Ольга СЕМЕНОВА, "Казахстанская правда", 22 сентября
Декриминализация ряда преступлений, смягчение наказаний и широкое применение методов, не связанных с изоляцией от общества, – эти новации, предусмотренные в Указе Президента "О мерах по повышению эффективности правоохранительной деятельности и судебной системы в Республике Казахстан", должны способствовать сокращению "тюремного населения" страны. О деятельности Министерства юстиции, направленной на реформирование правоохранительной системы, нашему корреспонденту рассказал вице-министр юстиции Дулат Куставлетов. – Дулат Рашидович, какие именно поправки в действующее законодательство готовит Минюст совместно с заинтересованными госорганами? – Для законодательного обеспечения положений указа Президента на заседании Межведомственной комиссии по вопросам законопроектной деятельности были рассмотрены и одобрены концепции ряда законопроектов. Они касаются вопросов дальнейшей гуманизации уголовного законодательства и усиления гарантий законности в уголовном процессе. Разработчиком выступила Генеральная прокуратура. Вопросы совершенствования и упрощения судопроизводства, а также расширения судебного контроля в досудебном производстве, внесения изменений и дополнений в Конституционный закон "О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан" прорабатывает Верховный суд. Проект закона о деятельности медицинских вытрезвителей и центров временной изоляции, адаптации и реабилитации несовершеннолетних готовит МВД. Проблемами противодействия рейдерству занимается Агентство по борьбе с экономической и коррупционной преступностью, выступившее разработчиком соответствующего нормативного правового акта. Нашим министерством подготовлены проекты законов о совершенствовании применения мер пресечения в виде домашнего ареста, подписки о невыезде и надлежащем поведении лиц, осужденных условно, к ограничению свободы, условно-досрочно освобожденных. – Расскажите, пожалуйста, более подробно о мерах по дальнейшей гуманизации уголовного законодательства. – В рамках проекта закона предусматривается декриминализация целого ряда составов преступлений, не представляющих большой общественной опасности, в том числе в экономической сфере. Эти деяния будут переведены в разряд административных правонарушений с одновременным установлением строгой ответственности за их совершение. Планируется ввести институт административной преюдиции путем установления уголовной ответственности за повторное совершение правонарушений в течение определенного времени. Деяния, относящиеся в настоящее время к категории преступлений небольшой и средней тяжести, будут также декриминализованы. Благодаря данным мерам снизится индекс заключенных и количество граждан, имеющих судимость. Значительный объем работы от органов уголовного преследования будет передан уполномоченным государственным структурам, осуществляющим контрольные и надзорные функции. Деятельность правоохранительных органов сосредоточится на предупреждении и расследовании тяжких и особо тяжких преступлений. В этом же контексте будет проведена переоценка степени тяжести отдельных преступлений со смягчением наказаний в необходимых случаях. Расширится сфера применения наказаний, не связанных с лишением свободы, в том числе в виде штрафов, общественных работ и ограничения свободы, а также альтернативных аресту мер пресечения. Широкое применение мер, не связанных с изоляцией от общества, также позволит сократить так называемое "тюремное население" страны. В проекте закона предусмотрено введение нового вида наказания – "возложение обязанности загладить причиненный вред". Оно будет применяться по всем преступлениям небольшой тяжести в тех случаях, когда суд посчитает, что подсудимый способен устранить последствия причиненного вреда. Альтернативные лишению свободы виды наказаний предусматривается ввести в санкциях по всем преступлениям небольшой и средней тяжести, в которых в настоящее время такой вариант отсутствует. В большинстве случаев, если деяние небольшой тяжести и было совершено по неосторожности, лишение свободы также будет исключено. Сроки будут снижены по преступлениям средней тяжести и привилегированным составам (совершение преступления в состоянии аффекта, превышение предела необходимой самообороны). Широкое применение в качестве основного вида наказания в уголовном законе получат штрафные санкции. Предусматривается введение новых оснований для освобождения от уголовной ответственности: в случае совершения деяния впервые, когда оно не повлекло нарушения прав граждан или организаций, нанесло вред исключительно интересам государства, и если при этом лицо добровольно и полностью возместило причиненный ущерб. Это позволит освободить от уголовной ответственности физических и юридических лиц, впервые уклонившихся от уплаты налогов, если ими будут полностью уплачены суммы недоимки, пени и штрафа. Кроме того, в целях либерализации уголовной политики в отношении частного предпринимательства предусматривается увеличение сумм, определяющих нижние границы крупного и особо крупного размеров. Это еще один способ декриминализации преступлений, поскольку некоторые деяния перейдут в разряд влекущих административную ответственность. – Какие меры будут приниматься для усиления защиты бизнеса от необоснованного вмешательства со стороны органов уголовного преследования? – Для этого будет введен особый порядок возбуждения уголовных дел по экономическим и коррупционным преступлениям. Право их возбуждения по результатам рассмотрения материалов доследственных проверок, проведенных органами уголовного преследования, передается в исключительную компетенцию прокурора. Такой порядок позволит минимизировать факты необоснованного возбуждения уголовных дел в отношении субъектов частного предпринимательства, нарушения процессуальных сроков, иных злоупотреблений со стороны должностных лиц. – В указе также говорится о необходимости свести до минимума варианты альтернативной подследственности… – Да, в частности, предусматривается отнесение к исключительной подследственности МВД расследование уголовных дел о преступлениях, связанных с незаконным оборотом наркотических средств. К исключительной подследственности органов финансовой полиции – расследование уголовных дел по коррупционным преступлениям и в экономической сфере. Альтернативную подследственность по делам о таких преступлениях планируется сохранить за органами национальной безопасности только в случаях, когда эти деяния совершены в совокупности с другими преступлениями, уголовные дела по которым относятся к подследственности КНБ. Реформирование также предполагает усовершенствование системы оценки деятельности правоохранительных органов. Теперь основными критериями должны быть профилактика преступности, эффективность защиты конституционных прав и свобод граждан, интересов общества и государства, доверие населения. Будет определен механизм внешней оценки, даваемой представительными органами и общественностью, введена рейтинговая оценка уровня коррупции в правоохранительных органах и судах, определены основы сотрудничества правоохранительных органов с институтами гражданского общества. – Согласно указу функции по исполнению решений судов от реорганизованного Комитета по судебному администрированию при Верховном суде перейдут к Министерству юстиции. Готовы ли вы к этой работе? – Конечно, Минюст готов к осуществлению данной функции после решения всех организационных и законодательных вопросов. В России, к примеру, успешно действует служба судебных приставов, занимающаяся организацией принудительного исполнения актов судов общей юрисдикции и арбитражных судов. А координирует и контролирует ее деятельность Министерство юстиции. Думаю, приняв на вооружение опыт наших соседей, мы будем исполнять возложенную на нас функцию достаточно эффективно. В завершение хотелось бы подчеркнуть, что основная цель принятия всех законопроектов, разработанных во исполнение указа, – обеспечение справедливой и реальной защиты прав граждан. |