Ирина НОС, www.focus.kz, 17 июня
Архитектурно-строительный контроль, приписанный в 2005 году к акиматам, похоже, растерял свою силу, и теперь специалисты, например, городских управлений строительства не успевают регистрировать жалобы новоселов. Характер деятельности и перспективы органов госархстройконтроля (ГАСК) обрисовал специально для Ф заместитель председателя Агентства по делам строительства и ЖКХ Николай Тихонюк. - Да, до 2005 года ГАСК входил в состав комитета по делам строительства Министерства индустрии и торговли, затем органы госархстройконтроля передали в ведение акиматов. Напомню, что в 2009 году комитет стал Агентством по делам строительства и ЖКХ. Кстати, позже даже с высоких трибун тот шаг - передача ГАСКов местной власти - был расценен как ошибочный (речь шла на заседании Совета безопасности осенью 2007 года о бесконтрольной застройке природоохранной зоны рек близ Алматы. - Прим. Ф), но повернуть дело вспять уже не представлялось возможным. Потому агентство нашло оптимальный вариант - нормативными документами отрегулирован контроль деятельности местных исполнительных органов в части архитектуры, градостроительства и строительства (закон об архитектурной градостроительной и строительной деятельности обновлен в 2009 году и вступил в силу 1 января 2010 года. - Прим. Ф). Еще один нормативный акт - закон о местном государственном управлении и самоуправлении, и в нем записано, что аким является представителем Президента и правительства, он и обеспечивает проведение соответствующей государственной политики на подотчетной территории. - Николай Петрович, а вам не кажется, что ГАСК все же растерял авторитет? Может, агентству было бы целесообразным забрать эту структуру к себе? - Было бы неправильно возвращать ГАСК в лоно вновь созданного агентства, поскольку в организациях уже определились со штатами и структурой. Для организации полноценной работы и создания системы контроля на местном уровне с 2005 года потребовалось более двух лет и за это время ГАСКи приобрели необходимый опыт. На сегодня штатная численность составляет порядка 500 человек (было передано 112 человек). По сравнению с тем, как ГАСКи работали в 2006-2007-2008 годах, то, конечно, сейчас они стали более профессиональными. - Из агентства уже не раз приходили новости о том, что готовится масштабная реформа строительной отрасли. О чем идет речь? - Да, сейчас мы стоим на ее пороге, а если учесть, что преобразований у нас не было уже лет 30 (если вести отсчет с советских времен), то становится понятно - отрасль ожидают кардинальные перемены. Речь идет о системе техрегулирования, которая предусматривает пересмотр контрольно-надзорных функций в том числе. Пока программа, рассчитанная нами до 2014 года, выйдет, мы не должны стоять на месте, а вести реформу контрольно-надзорных функций за собой. - Чего конкретно стоит ожидать специалистам отрасли, заказчикам и подрядчикам строительства? Станет ли бизнесу проще строить и строиться? - Понятно, что задачей государства является создание благоприятных условий для развития бизнеса. Напомню, что в 2009 году агентство по индикатору "Получение разрешений на строительство" рейтинга Всемирного Банка "Doing Business" провело анализ законодательных актов, регулирующих архитектурную, градостроительную и строительную деятельность, после чего стало понятно, что немалая часть барьеров была просто надумана. Признав, что и на местах, и в головной структуре вместо обучения и воспитания строителей в духе рыночных отношений мы просто ставили барьеры, агентство решило идти по новому - рыночному пути. Ведь помимо того, что запрещало республиканское законодательство, много препонов возникало на местах. Например, в Астане в переходный период акимат выдавал свои решения поэтапно - на подготовительные работы, проектирование, строительство... Ясно, что предприниматель часто оказывался виноват - то в срыве сроков этих решений, то в несоблюдении еще каких-то пунктов, забытых всеми решений. Если раньше для получения всех разрешений надо было предоставить 16 документов, то сейчас мы требуем всего четыре. Уже изменен Закон "Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан", чем сокращен срок утверждения акта государственной приемочной комиссии с 30 до 7 дней; решено, что приемка объектов в эксплуатацию не может занимать больше 7 рабочих дней; исключена процедура технологического сопровождения строительства; упрощена экспертиза проектов не сложных технически строений. Что содержит в себе новая программа, мы при помощи СМИ непременно доведем до сведения отраслевых игроков. - Скажите, а не идут ли вразрез с положениями закона о государственном управлении и местном самоуправлении пункты отраслевого закона об архитектурной, строительной и градостроительной деятельности? - Уверен, что нет, а если агентство находит некие шероховатости, то мы их оперативно исправляем. Добавлю единственное: те правила застройки, которые раз в году утверждает местная власть на заседаниях маслихата, часто никак не соотносятся с действующим законом. Вспомните историю со строительством в природоохранных зонах близ Алматы: когда агентство проанализировало те правила, то на свет были извлечены довольно грубые нарушения. Сейчас мы заканчиваем разработку типовых правил застройки, а кроме того, в сам закон ввели - до утверждения правил застройки на заседании маслихата местная власть должна согласовать их с уполномоченным органом. - Технический надзор. Остается ли он головной болью для всех сторон строительного процесса, или агентство и здесь имеет что предложить? - Думаю, что никакой головной боли! Технический надзор - инжиниринговая услуга, она является лицензируемым видом деятельности и законодательно передана в рынок. На финансируемые из бюджета объекты технадзор привлекается через госзакупки. Технадзор должен вести заказчик, привлекая на договорной основе соответствующие организации: для того в проектно-сметной документации закладываются специальные средства. Да, учитывая ответственность технадзора, некоторые министерства создают специальные дирекции. |