Татьяна БРАУН, "Казахстанская правда", 24 июня
Инвестиционный саммит, организованный International Herald Tribune, с блеском завершился в Алматы. На традиционный форум, один из серии встреч на высшем уровне, которые британская газета проводит по всему миру, собрались десятки знаковых фигур. Параллельно с саммитом заседал Совет иностранных инвесторов РК под председательством Президента Нурсултана Назарбаева. Эхом казахстанскому "мозговому штурму" отозвался Петербургский международный экономический форум. Накануне еще одного - Астанинского международного, который соберет мировых гуру экономического анализа и прогноза, корреспондент "Казахстанской правды" беседует с председателем правления АО "Фонд национального благосостояния "Самрук-Казына" Кайратом КЕЛИМБЕТОВЫМ. - Минувший год фонд активно занимался реализацией антикризисной программы Правительства Казахстана. Кайрат Нематович, на чем сегодня сосредоточен основной фокус деятельности "Самрук-Казына"? Насколько оправданными оказались стратегия и тактика ФНБ в посткризисный период? Как оценили их мировые эксперты? - В рамках инвестиционного саммита IHT руководство страны, представители деловых кругов и инвесторы со всего мира откровенно высказывали свои взгляды на инвестиционную привлекательность и риски в посткризисном Казахстане. На самом высоком уровне было признано, что, несмотря на мировые проблемы финансового характера и глобальные экономические изменения, нашей стране удалось выйти из кризиса с минимальными потерями. Казахстан в целом сохранил уровень инвестиций в свое экономическое развитие. Иностранные инвесторы готовы участвовать и участвуют в реализации Государственной программы ФИИР, в создании правовых рамок для определения конкурентоспособности и долгосрочного экономического роста. На диалоговых площадках саммита разворачивались жаркие дискуссии о потенциале Казахстана как промышленного лидера в Центрально-Азиатском регионе, о новых возможностях нефтяной и газовой промышленности республики и ее ближайших соседей, а также об опыте антикризисной стабилизации в финансовом секторе Казахстана. Первый и главный вопрос - новая программа ФИИР. Она логически продолжает все предыдущие программы. Это конкретный 101 проект в сфере традиционных отраслей, отраженный на Карте индустриализации. Из них 19, или почти одна пятая часть, - проекты республиканского уровня - относятся к ведению фонда "Самрук-Казына". Их суммарная стоимость составляет 14,16 миллиарда долларов. Кроме того, два проекта республиканского уровня с участием фонда курируются республиканской проектной группой Министерства нефти и газа (строительство трубопровода Бейнеу - Бозой - Шымкент, строительство газохимического комплекса в Атырауской области). В целом ФНБ в текущем году занимается реализацией 42 проектов общей стоимостью более 20 миллиардов долларов. Госкомиссией по модернизации экономики в прошлом году принято решение о финансировании трех проектов на сумму свыше 27 миллиардов тенге за счет средств Национального фонда. В первом квартале из средств Национального фонда нами финансируются еще два проекта. Речь идет о комплексном развитии горнолыжного курорта "Шымбулак" (15 миллиардов тенге) и расширении и модернизации производства ферросплавов Таразского металлургического завода (7 миллиардов тенге). В первом квартале также начато финансирование строительства газотурбинных станций в Западно-Казахстанской и Кызылординской областях, организации производства грузовых вагонов. - В рамках работы IV Казахстанского инвестиционного саммита было подписано девять контрактов и меморандумов о сотрудничестве с известными мировыми компаниями. Они войдут в копилку ФИИР? - Эти контракты символизируют новый этап в реализации программы. Они демонстрируют огромный интерес к инвестиционному потенциалу страны, где реализуются проекты не только в сырьевой сфере. Так, вместе с председателем ЕБРР Томасом Мировым мы поставили подписи под соглашением между Европейским банком реконструкции и развития и компанией Kazyna Capital Management. Меморандум о сотрудничестве в области возобновляемых источников энергии был подписан между Министерством индустрии и новых технологий РК и Korea Electric Power Corporation and Samsung C&T Corporation. Кроме того, у "Казахстан темир жолы" есть ряд договоренностей по совместной реализации стратегических инициатив в сфере железнодорожного транспорта с ЕБРР, Patentes Talgo S.A., "Алстомом" (Франция) и Трансмашхолдингом (РФ). На слуху у казахстанцев больше названия нефтяных гигантов - Statoil, Total, "Шеврон", к которым мы уже привыкли. Теперь наступил черед международных компаний, которые известны в высокотехнологичных секторах экономики. Они пришли и готовы инвестировать. Например, "Дженерал Электрик" - мировая компания из первой десятки машиностроительных лидеров. - Не слишком ли долго эти технологические лидеры идут к нам? - Среди стран СНГ мы первые, куда пришел тот же "Дженерал Электрик". И то, что эта компания пришла в Казахстан, свидетельствует о многом, но прежде всего о нашей финансовой состоятельности, политической стабильности и инвестиционной привлекательности. В Казахстане можно делать бизнес, и это главное. - Но это давно уже понял Китай. Есть мнение, что мы являемся свидетелями некоей экспансии восточного соседа, особенно в нефтяном секторе. Что вы можете сказать по этому поводу? - Я не разделяю такую риторику в отношении любого инвестора. Казахстан четко выстроил геополитический, геостратегический баланс. Мы убеждены, что та масштабная помощь, которая была оказана правительством Китая, - предоставление Казахстану в течение фактически одного года инвестиций в объеме 13 миллиардов долларов - еще раз подчеркивает стратегическое партнерство между нашими странами и добрососедские отношения. Эти инвестиции будут задействованы в масштабной диверсификации и пойдут прежде всего на создание нефтехимического и металлургического кластеров. Но первая задача - найти деньги на строительство какого-либо завода, вторая - найти покупателя продукции, которую завод будет выпускать. И здесь вопрос: куда мы собираемся экспортировать полученную продукцию? Китай, как мощный драйвер, и станет реальным получателем всей этой продукции. Если вы посмотрите, с какой частотой главы европейских государств, США посещали Китай, то... поверьте мне, весь мир хочет быть тесно связан с экономикой этой страны. - Китайские банки выделили нам 13 миллиардов долларов. На какие проекты пошли эти деньги? - В прошлом году лидеры наших стран договорились о масштабной инвестиционной помощи Казахстану. Были выделены две кредитные линии со стороны Эксимбанка Китая и Госбанка развития Китая в совокупности в 13 миллиардов долларов. Первый выделил линию в 5 миллиардов через Банк развития Казахстана. На эти деньги КМГ вместе с CNPC стали акционером "МангистауМунайГаза". Свыше 2 миллиардов - это проект строительства газопровода Западный Казахстан - Южный Казахстан, который в перспективе может присоединиться к экспортному газопроводу. Сначала мы строим ветку Бейнеу - Бозой до Акбулака, а затем, по мере увеличения возможностей по добыче газа, будем рассматривать и его расширение вплоть до границы с Китаем. Вторые 5 миллиардов долларов- это проекты технологической модернизации. В частности, мы предполагаем, что свыше 1 миллиарда будет стоить проект, связанный с модернизацией Атырауского НПЗ. У нас на очереди - Павлодарский и Шымкентский НПЗ. Каждый проект также не менее 1 миллиарда долларов. Есть проект интегрированного газохимического комплекса в Атырау - тоже свыше 1 миллиарда. Затем есть проект металлургического завода нового поколения в Актобе на сумму около 360 миллионов долларов. Это я назвал только самые крупные проекты. Есть еще масса проектов стоимостью 100-300 миллионов, которые в целом эту линию на 5 миллиардов долларов закрывают. Кроме этого совместно с компанией "Казахмыс" мы договорились, что из 3 миллиардов долларов, выделенных Госбанком развития Китая, 2,7 миллиарда пойдут на строительство Бозшакольского горно-обогатительного комбината в Павлодарской области. Я думаю, что в конце июня будет специальное открытие работ в этом направлении. Целая группа медных месторождений, разрабатываемых в Казахстане компанией "Казахмыс", а мы являемся миноритарным акционером "Казахмыса", начнет осваиваться в самое ближайшее время. Также в рамках специальной линии ШОС мы на 400 миллионов долларов рефинансировали строительство завода первичного алюминия в Павлодарской области компании ENRC. В "Казахстан темир жолы" мы финансируем частично из этих средств, частично из средств Нацфонда два проекта - строительство ветки Хоргос - Жетыген, от границы с Китаем до Алматы, и строительство ветки Узень - граница с Туркменистаном. В целом создается новая возможность транспортировки товаров из Западного Китая в Восточную Европу через территорию Казахстана. Еще мы имеем собственную горнорудную компанию, которая начинает разворачивать свою деятельность, также объединенную химическую компанию и компанию в сфере фармацевтики. Считаю, что эти крупные операторы будут национальными чемпионами модернизации экономики, технологического обновления существующих в стране производств. - О реструктуризации банковской системы и возвращенном доверии инвесторов вы рассказывали не раз. Если не возражаете, то опустим и данные по объемам поддержки малого и среднего бизнеса, рынка недвижимости, а также о казахстанском содержании. Цифры впечатляют. Хотелось бы задать вопрос из другой плоскости. При разработке концепции реформ 90-х годов Главой государства была сформулирована четкая задача - "Заглянуть в будущее, подумать над моделью, над стратегией - куда должен идти Казахстан". Как вы считаете, куда мы пришли? - Когда принималась Стратегия "Казахстан-2030", то скептики сомневались: зачем стране нужна программа на столь длительную перспективу, хватает и текущих проблем. В этой непростой ситуации, когда все советовали сосредоточиться на тактических задачах выживания страны, приспосабливаться к текущей ситуации, выжимать из нее максимум возможного, Президент принял решение о принятии программы со стратегическими задачами для страны на длительную перспективу. Это означало принять программу развития, где текущие проблемы должны решаться, исходя из глобальных задач, где тактика вопроса должна быть интегрирована в ее стратегию. Это решение Нурсултана Абишевича, который осознавал всю ответственность за развитие страны, оказалось стратегически верным. Причем в то время невозможно было заимствовать готовые рецепты. Никто в истории еще не переходил из плановой советской экономической системы, которая сама по себе была для истории уникальным явлением, без необходимых институтов, судов, института частной собственности, бирж и прочего, так, как это было в случае с той же Индией, Сингапуром и Малайзией, к современному государству. Были изучены стратегические программы Китая, Малайзии, Сингапура, Японии, Южной Кореи, США, Норвегии, Канады, других государств. Выяснилось, в частности, что в тех странах, где принимались и последовательно претворялись в жизнь долгосрочные стратегии, основанные на расчетах, понимании местной экономической специфики, на менталитете народа, там добивались поистине выдающихся результатов. В ходе масштабной работы была сформулирована "Стратегия-2030", которая стала основополагающим документом, определяющим курс долгосрочного экономического развития Казахстана. В мире найдется немного стран, которые в последние годы демонстрировали высокие темпы экономического роста, как Казахстан. Но… законы рынка жестоки. "Кризис роста" проявился в форме "перегрева экономики", что привело к накоплению чрезмерных рисков в банковском секторе и сфере недвижимости. Именно эти сектора послужили основными каналами воздействия мирового финансового кризиса на национальную экономику. Правительству удалось сохранить управляемость экономикой и обеспечить ей "мягкую посадку". Экономическая модель Казахстана показала свою эффективность, устойчивость и состоятельность, успешно преодолев турбулентный период. - Уроки кризиса учтены. А как быть с посткризисными метаморфозами? - Посткризисное развитие Казахстана - это не нечто новое, а продолжение реализации того курса, который был заложен Президентом страны еще в 1997 году в "Стратегии-2030". Как показала реальная практика, попытки прямо скопировать опыт развитых стран в контексте развивающихся Востока и юга, как правило, не давали положительных результатов. Причина заключается в том, что ускоренная модернизация представляет собой чрезвычайно сложный и длительный процесс. Модернизация и диверсификация экономики, подъем уровня экономического развития и социальной сферы до показателей развитых стран мира - это кардинальные задачи, которые нельзя решить в среднесрочной перспективе. Страны, достигшие успеха на пути модернизации своих экономик, затратили в среднем 20-30 лет. Финляндии потребовалось 20 лет. Странам Юго-Восточной Азии, чтобы стать "азиатскими тиграми", потребовалось 20-30 лет. Как показывает исторический опыт, успешная форсированная модернизация в развивающихся странах предполагает доминирующую роль государства в лице национального лидера. Ему принадлежит роль "верховного дирижера", который определяет основные стратегические направления, содержание и стилистику процесса ускоренной модернизации. Именно личностный фактор национального лидера определяет успешность той или иной экономической модели за счет организации планирования развития и мобилизации общества для решения поставленных задач, а также обеспечения последовательности и преемственности в реализации выбранного экономического курса. Сильное политическое руководство служит гарантией последовательной реализации экономической политики и достижения поставленных целей социально-экономического развития нашего государства. Ведь очень важно не только дать стартовый толчок, но и постоянно оказывать практическое содействие ее продолжению и обеспечить ее успешное завершение. Масштабы и сложность задачи ускоренной модернизации объективно требуют высокой степени централизации государственного управления. Именно государству приходится брать на себя руководство процессом модернизации едва ли не во всех сферах общественной жизни и самому создавать необходимые предпосылки данного процесса - так или иначе стимулировать рост национального бизнеса, формировать экономические и политические институты, правовые нормы, системы образования. - В системе обозначенных вами парадигм Казахстан, определяя стратегию экономического развития, сделал ставку на нефтянку. А как же быть с предостережениями о "голландской болезни", "ресурсным проклятием"? - Наиболее подходящей стратегией ускоренной модернизации экономики Казахстана является стратегия "традиционной специализации" с опорой на нефтегазовый сектор. Эксперты в этом случае любят рассуждать о "ресурсном проклятии". Согласно этой концепции страны, богатые природными ресурсами, в долгосрочной перспективе демонстрируют более скромные темпы экономического роста по сравнению со странами, не имеющими значительных природных запасов. Но давайте обратимся к примерам и посмотрим статистику. Такие страны, как Австралия, Канада, Норвегия, в которых до сих пор экспорт природных ресурсов составляет свыше 50%, вовсе не бедствуют. Другое дело: эти страны постарались максимально извлечь пользу из этих ресурсов. Они создали нефтехимию, горнорудную промышленность, сервисную в сфере нефти и газа, металлургию... Следовательно, "ресурсное проклятие" не неизбежное явление. В ближайшее десятилетие нефтегазовая промышленность останется для Казахстана главным двигателем экономического роста. Первоочередная задача на пути модернизации экономики - превратить нефтегазовую промышленность из двигателя экономического роста во флагмана экономического развития, что предполагает не только наращивание физических объемов добычи сырья, но и превращение нефтегазовой промышленности в высокотехнологичный сектор, занимающий ведущие позиции в экономике страны. Нефтегазовый сектор должен стать образцом для остальной экономики. - В условиях перехода к новой архитектуре мировой экономики, политики и финансов каково влияние лидерского фактора на скорость, динамику, успешность реагирования на современные реалии и глобальные тренды? - Концептуальные работы Нурсултана Назарбаева - "Ключи от кризиса" и "Пятый путь", а также его последние работы по архитектуре безъядерного мира и выходу из финансового кризиса - формируют новую повестку дня не только для Казахстана, но и на уровне глобальных геополитических и геоэкономических трендов. В этом смысле казахстанский лидер является не только своего рода национальным брендом, с которым для многих за рубежом ассоциируется независимый Казахстан, но и политиком, от мнения которого, от сформулированной стратегии действий зависит будущее теперь уже не одной страны, а всей мировой архитектуры, формирующейся в посткризисную эпоху. Мы сформировали самобытную и в то же время обладающую целым рядом универсальных черт национальную модель развития. И основой для достижения этой задачи, безусловно, стал фактор национального лидера. - Кайрат Нематович, вы известный книгоман, что сейчас читаете? А может быть, пишете свою книгу? - Перечитываю воспоминания Ли Куан Ю, а заодно и книгу Пола Кругмана "Кредо либерала". Собственная книга пока еще в голове. Иногда отдельные заметки надиктовываю. Но возьмусь за мемуары, наверное, не скоро. Пока не хватает времени для этого. В целом мне бы хотелось отметить, что залогом успеха процесса ускоренной модернизации экономики является не только критическое осмысление пройденных этапов, но и четкая нацеленность на будущее, консолидация усилий и постоянное движение вперед. Мир меняется: смещаются точки экономического роста, ослабевают одни финансовые центры, усиливаются другие, бурно развиваются информационные технологии, глобализация расширяет свои границы. Надо все это осмыслить и найти собственный стиль лидерства, адекватный новым условиям. Если же говорить о формуле успешного посткризисного развития, то она проста. Национальный лидер, сильное государство и диверсифицированная, конкурентоспособная экономика являются основополагающими элементами успеха Казахстана. Сегодня и всегда. |