Кирилл Привалов, "Итоги", 23 августа
"Не ракеты и не танки определяют в наше время безопасность государства, а способность обеспечивать себя энергоносителями и продуктами питания", – говорит посол Казахстана в России Заутбек Турисбеков Таможенный союз России, Казахстана и Белоруссии с каждым днем все больше превращается из акта в факт. О том, как, преодолевая кризис, наши страны реализуют "дорожную карту", определяющую векторы интеграции Москвы и Астаны, рассказал побывавший в гостях у редакции "Итогов" Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Казахстан в РФ Заутбек Турисбеков. – Господин посол, экономический кризис, хочется верить, остался позади. В какой мере этот удар пришелся по экономическим связям России и Казахстана? По "дорожной карте", подписанной руководителями обеих стран? – Кризис не помешал сотрудничеству наших государств. План совместных действий Казахстана и России на 2009–2010 годы является конкретизацией общих договоренностей, достигнутых между нашими странами, и включает в себя 40 конкретных мероприятий. Они охватывают весь спектр казахстанско-российского сотрудничества – политическую, экономическую, научную и гуманитарную сферы. Масштаб этих акций огромен. Так, в топливно-энергетическом комплексе ведется разработка совместного нефтяного баланса и плана транспортировки нефти, реализуется комплексная программа по сотрудничеству в деле мирного использования атома. И в коммерции Россия была и остается крупнейшим торговым партнером. Доля нашего двустороннего торгового оборота составляет более 18 процентов общего объема внешней торговли Казахстана. Если говорить по отраслям, то это и энергетика, и освоение космоса, и инновационные направления. В общем, антикризисный фонд, созданный на базе Евразийского банка, сделал свое дело. Тем более что у Казахстана и России есть четкий документ, определяющий векторы нашей кооперации. Начата работа над планом совместных действий на 2011–2012 годы. Надо уметь смотреть вперед! Что мы и делаем и разрабатываем проект программы уже до 2020 года. – И все-таки главная "инновация" – Таможенный союз. За высказываются многие. Но есть ведь и аргументы против? – Сколько лет строилась "единая Европа"? Двадцать, тридцать или больше? Да она и до сих пор строится… А тут такой шаг в евразийской интеграции! Как отметил президент Нурсултан Абишевич Назарбаев, создается огромный рынок с 170 миллионами потребителей. Единый рынок, который станет более привлекательным для инвесторов. Общий объем ВВП стран, входящих в это объединение, составит 2 триллиона долларов, объем промышленного производства – порядка 600 миллиардов долларов… Я не говорю уже о размахе производства сельхозпродукции. Это 112 миллиардов долларов. Представьте себе: на нас придется до 17 процентов экспорта пшеницы! Кроме того, Таможенный союз позволит отработать управление будущими процессами интеграции. Ведь это единственное объединение в рамках СНГ, обладающее наднациональным органом управления – комиссией Таможенного союза, решения которой имеют прямое действие. Не буду углубляться в детали, скажу только, что Таможенный союз – это предпосылка для перехода к следующему этапу интеграции – созданию единого экономического пространства, которое заработает с 2012 года. С единым рынком товаров и услуг, согласованной экономической политикой, свободным движением капиталов и рабочей силы… – А в перспективе – и к экономическому союзу. Но вы так ничего и не сказали о проблемах. – Их приходится решать совместно. Это и несбалансированность наших экономик, и нетарифное регулирование, и ввоз контрабандных товаров… Сегодня, как мне кажется, особенно важно в кратчайшие сроки привести национальную нормативно-правовую базу всех стран-участниц в соответствие с договорами, принятыми в рамках союза. Надо унифицировать таможенные кодексы. В союзе в первую очередь заинтересован бизнес. И деловым людям стоило бы, на мой взгляд, активнее участвовать в разработке правовой базы, определяющей модус вивенди в союзе. Для этого надо, наверное, чтобы министры, депутаты и бизнесмены посидели вместе не один денек, посовещались, поспорили и сказали: "Давайте-ка поменяем в законодательстве то-то и то-то!.." Отдельная проблема – увеличение срока пребывания без регистрации граждан наших государств. Вроде бы Россия и Казахстан вместе в Таможенном союзе, а получается, что для граждан Украины срок пребывания без регистрации в России – 90 дней, а для граждан Казахстана – всего 3 дня. Еще год назад главы наших государств поручили решить эту проблему, а воз и ныне там. Хотя какие-то второстепенные вещи решаются очень быстро. К примеру, обслуживание пассажиров международных рейсов в магазинах duty free. Не успели согласовать документы по Таможенному союзу, тут же россияне и казахстанцы, летающие друг к другу, лишились права обслуживаться в них. Или еще: программа добровольного возвращения соотечественников. Послушайте, если мы решили вместе развиваться, зачем пропагандировать переезд казахов из России, а русских из Казахстана. В чем смысл?.. Впрочем, самое непростое уже позади: союз начал существовать. Дальнейшее направление маневра покажет сама жизнь. Что ж, будем потихоньку друг к другу притираться… – С какого фланга притирка пойдет эффективнее? – ...Продовольственная безопасность – вот ключ к выживанию нации в будущем. А уж тут потенциал наших стран гигантский! Не ракеты и не танки определяют в наше время безопасность государства, а прежде всего способность обеспечивать себя продуктами питания. Поверьте мне: я родился в селе, вырос там и проработал в сельском хозяйстве практически двадцать лет. И как аким – так называют в Казахстане губернаторов – областью руководил в значительной степени сельскохозяйственной: Чимкентской. Раз мы в Таможенном союзе, давайте сделаем карту нашего общего пространства, где обозначим географию сельхозсотрудничества. Разве это нормально, что в Москве не найти в магазинах астраханских арбузов, дынь и помидоров? Разве это нормально, что Актау, казахстанский порт на Каспии, снабжается продуктами из Турции и Ирана?.. – То есть вы хотите вообще отказаться от импортного продовольствия? – Зачем? Импортная продукция – это апельсины, киви, бананы, ананасы, рыба какая-нибудь экзотическая. Она должна быть. А в классический потребительский набор, обеспечивающий продовольственную безопасность, входят хлеб, молоко, мясо, яйца, сахар, картофель, капуста… Когда-то на нашем рынке продавалось только свое. Теперь на нем почти все чужое. Надо сделать так, чтобы там было и свое, и импортное. Но все – на конкурентной основе. А чтобы наша продукция была конкурентоспособной, нужно создать для крестьянина нормальные условия. Прежде всего у него должен быть рынок сбыта. Меня спрашивают в российских городах: где можно купить казахстанское мясо? А я и ответить толком не могу: нет в Москве мяса из Казахстана, из Аргентины и Австралии зато есть. Почему? Да потому, что логистики не существует, чтобы это мясо, отличное по своим качествам, до Москвы довезти. – И каков же выход? – Во-первых, надо создавать вдоль границы большие комплексы откормочных площадок – создавать там свинофермы, фермы крупного рогатого скота, овцеводческие базы. С кормом проблем не будет. Пастбищ, правда, у нас мало осталось, огромная их часть была перепахана в свое время. Зато нет проблем с зерновыми – хватит и людям, и животным. К тому же в ВВЦ (бывшая ВДНХ) решается сегодня вопрос о восстановлении павильона "Казахстан", в котором мы планируем организовать продажу экологически чистой продукции из нашей республики. Будут представлены лучшие товаропроизводители изо всех областей. К примеру, в Южно-Казахстанской области реализуется совместный с москвичами проект выращивания экологически чистой плодоовощной продукции в биоконтейнерах. В скором времени она поступит в Москву. И второе: дороги надо строить, и делать это на совесть. Сама природа подарила нашим странам ключевое для евразийской географии положение. Еще в 2008 году был подписан Меморандум между транспортными министерствами Казахстана и России о сотрудничестве и развитии автодорог, связывающих Западную Европу и Западный Китай. Маршрут: Санкт-Петербург – Казань – Оренбург – Актобе (бывший Актюбинск. – "Итоги") – Алма-Ата – граница Китая. Протяженность 8445 километров. – Новый шелковый путь? – Вот-вот! Создана трехсторонняя рабочая группа. Казахстанскую часть этого автобана мы уже начали прокладывать, закончим к концу 2012 года. По нашей территории четырехрядка пойдет. В чем преимущество такого маршрута? Например, если на доставку грузов из Европы в Китай через Суэцкий канал требуется 35 суток – это 24 000 километров – или, скажем, по Транссибирской железнодорожной магистрали с ее 11 500 километрами эшелон будет идти 14 суток, то через автомобильный коридор "Западная Европа – Западный Китай" двадцатифутовый контейнер будет доставлен всего за 10 суток. По самой "гуманной" цене, с обеспечением всех норм безопасности – ведь в степях Евразии нет морских бандитов с гранатометами. Не говоря уже о том, что автострада тут же обрастет всевозможной инфраструктурой: гостиницами, ресторанами, сервисными станциями. Всего лишь один таможенный контроль на казахстанско-китайской границе – и пошел трейлер до Питера или Бреста! Почти две трети товарообмена между нашими странами идет за счет межрегионального сотрудничества. Сейчас в Казахстане действует около 3 тысяч компаний с российским участием, и большая часть из них завязана на приграничном сотрудничестве. Шутка ли: приграничная территория двух стран охватывает 12 российских регионов и 7 казахстанских областей. В условиях Таможенного союза потенциал регионального сотрудничества еще больше возрастет. И главное – ближе друг к другу и богаче станут наши народы. Мы, по большому счету, совершенно независимы от потенциалов других государств. По любым параметрам. И если говорить об энергоносителях: развиваем добычу нефти и природного газа, но при этом и активно сотрудничаем в сфере атомной энергетики. Независимы и в том, что касается наших гидроресурсов. Особенно российских… – Есть нехороший политологический прогноз: следующая мировая война, если она, не дай бог, разразится, будет из-за воды... – Как сегодня международные экономические сводки начинаются с сообщения цен на нефть, так завтра они будут открываться с объявления о стоимости воды. Ее нехватка – вот проблема для Азии. Кто ее может дать, скажем, Средней Азии, Китаю? Только Россия. Вижу, как в очень скором будущем по маршруту нефте- и газопроводов протянутся водоводы. Это невероятно перспективно, ведь 30 процентов мировых запасов пресной воды приходятся на Россию. Обь, Лена, Енисей… Один Байкал чего стоит! И нам, казахстанцам, эта живительная влага из огромных труб пригодится. Астана со дня на день станет городом-миллионником. Запасов Ишимского водохранилища нам может стать уже недостаточно… – А взамен в Россию потянутся казахстанские энергоносители. Впрочем, давайте не будем торопить завтрашний день. Поговорим об Астане сегодняшней. Правда ли, что красоты северной столицы Казахстана украсят московское метро? – Мы предложили это мэру Юрию Лужкову. Почему бы одной из новых станций московского метро не называться "Казахстанской"? Наши художники отделают ее вестибюли видами Астаны, чья архитектура славится во всем мире. А в Алма-Ате, где скоро заработает свой метрополитен, сможет появиться станция "Московская". Лучшей рекламной акции, чем эта подземная, для нашей интеграции и не придумаешь. |