Ольга СЕМЕНОВА, "Казахстанская правда", 8 июля
Не секрет: сегодня не только рядовому гражданину, но и юристу бывает сложно разобраться в том или ином правовом вопросе. Как считают в Министерстве юстиции, связано это во многом с тем, что действующие законы в основной массе являются рамочными, отсылающими к нескольким подзаконным актам Правительства, а те, в свою очередь, к ведомственным приказам. Что сплошь и рядом искажает первоначальный смысл и дух закона. О том, что необходимо сделать для дальнейшего совершенствования законотворческой деятельности в рамках Концепции правовой политики страны, а также о других направлениях деятельности ведомства в беседе с обозревателем нашей газеты рассказал министр юстиции Рашид Тусупбеков. - Рашид Толеутаевич, как известно, одним из разработчиков Концепции правовой политики Казахстана на период до 2020 года является ваше министерство. А что делается сегодня самим Минюстом по одному из ключевых направлений концепции - законотворчеству? - Для органов юстиции законопроектная деятельность является одним из наиболее важных направлений. Положения Концепции правовой политики достаточно подробно раскрывают процесс совершенствования законотворческой деятельности. В частности, определена необходимость минимизации отсылочных норм и принятия законов прямого действия. Для претворения в жизнь данного положения министерство изучает возможность и целесообразность в перспективе ограничения прав центральных госорганов на принятие подзаконных актов. Действительно, сейчас сложилась такая ситуация, когда даже юристам сложно разобраться в том или ином правовом вопросе. Ведь действующие законы в основной своей массе фактически являются рамочными, пестрящими всевозможными отсылочными нормами. А ведь порой даже один незаконный акт способен ущемить права и интересы большого числа граждан и предпринимателей, порождая судебные разбирательства, вызывая недовольство населения. Именно поэтому Министерство юстиции придает особое значение вопросам соблюдения государственными органами законодательства, регулирующего издание, применение, государственную регистрацию и опубликование нормативно-правовых актов. Но в этой сфере много проблем. Они обусловлены недостаточным вниманием со стороны руководства госорганов к вопросам законности издаваемых актов. - Насколько мне известно, при проверке Минюстом выявлено немало незаконных нормативных правовых актов, изданных центральными госорганами… - Только за пять месяцев текущего года нами выявлено 320 нормативных правовых актов центральных госорганов, которые требуют приведения в соответствие с действующим законодательством. Например, проверкой, проведенной в Министерстве транспорта и коммуникаций, выявлены различные нарушения законодательства, содержащиеся в 60 ведомственных приказах, а в Министерстве сельского хозяйства - в 22. Также установлен факт, когда Министерством образования и науки за четыре года не представлены на государственную регистрацию 80 нормативных правовых актов, которые незаконно применялись на практике. Этот и другие моменты, на наш взгляд, служат аргументом, подтверждающим целесообразность и необходимость в дальнейшем ограничить право центральных госорганов на издание подзаконных актов. Дело в том, что процедура принятия закона, в отличие от ведомственного приказа, прозрачна. В обсуждении положений законопроекта принимают участие не только госорганы, но и общественность, что обуславливает более качественную проработку его норм. В связи c этим конечной стратегической целью реализации Концепции правовой политики мы видим переход к 2020 году к разработке и принятию законов прямого действия. Также одной из первоочередных задач, стоящих перед органами юстиции, следует считать внедрение правового мониторинга законодательных актов. О чем я уже рассказывал читателям "Казахстанской правды". - В концепции отмечается, что перспективы совершенствования механизмов правового регулирования во многом связаны с широким внедрением информационных технологий. Что делается в этой сфере? - Министерством юстиции изучается возможность создания и функционирования эталонного банка нормативных правовых актов в электронном формате. Одновременно прорабатывается введение в законодательство положений, предусматривающих понятие "электронного вида нормативного правового акта", что станет серьезным шагом в информатизации национального права. На сайте Министерства юстиции функционирует сервис, который позволяет ознакомиться с разрабатываемыми законопроектами, а также предложениями и замечаниями по ним. Мы хотим расширить эту базу данных, включив в нее всю информацию по каждому законопроекту, начиная с момента его разработки до принятия Парламентом. В ней будут размещаться все замечания и предложения, сравнительные таблицы и справочная информация. Применение такой базы позволит обеспечить согласованность и координацию между государственными органами при разработке законопроектов, исключив факты внесения разными разработчиками поправок в одни и те же законы. Законотворческий процесс будет более открытым, так как граждане получат возможность ознакомиться с текстом проекта еще на стадии его разработки и обсуждения между государственными органами. - Позитивную оценку населения заслужили нововведения Минюста, направленные на сокращение сроков выдачи различных справок, в частности связанных с недвижимым имуществом… - По всем оказываемым услугам органы юстиции проводят политику упрощения и обеспечения их доступности для населения. Это касается и сроков регистрации прав на объекты нежилого назначения, которые решением Правительства сокращены с 15 до 5 рабочих дней. Как уже сообщалось, с 17 мая во всех областных центрах республики, а также в крупных городах справки о праве на недвижимое имущество и его технических характеристиках выдаются только в электронном виде в течение 30 минут. Раньше операция занимала три дня. Выдача таких справок осуществляется через ЦОНы и портал "электронного правительства" посредством Интернета. Кроме того, нами разработан проект постановления Правительства, предусматривающий значительное снижение ставок сбора за ускоренную регистрацию прав на недвижимое имущество. К примеру, плату за ускоренную регистрацию прав на квартиру предлагается снизить с 28 МРП (около 40 тыс. тенге) до 5 МРП (7 065 тенге). Результаты анализа практики регистрации прав на недвижимость за 2009 год и истекший период нынешнего показали, что доля ускоренной регистрации за официальную плату составила лишь около 0,3%. В то время как без оплаты за "ускорение", но в такие же сжатые сроки регистрация произведена в 37% случаях. То есть из-за неоправданно завышенной стоимости людям выгоднее "договориться" с регистратором, нежели официально заплатить сумму в бюджет. Поэтому снижение ставок за ускоренную регистрацию недвижимости исключит условия для коррупции в этой сфере, а также позволит увеличить поступления в бюджет. С 1 мая также исключена процедура регистрации внесенных поправок в учредительные документы в случае изменения местонахождения юридического лица (внутри одной области или города), а также изменения видов уставной деятельности. Теперь юридическое лицо обязано лишь в месячный срок известить об этом регистрирующий орган. В результате этих новелл граждане освобождены от необходимости сбора документов и простаивания в очередях для регистрации незначительных изменений в своих учредительных документах. В ближайшем будущем регистрация населения по месту жительства будет осуществляться в день обращения заявителей, вместо предусмотренных на сегодня двух дней. Также мы намерены упростить процедуру ликвидации юридических лиц, филиалов и представительств. Принимаемые меры позволят повысить качество оказываемых государственных услуг, а также снизить риск совершения коррупционных проступков в деятельности органов юстиции. - Важное направление работы министерства - судебно-экспертная деятельность. Сегодня ГУ "Центр судебных экспертиз" сталкивается с рядом проблем, что делается для их решения? - Практическая деятельность правоохранительных органов во многом зависит от состояния судебной экспертизы. Поэтому все большую актуальность приобретает вопрос по ее совершенствованию путем реформирования имеющейся системы государственных учреждений судебной экспертизы. В частности, преобразования ГУ "Центр судебных экспертиз" в Комитет судебно-экспертной деятельности и создания РГП "Институт повышения квалификации судебных экспертов". Несмотря на количественный рост произведенных центром экспертиз его штатная численность остается неизменной с момента создания и составляет 609 человек на всю республику. Территориальные подразделения - 17 лабораторий судебной экспертизы - дислоцированы в областных центрах и городах республиканского значения, в некоторых городах и поселках городского типа. Обеспеченность экспертами в райцентрах составляет не более 40% от существующей потребности. В настоящее время в 131 районном центре отсутствуют экспертные отделы. Также сокращение бюджета центра на текущий год, запланированного на приобретение оборудования, химических реактивов и расходных материалов, отрицательно сказывается на качестве и своевременности производства экспертиз. Отдельный вопрос касается лицензирования судебно-экспертной деятельности. Министерством выданы лицензии 81 физическому лицу на право осуществления судебно-экспертной деятельности. При этом законодательством не предусмотрен механизм контроля над их деятельностью. Отсутствие контроля порождает безответственность. Кроме того, при выявлении факта выдачи неправомерных заключений данными экспертами у центра не имеется полномочий принять какие-либо меры в отношении них. В республике отсутствуют научные учреждения, деятельность которых была бы направлена на обучение судебных экспертов и осуществление научных разработок в области судебной экспертизы. Все это привело к малочисленности квалифицированных экспертов в стране и ненадлежащему обеспечению экспертной практики современными, соответствующими международным стандартам научными методами исследования. На наш взгляд, вышеназванные проблемы можно решить, реорганизовав Центр судебных экспертиз и создав на его основе Комитет судебно-экспертной деятельности, переведя экспертов в категорию госслужащих. Это не только усилит их ответственность, но и позволит комитету осуществлять лицензирование и постлицензионный контроль. Целесообразным видится и образование Института повышения квалификации судебных экспертов. |