следствие, не может идти и речи о полноте, своевременности и достоверности всего массива данных об экономических, инновационных, социальных, демографических, экологических и других процессах. И все-таки выход есть.
Необходимо разработать и использовать в повседневной практике новые показатели и алгоритмы их расчета, сформировать действительно целостную систему ключевых показателей, определить источники и методы получения первичных данных. Важно создать программно-технологическое обеспечение, а также определить процедуры согласования и представления итоговых результатов.
Особое внимание следует обратить на достижение полной скоординированности базы данных, формируемой органами исполнительной власти различных уровней. И здесь важно учитывать, что внедрение ключевых национальных показателей сопряжено с формированием абсолютно новых направлений данных.
На мой взгляд, эта работа должна сопровождаться повышением прозрачности и открытости методологии исчисления базовых показателей. Все заинтересованные пользователи должны быть обеспечены более широким доступом к официальной базе данных. Только таким образом можно добиться реального повышения эффективности системы ключевых национальных показателей.
Смысл проводимой работы должен заключаться в переходе к всеобъемлющему, качественному информационному обеспечению процесса достижения стратегических национальных и наднациональных целей. Попутно решается и другая задача. На основе полученных данных должна повыситься эффективность мер по решению текущих задач в социальной, экономической, демографической и экологической сферах.
Кроме статистической информации существуют и другие источники для формирования ключевых национальных показателей. К ним относятся социологические исследования, рейтинговые оценки, мнения независимых экспертов, профильных специалистов. Но ими у нас почему-то пренебрегают. Как результат - проведение социологических исследований без необходимой системности, порой спонтанно и непродуманно. Всем нам необходимо изменить свою позицию по этому вопросу. Главными заказчиками социологических опросов в рамках ключевых национальных показателей должны стать госорганы - основные субъекты исполнительной власти.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
"Монополист должен знать: не выполняешь взятых на себя обязательств – нужно возвращать средства" 30.04.2010
О сейфовых гарантиях БТА банка на 700 млн долларов никто не знал 30.04.2010
"Жаль, когда национальность препятствует развитию бизнеса" 29.04.2010
"Пусть вернет деньги и живет счастливо" 28.04.2010
Бизнесмен на минном поле 28.04.2010
"Мы не должны допустить, чтобы недра стали предметом спекуляции" 27.04.2010
Дефолт банков истории 27.04.2010
Ертысбаев отказывает в праве заниматься политикой только банкирам 26.04.2010
"Оправдать доверие Президента, жить заботами людей" 23.04.2010
Карагандинец в третьем поколении 21.04.2010

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
25.04.24 Четверг
83. НОВИКОВ Никита
82. АЯПОВ Калкаман
79. КУРАКБАЕВ Куралбай
79. ШВАЙЧЕНКО Юрий
76. ДОСАЕВ Тасбулат
75. ЕЛЕМИСОВ Еркебулан
69. ДЖУРГЕНОВ Биржан
68. УТЕПОВ Болат
66. ТЕМИРХАНОВ Ерканат
64. УТЕУЛИНА Хафиза
63. КУЗЯКОВ Евгений
58. АУБАКИРОВ Каныш
56. АХТАМБЕРДИЕВ Ержан
55. КОЖАМКУЛОВ Мурат
55. ОМАРОВ Мурат
...>>>
26.04.24 Пятница
83. САРСЕКЕНОВ Тулен
81. АГИБАЕВА Мая
78. БАЕШОВ Абдуали
76. ОМАРОВ Кадыр
74. МАНКЕЕВА Жамал
73. ТАТАЕВ Бахыт
72. АТШАБАР Бакыт
70. АК-КУОВА Галия
68. ДЖЕКЕБАЕВ Крым
66. АБДЫГУЛОВА Найля
66. СЕРИКБАЕВ Ержан
66. СУЛЕЙМЕНОВ Нурислам
64. САКТАГАНОВ Максат
61. САПАРГАЛИЕВ Мухат
61. ТАИМБЕТОВ Багбан
...>>>
27.04.24 Суббота
77. ИСИН Нурлан
72. ЖАПАРОВ Жаксылык
71. ВЕРБНЯК Александр
71. КОЗЛОВ Александр
69. ОМАРОВ Жанай
68. ДОЛГИХ Сергей
67. КОШКИМБАЕВ Сапар
65. МАКСИМОНЬКО Василий
65. УРИНБАСАРОВ Тулеп
65. ХАМИТОВ Азат
63. ГУМАРОВА Майра
62. ДЕРЕВЯНКО Аида
62. ДУСИПОВ Еркин
61. КЛЕБАНОВ Александр
58. СЫЗДЫКОВ Марат
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz