NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Вторник 23.04.2024 22:36 ast
20:36 msk

Отбор и оценка: главные акценты
К.Нурпеисов: Основным лейтмотивом в деятельности госслужащих должен быть тезис "население как основной заказчик государственных услуг". И это закономерно, ведь от того насколько профессиональны наши кадры на госслужбе, зависит качество госуслуг
28.07.2010 / интервью

Магзум СУЛТАНГАЛИЕВ, "Казахстанская правда", 28 июля

Президент Нурсултан Назарбаев в соответствии со Стратегическим планом развития страны до 2020 года поставил задачу повышения эффективности системы государственного управления. Достичь заявленной цели можно только через создание конкурентоспособного человеческого капитала и эффективного государственного аппарата. На госслужбу сегодня должны отбираться профессионалы. Наряду с этим необходимо учитывать достигнутые результаты, а также потенциал дальнейшего роста государственного служащего. В рамках исполнения Указа Главы государства "О системе ежегодной оценки эффективности деятельности центральных государственных и местных исполнительных органов областей, города республиканского значения, столицы" за Агентством по делам государственной службы закреплена функция проведения оценки по таким направлениям, как оказание государственных услуг и управление персоналом. О реализации пилотных проектов в данной области и совершенствовании системы отбора кадров на госслужбу мы беседуем с председателем агентства Кайратом НУРПЕИСОВЫМ.
– Кайрат Айтмухамбетович, какие цели стоят перед пилотными проектами, проводимыми Агентством по делам государственной службы?
– Пилотный проект по оценке оказания госуслуг и оценке управления персоналом, проводимый с июля по август текущего года в Акмолинской области, Министерстве труда и социальной защиты населения, Агентстве по регулированию естественных монополий, направлен на повышение эффективности работы госорганов. Основным лейтмотивом в деятельности госслужащих должен быть тезис "население как основной заказчик государственных услуг". И это закономерно, ведь от того насколько профессиональны наши кадры на госслужбе, зависит качество госуслуг.
Для успешной реализации проекта агентством совместно с заинтересованными госорганами разработаны методики оценки по этим двум важным направлениям. Возможно, в ходе пилотного проекта они будут доработаны. И после их утверждения оценка станет внедряться на государственной службе в масштабах всей страны.
В свою очередь пилотный проект двухэтапного конкурсного отбора для занятия административных государственных должностей, который включает внедрение тестирования по профессиональным и личностным компетенциям и стартует в Акмолинской и Южно-Казахстанской областях с сентября сроком на полгода, должен повысить качество отбора на государственную службу. По его результатам сама система будет дорабатываться. А затем также внедряться повсеместно. Впоследствии, кстати, мы планируем применить тестирование по профессиональным и личностным компетенциям при проведении аттестации госслужащих.
Подготовка указанных двух проектов ведется уже давно. Сотрудники агентства выезжали в регионы с целью изложения основных подходов в реализации "пилотов". Проведены первые два семинара-совещания. Планируется еще серия таких семинаров. Учитывая, что пилотные проекты рано или поздно затронут все регионы республики, мы организовали семинар-совещание на республиканском уровне, в центральном аппарате агентства.
– В чем суть проводимых пилотных проектов? Начнем с проекта по оценке управления персоналом государственной службы…
– Кадровый вопрос – один из краеугольных камней в работе любой организации. И учитывая то, что государственные органы являются властными структурами, он приобретает особое значение.
Необходимо уточнить, что сам по себе персонал является наиболее сложным объектом управления. Он критически относится к предъявляемым к нему требованиям, чрезвычайно чувствителен к управленческому воздействию. Хотя управление персоналом на государственной службе – это очень важный элемент. Ведь данная система связана с результативностью государственного аппарата.
Поэтому сегодня госорганам важно выстраивать работу по подбору и повышению квалификации своего персонала. Необходимо также, чтобы сам госслужащий был удовлетворен системой мотивации. Для этого госорган может предложить ему возможность карьерного роста и расширения профессиональных знаний. Одним словом, управлять персоналом означает планировать, организовывать, осуществлять мотивацию и контроль за формированием, распределением и использованием кадров.
В этом смысле оценка управления персоналом позволит повысить эффективность госуправления. В целом она будет оказывать влияние на конечные результаты труда госслужащих. Отмечу также, что ключевая роль в этой работе отводится кадровым службам и руководству госорганов. По существу, это общепринятая мировая практика.
Понятно, что управленческий труд гораздо сложнее оценить в количественном выражении в сравнении с трудом физическим. Поэтому без применения специальных методов оценить производительность управленческих кадров крайне сложно.
Можно это объяснить по-другому. В наши дни затраты на человеческий капитал превращаются во все более важную часть инвестиционной деятельности. Это характерно как для частного, так и для государственного сектора. И успех здесь в основном зависит от совершенства системы управления персоналом. Кстати, в промышленно развитых странах инвестиции в основной капитал, машины и оборудование соотносятся с затратами на человеческий капитал как 1:2. Отсюда также существенно меняются критерии оценки результатов деятельности госорганов в целом и персонала в частности.
– А как будет производиться оценка управления персоналом госслужбы?
– По пяти критериям: подбор персонала, его обучение и развитие, соблюдение этических норм, мотивация и уровень коррумпированности. Источниками здесь являются отчеты государственных органов, статистические данные, сведения, полученные в ходе проверок по соблюдению законодательства о государственной службе, анкетный опрос персонала.
Например, по оценке подбора персонала госслужбы предусмотрено проведение в каждом госоргане анализа состояния кадров и мероприятий, направленных на укомплектование профессиональными кадрами, соответствия профиля образования госслужащих и сменяемости кадров. По этому критерию источниками информации являются отчеты госорганов о проведенной деятельности в области управления персоналом, ежеквартально представляемые в агентство. В них содержатся сведения о численности госслужащих, результатах проведенных конкурсов, сведения по кадровому резерву и о согласованиях в порядке перевода.
Или другой пример. Предметом оценки по критерию мотивации персонала госслужбы является уровень удовлетворенности госслужащих возможностями карьерного роста, системой мотивации и поощрения. Оценка по этому критерию будет осуществляться путем проведения анкетного опроса.
Предполагается, что по всем пяти указанным критериям госорганы ежегодно должны будут предоставлять в агентство отчеты и аналитические записки. С этой целью готовятся соответствующие формы отчетности, а также ряд индикаторов по критериям и порядок их исчисления. На основании данных показателей будет составляться рейтинг госорганов.
Составленное агентством заключение по результатам оценки станет направляться в центральный уполномоченный орган по государственному планированию. В него войдут аналитический отчет по оценке деятельности госорганов, выводы и рекомендации. Эти рекомендации будут использоваться госорганами при дальнейшей корректировке планов деятельности и отраслевых программ.
– Какова же предлагаемая схема оценки оказания государственных услуг населению?
– Повышение качества государственных услуг является стратегической задачей, поставленной Главой государства. Важной составляющей здесь является профессиональная подготовленность госслужащих. Их профессионализм в данном случае заключается в своевременном и качественном оказании госуслуг. Кроме того, госслужащие должны обладать соответствующей культурой общения с потребителями госуслуг.
Поэтому сегодня для нас недостаточно определить только стандарт госуслуги. Необходимо обеспечить качественное функционирование всего процесса ее оказания. Другими словами, нам нужна реально действующая система оценки. На это и направлен пилотный проект. Если мы говорим об оценке качества государственных услуг, здесь прежде всего важно, насколько они доступны населению и насколько население удовлетворено качеством их оказания. Критериями оценки также являются своевременность, вежливость, процесс обжалования и оказание госуслуг в электронном формате.
В оценке будут использованы социологические опросы потребителей и статистические данные. Для опроса станут привлекаться независимые эксперты и неправительственные организации. Это, несомненно, обеспечит открытость пилотного проекта.
– С сентября нынешнего по март 2011 года в Южно-Казахстанской и Акмолинской областях впервые в два этапа пройдут конкурсы на занятие государственных должностей в местных исполнительных органах. Какие цели преследует данное новшество?
– Правила проведения соответствующего конкурса утверждены агентством и уже опубликованы в официальной прессе. Цель проведения "пилота" предельна ясна. Она заключается в совершенствовании процедуры отбора претендентов на государственную службу, которая предполагает всестороннее тестирование кандидата и отбор наиболее компетентных и профессиональных претендентов на поступление на госслужбу. И пилотный проект двухэтапного конкурсного отбора должен наиболее полно раскрыть личностный и квалификационный потенциал претендентов.
Стоит учесть, что подобная система будет способствовать повышению доверия населения к госслужбе своей открытостью и прозрачностью.
На первом этапе агентством, его территориальными управлениями и Национальным центром по управлению персоналом государственной службы будет проводиться отбор в кадровый резерв административной государственной службы и формироваться единая база данных претендентов для поступления на госслужбу.
На втором этапе для назначения на должность государственным органом осуществляется отбор из числа лиц, зачисленных в кадровый резерв посредством конкурсных процедур, определяемых спецификой деятельности госоргана.
При этом отбор в кадровый резерв будет основан на новой системе тестирования, включающей в себя не только тесты на знание законодательства и языковые, но и тест, определяющий профессиональные и личностные характеристики.
– Планируются ли новшества при проведении подобного теста?
– Разработанный нашим агентством психометрический тест на определение профессиональных и личностных компетенций сформирован с учетом международного опыта. В ряде стран Европы и США, например, более 30 лет практикуется отбор на госслужбу на основе оценки компетенций с применением психологического тестирования. Насколько мне известно, подобный психометрический тест пока не применяется на государственной службе ни в одной стране постсоветского пространства.
Он позволяет отобрать среди кандидатов тех претендентов, которые по личностным, профессиональным и деловым качествам способны наиболее эффективно выполнять свою работу. Тест выявляет такие компетенции претендента на госслужбу, как коммуникативность, стрессоустойчивость, ориентация на результат, честное служение и другие.
В настоящее время создана компьютерная программа по обработке результатов тестирования, которая позволит провести тестирование в on-line-режиме по всем территориальным управлениям агентства. Всего на тестирование отводятся два часа. По его результатам претенденту выдается заключение с описанием профессиональных и личностных компетенций.
На сегодня проведена предварительная апробация теста в местных исполнительных органах ЮКО на уровне руководящего персонала и среди сотрудников центрального аппарата нашего агентства. Итоги внушают оптимизм, однако для вынесения по тесту окончательного вердикта необходимо дождаться результатов всего пилотного проекта.
В целом в соответствии с требованиями времени сегодня в идеологии госуправления утвердился постулат, что государственная служба должна быть адекватной как изменяющимся функциям государства, так и потребностям и ожиданиям общества. Именно этим в своей работе руководствуется Агентство по делам государственной службы.
Отбор персонала госслужбы и оценка эффективности деятельности госорганов – это обязательный механизм, требуемый для постоянного отслеживания и оценки того, каких мы достигли результатов в деле улучшения процедуры поступления на государственную службу, повышения доступности и качества государственных услуг, управления человеческими ресурсами на госслужбе.
Такой подход отвечает задаче профессионализации государственной службы в целях создания высокоэффективного государственного аппарата, который является основой для успешной реализации ключевых направлений развития Казахстана до 2020 года.
– Спасибо за беседу.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Отбор и оценка: главные акценты 28.07.2010
Откровенный разговор в онлайн-режиме 23.07.2010
Вылечить землю 22.07.2010
"Нацбанк ожидает к концу 2010 года улучшения качества кредитного портфеля банков второго уровня" 21.07.2010
Алихан Смаилов: "Акимы заинтересованы в позитивной статистике…" 20.07.2010
"Обоснованная критика помогает лучше работать" 16.07.2010
Пешки в чужой игре? 13.07.2010
"У нас нет статистики "только для правительства" - данные доступны каждому" 13.07.2010
Права центральных госорганов по принятию подзаконных актов целесообразно ограничить 09.07.2010
Прямой эфир с Данияром Ашимбаевым на zonakz.net 2 июля 2010 г.: (стенограмма) 09.07.2010

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
23.04.24 Вторник
88. БАЙМУХАМЕТОВ Сергазы
66. БАЛЖАНОВ Аскар
65. ИРСАЛИЕВ Серик
64. УМУРЗАКОВ Берик
63. АЛИАСКАРОВ Турысбек
63. НУРМАГАНБЕТОВ Дулат
62. СМАГУЛОВ Мейрам
61. БАБАЕВ Ислам
60. АРИПБАЕВ Нурлан
58. КЕСЕБАЕВА Балаим
58. СУЛТАНКУЛОВ Ерик
53. КАРИМБАЕВ Даулет
52. БЕГИМБЕТОВ Ергали
41. МАХАЕВ Дастан
40. САДЫКОВ Рамазан
...>>>
24.04.24 Среда
85. МИНДАГУЛОВ Алькен
85. ХАФИЗОВА Клара
79. САРМУРЗИНА Раушан
71. ХАЛБАЕВА Анипа
66. ИКСАНОВА Гульнар
65. КУЗЬМЕНКО Сергей
65. СУХОРУКОВА Наталья
65. ТОЛСТУНОВ Александр
63. ТЫНЫБЕКОВ Сериккали
62. ЖУНУСОВ Назымбек
61. АБДРАХМАНОВ Мурат
60. АБДУЛЛАЕВ Сакен
59. БЕЙСЕНБЕКОВ Женис
53. ЖЕТПИСБАЕВ Арман
53. ТОРЕБАЙ Канат
...>>>
25.04.24 Четверг
83. НОВИКОВ Никита
82. АЯПОВ Калкаман
79. КУРАКБАЕВ Куралбай
79. ШВАЙЧЕНКО Юрий
76. ДОСАЕВ Тасбулат
75. ЕЛЕМИСОВ Еркебулан
69. ДЖУРГЕНОВ Биржан
68. УТЕПОВ Болат
66. ТЕМИРХАНОВ Ерканат
64. УТЕУЛИНА Хафиза
63. КУЗЯКОВ Евгений
58. АУБАКИРОВ Каныш
56. АХТАМБЕРДИЕВ Ержан
55. КОЖАМКУЛОВ Мурат
55. ОМАРОВ Мурат
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz