NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Пятница 29.03.2024 05:14 ast
03:14 msk

Права центральных госорганов по принятию подзаконных актов целесообразно ограничить
Р.Тусупбеков: Только за пять месяцев текущего года нами выявлено 320 нормативных правовых актов центральных госорганов, которые требуют приведения в соответствие с действующим законодательством
09.07.2010 / интервью

Ольга СЕМЕНОВА, "Казахстанская правда", 8 июля

Не секрет: сегодня не только рядовому гражданину, но и юристу бывает сложно разобраться в том или ином правовом вопросе. Как считают в Министерстве юстиции, связано это во многом с тем, что действующие законы в основной массе являются рамочными, отсылающими к нескольким подзаконным актам Правительства, а те, в свою очередь, к ведомственным приказам. Что сплошь и рядом искажает первоначальный смысл и дух закона. О том, что необходимо сделать для дальнейшего совершенствования законотворческой деятельности в рамках Концепции правовой политики страны, а также о других направлениях деятельности ведомства в беседе с обозревателем нашей газеты рассказал министр юстиции Рашид Тусупбеков.
- Рашид Толеутаевич, как известно, одним из разработчиков Концепции правовой политики Казахстана на период до 2020 года является ваше министерство. А что делается сегодня самим Минюстом по одному из ключевых направлений концепции - законотворчеству?
- Для органов юстиции законопроектная деятельность является одним из наиболее важных направлений. Положения Концепции правовой политики достаточно подробно раскрывают процесс совершенствования законотворческой деятельности.
В частности, определена необходимость минимизации отсылочных норм и принятия законов прямого действия. Для претворения в жизнь данного положения министерство изучает возможность и целесообразность в перспективе ограничения прав центральных госорганов на принятие подзаконных актов.
Действительно, сейчас сложилась такая ситуация, когда даже юристам сложно разобраться в том или ином правовом вопросе. Ведь действующие законы в основной своей массе фактически являются рамочными, пестрящими всевозможными отсылочными нормами. А ведь порой даже один незаконный акт способен ущемить права и интересы большого числа граждан и предпринимателей, порождая судебные разбирательства, вызывая недовольство населения.
Именно поэтому Министерство юстиции придает особое значение вопросам соблюдения государственными органами законодательства, регулирующего издание, применение, государственную регистрацию и опубликование нормативно-правовых актов. Но в этой сфере много проблем. Они обусловлены недостаточным вниманием со стороны руководства госорганов к вопросам законности издаваемых актов.
- Насколько мне известно, при проверке Минюстом выявлено немало незаконных нормативных правовых актов, изданных центральными госорганами…
- Только за пять месяцев текущего года нами выявлено 320 нормативных правовых актов центральных госорганов, которые требуют приведения в соответствие с действующим законодательством. Например, проверкой, проведенной в Министерстве транспорта и коммуникаций, выявлены различные нарушения законодательства, содержащиеся в 60 ведомственных приказах, а в Министерстве сельского хозяйства - в 22.
Также установлен факт, когда Министерством образования и науки за четыре года не представлены на государственную регистрацию 80 нормативных правовых актов, которые незаконно применялись на практике.
Этот и другие моменты, на наш взгляд, служат аргументом, подтверждающим целесообразность и необходимость в дальнейшем ограничить право центральных госорганов на издание подзаконных актов. Дело в том, что процедура принятия закона, в отличие от ведомственного приказа, прозрачна. В обсуждении положений законопроекта принимают участие не только госорганы, но и общественность, что обуславливает более качественную проработку его норм. В связи c этим конечной стратегической целью реализации Концепции правовой политики мы видим переход к 2020 году к разработке и принятию законов прямого действия.
Также одной из первоочередных задач, стоящих перед органами юстиции, следует считать внедрение правового мониторинга законодательных актов. О чем я уже рассказывал читателям "Казахстанской правды".
- В концепции отмечается, что перспективы совершенствования механизмов правового регулирования во многом связаны с широким внедрением информационных технологий. Что делается в этой сфере?
- Министерством юстиции изучается возможность создания и функционирования эталонного банка нормативных правовых актов в электронном формате.
Одновременно прорабатывается введение в законодательство положений, предусматривающих понятие "электронного вида нормативного правового акта", что станет серьезным шагом в информатизации национального права. На сайте Министерства юстиции функционирует сервис, который позволяет ознакомиться с разрабатываемыми законопроектами, а также предложениями и замечаниями по ним.
Мы хотим расширить эту базу данных, включив в нее всю информацию по каждому законопроекту, начиная с момента его разработки до принятия Парламентом. В ней будут размещаться все замечания и предложения, сравнительные таблицы и справочная информация.
Применение такой базы позволит обеспечить согласованность и координацию между государственными органами при разработке законопроектов, исключив факты внесения разными разработчиками поправок в одни и те же законы.
Законотворческий процесс будет более открытым, так как граждане получат возможность ознакомиться с текстом проекта еще на стадии его разработки и обсуждения между государственными органами.
- Позитивную оценку населения заслужили нововведения Минюста, направленные на сокращение сроков выдачи различных справок, в частности связанных с недвижимым имуществом…
- По всем оказываемым услугам органы юстиции проводят политику упрощения и обеспечения их доступности для населения. Это касается и сроков регистрации прав на объекты нежилого назначения, которые решением Правительства сокращены с 15 до 5 рабочих дней.
Как уже сообщалось, с 17 мая во всех областных центрах республики, а также в крупных городах справки о праве на недвижимое имущество и его технических характеристиках выдаются только в электронном виде в течение 30 минут. Раньше операция занимала три дня. Выдача таких справок осуществляется через ЦОНы и портал "электронного правительства" посредством Интернета.
Кроме того, нами разработан проект постановления Правительства, предусматривающий значительное снижение ставок сбора за ускоренную регистрацию прав на недвижимое имущество. К примеру, плату за ускоренную регистрацию прав на квартиру предлагается снизить с 28 МРП (около 40 тыс. тенге) до 5 МРП (7 065 тенге).
Результаты анализа практики регистрации прав на недвижимость за 2009 год и истекший период нынешнего показали, что доля ускоренной регистрации за официальную плату составила лишь около 0,3%. В то время как без оплаты за "ускорение", но в такие же сжатые сроки регистрация произведена в 37% случаях. То есть из-за неоправданно завышенной стоимости людям выгоднее "договориться" с регистратором, нежели официально заплатить сумму в бюджет. Поэтому снижение ставок за ускоренную регистрацию недвижимости исключит условия для коррупции в этой сфере, а также позволит увеличить поступления в бюджет.
С 1 мая также исключена процедура регистрации внесенных поправок в учредительные документы в случае изменения местонахождения юридического лица (внутри одной области или города), а также изменения видов уставной деятельности. Теперь юридическое лицо обязано лишь в месячный срок известить об этом регистрирующий орган.
В результате этих новелл граждане освобождены от необходимости сбора документов и простаивания в очередях для регистрации незначительных изменений в своих учредительных документах.
В ближайшем будущем регистрация населения по месту жительства будет осуществляться в день обращения заявителей, вместо предусмотренных на сегодня двух дней. Также мы намерены упростить процедуру ликвидации юридических лиц, филиалов и представительств.
Принимаемые меры позволят повысить качество оказываемых государственных услуг, а также снизить риск совершения коррупционных проступков в деятельности органов юстиции.
- Важное направление работы министерства - судебно-экспертная деятельность. Сегодня ГУ "Центр судебных экспертиз" сталкивается с рядом проблем, что делается для их решения?
- Практическая деятельность правоохранительных органов во многом зависит от состояния судебной экспертизы. Поэтому все большую актуальность приобретает вопрос по ее совершенствованию путем реформирования имеющейся системы государственных учреждений судебной экспертизы. В частности, преобразования ГУ "Центр судебных экспертиз" в Комитет судебно-экспертной деятельности и создания РГП "Институт повышения квалификации судебных экспертов".
Несмотря на количественный рост произведенных центром экспертиз его штатная численность остается неизменной с момента создания и составляет 609 человек на всю республику. Территориальные подразделения - 17 лабораторий судебной экспертизы - дислоцированы в областных центрах и городах республиканского значения, в некоторых городах и поселках городского типа. Обеспеченность экспертами в райцентрах составляет не более 40% от существующей потребности. В настоящее время в 131 районном центре отсутствуют экспертные отделы.
Также сокращение бюджета центра на текущий год, запланированного на приобретение оборудования, химических реактивов и расходных материалов, отрицательно сказывается на качестве и своевременности производства экспертиз.
Отдельный вопрос касается лицензирования судебно-экспертной деятельности. Министерством выданы лицензии 81 физическому лицу на право осуществления судебно-экспертной деятельности. При этом законодательством не предусмотрен механизм контроля над их деятельностью.
Отсутствие контроля порождает безответственность. Кроме того, при выявлении факта выдачи неправомерных заключений данными экспертами у центра не имеется полномочий принять какие-либо меры в отношении них.
В республике отсутствуют научные учреждения, деятельность которых была бы направлена на обучение судебных экспертов и осуществление научных разработок в области судебной экспертизы. Все это привело к малочисленности квалифицированных экспертов в стране и ненадлежащему обеспечению экспертной практики современными, соответствующими международным стандартам научными методами исследования.
На наш взгляд, вышеназванные проблемы можно решить, реорганизовав Центр судебных экспертиз и создав на его основе Комитет судебно-экспертной деятельности, переведя экспертов в категорию госслужащих. Это не только усилит их ответственность, но и позволит комитету осуществлять лицензирование и постлицензионный контроль. Целесообразным видится и образование Института повышения квалификации судебных экспертов.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Отбор и оценка: главные акценты 28.07.2010
Откровенный разговор в онлайн-режиме 23.07.2010
Вылечить землю 22.07.2010
"Нацбанк ожидает к концу 2010 года улучшения качества кредитного портфеля банков второго уровня" 21.07.2010
Алихан Смаилов: "Акимы заинтересованы в позитивной статистике…" 20.07.2010
"Обоснованная критика помогает лучше работать" 16.07.2010
Пешки в чужой игре? 13.07.2010
"У нас нет статистики "только для правительства" - данные доступны каждому" 13.07.2010
Права центральных госорганов по принятию подзаконных актов целесообразно ограничить 09.07.2010
Прямой эфир с Данияром Ашимбаевым на zonakz.net 2 июля 2010 г.: (стенограмма) 09.07.2010

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
29.03.24 Пятница
83. МЕДВЕДЕВ Святослав
78. ЖУКОВ Владимир
77. ЕРЖАНОВ Сырымгали
73. НОСОНОВСКИЙ Геннадий
63. МАЗАКОВ Талгат
61. БАЙДАБЕКОВ Ауез
59. АБИШЕВ Азат
59. ЖУМАДИЛЬДАЕВА Наталья
59. ТАБЫЛДИЕВ Коктембек
57. ИМАНТАЕВ Ермек
57. ХАЛИЛИН Ерден
55. ЛАРИЧЕВ Леонид
43. АЙМАГАМБЕТОВ Лашин
43. АХМЕД-ЗАКИ Дархан
42. ХАИРОВА Камилла
...>>>
30.03.24 Суббота
79. КЕРИМБАЕВ Бигали
78. ЗАЙЦЕВА Александра
74. АМАНБАЕВ Кайрат
72. АЙТБЕКОВ Берик
69. ОРДАБАЕВ Галым
67. СЛАБКЕВИЧ Лариса
65. УТЕУЛИНА Ирина
64. ЖУНУСОВ Сарсембек
63. МОМЫНЖАНОВ Каиргали
63. СМАТЛАЕВ Бауржан
61. ПАРФЕНОВ Дмитрий
60. БЕКЕЖАНОВ Сенбай
57. САБДЕНОВ Кайрат
51. ДАРЖИБАЕВ Еренай
42. ЕСИМОВА Анара
...>>>
31.03.24 Воскресенье
76. СЕРКЕБАЕВ Алмас
71. РАИМЖАНОВ Абдыхапар
70. ЧЕСНОКОВ Анатолий
67. МИНЕЕВА Ирина
65. АКМОЛДАЕВА Елена
65. КУБЕЕВ Еркин
63. КЕРИМХАНОВА Гульнара
62. КИМ Марина
62. МЕНДЕКИНОВА Гульжан
56. ЖАНЖУМЕНОВ Талгат
53. АББАС Бауыржан
52. АЛПЫСБАЕВ Канат
50. БЕККАЛИ Мухтар
46. ДЖАУХАНОВ Руслан
46. ЖАКУПОВ Нурлан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz