NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Пятница 19.04.2024 13:49 ast
11:49 msk

Стратегическое планирование: новый взгляд на систему
К.Бишимбаев: Сегодня национальные холдинги и компании выступают непосредственными кураторами и исполнителями по инвестиционным проектам Карты индустриализации. Достаточно сказать, что из 101 проекта республиканского уровня, вошедшего в карту, 29 закреплены за нацхолдингами
14.05.2010 / интервью

Татьяна БРАУН, "Казахстанская правда", 13 марта

Вице-министр экономического развития и торговли Куандык БИШИМБАЕВ отвечает на вопросы корреспондента "КП"
- В Послании народу Казахстана Глава государства изложил стратегическое видение развития страны до 2020 года, которое получило оформление в виде Стратегического плана-2020 (Стратегия-2020). Реализация этого документа тесно сопряжена с внедряемой новой системой государственного стратегического планирования. Каковы ее особенности? В чем отличие от подходов, действовавших ранее?
- Основная задача новой системы государственного планирования - это обеспечить полное и безукоснительное исполнение Стратегического плана развития до 2020 года, утвержденного Главой государства, и всех других стратегических документов, принимаемых для дальнейшего развития Казахстана. Ее внедрение стартовало еще в 2009 году с принятием нового Бюджетного кодекса, где были заложены основы стратегического и бюджетного планирования, ориентированного на результат. Окончательное закрепление новая система госпланирования получила в Указе Главы государства от 18 июня 2009 года.
Теперь каждый государственный орган работает на основе своего стратегического плана и несет прямую ответственность за достижение конкретных показателей и индикаторов, которые прямо связаны с целями основных документов страны - Стратегплана-2020, госпрограмм. Появляется система, когда можно четко отследить результативность работы каждого госоргана и его руководителя. Более того, выделение бюджетных ресурсов государственным органам производится только на цели, изложенные в стратегическом плане, что создает реальные условия и предпосылки для консолидации стратегического, бюджетного, социально-экономического планирования.
И это является принципиальным отличием от ранее действовавших подходов. Подумайте только, у нас действовало порядка 460 программных документов, из которых 129 разработаны центральными государственными органами, и 331 региональная программа. Программы были самого разного характера, иногда по очень узким, незначительным направлениям. Можно ли было уследить за реализацией такого количества программ? Возможно ли обеспечить их бюджетными ресурсами? Как показал анализ, проведенный в свое время Министерством экономики и бюджетного планирования, большинство из них оставались программами только на бумаге, без бюджетных ресурсов и очень часто без четкого понимания, каким стратегическим приоритетам они служат.
Сейчас ведется работа по сокращению количества программ, останутся лишь самые ключевые и приоритетные. Взамен внедрены стратегические планы. Их всего 43, и в них содержится более 2 000 показателей. Многовато. Но объяснимо: госорганы по старинке стараются включить свои не самые приоритетные вопросы в стратегические планы и, соответственно, получить под них ресурсы. Но с принятием Стратегии-2020 работа нашего министерства нацелена на то, чтобы ведомства и их планы были сфокусированы исключительно на самых важных и приоритетных задачах развития Казахстана, которые и отражены в стратегии. Наша задача, чтобы ни один ее основной показатель не остался вне фокуса государственных органов.
- Какие задачи стоят перед МЭРТом по реализации Стратегического плана-2020, и что необходимо сделать, чтобы вся система государственного планирования работала на результат?
- Наша главная цель - координация и исполнение Стратегплана-2020, в котором отражено видение Главы государства по дальнейшему развитию страны. Принципиальным новшеством документа является наличие четких целей с количественными показателями. Стратегплан-2020 содержит 257 общенациональных показателей, что показывает его масштабность. За каждый из них несет ответственность конкретный госорган. Поэтому в реализацию данного документа разрабатываются новые стратегические планы госорганов, в которые будут интегрированы все индикаторы Стратегплана-2020.
Задача Министерства экономического развития и торговли - вовлечь в процесс реализации стратегплана все государственные органы, как на центральном, так и региональном уровнях. Каждый госорган должен знать, за достижение каких показателей он ответственен, какие меры должны быть им приняты, какие промежуточные цели должны быть достигнуты.
Каждый из этих показателей найдет отражение в соответствующих документах системы государственного планирования, а именно - государственных программах, программах развития территорий, стратегических планах госорганов.
Приведу примеры. Так, Главой государства поставлена стратегическая цель - добиться к 2020 году снижения материнской смертности в два раза. Эта цель требует от Министерства здравоохранения достижения целого ряда промежуточных показателей, среди которых - увеличение доли охвата медосмотрами женщин детородного возраста, медицинское наблюдение на ранних сроках беременности и многие другие. Без достижения этих показателей конечная цель не может быть достигнута, они взаимосвязаны друг с другом. Поэтому все важные промежуточные показатели и меры должны быть правильно определены и включены в стратегический план Министерства здравоохранения.
Другой пример с программой "Балапан". Глава государства поставил задачу - к 2015 году охватить 70% детей дошкольным обучением, а к 2020 году добиться 100-процентного охвата. Для этого Министерство образования сейчас формирует специальную программу, в которой будет уточнено, каким образом, за счет каких средств и мер будет увеличен охват детей дошкольным образованием в целом по стране. Однако этот страновой показатель в реальной жизни зависит от строительства детских садов в конкретных областях и районах нашей страны. Поэтому в своих региональных планах - программах развития территорий, акиматы областей и районов должны четко обозначить, сколько новых мест в организациях дошкольного образования будет открыто в каждой конкретной области до 2015 и до 2020 года. Впоследствии по этому показателю будет оцениваться эффективность и результативность работы местных исполнительных органов по реализации Стратегплана-2020.
И такая работа ведется по каждому из 257 показателей Стратегии-2020. Как видите, задача перед нашим министерством стоит очень масштабная.
- Как в целом идет процесс внедрения новой системы государственного планирования?
- Минул всего лишь год, и поэтому без сложностей и недостатков не могли обойтись. Предстоит совершенствовать методику формирования стратегических планов, усилить координацию государственных органов, более тщательно подходить к определению промежуточных показателей и индикаторов. Реформирование системы государственного планирования носит масштабный характер и будет реализовываться еще многие годы, так как этот процесс требует больших усилий, труда и времени. Так, например, в США процесс совершенствования системы государственного планирования начат в послевоенное время и продолжается до сих пор.
- Насколько учтен при разработке системы планирования мировой опыт?
- Безусловно, учтен. В этом плане интересен опыт общегосударственного планирования в условиях рынка, накопленный во Франции. Французская система оказала стимулирующее влияние на развитие макропланирования в Германии и Великобритании, а в последнее время ее принципы все более пристально изучаются и используются органами межгосударственного регулирования Европейского союза.
Стоит отметить практику общенационального экономического планирования в Японии, в основе которой лежат пятилетние планы, включающие среднесрочные и текущие прогнозы. Эти планы оценивают возможные направления и средства, включая экономические регуляторы и правовые акты.
В Южной Корее очень сильная система планирования с использованием средне- и долгосрочных планов и целевых программ с установлением детализированных производственных заданий в сочетании со строгой системой мониторинга.
Еще одна страна, чей опыт в этой сфере заслуживает внимания, - Финляндия. Ее уникальный опыт в сферах образования, здравоохранения, социальной защиты, науки и технологий сейчас активно изучается в рамках нашего министерства. Наиболее подходящие аспекты системы могут быть внедрены в стратегические планы и программы государственных органов в Казахстане.
- А участвуют ли в системе госпланирования национальные холдинги и компании?
- Национальные холдинги и компании сегодня выполняют ключевую роль в реализации Стратегплана-2020, и в особенности в части программы форсированной индустриализации. В соответствии с общей логикой административной реформы министерства и государственные органы ответственны за выработку политики, регулирование в определенных отраслях, а национальные холдинги и компании отвечают в первую очередь за производство товаров и услуг, реализацию конкретных проектов в своих отраслях.
Сегодня национальные холдинги и компании выступают непосредственными кураторами и исполнителями по инвестиционным проектам Карты индустриализации. Достаточно сказать, что из 101 проекта республиканского уровня, вошедшего в карту, 29 закреплены за нацхолдингами. В их числе такие крупные и социально значимые проекты, как строительство Балхашской ТЭС, Мойнакской ГЭС, ж/д ветки Жетыген - Хоргос, реконструкция Атырауского НПЗ и многие другие. Аналогична роль холдинга "Зерде", стратегической задачей которого является развитие системы "электронного правительства".
Таким образом, значительная роль национальных холдингов и компаний в реализации стратегических документов государства требует качественного планирования их работы в полной взаимоувязке с работой государственных органов по стратегическим приоритетам. Поэтому, согласно указу Главы государства, стратегии развития национальных холдингов и компаний разрабатываются сроком на пять и десять лет, и должны в полной мере соответствовать основным стратегиям.
- Что получит простой гражданин от реализации новой системы госпланирования?
- Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев постоянно ставит перед Правительством, местными исполнительными органами задачу по постоянному улучшению благосостояния граждан страны, на что и нацелен Стратегплан-2020, изложенный Главой государства в Послании народу в январе 2010 года. Помочь реализовать эту задачу: скоординировать работу госорганов, сфокусировать их и определить ответственность, призвана новая система государственного планирования, ориентированная на конкретный результат. Этот результат придет в виде роста продолжительности жизни, снижения смертности, создания новых рабочих мест, открытия новых школ и детских садов, улучшения качества дорог, воды и многих других более качественных и доступных услуг для граждан Казахстана. Именно простые граждане будут пожинать плоды.
Конечно, сама по себе система государственного планирования не решает этих вопросов, но она заставляет государственные органы расставлять приоритеты своей работы исходя из самых важных, насущных и критичных для граждан вопросов. Это значит, что государственные ресурсы будут направлены в первую очередь на решение этих самых важных и приоритетных задач.
Например, Главой государства поставлена задача - полностью устранить проблему аварийности общеобразовательных школ. По данным Министерства образования и науки, сегодня порядка 201 школы по стране находится в аварийном состоянии. Исходя из поставленной Главой государства задачи, система государственного планирования четко закрепит ответственность МОН за ежегодное снижение количества аварийных школ в стране и, более того, каждый областной акимат будет четко знать свою ответственность за то, сколько новых школ следует построить или капитально отремонтировать, чтобы решить поставленную задачу. Государственные ресурсы в первую очередь будут выделены именно на эти цели, а не на другие второстепенные задачи.
Плоды целенаправленной работы будут пожинать граждане Казахстана - учащиеся и их родители. Аналогичных примеров можно привести очень много.
- В реализацию Стратегического плана развития страны до 2020 года разрабатывается принципиально новый документ - Прогнозная схема территориально-пространственного развития страны. Каково предназначение данного документа?
- Да, действительно, в настоящее время в нашем министерстве ведется разработка этого важнейшего для всей страны долгосрочного документа. В Прогнозной схеме территориально-пространственного развития будут представлены новое видение и основные подходы территориально-пространственного развития страны в соответствии с обозначенными приоритетами ее развития на предстоящий десятилетний период. Суть этого документа состоит в решении двух глобальных задач. Первая - рациональное размещение производительных сил, развитие транспортно-коммуникационной и социальной инфраструктуры. Вторая задача - с учетом миграционных и демографических процессов создать оптимальные условия проживания для граждан.
Отличие прогнозной схемы от других стратегических документов страны состоит в комплексности рассматриваемых вопросов. То есть перспективы отраслей в документе будут тесно связаны с развитием ресурсной базы (минерально-сырьевой, водной, земельной, человеческим капиталом) и инфраструктурой (энергетической, транспортной, инженерной). Такой комплексный подход позволит избежать ошибок в размещении производительных сил, например, учесть дефицит электроэнергии, воды, доступность минерального сырья. Бизнес-сообщество, инвесторы и участники рынка получат четкое представление о том, какие направления, сектора, сегменты и территории страны с позиций государства являются приоритетными для будущего развития, в какой форме они будут поддерживаться государством, какие тенденции и направления развития оцениваются государством негативно.
Есть и другое принципиальное отличие прогнозной схемы от всех других стратегических программных документов - наличие в ней социально-демографического блока. Это предполагает рассмотрение вопросов урбанизации, внутренней миграции, развития агломераций - центров экономического роста вокруг бурно растущих городов, использования их потенциала для дальнейшего роста.
Прогнозная схема изменит подходы к территориальному планированию в соответствии с вызовами и задачами долгосрочного развития. Они основаны на комплексном управлении территориально-пространственным развитием с учетом динамических процессов, происходящих в социально-демографической и экономической жизни нашей страны.
Еще фельдмаршал Карл фон Клаузевич утверждал, что "стратегические просчеты нельзя компенсировать оперативными успехами". Потому чрезвычайно важно понять, что выверенная стратегия, грамотное планирование, четкое исполнение ведут наш Казахстан к успеху.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Акела промахнулся, но не факт, что ситуация в Киргизии стабилизировалась 24.05.2010
Несмотря на мировой кризис, оборонная промышленность РК увеличивает производство 21.05.2010
"Я не верю в досрочную отставку президента" 20.05.2010
"Не надо показывать, кто главнее и чей понт круче" 20.05.2010
Создание ТС значительно усилило экспортные позиции Актюбинской области 20.05.2010
Управление отходами приносит доход 20.05.2010
Контроль за работой государственных органов будет теперь комплексным 18.05.2010
"Приобретем больше, чем потеряем" 17.05.2010
Не так страшен кризис, как его малюют?.. 17.05.2010
Стратегическое планирование: новый взгляд на систему 14.05.2010

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
19.04.24 Пятница
76. ДЖАЛМАГАМБЕТОВА Светлана
75. ЖУКЕЕВ Тулеген
74. КАН Виктор
72. ТУМАРБЕКОВ Мурат
71. ЛЕСКЕВИЧ Иван
70. НЕСИПБАЕВ Рахимбек
67. АУБАКИРОВА Жания
67. БЕКИШЕВ Хамит
66. БАЙТЕЛЕСОВ Жигиткер
66. КАСЫМБЕКОВ Бактыбай
58. КИЯСБАЕВА Патима
55. МАНАСБАЕВА Бахыт
53. ШАТЕКОВ Асет
52. ТУРЛЫХАНОВА Гульмира
50. ГЛУХИХ Дмитрий
...>>>
20.04.24 Суббота
82. НАБИЕВ Жаугашты
76. МУЖЧИЛЬ Татьяна
74. КЕНЖЕТАЕВ Есенгельды
72. ДАРИНОВ Ауезхан
65. КИРГИЗАЛИЕВ Нуралы
65. СУЛЕЙМЕН Усен
63. УМИРСЕИТОВ Бахыт
62. БЕКТАЕВ Али
62. КУРМАНАЛИЕВ Каримбек
59. САТИМБЕКОВ Канат
58. ДУЗЕЛЬБАЕВ Ерлан
55. АШИМБАЕВ Самат
55. ТУРТАЕВ Алмат
54. КУРУМБАЕВ Руслан
52. ШАБЕНОВ Канат
...>>>
21.04.24 Воскресенье
79. РАИСОВ Толеген
76. ПЛЯЦУК Владимир
75. ХАЛИЛА Абдилак
71. АЙМАГАМБЕТОВ Сабит
71. ТОБАЯКОВ Бахытжан
67. БАДАНОВ Мейрам
67. ЖАРКЕНОВ Аскар
67. ШАЛАБАЕВ Сейтжан
65. БАЛАБАТЫРОВ Нурлан
62. МУКАТОВ Кажгалей
61. ТОТАЕВ Бауржан
61. ЯБРОВ Владимир
60. АБДРАХМАНОВ Кайрат
58. АКУЛОВ Григорий
51. ТУРТКАРИН Алимжан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz