NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Пятница 19.04.2024 20:14 ast
18:14 msk

"Лишь бы не было кампанейщины"
А.Рау: Для меня важно доверие президента страны. Он сказал, что я нужен здесь и сейчас, значит, действительно я нужен здесь и сейчас. А что касается самой идеи ротации, я убеждаюсь, что она необходима
22.06.2010 / интервью

Булат МУСТАФИН, "Мегаполис", 21 июня

Идея Назарбаева "100 человек в регионы, 100 человек в центр" была озвучена на старте реорганизации правительства, то есть 100 дней назад. Одним из первых в этой ротационной задумке кресло акима Акмолинской области на кресло первого вице-министра индустрии и новых технологий поменял Альберт Рау. О впечатлениях, итогах работы за "стодневку" он рассказал читателям "Мегаполиса".
- Альберт Павлович, для вас это повышение или понижение?
- Многие меня об этом спрашивали. Некоторые заходят ко мне в кабинет и говорят: "Ой, ну, конечно, это повышение - кабинет намного больше, чем у акима области!". Но я много лет неизменно живу по принципу, когда работа - это прежде всего возможность расширить какие-то свои профессиональные качества, вникнуть в новые проблемы, решать новые задачи. Для меня важно доверие президента страны. Он сказал, что я нужен здесь и сейчас, значит, действительно я нужен здесь и сейчас. А что касается самой идеи ротации, я убеждаюсь, что она необходима...
- На чем убеждаетесь?
- В нашем министерстве, к примеру, очень много грамотных людей, но они не имеют практического опыта на местах, и это сильно сказывается. Приведу пример. Буквально вчера я сидел и обсуждал с молодыми сотрудниками министерства проект закона об индустриальной политике. Грамотные молодые люди. Умеют писать всякие постановления, но не всегда представляют, как все это действительно должно работать на местах, в реальной обстановке. Приходится вспоминать, рассказывать им о своем опыте десятилетней или пятнадцатилетней давности. Раньше было продвижение снизу вверх, и когда человек занимал высокий пост, он быстрее или медленнее, но проходил все ступени производства и управления. Так что идея очень хорошая. Она должна реализовываться, лишь бы все это не было некой кампанейщиной по пристраиванию своих родственников или знакомых. Признаюсь, когда я был акимом области, мне предлагали людей из центра. Помните, президент критиковал недавно, что слишком уж быстро некоторые люди растут в карьере. Если молодой человек работал в министерстве каким-нибудь руководителем департамента или управления, у него амбиции, как минимум, на заместителя акима области. Не ниже. Я ему говорю: "Ты хоть представляешь, какой это объем серьезной работы?! Начни ты лучше с заместителя акима какого-нибудь района, если действительно хочешь чего-то добиться". Если реально человек хочет сделать что-то полезное для людей региона, куда его направили работать, то ему нужно набраться опыта работы на земле, в реальном секторе.
- На самом деле, у вас довольно уникальный опыт работы: вы руководили и маленьким городом, и областью, возглавляли СПК, а сейчас трудитесь в центральном аппарате. Признайтесь, какие претензии от руководства имели место в ваш адрес на этих постах?
- Всегда есть к чему придраться. К примеру, не дай бог, если мы в центр отвечали не вовремя. Задержим на один день, и все - скандал. А когда из центра нам отвечали месяцами или вообще не отвечали - разве это нормально? Я почти 10 лет проработал акимом Лисаковска, потом через три года стал акимом области. Но когда я пришел в Акмолинскую область, я там мало что знал, то есть это был незнакомый для меня регион. И до каждого акима района и города довел конкретные показатели во всех сферах деятельности - сельского хозяйства, ЖКХ, образования и т.д. То есть заключил в некотором роде контракты. Мы сделали анализ ситуации, выстроили какие-то планы. Потом с каждым из акимов я вел отдельный диалог: они доказывали свои варианты показателей, которых реально могут достичь. То есть только за то, что они реально могли достичь и под чем подписывались, я с них и спрашивал. Нельзя сравнивать регионы по некоторым параметрам просто потому, что они находятся в разных условиях и имеют различный потенциал.
- То есть и рейтинги акимов не имеют смысла?
- Рейтинги нужны, так как президенту нужна какая-то картина, какое-то сравнение. Но нужно делить регионы по группам. К примеру, эта группа - "Нефтяные регионы" и так далее. Есть регионы-"доноры", есть те, кто получает субвенции. Просто так всех под одну гребенку стричь нельзя.
- Скажите, удалось ли вам с приходом в центр реализовать какие-то идеи, проекты, которые вы не могли воплотить раньше, будучи акимом?
- Давайте говорить прямо. Все-таки функции по реализации больше закреплены за регионами плюс за организациями нацхолдинга "Самрук-Казына". У нас, центральных органов, немного другие задача и функции. Тут необходимо в целом выстраивать и закреплять какие-то системные вещи. Те же программы развития бизнеса необходимо прописать, чтобы все было понятно, прозрачно и главное - эффективно. Откровенно скажу, когда ты каждый день допоздна работаешь, у тебя времени не хватает поразмыслить над серьезными вещами, например, разработкой законов. Реально хорошо проработать законопроект или бюджет времени не хватает. То одно совещание, то другое, встречи, командировки. К сожалению, вынужден признать, что у нас много такого, что мы начинаем, но не доводим до конца. Потом всеобщее осуждение. Не получилось, давайте делать следующее. Но так не должно быть.
- Вопрос в тему. На презентации "ФИИРической" программы - я имею в виду "Программу форсированного индустриально-инновационного развития" - было озвучено, что 52 ранее существовавшие программы этой сферы поставлены на утрату. Боюсь даже предположить, сколько бюджетных тенге ушло в пустоту. Проблема в чем: авторы пишут оторванные от жизни программы или исполнители плохо стараются?
- Сложный вопрос. Наверное, отчасти присутствует и первое и второе. Как там говорят: к победе все причастны, а когда неудача - крайних не найдешь. У меня недавно полемика была с Петром Своиком. Он говорит: вот, мол, куда девалась программа индустриализации страны? Якобы государство не реализовало ее, отрезало финансирование и забыло. Я ему говорю: "Стоп, стоп, Петр Владимирович, а те 72 проекта, которые мы запускаем сегодня, это что? Это и есть те проекты. Они ведь заложены еще в то время. Тем более какие-то формы государственной поддержки они получили". Да, я согласен, не совсем тщательно производили отбор проектов. На "Ура!". Потом оказалось, что многие их них "полупустые". Но это тоже своеобразный опыт, и мы делаем. Я это говорю искренне. Везде, где бы ни работал, я работал с большой самоотдачей, но на 100 процентов от ошибок никто не застрахован. Просто цена ошибок разная: там, внизу, и здесь, на уровне центральных органов. Другое дело - злоупотребления. Однако тут уже пусть разбираются те, кому положено. В целом нужно менять расстановку акцентов. Раньше все эти программы шли снизу, на основе "хотелок". Пришел бизнесмен к акиму и говорит: "Буду строить кирпичный завод". Ему отвечают: "Да сколько ж можно?!", но он настаивает, и проект включают. Или бизнесмен приходит и просит под свой замечательный проект надавить на банк, чтобы те выдали ему деньги. Вот когда банк продавливают по тем или иным соображениям, зачастую потом кривые проекты и получаются. А должно быть по-другому: он приходит и заявляет о желании получить такие-то формы государственной поддержки, но при этом он презентует проект. Задача госоргана - дать отраслевое заключение.
- Альберт Павлович, на самом деле ваше министерство сейчас "ведет" немало проектов. Но зачастую ленточку перережут на каком-нибудь объекте, а после этого еще год все доделывают. Особенно это заметно в регионах. Там вообще при визите президента развалины домов с одной стороны могут выкрасить позитивными тонами, при том, что с другой - трещины с кулак. Как считаете, когда мы изживем эту любовь чиновников пускать пыль в глаза?
- Есть административный контроль, есть общественный контроль. Общественный контроль это в том числе и вы - СМИ. Никто вам не запрещает, слава богу, говорить обществу, если такие случаи имеют место быть. Сегодня, чтобы такого не было, по всем проектам мы ведем мониторинг. От старта проекта до выхода на проектную мощность. Мы для этого заключили договор с Торгово-промышленной палатой. Она негосударственная. То есть здесь присутствует элемент общественного контроля. Именно она будет вести мониторинг. А что касается "пыли в глаза", то мне кажется, это в природе человека. И явно это заложено больше 20 лет назад.
Когда я работал акимом Лисаковска, меня кто-то спрашивал, мол, как я готовлюсь к приезду высоких гостей. Я так и ответил, что мы живем не ради приезда высоких гостей. Конечно, какие-то подготовительные работы проводились, наводили порядок, но до такого абсурда не доходило, чтобы полуразрушенные дома красили с той стороны, где будет проезжать кортеж. Хотя я знаю, что такие факты имели место в некоторых городах. Да это просто анекдот.
- Альберт Павлович, понятно, что вас назначили, очертили задачи, и вы как профессионал будете работать. Но все-таки скажите, чего сейчас вам не хватает из прошлой работы, к примеру, акимом того же Лисаковска?
- Наверное, не хватает общения с рядовыми людьми. Я работал почти 10 лет акимом маленького города. Ходил пешком по улицам, всегда был доступен простым людям. По телевизору ежемесячно в прямом эфире отвечал на вопросы. Каждый бизнесмен знал, что в среду с 11 часов можно без всякой предварительной записи ко мне зайти со своими вопросами. Потом, когда стал заместителем акима области, уже такого контакта с простыми людьми не было. Зачастую круг ограничивается руководством департаментов, управлений, и с рядовыми людьми встречаешься реже. Конечно, многое зависит от характера самого человека, от его отношения к делу, но чем ты ниже, тем острее чувствуешь чаяния простых людей. Потом, чем выше поднимешься по карьерной лестнице, тем проблемы людей для тебя становятся более абстрактными, что ли. Такой пример: когда я начал руководить СПК, один человек мне говорит: да тут, мол "пятерки" не хватает на строительство объекта. Я спрашиваю: "А что это такое - "пятерка"?" Он отвечает: "Пять миллиардов тенге". Я просто вскипел после этого. Говорю: "Слушай, ты их заработал, эти 5 миллиардов?! Ты вообще представляешь, откуда они взялись, эти деньги, а?! Кто-то пыль глотает в карьере, кто-то мерзнет на нефтяной скважине, чтобы эти деньги в бюджет попали!". Когда я работал акимом маленького города, узнал, как тяжело заработать каждую копейку в бюджет. Если там 3 тысячи безработных, то трудоустроить хоть одного - уже плюс копейка в бюджет. Вот там учишься ценить бюджетные средства. А когда человек после института сразу попал в стены министерства, то для него эти суммы какие-то абстрактные. Люди отрываются от реальности, легко оперируют миллионами и даже миллиардами. Поэтому ротация необходима, чтобы каждый имел практический опыт и не считал, что суть его работы - это перекладывание бумажек.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Пришло время думать о качестве законов 30.06.2010
Бунт здесь неуместен! 29.06.2010
Ахиллесова печать 28.06.2010
Драйверы посткризисного развития 25.06.2010
"Лишь бы не было кампанейщины" 22.06.2010
Белоснежка и пять гномов. Ошские версии 22.06.2010
Есть ли в Казахстане "профессора стройки"? 18.06.2010
10 лет успешного партнерства 16.06.2010
Интервью председателя ассоциации "KAZENERGY" Русской службе "Голоса Америки" 15.06.2010
На кого работают "лежачие" деньги? 14.06.2010

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
19.04.24 Пятница
76. ДЖАЛМАГАМБЕТОВА Светлана
75. ЖУКЕЕВ Тулеген
74. КАН Виктор
72. ТУМАРБЕКОВ Мурат
71. ЛЕСКЕВИЧ Иван
70. НЕСИПБАЕВ Рахимбек
67. АУБАКИРОВА Жания
67. БЕКИШЕВ Хамит
66. БАЙТЕЛЕСОВ Жигиткер
66. КАСЫМБЕКОВ Бактыбай
58. КИЯСБАЕВА Патима
55. МАНАСБАЕВА Бахыт
53. ШАТЕКОВ Асет
52. ТУРЛЫХАНОВА Гульмира
50. ГЛУХИХ Дмитрий
...>>>
20.04.24 Суббота
82. НАБИЕВ Жаугашты
76. МУЖЧИЛЬ Татьяна
74. КЕНЖЕТАЕВ Есенгельды
72. ДАРИНОВ Ауезхан
65. КИРГИЗАЛИЕВ Нуралы
65. СУЛЕЙМЕН Усен
63. УМИРСЕИТОВ Бахыт
62. БЕКТАЕВ Али
62. КУРМАНАЛИЕВ Каримбек
59. САТИМБЕКОВ Канат
58. ДУЗЕЛЬБАЕВ Ерлан
55. АШИМБАЕВ Самат
55. ТУРТАЕВ Алмат
54. КУРУМБАЕВ Руслан
52. ШАБЕНОВ Канат
...>>>
21.04.24 Воскресенье
79. РАИСОВ Толеген
76. ПЛЯЦУК Владимир
75. ХАЛИЛА Абдилак
71. АЙМАГАМБЕТОВ Сабит
71. ТОБАЯКОВ Бахытжан
67. БАДАНОВ Мейрам
67. ЖАРКЕНОВ Аскар
67. ШАЛАБАЕВ Сейтжан
65. БАЛАБАТЫРОВ Нурлан
62. МУКАТОВ Кажгалей
61. ТОТАЕВ Бауржан
61. ЯБРОВ Владимир
60. АБДРАХМАНОВ Кайрат
58. АКУЛОВ Григорий
51. ТУРТКАРИН Алимжан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz